Международное признание независимости беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:05, реферат

Описание работы

Республика Беларусь — молодое европейское государство, независимость и суверенитет которого признаны мировым сообществом после распада СССР. В начале 2005 г. Беларусь поддерживала дипломатические отношения со 153 государствами мира, являлась членом более 60 международных организаций и структур.За годы независимости в стране сформирована развитая инфраструктура дипломатических учреждений. В 45 странах мира Беларусь представляют более 50 дипломатических и консульских учреждений. Функционирует 12 отделений посольств Республики Беларусь: 10 в регионах Российской Федерации, по одному — в Бонне (ФРГ) и Алматы (Казахстан).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 23.85 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь —  молодое европейское государство, независимость и суверенитет  которого признаны мировым сообществом после распада СССР. В начале 2005 г. Беларусь поддерживала дипломатические отношения со 153 государствами мира, являлась членом более 60 международных организаций и структур.За годы независимости в стране сформирована развитая инфраструктура дипломатических учреждений. В 45 странах мира Беларусь представляют более 50 дипломатических и консульских учреждений. Функционирует 12 отделений посольств Республики Беларусь: 10 в регионах Российской Федерации, по одному — в Бонне (ФРГ) и Алматы (Казахстан). 8 послов Республики Беларусь дополнительно аккредитованы по совместительству в 13 государствах мира1.В самой стране действует более 50 дипломатических и консульских представительств иностранных государств и международных организаций. Кроме того, в стране по совместительству аккредитовано 76 послов иностранных государств, резиденции которых находятся в Москве, Киеве, Варшаве и Вильнюсе2.Суверенная и независимая Беларусь в той мере, насколько самостоятельность государств укладывается в современные процессы глобализации, — это свершившийся факт.Она прошла путь становления от международно-правового признания и формирования собственной сети дипломатических представительств до уважаемого международным сообществом, состоявшегося независимого государства. Главным фактором, определившим курс иностранных государств на развитие конструктивного сотрудничества с Содружеством, являлась необходимость обеспечения собственной безопасности и сохранения национальных интересов в военно-политической, экономической, экологической, энергетической, коммуникационной областях мировой политики. Предусловием этого сотрудничества стало быстрое и безусловное признание мировым сообществом суверенитета стран СНГ.

 

Трансграничность протекающих в мире процессов, усилившаяся взаимозависимость членов мирового сообщества исключали возможность затягивания международно-правового признания новых субъектов международных отношений. Исключалась также возможность выборочного международно-правового оформления отношений ведущих государств мира со странами СНГ. Географически распад СССР и связанные с ним процессы в первую очередь затронули жизненные интересы европейских государств.

 

Потенциальные угрозы для  мирового сообщества в случае непризнания  стран СНГ суверенными субъектами международных отношений были обусловлены  следующими взаимодополняемыми факторами:

1) наличие на территории  ряда бывших союзных республик  стратегического и тактического  ядерного оружия, а также других  видов оружия массового поражения;

2) развитая сеть атомных  электростанций на постсоветском  пространстве и потенциальная  опасность их использования в  террористических целях;

3) определенная зависимость  западноевропейских государств  от поставок российского углеводородного  сырья, включая вопросы стабильности  его добычи и безопасности  транзита через территорию стран  СНГ;

4) возникновение и нарастание  интенсивности очагов этнополитической  напряженности на постсоветском  пространстве как вероятных источников  распространения региональной нестабильности;

5) опасность возникновения  в сопредельных с постсоветским  пространством регионах социальной  и этнокультурной напряженности,  связанной с угрозой массовой  нелегальной миграции;

6) вероятность ухудшения  экологической ситуации в европейском  и других регионах, связанная  с ослаблением централизованного  государственного контроля за  использованием промышленных и  других объектов, прекращением должного  финансирования мероприятий и  систем по обеспечению экологической  безопасности на постсоветском  пространстве;

7) политический фактор, взаимоувязанный  также с обеспечением собственных  экономических интересов на постсоветском пространстве3.

В то же время гарантированность  и необратимость процесса международного признания бывших советских республик  независимыми и суверенными государствами  обеспечивалась заинтересованной политикой  США и других западных государств, направленной на дезинтеграцию СССР.После распада СССР основной задачей западных государств стало недопущение реставрации Советского Союза, поддержка независимости и самостоятельности новых государств от Москвы, недопущение, а в случае необходимости и максимальное «размывание» объединительных процессов на постсоветском пространстве. Целью такой политики являлось уменьшение влияния Российской Федерации в новых независимых республиках, создание вокруг нее карантинного пояса и, как результат, ослабление интегрирующей роли России среди стран СНГ.В целом международное признание бывших советских республик независимыми государствами было гарантированным процессом. Беларусь по сравнению с другими странами СНГ имела даже преимущества, которые создавали предпосылки для более быстрого и полноценного налаживания двусторонних отношений с ведущими государствами мира.Выгодное географическое положение на пересечении основных транспортных магистралей, соединяющих Европу с Россией и Центральной Азией, высокий потенциал экономического развития страны, наличие ядерного оружия бывшего СССР, а также значительных запасов обычных вооружений обусловили на момент распада СССР влиятельную геополитическую роль Беларуси. Эти обстоятельства благоприятствовали развитию межгосударственного диалога Беларуси с США и западноевропейскими странами. Особенности международного признания суверенитета Беларуси. После распада СССР, в условиях нарастающего социально-экономического и общественно-политического кризиса важнейшей задачей руководства и внешнеполитического ведомства Беларуси стало обеспечение быстрого и необратимого международно-правового признания суверенитета страны.

