Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:05, реферат
Республика Беларусь — молодое европейское государство, независимость и суверенитет которого признаны мировым сообществом после распада СССР. В начале 2005 г. Беларусь поддерживала дипломатические отношения со 153 государствами мира, являлась членом более 60 международных организаций и структур.За годы независимости в стране сформирована развитая инфраструктура дипломатических учреждений. В 45 странах мира Беларусь представляют более 50 дипломатических и консульских учреждений. Функционирует 12 отделений посольств Республики Беларусь: 10 в регионах Российской Федерации, по одному — в Бонне (ФРГ) и Алматы (Казахстан).
Республика Беларусь —
молодое европейское
Трансграничность протекающих в мире процессов, усилившаяся взаимозависимость членов мирового сообщества исключали возможность затягивания международно-правового признания новых субъектов международных отношений. Исключалась также возможность выборочного международно-правового оформления отношений ведущих государств мира со странами СНГ. Географически распад СССР и связанные с ним процессы в первую очередь затронули жизненные интересы европейских государств.
Потенциальные угрозы для
мирового сообщества в случае непризнания
стран СНГ суверенными
1) наличие на территории
ряда бывших союзных республик
стратегического и
2) развитая сеть атомных
электростанций на
3) определенная зависимость
западноевропейских государств
от поставок российского
4) возникновение и нарастание
интенсивности очагов
5) опасность возникновения
в сопредельных с
6) вероятность ухудшения
экологической ситуации в
7) политический фактор, взаимоувязанный
также с обеспечением
В то же время гарантированность и необратимость процесса международного признания бывших советских республик независимыми и суверенными государствами обеспечивалась заинтересованной политикой США и других западных государств, направленной на дезинтеграцию СССР.После распада СССР основной задачей западных государств стало недопущение реставрации Советского Союза, поддержка независимости и самостоятельности новых государств от Москвы, недопущение, а в случае необходимости и максимальное «размывание» объединительных процессов на постсоветском пространстве. Целью такой политики являлось уменьшение влияния Российской Федерации в новых независимых республиках, создание вокруг нее карантинного пояса и, как результат, ослабление интегрирующей роли России среди стран СНГ.В целом международное признание бывших советских республик независимыми государствами было гарантированным процессом. Беларусь по сравнению с другими странами СНГ имела даже преимущества, которые создавали предпосылки для более быстрого и полноценного налаживания двусторонних отношений с ведущими государствами мира.Выгодное географическое положение на пересечении основных транспортных магистралей, соединяющих Европу с Россией и Центральной Азией, высокий потенциал экономического развития страны, наличие ядерного оружия бывшего СССР, а также значительных запасов обычных вооружений обусловили на момент распада СССР влиятельную геополитическую роль Беларуси. Эти обстоятельства благоприятствовали развитию межгосударственного диалога Беларуси с США и западноевропейскими странами. Особенности международного признания суверенитета Беларуси. После распада СССР, в условиях нарастающего социально-экономического и общественно-политического кризиса важнейшей задачей руководства и внешнеполитического ведомства Беларуси стало обеспечение быстрого и необратимого международно-правового признания суверенитета страны.
В течение 1991—1992 гг. независимость Беларуси была полностью де-юре признана международным сообществом. Признание протекало по нарастающей и интенсифицировалось в 1992 г. Вместе с тем, с политической точки зрения большинство наиболее важных признаний произошло в 1991 г. В первую очередь Беларусь была заинтересована в международно-правовом признании со стороны России, США, основных западноевропейских государств, а также Японии. Международно-правовое признание сопредельными странами являлось первым шагом по формированию пояса добрососедства по периметру собственных границ.С учетом того, что Беларусь входила в число инициаторов беловежских соглашений, признание ее суверенитета было автоматически гарантировано со стороны России и Украины (8 декабря 1991 г.). Другие союзные республики заняли осторожную позицию и признали независимость Беларуси, за исключением Грузии (6 января 1994 г.), только с подписанием Алматинской декларации от 21 декабря 1991 г. Прибалтийские государства (Литва, Латвия, Эстония), вышедшие из состава СССР накануне его распада, признали Беларусь намного позже. Например Литва заявила о признании только в конце 1992 г. одновременно с установлением дипломатических отношений19.Среди прочих причин выжидательная позиция международного сообщества по вопросу признания новых независимых государств была обусловлена положительным восприятием личности президента СССР М. Горбачева, с которым главы государств и правительств многих стран связывали деловые и личные контакты в ходе переговоров на высшем и высоком уровне.Полоса международно-правового признания Беларуси началась после того, как процесс распада СССР приобрел необратимый характер и президент М. Горбачев был вынужден 25 декабря 1991 г. покинуть свой пост.