Международная торговля товарами и услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:39, реферат

Описание работы

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией между­народного разделения труда в условиях научно-технической революции.
Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В формациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным образом предметы роскоши, пряности, некоторые виды минерального сырья.

Файлы: 1 файл

Международная торговля.docx

— 616.41 Кб (Скачать файл)

Международная торговля

 

 

 

Международная торговля —  это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный  со всеобщей интернационализацией хозяйственной  жизни и интенсификацией между­народного  разделения труда в условиях научно-технической  революции.

 

Внешняя торговля возникла в  глубокой древности. В формациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международный  обмен поступала небольшая часть  продуктов, главным образом предметы роскоши, пряности, некоторые виды минерального сырья.                  

 

Мощным стимулом развития международной торговли стал переход  от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, а также создание национальных государств, установление производственных связей как внутри стран, так и  между ними.

 

Создание крупной промышленности позволило сделать качественный скачок в развитии производительных сил в международной торговле. Это привело к увеличению масштабов  про­изводства и улучшению транспортировки  товаров, т.е. были созданы предпосылки  для расширения хозяйственных и  торговых связей между странами, а  вместе с тем усилило необходимость  расширения международной торговли. На современном этапе международная  торговля является наиболее развитой формой международных экономических  отношений. Необходимость ее обусловлена  следующими факторами:

 

 во-первых, образованием  мирового рынка как одной из  исторических предпосылок капиталистического  способа производства;

 

во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично  развивающихся отраслей, которую  невозможно реализовать на внугреннем рынке, вывозится за границу;

 

в-третьих, тенденцией, возникшей  на нынешнем этапе развития  экономики  к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость  внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы  внутреннего спроса, и предприниматели  каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки.

 

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется  потребностями сбыта продукции  на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров  извне и, наконец, стремлением извлечь  более высокую прибыль в связи  с использованием дешевой рабочей  силы и сырья развивающихся стран.

 

 Особенность развития  международной торговли после  Второй мировой войны заключается  в ее динамичном развитии. Этому  способствовала прежде всего  научно-техническая революция, которая  стимулировала обновление и расширение  основного капитала, что было  вызвано как созданием новых  отраслей, так и коренной технической  реконструкцией старых производств.

 

Важным фактором высоких  темпов экономического развития в послевоенный период было государственное регулирование  экономики с целью интенсификации процессов накопления капитала и  предотвращения экономических кризисов.

 

Кроме того, экономическому росту в значительной степени  способствовала возросшая мощь промышленных предприятий, которые в рамках своих  производственных комплексов, Составляющих подчас целые отрасли национального, а иногда и международного производства, вводили элементы планирования и  прогнозирования.

 

Значительную роль в экономическом  росте послевоенного периода  играла и борьба трудящихся стран  Запада за улучшение своего материального  положения, что заставляло промышленные компании идти по пути технического прогресса.

 

Непосредственными причинами  роста мировой торговли являются важные сдвиги в производстве в условиях научно-технической революции, которые  потребовали специализации и  кооперирования в международном  масштабе. Данные процессы послужили  главным фактором быстрого роста  товарообмена между странами, причем этот рост происходил главным образом  за счет продукции обрабатывающей промышленности.

 

На интенсивность товарообмена между государствами оказал влияние  возросший экспорт капитала и  усиление транснациональных компаний за счет специализации и кооперирования своих предприятий, расположенных  в разных странах.

 

Росту темпов международного товарообмена способствовала также  интеграция, особенно в Западной Европе, поскольку были отменены ограничения  в торговле между этими странами, на которые приходится почти половина объема мировой торговли.

 

Кроме того, в структуре  международной торговли произошли  изменения под воздействием научно-технической  революции, ускорившей процесс международного разделения труда и вызвавшей  рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами.

 

Изменения в структуре  товарного экспорта характеризуются  тем, что если до Второй мировой войны  международная торговля была преимущественно  сырьевой, то в 90-е гг. неуклонно увеличивается  доля готовых изделий, удельный вес  которых в настоящее время  составляет более 2/3 мирового товарооборота.

