Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;
2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;
3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки;

Содержание работы

Введение 2
1. Международная торговля услугами – важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики 4
2. Формирование региональных рынков услуг 11
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами 15
Заключение 20
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

международная торговля услугами.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

Экономические реформы в Российской Федерации  привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка15.

Важное  значение имеет дальнейшее совершенствование  транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

Важным  фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

В настоящий  момент в России имеются пробелы  в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.

При успешном преодолении кризиса в экономике  России должны коренным образом измениться и действующие на общенациональном уровне условия воспроизводства, включая устранение дефицита платежеспособного спроса и нехватки инвестиционных ресурсов, снижение тяжелых ставок налогообложения и уровня заемного процента, стабилизацию валютного курса. Тогда отпадет необходимость в селективной поддержке государством отдельных перспективных сегментов отечественной сферы услуг, потеряют остроту и проблемы экономической безопасности страны. Россия получит возможность устойчивого расширения выпуска и реализации сервиса. Она может рассчитывать на существенный рост поставок зарубежным потребителям ряда конкурентоспособных на международных рынках видов отечественных услуг при одновременном экономически оправданном расширении сбыта таких в широком смысле слова «импортозамещающих» услуг отечественным потребителям. В то же время будет расти и российский импорт услуг. Все это сформировало бы предпосылки продвижения к тем целям, которые, на наш взгляд, стоят перед Россией в области международной торговли услугами и охватывают: укрепление конкурентоспособности выпускаемых в стране импортозамещающих и экспортных услуг, ее подтягивание к международному уровню; модернизацию на этой основе видовой структуры российского экспорта и импорта услуг; рост масштабов невидимого экспорта, а также импорта высококлассных услуг; существенное сокращение либо устранение формирующегося в невидимой торговле страны пассивного сальдо платежей.

 

Заключение

 

Общеизвестен  факт, что на протяжении всего XX века сектор услуг рос опережающими темпами по сравнению с остальными секторами экономики. Наиболее заметна эта тенденция в развитых странах, в которых сектор услуг составляет от 60% до 80% ВВП - так что, возможно, вместо "индустриально развитых" эти страны было бы правильнее называть "сервисно развитыми". Напротив, в большинстве развивающихся стран доля сервисов в ВВП значительно меньше, а в беднейших странах часто составляет менее половины.

Услуги  отличаются от товарного производства меньшей капиталоемкостью и большей трудоемкостью. Строго говоря, разница между секторами по этим параметрам меньше внутрисекторного разброса этих же параметров, но в среднем это утверждение справедливо.

Также известно, что в развивающихся странах, обычно из-за более низкой капиталовооруженности (но иногда также и из-за структурных  и институциональных проблем, в частности из-за неразумной политики регулирования) производительность труда в целом ниже, чем в развитых странах, поэтому рабочие руки и ресурсы стоят дешевле. Поэтому в развивающихся странах сектор услуг (как внутренних, так экспортных) должен был бы расти опережающими темпами - не только по сравнению с производственными секторами, но и по сравнению с соответствующими секторами экономик развитых стран.

Исходя  из этого соображения можно предположить, что структура экономик развитых и развивающихся стран должна была бы быть в точности обратной: сектор услуг должен преобладать в развивающихся странах. Для некоторых стран это справедливо; так, по данным CIA World Factbook, доля сектора услуг в ВВП Гонконга составляет более 90%. Но в среднем это не так. Это означает, что на практике мы сталкиваемся с более сильными противоположно направленными тенденциями, и наблюдаемые факты нуждаются в дополнительных объяснениях.

Объяснения  опережающего роста сектора услуг  многочисленны; среди них следует  упомянуть:

1. "Экстернализацию"  услуг, которые ранее оказывались  по бартеру или в рамках  сложных систем взаиморасчетов  внутри домохозяйства или общины. Так, в примитивном обществе  юридические услуги оказывает  старейшина, а белье стирает жена, и это не может быть учтено  в ВВП. Напротив, в современном обществе юридические услуги оказывает адвокат, а белье стирает прачечная - то и другое делается за деньги и учитывается в статистике ВВП.