В число первых государств, которые признали Беларусь еще до отставки М. Горбачева и подписания Алматинской декларации, вошли Турция (16 декабря 1991 г.), Швеция (19 декабря 1991 г.), Монголия (20 декабря 1991 г.). 27 декабря 1991 г. суверенитет Беларуси был признан США. До конца года Беларусь была признана 54 государствами мира, 2 из которых установили с Беларусью дипломатические отношения (США и Украина).Решение о признании суверенитета бывших республик СССР было принято руководителями стран — членов ЕС 23 декабря 1991 г. в ходе встречи в г. Гааге, на которой было распространено «Заявление 12-ти о будущем статусе России и других бывших республик СССР».В то же время в октябре 1991 г., комментируя намерения Великобритании в отношении развития партнерства с Литвой, Латвией и Эстонией, министр иностранных дел Великобритании Д. Хэрд заявил, что его страна не планирует признавать независимость бывших республик СССР, за исключением прибалтийских государств. После принятия гаагского заявления, которое позволило нейтрализовать возможность затягивания международного признания Беларуси, Великобритания была вынуждена отказаться от своих прежних планов и в письме премьер-министра Дж. Мэйджора на имя председателя Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевича вышла с предложением об установлении дипотношений20.Признание Беларуси западноевропейскими государствами практически завершилось в феврале 1992 г., за исключением Люксембурга (9 июля 1992 г.), Ватикана (11 ноября 1992 г.) и Португалии (7 декабря 1992 г.).Признание суверенитета Беларуси не всегда шло параллельно с установлением дипломатических отношений. Из 129 государств, признавших Республику Беларусь в период 1991—1994 гг., дипломатические отношения с белорусским государством установило 102. В основном дипотношения устанавливались путем подписания соответствующего Соглашения или Протокола в ходе визитов в страну глав зарубежных внешнеполитических ведомств и министра иностранных дел Беларуси за рубеж. С некоторыми государствами дипотношения были установлены через обмен дипломатическими нотами.Подтверждением серьезности подхода международного сообщества к развитию полноценных межгосударственных контактов с Беларусью является факт восстановления, в отличие от установления, дипломатических отношений с ФРГ, крупнейшим по экономическому потенциалу западноевропейским государством, «двигателем» европейской интеграции. Соглашение о восстановлении прерванных в 1923 г.21 дипломатических отношений подписано в марте 1992 г. в ходе визита в Беларусь заместителя федерального канцлера, министра иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншера22.
Для полноценного признания независимости Беларуси международным сообществом руководству страны необходимо было наладить интенсивный межгосударственный диалог с зарубежьем, и в первую очередь с европейскими государствами. В течение 1992—1994 гг. активно развивались официальные контакты на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел с Россией, США, Великобританией, Германией, Италией, Норвегией, Данией, Нидерландами, Швецией, Финляндией, Грецией, Испанией, Швейцарией, Турцией, Кипром.
Развертывание сети дипломатических представительств за рубежом. В сентябре 1990 г. на совещании заместителей глав внешнеполитических ведомств союзных республик в Министерстве иностранных дел СССР по предложению белорусской стороны было принято решение учредить в советских посольствах, расположенных в сопредельных и представляющих интерес странах, должность представителя союзных республик. Так, например, в феврале 1991 г. советник посольства СССР в Японии был назначен представителем МИД БССР в данном загранучреждении23.
В декабре 1991 г. в письме, адресованном
главам внешнеполитических ведомств России
и Украины, министр П. Кравченко
предлагал рассмотреть
Для учета в полном объеме
всего спектра интересов
Госкомитет по внешнеэкономическим связям отстаивал необходимость сохранения института торговых представительств как основных ведущих загранучреждений страны. Отмечалось, что практика содержания отдельных торгпредств себя оправдывает. Госкомитет предлагал учреждать полноценные торгпредства в государствах, с которыми активно развивались торгово-экономические связи, имелся значительный торговый оборот.
В отдельных государствах торгово-экономическую службу, в том числе с выделением в отдельную структуру при успешном развитии экономического взаимодействия, предлагалось организовать в посольствах, в которых должны были работать торговые советники28.
Таким образом, получив независимость
в силу стечения исторических обстоятельств,
Беларусь достаточно легко обрела формальные
признаки государственности, хотя уже
первые шаги по закреплению суверенитета
на мировом пространстве для страны
оказались тяжелой ношей. Для
отстаивания внешнеполитических интересов
молодого государства требовалось
широкое международное
Список литературы:
1. Дэкларацыя Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1991.
2. Снапкоўскі, У. Е. Да гісторыі распрацоўкі канцэпцыі знешняй палітыкі Рэспублікі Беларусь // Приоритеты внешней политики Республики Беларусь: материалы «круглого стола». Мн., 2001.
3. Русакович, А. В. Развитие политического диалога между Беларусью и Германией (1991—1996 гг.) // Вестник Белорусского государственного университета.
4. Загранучреждения Республики Беларусь. 2005. Март: справочник. Мн., 2005.
Информация о работе Международное признание независимости беларуси