В течение 1991—1992 гг. независимость  Беларуси была полностью де-юре признана международным сообществом. Признание протекало по нарастающей и интенсифицировалось в 1992 г. Вместе с тем, с политической точки зрения большинство наиболее важных признаний произошло в 1991 г. В первую очередь Беларусь была заинтересована в международно-правовом признании со стороны России, США, основных западноевропейских государств, а также Японии. Международно-правовое признание сопредельными странами являлось первым шагом по формированию пояса добрососедства по периметру собственных границ.С учетом того, что Беларусь входила в число инициаторов беловежских соглашений, признание ее суверенитета было автоматически гарантировано со стороны России и Украины (8 декабря 1991 г.). Другие союзные республики заняли осторожную позицию и признали независимость Беларуси, за исключением Грузии (6 января 1994 г.), только с подписанием Алматинской декларации от 21 декабря 1991 г. Прибалтийские государства (Литва, Латвия, Эстония), вышедшие из состава СССР накануне его распада, признали Беларусь намного позже. Например Литва заявила о признании только в конце 1992 г. одновременно с установлением дипломатических отношений19.Среди прочих причин выжидательная позиция международного сообщества по вопросу признания новых независимых государств была обусловлена положительным восприятием личности президента СССР М. Горбачева, с которым главы государств и правительств многих стран связывали деловые и личные контакты в ходе переговоров на высшем и высоком уровне.Полоса международно-правового признания Беларуси началась после того, как процесс распада СССР приобрел необратимый характер и президент М. Горбачев был вынужден 25 декабря 1991 г. покинуть свой пост.В число первых государств, которые признали Беларусь еще до отставки М. Горбачева и подписания Алматинской декларации, вошли Турция (16 декабря 1991 г.), Швеция (19 декабря 1991 г.), Монголия (20 декабря 1991 г.). 27 декабря 1991 г. суверенитет Беларуси был признан США. До конца года Беларусь была признана 54 государствами мира, 2 из которых установили с Беларусью дипломатические отношения (США и Украина).Решение о признании суверенитета бывших республик СССР было принято руководителями стран — членов ЕС 23 декабря 1991 г. в ходе встречи в г. Гааге, на которой было распространено «Заявление 12-ти о будущем статусе России и других бывших республик СССР».В то же время в октябре 1991 г., комментируя намерения Великобритании в отношении развития партнерства с Литвой, Латвией и Эстонией, министр иностранных дел Великобритании Д. Хэрд заявил, что его страна не планирует признавать независимость бывших республик СССР, за исключением прибалтийских государств. После принятия гаагского заявления, которое позволило нейтрализовать возможность затягивания международного признания Беларуси, Великобритания была вынуждена отказаться от своих прежних планов и в письме премьер-министра Дж. Мэйджора на имя председателя Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевича вышла с предложением об установлении дипотношений20.Признание Беларуси западноевропейскими государствами практически завершилось в феврале 1992 г., за исключением Люксембурга (9 июля 1992 г.), Ватикана (11 ноября 1992 г.) и Португалии (7 декабря 1992 г.).Признание суверенитета Беларуси не всегда шло параллельно с установлением дипломатических отношений. Из 129 государств, признавших Республику Беларусь в период 1991—1994 гг., дипломатические отношения с белорусским государством установило 102. В основном дипотношения устанавливались путем подписания соответствующего Соглашения или Протокола в ходе визитов в страну глав зарубежных внешнеполитических ведомств и министра иностранных дел Беларуси за рубеж. С некоторыми государствами дипотношения были установлены через обмен дипломатическими нотами.Подтверждением серьезности подхода международного сообщества к развитию полноценных межгосударственных контактов с Беларусью является факт восстановления, в отличие от установления, дипломатических отношений с ФРГ, крупнейшим по экономическому потенциалу западноевропейским государством, «двигателем» европейской интеграции. Соглашение о восстановлении прерванных в 1923 г.21 дипломатических отношений подписано в марте 1992 г. в ходе визита в Беларусь заместителя федерального канцлера, министра иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншера22.

Для полноценного признания  независимости Беларуси международным  сообществом руководству страны необходимо было наладить интенсивный  межгосударственный диалог с зарубежьем, и в первую очередь с европейскими государствами. В течение 1992—1994 гг. активно развивались официальные контакты на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел с Россией, США, Великобританией, Германией, Италией, Норвегией, Данией, Нидерландами, Швецией, Финляндией, Грецией, Испанией, Швейцарией, Турцией, Кипром.