 

Появляются новые отрасли  и виды производств, что усиливает  зависимость ряда стран от импорта  некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа и др. Например, доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей США составляет по кобальту 85%, марганцу — 100, бокситам — 96, никелю — 75%. Подобное положение  наблюдается также в Западной Европе и Японии.

 

Важным фактором развития международной торговли в условиях высокоразвитой рыночной экономики  является вывоз капитала, который  симулирует рост внешней торговли. Вывоз капитала в предпринимательской  форме влечет за собой вывоз товаров, так как он связан с поставками средств производства для предприятий, создаваемых за рубежом.

 

Ранее инвестиции иностранного капитала направлялись преимущественно  в экономически отсталые страны, главным  образом в экспортные отрасли  экономики. После Второй мировой  войны направление экспорта капитала изменилось — теперь он вывозится  преимущественно из одних промышленно  развитых стран в другие, что ведет  к усилению интернационализации  производства и капитала.

 

В результате возникли два  вида международных компаний, имеющих  предприятия в разных странах, а  именно: транснациональные корпорации (ТНК) и международные корпорации (МНК). Первые представляют собой компании, национальные по капиталу, но интернациональные  по сфере деятельности, а вторые — интернациональные и по капиталу и по сфере деятельности.

 

Международные компании, и  прежде всего ТНК, оказывают огромное влияние на внешнюю торговлю: на долю их внутрикорпорационного оборота  приходится почти 1/3 всего мирового экспорта. Так, известная американская компания ИБМ создала альянсы  более чем с 40 партнерами. Японская компьютерная фирма «Фудзису» создала  альянс с "Тексас инструментс", «Сименс» и «Хитачи».

 

Под воздействием этих факторов международный товарный обмен достиг небывалого размаха. Например, если в 1970 г. мировой объем экспорта составлял 315,1 млрд долл., то в 1992 г. — 3662,4 млрд долл., т.е. увеличился в 11,6 раза, соответственно и объем импорта возрос с 328,3 млрд долл. до 3796,8 млрд долл., т.е. тоже в 11,6 раза*.

Необходимо отметить, что  изменилась географическая структура  международной торговли, которая  определяется особенностями развития отдельных стран и их ролью  на мировом рынке. Об этом свидетельствуют  следующие данные (см. табл. 4.1). Из таблицы  видно, что доля промышленно развитых стран в мировом хозяйстве  составляет 71—72%, примерно такая же их доля и в импорте. Свыше 20% международной  торговли приходится на развивающиеся  страны. Но в каждой из этих групп  происходят существенные изменения.

 

Таблица 4.1

 

Распределение мирового экспорта и импорта по странам, %

Источник: Фомичев В.И. Указ соч. — С. 59.

 

 

 

К крупнейшим мировым экспортерам  относятся Германия, Япония, США, Франция, Великобритания, Италия. Среди развивающихся  стран нужно выделить так называемые «новые ин­дустриальные страны»  Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА), а  именно: Сянган (Гонконг), Южную Корею, Сингапур и Тайвань, совокупный экспорт  которых превышает экспорт Франции, а также Китай, на Ближнем Востоке  — Саудовскую Аравию, в Латинской  Америке — Бразилию и Мексику. Примерно такое же положение эти страны занимают и в мировом импорте. Крупнейшим же мировым импортером являются США.

 

Количественными показателями, характеризующими значимость экспорта для экономики страны, являются экспортная и импортная квоты, которые рассчитываются как отношение стоимости экспорта и импорта к стоимости ВВП  за соответствующий период в процентах (см. табл. 4.2).

 

Таблица 4.2

 

Экспортная и импортная  квоты по странам (1994 г.), %

Источник: Фомичев В.И. Указ. соч. — С. 43.

 

 

 

Таблица показывает, что все  большая часть конечного общественного  продукта реализуется на внешних  рынках. Особенно это относится к  таким странам, как Бельгия, Малайзия, Словакия, Чехия и Эстония, у которых  доля экспорта в отношении к ВВП  составляет свыше 50%. Примерно такова же их доля и по импорту товаров.