В современных  условиях большую роль также играет отчасти аналогичное явление, известное как outsourcing, когда предприятия передают функции, ранее исполнявшиеся их "затратообразующими" подразделениями, внешним компаниям. Например, вместо того, чтобы нанимать бухгалтера и платить ему зарплату, предприятие обращается к внешней бухгалтерской компании. Обычно это осуществляется с целью сокращения издержек и/или контроля над ними.

2. Высвобождение  рабочих рук в результате повышения  производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве; в соответствии с законом Сэя, предложение равно спросу, поэтому сужение спроса на рабочие руки в промышленности, обусловленное повышением производительности труда, приводит к расширению или созданию предложения для других отраслей экономики. В действительности, здесь мы имеем дело с несколько более сложной причинно-следственной цепочкой; так, неясно, почему повышение производительности труда в промышленности обязательно приводит к высвобождению рабочих рук, а не к увеличению производства.

3. Появление  целых отраслей, относящихся к  сфере услуг, для которых в  доиндустриальных и "классических" индустриальных обществах вообще  нет аналогов - например, разработки программного обеспечения. Впрочем, это объяснение порождает тот же вопрос, что и предыдущее: ведь известно, что в "материальных" секторах экономики также возникло немало принципиально новых отраслей, то есть само по себе оно не может объяснить опережающего роста сферы услуг.

4. Так  называемый "постиндустриальный  переход"; впрочем, это понятие является не столько объяснением, сколько просто альтернативным описанием наблюдаемого явления. Тем не менее, понятие "постиндустриального перехода" часто оказывается основанием для выдачи политических рекомендаций, сводящихся к простому рассуждению: "в развитых странах сектор услуг растет опережающими темпами, поэтому если мы обеспечим опережающий рост сектора услуг в нашей стране, то она станет развитой".

В такой  формулировке подобные рекомендации звучат как примитивное магическое мышление; разумеется, на практике подобные рекомендации используют более сложную и наукообразную аргументацию, опирающуюся на менее очевидные логические ошибки, поэтому часто они звучат намного убедительнее, но логический скелет этих рекомендаций именно таков.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и Ко, 2009.
  2. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова, С. В. Карпова. – М.: Академия, 2007.
  3. Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. – М.: Высшее образование, 2008.
  4. Гагаринов В.И. Россия в международной торговле. – М.: АСА, 2007.
  5. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008.
  6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и Ко, 2009.
  7. Романеева Е.В., Титова А.А. Анализ современного состояния и перспектив международной торговли услугами как показателя конкурентоспособности услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2008. - № 3. - С. 233-244.
  8. Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. – М.: Восток-Запад, 2009.
  9. Седов К. С. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. – М.: Экономика, 2006.
  10. Сидорова Е.Ю. Международная торговля. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2006.
  11. Симионов Ю. Ф., Лыкова О. А. Международная экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

 

1 Сидорова Е.Ю. Международная торговля. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2006. – с. 31.

2 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и Ко, 2009. – с. 72.

3 Внешнеэкономическая деятельность: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова, С. В. Карпова. – М.: Академия, 2007. – с. 84.

4 Романеева Е.В., Титова А.А. Анализ современного состояния и перспектив международной торговли услугами как показателя конкурентоспособности услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2008. - № 3. - С. 233.

5 Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 83.

6 Внешнеэкономическая деятельность: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова, С. В. Карпова. – М.: Академия, 2007. – с. 94.

7 Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 92.

8 Романеева Е.В., Титова А.А. Анализ современного состояния и перспектив международной торговли услугами как показателя конкурентоспособности услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2008. - № 3. - С. 235.

9 Внешнеэкономическая деятельность: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова, С. В. Карпова. – М.: Академия, 2007. – с. 102.

10 Симионов Ю. Ф., Лыкова О. А. Международная экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – с. 58.

11 Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и Ко, 2009. – с. 115.

12 Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. – М.: Восток-Запад, 2009. – с. 75.

13 Гагаринов В.И. Россия в международной торговле. – М.: АСА, 2007. – с. 26.

14 Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008. – с. 137.

15 Седов К.С. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. – М.: Экономика, 2006. – с. 17.


Информация о работе Международная торговля услугами