Международная торговля лицензиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать ситуацию на рынке торговли лицензиями и выработать ряд мер для повышения конкурентоспособности нашей страны на данном рынке.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие "лицензия", а также объекты лицензионной торговли;

- рассмотреть структуру и содержание лицензионного соглашения;

- выявить основные формы лицензионных платежей;

- оценить место России на рынке лицензий;

- выявить проблемы России в области разработки и продажи технологий и предложить ряд мер по их устранению.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие лицензий, объекты лицензионной торговли.
2. Организация международной лицензионной торговли.
3. Место России в международной торговле лицензиями.
Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ВЭД.docx

— 56.51 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, понятие ноу-хау  достаточно широко, оно охватывает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую прежде всего для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.

 

В международной практике наиболее часто встречаются патентные  лицензии с одновременной передачей  ноу-хау и оказанием технической  помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств, поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

 

При заключении договоров  на ноу-хау не действует патентная  защита, поэтому особое значение в  данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении  ноу-хау как в период срока  действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок ознакомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.

 

Продажа лицензий позволяет  существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы  на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых  изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин – от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.

 

Препятствием для экспорта изделий нередко является протекционистская  политика правительства страны, в  которую предполагаются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные  квоты, поощрение ввоза изделий  в разобранном виде (с целью  развития национальной промышленности).

 

Во всех этих случаях продажа  лицензий – один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует отметить, что при продаже  лицензии обычно предусматривается  поставка материалов, узлов и деталей  для выпуска продукции. Таким  образом, лицензионная торговля оказывается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.

 

Продажа лицензии может быть способом выхода фирмы-продавца на ноу-хау  и другие достижения фирмы-покупателя, поскольку в соглашениях обычно имеется пункт о взаимном обмене усовершенствованиями, которые будут  сделаны в изделии или технологии в течение срока действия лицензионного  контракта.

Основные выводы по первой главе:

 

-   к объектам лицензионной  торговли относятся изобретения,  промышленные образцы, товарные  знаки и ноу-хау;

 

-   выделяют патентные  и беспатентные лицензии, самостоятельные  и сопутствующие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация международной  лицензионной торговли

 

 

Существует три основных вида лицензий: простая, исключительная и полная.

 

При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой  право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять  аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются  в сфере производства товаров  широкого потребления, где трудно осуществить  точный учет производимой продукции, потребность  в которой настолько велика, что  наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

 

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляются  исключительные права на использование  объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может  предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать  лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого  соглашения. Для исключительных лицензий характерно максимальное сужение территории, на которой могут использоваться предусмотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто  применяется в международной  практике.

 

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права  на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

 

Продажа лицензий осуществляется посредством заключения лицензионного  соглашения.

 

Лицензионное соглашение – это договор, по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право  на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение.При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях в течение определенного срока.

 

Заключению лицензионного  договора предшествует сложная подготовительная работа, так как потенциальный  покупатель предъявляет особые требования к объекту лицензии, а продавец – к потенциальному покупателю.

 

Основными требованиями, предъявляемыми к объекту лицензии, являются:

 

-   высокий технический  уровень;

 

-   промышленное освоение;

 

-   патентная защита  объекта;

 

-   "технологический  пакет" лицензии, т.е. комплекс  элементов, обеспечивающих привлекательность  объекта лицензии для потребителя:  ноу-хау, поставка оборудования, комплектующих, запасных частей, исходного сырья, полуфабрикатов, а также техническую помощь, обучение  персонала и др., т.е. все то, что может ускорить освоение  технологии и наладить эффективное  производство.

 

После проведения переговоров  заключается лицензионный договор, который имеет определенную структуру, хотя каждое соглашение является сугубо индивидуальным вследствие различий предметов  соглашений, позиций партнеров и  др.

 

Лицензионный договор  обычно состоит из следующих разделов:

 

1. Преамбула. Содержит  сведения о партнерах, их наименовании  и юридические адреса.

 

2. Определения. Даются  определения понятий, использованных  в соглашении, с целью исключения  их неодинакового толкования. Как правило, определяются следующие термины: способ (технологический процесс); продукция по лицензии; специальная продукция, которая не попадает под определение продукции по лицензии; техническая документация, необходимая для производства продукции по лицензии; оборудование, используемое для осуществления технологического процесса, изготовления продукции; комплектующие изделия; патенты (принадлежащие лицензиару патенты и патентные заявки); ноу-хау, необходимые и достаточные для освоения лицензии; территория (зона исключительного и неисключительного права, зона экспорта); начало коммерческого производства (дата изготовления первого образца или выпуска первой серийной партии продукции по лицензии); отчетный период (период деятельности лицензиата по выполнению условий лицензионного соглашения); продажная цена (цена продукции по лицензии).

 

3. Предмет соглашения. Указываются  полное название предмета соглашения  и название лицензии по объему  передаваемых прав (полная, исключительная, простая), а также номера патентов. Определяется объем передаваемых  прав и оговариваются условия  предоставления сублицензии третьим  лицам.

 

Если при полной лицензии лицензиату предоставляются все  права без ограничений, то при  исключительной и простой лицензии в условиях соглашения вводятся те или иные ограничения: территории, срока  действия сферы использования, объема производства и реализации продукции, в части приобретения лицензиатом  оборудования, комплектующих изделий, сырья, материалов, цены продукции по лицензии.