 

Эти данные свидетельствуют  о том, что в значительно большей  зависимости от внешних производственных связей находятся страны с небольшой  территорией и численностью населения. Значительно меньше зависят от внешних рынков США, где структура экономики носит более комплексный характер. Так, экспортная квота США в общем объеме совокупного промышленного и сельскохозяйственного производства составляет 10,7%, а импортная — 12,1%.

 

Вместе с тем расширение внешнеэкономических связей продиктовано не только потребностью сбыта продукции  на внешних рынках, но и необходимостью получения определенных товаров  из-за границы. Особенно большую роль внешний рынок играет для развивающихся  стран, так как многие из них имеют  относительно ограниченные размеры  внутреннего рынка.

 

В настоящее время одним  из важнейших факторов повышения  эффективности производства является включение государства в процесс  международного разделения труда. Участие  в нем и развитие внешнеэкономических  связей способствуют росту эффективности  производства прежде всего из-за различий в издержках производства в отдельных  странах. При этом также появляется возможность приобретать за границей те виды сырья и продовольствия, стоимость которых на внешних  рынках ниже, чем на внутренних.

 

Однако даже при равенстве  затрат на изготовление продукции в  разных странах международное разделение труда и обмен товарами необходимы для увеличения масштабов производства и оптимизации его размеров.

 

Международная специализация  и кооперирование позволяют сосредоточить  научные силы, квалифицированные  кадры и материальные ресурсы  в тех отраслях производства, в  которых страна специализируется на мировом рынке. Это является условием повышения технического уровня производства, роста производительности труда  и повышения качества продукции.

 

При этом создаются условия  для использования передового зарубежного  технического опыта в целях ускорения  научно-технического прогресса путем  прямой покупки лицензий, «ноу-хау» на изобретения, технологические процессы, новые изделия, а также для  применения приобретенных за границей новейших машин и оборудования.

 

Особо следует отметить закупки  лицензий на новую технологию за границей, к чему активно прибегают все  промышлен-но развитые страны. Например, в Японии, ФРГ и Франции затраты  на покупку таких лицензий в 2-3 раза превышают доходы от их продажи.

 

Обмен товарами между странами занимает особое место в международном  разделении труда, основным побудительным  мотивом которого являемся стремление к получению экономических выгод. Движущая сила международного разделения труда в условиях товарного производства — это закон стоимости, проявляющийся в различиях национальной и интернациональной стоимости производства товаров.

 

Под влиянием научно-технической  революции торговые связи между  странами усложняются и обогащаются, все более перерастая в комплексную  систему мирохозяйственных связей, в которой торговля, хотя и продолжает занимать ведущее место, постепенно теряет свое значение.

 

Прогнозы и расчеты  свидетельствуют о том, что международное  разделение труда будет неуклонно  углубляться и дальше, и на его  основе опережающими темпами будут  расти меж­дународный обмен товарами и услугами.

 

В перспективе производство экономически развитых стран все  в большей степени будет ориентироваться  на внешних производителей, а внутренний спрос — на импорт. В развивающихся  странах предполагается сравнительно быстрое, по преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.

 

Мировой рынок следует  отличать от национальных рынков отдельных  стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран  мира и имеет следующие отличительные  особенности.

 

Во-первых, если на национальном рынке движение товаров обусловлено  такими факторами, как производственные связи между предприятиями и  районами страны, то на мировой рынок  значительное влияние оказывают  межгосударственные границы и внешнеэкономическая  политика отдельных стран.

 

Во-вторых, отличительной  чертой мирового рынка является существование  особой системы — системы мировых  цен.

 

В-третьих, мировой рынок  товаров дополняется рынком услуг, в частности торговлей лицензиями.

 

В-четвертых, структура и  направление торговли отдельных  стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности  их товаров.

 

И, наконец, в-пятых, мировой  торговле присуща неравномерность  роста как торговли отдельных  стран, так и всего мирового товарооборота.

 

В современных условиях мировой  рынок становится сферой деятельности крупных компаний — крупнейших транснациональных  компаний США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и других стран. Причем эти компании объединяют свои усилия с целью укрепления позиций на мировом рынке в  конкурентной борьбе с другими компаниями.

Информация о работе Международная торговля товарами и услугами