Развертывание сети дипломатических  представительств за рубежом. В сентябре 1990 г. на совещании заместителей глав внешнеполитических ведомств союзных республик в Министерстве иностранных дел СССР по предложению белорусской стороны было принято решение учредить в советских посольствах, расположенных в сопредельных и представляющих интерес странах, должность представителя союзных республик. Так, например, в феврале 1991 г. советник посольства СССР в Японии был назначен представителем МИД БССР в данном загранучреждении23.

 

В декабре 1991 г. в письме, адресованном главам внешнеполитических ведомств России и Украины, министр П. Кравченко  предлагал рассмотреть возможность  «аккредитации одного лица в качестве Посла РСФСР, Украины и Беларуси, а также одновременно всего СНГ  в целом с выдачей такому лицу верительных грамот заинтересованных членов Содружества»24. Одновременно министр информировал о намерении Беларуси открыть свои диппредставительства в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Польше, ЧСФР, США, Канаде, ЮАР, Израиле, Египте, одной из нескольких стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В июле 1992 г. в список включили Россию, Украину, Литву, Китай и Индию.Предполагалось, что белорусские диппредставительства будут состоять в среднем из пяти дипломатов (посол, советник по политическим и культурным вопросам, 1—2 советника по торгово-экономическим вопросам, 1—2 консульских работника)25. Оперативно дипломатический состав загранучреждения должен был зависеть от уровня и характера отношений с каждой конкретной страной. В апреле 1992 г. в МИД Беларуси состоялось рабочее совещание по вопросам развертывания сети белорусских загранпредставительств с участием заинтересованных белорусских министерств и ведомств, в том числе Госкомитета по внешнеэкономическим связям и КГБ.После обретения независимости для продвижения своих политических и экономических интересов на международной арене Беларуси необходимо было сформировать стройную централизованную систему дипломатических и консульских учреждений за границей. С этой целью предлагалось создать центры с минимальными расходами для всесторонней координации действий заинтересованных республиканских органов госуправления, хотя в противовес этой инициативе выдвигалось учреждение за границей ведомственных (торговых, транспортных, культурных и иных) представительств26.С учетом мирового опыта существовало два приемлемых варианта формирования сети загранучреждений Республики Беларусь.Министерство иностранных дел призывало максимально сосредоточиться на открытии собственных загранучреждений в условиях дефицита валютных ресурсов и сложности решения проблем раздела загранимущества бывшего СССР. Предлагалось ориентироваться на открытие двух видов диппредставительств: дипломатических (в ограниченном числе стран) и консульских (во всех случаях, когда этого потребуют экономические интересы страны). Такой подход, кроме прочего, позволял воспользоваться привилегиями, льготами и иммунитетами, предусмотренными международными нормами для таких представительств, их сотрудников и членов семей в местах их пребывания.

Для учета в полном объеме всего спектра интересов Беларуси за рубежом также предлагалось предусмотреть  в представительствах должности  двойного подчинения. Финансирование деятельности белорусских загранпредставительств предлагалось осуществлять централизованно за счет средств республиканского бюджета и заинтересованных ведомств и предприятий27.

Госкомитет по внешнеэкономическим  связям отстаивал необходимость  сохранения института торговых представительств как основных ведущих загранучреждений страны. Отмечалось, что практика содержания отдельных торгпредств себя оправдывает. Госкомитет предлагал учреждать  полноценные торгпредства в государствах, с которыми активно развивались торгово-экономические связи, имелся значительный торговый оборот.

В отдельных государствах торгово-экономическую службу, в  том числе с выделением в отдельную  структуру при успешном развитии экономического взаимодействия, предлагалось организовать в посольствах, в которых  должны были работать торговые советники28.

Таким образом, получив независимость  в силу стечения исторических обстоятельств, Беларусь достаточно легко обрела формальные признаки государственности, хотя уже  первые шаги по закреплению суверенитета на мировом пространстве для страны оказались тяжелой ношей. Для  отстаивания внешнеполитических интересов  молодого государства требовалось  широкое международное признание  и установление дипломатических  отношений с большинством стран  мира. Первые шаги по формированию собственной  сети дипломатических представительств Республика Беларусь сделала фактически находясь в составе СССР, но полоса ее международно-правового признания началась после распада Советского Союза и оставления М. Горбачевым поста президента СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Дэкларацыя Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1991.

2. Снапкоўскі, У. Е. Да гісторыі распрацоўкі канцэпцыі знешняй палітыкі Рэспублікі Беларусь // Приоритеты внешней политики Республики Беларусь: материалы «круглого стола». Мн., 2001.

3. Русакович, А. В. Развитие политического диалога между Беларусью и Германией (1991—1996 гг.) // Вестник Белорусского государственного университета.

4. Загранучреждения Республики Беларусь. 2005. Март: справочник. Мн., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Международное признание независимости беларуси