Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Борьба с такими преступлениями попадает в сферу компетенции Совета Безопасности ООН, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и выступает от имени всех членов ООН.
Субъектами международных преступлений являются, прежде всего, государства, а также физические лица, выступающие от его имени и лично совершившие такие преступления.

Файлы: 1 файл

сотрудничество.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

  1. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью.

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляется на многосторонней (в рамках международных  организаций) и двусторонней основах. Одной из важных сфер международного сотрудничества является борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

Международное преступление - это международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Это такие преступления, как военные преступления, а также преступления против мира и человечества, геноцид, экоцид и другие.

Борьба с такими преступлениями попадает в сферу компетенции Совета Безопасности ООН, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и выступает от имени всех членов ООН.

Субъектами международных преступлений являются, прежде всего, государства, а также физические лица, выступающие от его имени и лично совершившие такие преступления.

Все государства должны прилагать усилия в целях обеспечения розыска, ареста и справедливого наказания компетентными судами в соответствии с нормами международного права и внутренними законами преступников, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества.

Срок давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества не применяется.

Международным преступлением  является геноцид. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. под геноцидом понимаются действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Виновные в совершении геноцида лица подлежат наказанию независимо от того, являются ли они государственными деятелями, должностными или частными лицами. Они должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершен геноцид, или таким международным судом, который может быть создан участниками Конвенции.

В целях выполнения этого положения государства-участники Конвенции взяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида, и не считать это преступление политическим. На лиц, обвиненных в геноциде, не распространяется право убежища.

Преступления  международного характера - предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния, не относящиеся к международным преступлениям, посягающие на нормальные отношения между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству. В отличие от международных преступлений ответственность за ПМХ несет не государство, а индивиды. Она наступает на основе международного договора, но по национальному праву

Одним из самых серьезных  преступлений международного характера  является международный терроризм (от лат. terror - страх, ужас), который характеризуется следующими особенностями: а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства; б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче). Международное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом началось в период существования Лиги Наций. В 1937 г. была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма. Конвенция в силу не вступила.

После Второй мировой  войны проблемой борьбы с терроризмом  занимается ООН.

Европейский совет принял Конвенцию о борьбе с терроризмом 1976 г которая регламентирует две  категории правонарушений; а) деяния, которые государства признают преступными в силу своего участия в Конвенции (незаконный захват воздушных судов; покушение на жизнь и свободу лиц, имеющих право на международную защиту; взятие заложников и произвольное лишение свободы и др.); б) деяния, признание преступными которых отдано на усмотрение государств (акты насилия, являющиеся покушением на жизнь, свободу отдельных лиц; серьезные действия против имущества и создающие общую угрозу для людей).

В 1961 г. была подписана  Единая конвенция о наркотических  средствах, в 1971 г Конвенция о психотропных веществах, а в 1988 г Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с этими конвенциями уголовно наказуемыми деяниями являются производство, хранение, распространение наркотических и психотропных средств, а также их продажа, покупка, ввоз и вывоз.

Борьба с распространением и торговлей наркотиками - это  внутреннее дело каждого государства, большинство из которых приняли  национальные законы, предусматривающие  суровые меры наказания.

 

 

 

 

 

2. Правовая помощь по уголовным делам и выдача преступников.

Формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются:

-координация действий по борьбе с преступностью;

-заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера;

-правовая помощь по уголовным делам;

-совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности

Важной формой международного сотрудничества в борьбе с преступностью является оказание правовой помощи по уголовным делам. Правовой основой является: Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г.

Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголовным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреждениями государств, к компетенции которых относится расследование и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помощи, в частности вручение документов, могут совершаться дипломатическими и консульскими представительствами государств.

 Сношения по вопросам  выдачи, уголовного преследования  лиц, исполнения поручений, требующих  санкций прокурора, осуществляются  в большинстве стран только органами прокуратуры.

Экстрадиция (выдача) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления для судебного разбирательства, либо лиц, уже осуждённых судебными органами этого государства для исполнения приговора.

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой  должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957 г.

В принципе выдача может  осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством  запрашиваемой стороны.

Выдача преступников — право государства, но не его  обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре. Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

При этом договорами устанавливаются  условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи, оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

В большинстве государств мира не допускается экстрадиция своих граждан. Такой принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в конституции Россию. В Конституции РФ говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».

Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.).

В случае задержания предполагаемого  преступника в запрашиваемом  государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.

Считается, что окончательное  решение о выдаче лица носит политический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международные организации в борьбе с преступностью. ИНТЕРПОЛ.

Организация Объединенных Наций является единственным учреждением, которое имеет универсальный мандат и международную опору, необходимые для предоставления странам эффективной помощи в области предупреждения и противодействия преступности. Статья 3 Устава ООН закрепляет необходимость сотрудничества государств в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе по вопросам борьбы с международной преступностью. В эту работу активно включены все главные и вспомогательные органы организации, а также ряд специализированных учреждений ООН.

Компетенция главных  органов ООН в области борьбы с международной преступностью  распределилась следующим образом.

I Генеральная Ассамблея на своих сессиях рассматривает вопросы предупреждения преступности, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимает международно-правовые конвенции, создает специальные комитеты и органы по борьбе с международной преступностью.

II Совет Безопасности рассматривает вопросы борьбы с преступностью в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии, на его заседаниях обсуждаются наиболее тяжкие из них. Начиная с начала 90-х годов ХХ в. Совет Безопасности активно занимается проблемой международного терроризма.

ЭКОСОС ООН. Основная работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). В его системе функционирует ряд специальных функциональных органов, одним из которых является Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия координирует действия по предупреждению преступности. В ее функции входит:

-подготовка Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;

-подготовка программ международного сотрудничества в области предупреждения преступности;

-разработка и представление докладов, заключений и рекомендаций Генеральному секретарю ООН и другим органам;

-содействие обмену опытом, накопленным государствами — членами ООН в области борьбы с преступностью.

Под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в пять лет, собираются Конгрессы  ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Конгрессы  предоставляют возможность для обмена информацией и передовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области.

ИНТЕРПОЛ - официальное сокращенное наименование Международной организации уголовной полиции, штаб-квартира которой находится во Франции, в г. Лионе. Участвуют в ней практически все страны (в настоящий момент входит 190 государств). СССР стал членом в 1990 г. Россия является продолжателем. Ныне действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г.

Целями Интерпола являются:

а) обеспечение  широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках внутреннего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) создание и  развитие учреждений, которые могут  способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Принципами Интерпола являются уважение законодательства государств и международного права, недопустимость вмешательства в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Главными  органами являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Генеральный секретариат. В своей деятельности Интерпол опирается на Национальные центральные бюро (НЦБ), создаваемые в участвующих странах.

Интерпол:

- собирает и систематизирует уголовно-розыскную и иную криминалистическую информацию;

-участвует в международном розыске;

-снабжает информацией национальные полицейские службы.

 

Основные  направления деятельности:

Информация о работе Международное сотрудничество в борьбе с преступностью