Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 12:00, курсовая работа
Цели, поставленные в курсовой работе, следующие:
Рассмотреть теоретические основы международной миграции кадров, а именно виды и причины трудовой миграции, основные центры притяжения мигрантов и последствия трудовой миграции для стран принимающих и стран-доноров;
Проанализировать масштабы современной международной миграции;
Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования международной трудовой миграции в странах-донорах и принимающих странах;
ГЛАВА II. Масштабы современной международной трудовой миграции
В последние десятилетия наблюдается интенсификация процессов миграции. В 2008 г. 191 млн. человек, представлявших 3% мирового населения, жили за пределами стран своего происхождения, а в наши дни эта цифра приближается к отметке в 200 млн. Для примера, в 1960 г. количество мигрантов едва достигало 75 млн., или 2,5% населения Земли. Миграция в страны ОЭСР (страны Организации экономического сотрудничества и развития) продолжает расти. Около 4 млн. новых мигрантов въехали в страны ОЭСР на постоянной основе лишь в 2007 г., что на 10% больше, чем в 2006 г. Следует учитывать, что приведенные данные характеризуют легальную миграцию, однако существуют также значительные потоки нелегальных мигрантов [10]. Наибольшее количество мигрантов находится в Европе – 64 млн., в Азии – 53 млн., в Северной Америке – 45 млн. Почти половина всех мигрантов – женщины. 75% всех мигрантов сконцентрировано в 28 странах, и каждый пятый проживает в США. В относительном измерении наибольшая доля мигрантов в населении – в Океании (18,7%), за ней следует Северная Америка (12,9%), затем – Европа и Африка. Наименьшая доля мигрантов в населении – в Азии (1,4%). В 1960 г. в 43 странах мигранты превышали 10% от населения. В 2000 г. число таких стран возросло до 70. Данная динамика отражает увеличивающиеся потоки мигрантов. Впрочем, есть страны, в которых доля мигрантов существенно превосходит 10%-ную отметку: ОАЭ – 71%; Кувейт – 62,1%; Сингапур – 42,6%; Израиль – 39,5%; Иордания – 39%; Саудовская Аравия – 25,9% [5, с.66].
ГЛАВА III. Государственное регулирование трудовой миграции
Миграционные процессы оказывают
многоаспектное влияние на страны эмиграции
и иммиграции. Естественно, что любое
государство, осуществляя экономическую
политику, не может не регламентировать
процессы трудовой миграции. С этой
целью оно проводит определенную
миграционную политику. Государственна
В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:
Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции. По ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:
- работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;
- специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
- представители редких
профессий – огранщики алмазов,
- специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
- крупные бизнесмены, переносящие
свою деятельность в
Двойственное воздействие на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов. Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:
- стимулирование трудовой миграции;
- ограничение трудовой миграции;
- создание условий для реэмиграции;
- создание условий для
адаптации реэмигрантов на
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование процессов международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики дает возможность сделать некоторые выводы.
Проделанная работа в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что
Анализ современных миграционных процессов выявил, что
Изучение методов целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать выводы о том, что
Итогом данного исследования
является определение международной
миграции рабочей силы как основы
функционирования мирового рынка труда
и одного из наиболее сложных элементов
международных экономических
Список используемой литературы