Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цели, поставленные в курсовой работе, следующие:
Рассмотреть теоретические основы международной миграции кадров, а именно виды и причины трудовой миграции, основные центры притяжения мигрантов и последствия трудовой миграции для стран принимающих и стран-доноров;
Проанализировать масштабы современной международной миграции;
Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования международной трудовой миграции в странах-донорах и принимающих странах;

Файлы: 1 файл

Международная миграция рабочей силы.docx

— 51.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Масштабы современной международной трудовой миграции


 

В последние десятилетия  наблюдается интенсификация процессов  миграции. В 2008 г. 191 млн. человек, представлявших 3% мирового населения, жили за пределами стран своего происхождения, а в наши дни эта цифра приближается к отметке в 200 млн. Для примера, в 1960 г. количество мигрантов едва достигало 75 млн., или 2,5% населения Земли. Миграция в страны ОЭСР (страны Организации экономического сотрудничества и развития) продолжает расти. Около 4 млн. новых мигрантов въехали в страны ОЭСР на постоянной основе лишь в 2007 г., что на 10% больше, чем в 2006 г. Следует учитывать, что приведенные данные характеризуют легальную миграцию, однако существуют также значительные потоки нелегальных мигрантов [10].          Наибольшее количество мигрантов находится в Европе – 64 млн., в Азии – 53 млн., в Северной Америке – 45 млн. Почти половина всех мигрантов – женщины. 75% всех мигрантов сконцентрировано в 28 странах, и каждый пятый проживает в США.         В относительном измерении наибольшая доля мигрантов в населении – в Океании (18,7%), за ней следует Северная Америка (12,9%), затем – Европа и Африка. Наименьшая доля мигрантов в населении – в Азии (1,4%). В 1960 г. в 43 странах мигранты превышали 10% от населения. В 2000 г. число таких стран возросло до 70. Данная динамика отражает увеличивающиеся потоки мигрантов. Впрочем, есть страны, в которых доля мигрантов существенно превосходит 10%-ную отметку: ОАЭ – 71%; Кувейт – 62,1%; Сингапур – 42,6%; Израиль – 39,5%; Иордания – 39%; Саудовская Аравия – 25,9% [5, с.66].

ГЛАВА III. Государственное регулирование трудовой миграции


 

Миграционные процессы оказывают  многоаспектное влияние на страны эмиграции  и иммиграции. Естественно, что любое  государство, осуществляя экономическую  политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.       Государственная миграционная политика – это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее [12].         Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения.     Миграционная политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную [2, с.305-306].

3.1. Иммиграционная политика

 

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

  1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

 

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут  о так называемой ротационной иммиграции. По ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

  1. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
  2. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих  стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его  смысл заключается в том, что  государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые  нужны в данной стране, ограничивая  въезд всем остальным. Перечень желательных  иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся  к данной из следующих категорий:

- работники, готовые за  минимальную плату выполнять  тяжелую, вредную, грязную и  неквалифицированную работу;

- специалисты для новых  и перспективных отраслей –  программисты, узкоспециализированные  инженеры, банковские служащие;

- представители редких  профессий – огранщики алмазов,  реставраторы картин, врачи, практикующие  нетрадиционные методы лечения;

- специалисты с мировым  именем – музыканты, артисты,  ученые, спортсмены, врачи, писатели;

- крупные бизнесмены, переносящие  свою деятельность в принимающую  страну, инвестирующие капитал и  создающие новые рабочие места.             Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения [2, с.306-309].

3.2. Эмиграционная политика

 

Двойственное воздействие  на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.           Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

- стимулирование трудовой  миграции;

- ограничение трудовой  миграции;

- создание условий для  реэмиграции;

- создание условий для  адаптации реэмигрантов на родине [60].

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

  1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
  2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;
  3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
  4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;
  5. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
  6. выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;
  7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса [9].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

Исследование процессов международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики дает возможность сделать некоторые выводы.

Проделанная работа в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что

  • существует классификация форм трудовой миграции, с помощью которой можно определить характер миграционных потоков;
  • основными причинами трудовой миграции являются экономические причины;
  • точками притяжения наибольших потоков мигрантов являются такие страны как США, Канада и страны Зарубежной Европы;
  • иммиграция в большей степени положительно влияет на экономику принимающих стран, в то время как эмиграция напротив – оказывает, в основном, негативное воздействие. Это можно объяснить тем, что основным направлением иммиграции являются развитые страны, а источником эмиграции – развивающиеся.

Анализ современных миграционных процессов выявил, что

  • в настоящее время в мире около 200 млн. человек являются мигрантами;

Изучение методов целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать выводы о том, что

  • государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;
  • выделяют три основных направления иммиграционной политики: ограничение срока пребывания иммигранта в стране, политика без ограничения срока пребывания и разрешение на постоянное жительство с правом получения гражданства данной страны. Однако большинство стран используют селективный подход – разрешение на беспрепятственный въезд самым «нужным» работникам.
  • существует четыре основных направления эмиграционной политики: стимулирование трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции и создание условий для адаптации реэмигрантов на родине;

Итогом данного исследования является определение международной  миграции рабочей силы как основы функционирования мирового рынка труда  и одного из наиболее сложных элементов  международных экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» от 9 декабря 1989 г.
  2. Указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» от 16 декабря 1993 г. №2145        
  3. Закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ      
  4. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2005. – 137-142с.          
  5. Борисов В.А. Демография: Учебное пособие – М., 2005.   
  6. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006. – 294-317с. 
  7. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 148-168с.
  8. Мировая экономика: тенденции 90-х годов/Под ред. И.С.Королева – М.: Наука, 1999.           
  9. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. №2
  10. Рыбаковский О. Миграционный опыт и миграционные установки // Социальная и демографическая политика. 2007. №6
  11. Рязанцев С. Миграция населения // Социальная и демографическая политика. 2007. №2
  12. Сас И. «Открытые двери или проходной двор?», Независимая газета. 2008. http://www.demoscope.ru
  13. Тюрюканова Е. «Трудовая миграция в Россию». 2008. http://www.demoscope.ru

 

 

 


Информация о работе Международная миграция рабочей силы