 

Сублицензия может предоставляться  третьим лицам лицензиатом, купившим полную или исключительную лицензию, если в лицензионном договоре специально оговорена эта возможность. Обычно по объему права сублицензия соответствует  простой лицензии. Вознаграждение за сублицензию распределяется между  лицензиатом и лицензиаром.

 

4. Техническая документация. Оговариваются сроки представления  технической документации для  производства продукции по лицензии  и требования, которым она должна  соответствовать. Перечень технической  документации приводится в приложении  к соглашению.

 

5. Территория действия  соглашения. Определяются территориальные  границы действия лицензионного  соглашения, указываются страны, где  лицензиат получает право производить  и продавать продукцию по лицензии.

 

6. Гарантия и ответственность.  Определяются гарантии и ответственность  сторон по патентно-правовым, техническим  и производственным вопросам, вопросам  взаимоотношения сторон.

 

7. Платежи. Указываются  размер лицензионного вознаграждения  и условия его оплаты. Оплата  технической помощи и поставок  оборудования может быть осуществлена  отдельно.

 

8. Усовершенствования, новые  патенты. Указываются обязательства  сторон, касающиеся порядка обмена  усовершенствованиями. Обмен может  быть совершен как безвозмездно, так и за плату.

 

9. Техническая помощь. Определяются  условия и объем оказания технической  помощи.

 

10. Сборы и налоги. Оговариваются  вопросы уплаты сборов и налогов,  связанные с заключением и  выполнением условий соглашения, а также с обменом валюты  и переводом платежей на счет  лицензиара.

 

11. Информация и отчетность. Этот раздел включается в договор  в случае, когда вознаграждение  выплачивается в виде роялти, оговариваются сроки и условия  представления бухгалтерских данных  о произведенной, проданной и  использованной продукции по  лицензии, сведения о ценах.

 

12. Обеспечение конфиденциальности. Фиксируются обязательства по  сохранению конфиденциальности  получаемых от партнера сведений  различного характера. Это особенно  важно в случае, когда предмет  лицензии содержит ноу-хау.

 

13. Разрешение споров. Прежде  всего указывается, что при возникновении споров должны быть приняты все меры к мирному урегулированию разногласий. Определяется порядок рассмотрения споров с привлечением арбитража.

 

14. Условия вступления  соглашения в силу и порядок  прекращения его действия. Указываются  срок действия, условия вступления  соглашения в силу, порядок расторжения  соглашения, последствия окончания  срока действия или досрочного  прекращения действия.

 

15. Прочие условия. В  заключительном разделе оговаривается,  право какой стороны будет  использовано при рассмотрении  не полностью урегулированных  данным соглашением вопросов. Указывается  возможность переуступки прав, перехода  прав при реорганизации одной  из сторон.

 

Лицензионные платежи (цена лицензии) подразделяются на периодические (роялти) и единовременные (паушальные).

 

Периодические платежи (роялти) – это отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, т.е. размер вознаграждения, зависящий  от экономического эффекта использования  лицензии.

 

При периодических платежах доля лицензиара в прибыли лицензиата определяется размером отчислений от стоимости единицы продукции, произведенной  по лицензии. Периодические платежи  лицензиат выплачивает лицензиару ежегодно в течение действия лицензионного  соглашения, начиная с момента  выпуска готовой продукции. В  отличие от паушального платежа  при периодических отчислениях  лицензиар может полностью получить причитавшуюся ему долю прибыли. Доля прибыли варьирует в зависимости  от вида лицензии: 10% при простой  лицензии, 20% при исключительной лицензии, 30—35% при полной лицензии.

 

Сведения о сумме прибыли  и объемах продаж содержатся в  финансовых отчетах фирм, которые  публикуются и, следовательно, могут  контролироваться лицензиаром.

 

Периодическая форма платежей используется в 90% лицензионных соглашений.

 

В связи с возможностью изменения конъюнктуры товарного  рынка или условий производства в течение срока действия лицензионного  соглашения иногда используют дифференцированные ставки роялти. Это зависит от колебаний  мировых цен, изменений объемов  производства и т.д. Дифференциация ставок применяется в целях стимулирования лицензиата к расширению объема производства путем снижения процента отчислений.

 

Единовременные (паушальные) платежи не связаны по времени  с использованием лицензии, а устанавливаются  заранее на основании экспертных оценок. Паушальный платеж является твердо зафиксированной в лицензионном соглашении суммой вознаграждения, осуществляемого единовременно и не зависящего от объема производства или сбыта лицензионной продукции. Он определяется на основе расчетной прибыли и представляет собой среднюю сумму роялти, которые лицензиар ожидает получить за весь срок действия лицензионного соглашения без учета колебаний цен на рынке. Паушальные платежи могут быть осуществлены путем передачи части ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. При передаче части ценных бумаг лицензиата (акций, облигаций) лицензиар стремится установить контроль над производственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций, а иногда и больше. Встречная передача технической документации используется при перекрестном лицензировании и предполагает взаимный обмен лицензиями, технологическими знаниями и опытом.

Информация о работе Международная торговля лицензиями