Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 22:07, реферат
Международные декларации и соглашения в системе трудовых отношений, социально-трудовые стандарты позволяют не только адаптировать правовые отношения к новым социально-экономическим условиям, но и создать прочный правовой фундамент для дальнейшего развития российского законодательства в области безопасности и охраны труда.
Международные
декларации и
соглашения в
системе трудовых отношений, со
Следует отметить Трехстороннюю декларацию принципов, принятую Административным советом Международного бюро труда на его 204 сессии (Женева, ноябрь 1977 г.) с поправками 279 сессии (Женева, ноябрь 2000 г.), в которой
излагаются принципы в области занятости,
профессиональной подготовки, условий
труда и быта и трудовых отношений, которые
правительствам, организациям работодателей
и трудящихся и многонациональным корпорациям
рекомендуется соблюдать на добровольной
основе; ее положения не ограничивают
и никак не влияют на обязательства, вытекающие
в связи с ратификацией любой из конвенций
МОТ.
Трехсторонней декларацией
предусматривается обязательная ратификация Конвенций МОТ 87, 98, 111,
122, 138 и 182, которые ратифицированы и действуют в России, также максимально в возможной
степени использование принципов, изложенных в Рекомендациях 111, 119,
122, 146 и 190. В части обеспечения безопасности и гигиены труда, предложено следить за тем, чтобы как многонациональные,
так и национальные корпорации обеспечивали
для своих работников надлежащие нормы
безопасности и гигиены труда. При этом
правительствам, которые еще не ратифицировали
Конвенции МОТ о снабжении машин защитными
приспособлениями (119), о защите от радиации (115), о бензоле (136), о профессиональных раковых заболеваниях (139) настоятельно предложено в максимально возможной степени
применять принципы, содержащиеся в этих Конвенциях и в дополняющих их Рекомендациях (118, 134,
144 и 147). Следует также принимать во внимание своды практических правил и практические руководства МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда.
Предусмотрено
устанавливать максимально высокие нормы
в области безопасности и гигиены труда,
соответствующие национальным требованиям и учитывающие
накопленный ими в рамках предприятия в целом опыт, включая все сведения об особых рисках. Кроме того, они должны предоставлять представителям трудящихся предприятия, а также компетентным органам и организациям работодателей и трудящихся
по их требованию во всех странах, в которых
они осуществляют свою деятельность, информацию
о действующих на предприятиях одних стран
нормах в области безопасности и гигиены
труда, которых они придерживаются в других
странах. В частности, они должны информировать
всех тех, кого это может касаться, об отдельных
рисках и о соответствующих мерах защиты
от них, когда они связаны с новыми производственными
процессами и продукцией.
Необходимо в полной мере сотрудничать с компетентными органами,
занимающимися вопросами безопасности
и гигиены труда, представителями трудящихся
и их организациями и со специальными
органами, занимающимися вопросами безопасности
и гигиены труда, В случае необходимости
вопросы, касающиеся безопасности и гигиены
труда, следует включать в договоры, заключаемые
с представителями трудящихся и их организациями,
В Декларации МОТ об основополагающих
принципах и правах в сфере труда от 18
июня 1998 года заявлено, что все государства-члены,
даже если они не ратифицировали указанные
Конвенции, имеют обязательство, вытекающее
из самого факта их членства в Организации,
соблюдать, содействовать применению
и претворять в жизнь добросовестно в
соответствии с Уставом принципы, касающиеся
основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:
- свободу объединения
и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
- упразднение всех форм принудительного или обязательного
труда;
- действенное запрещение детского труда;
- недопущение дискриминации
в области труда и занятий.
Подчеркнуто, что трудовые нормы не должны использоваться в торгово-протекционистских
целях и ничто в Декларации и в механизме ее реализации не должно служить основанием или использоваться иным образом для таких целей;
кроме того, они не должны использоваться
для нанесения ущерба сравнительным преимуществам
той или иной страны.
Наглядно продемонстрирована приверженность нашей страны общепризнанным принципам международного права подписанием Российской Федерацией 14 сентября 2000
года Европейской социальной хартии (пересмотренной
3 мая 1996 года) и созданием в 2001 году Межведомственной
комиссии России по подготовке к ее ратификации.
Европейская социальная хартия является обязывающим инструментом, регулирующим широкий круг
экономических и социальных прав в области
занятости и социальной сплоченности.
Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской конвенции
по защите прав человека в социальной сфере. Пересмотренная Хартия ратифицирована 10 государствами
- членами Совета Европы. Первоначальный
вариант Хартии был ратифицирован 24 государствами.
Россия подписала пересмотренную Европейскую
социальную хартию, но не ратифицировала
ее.
Основные группы прав, закрепленных в Хартии, включают в себя: право
на труд, безопасные условия труда, право
на защиту своих трудовых прав, спецзащита
отдельных категорий трудящихся и отдельных
категорий граждан вообще (дети, молодежь,
матери, семья, инвалиды, мигранты, пожилые),
социальная защита всех категорий граждан
(охрана здоровья, социальное обеспечение
и помощь, медицинская помощь, получение
услуг от социальных служб, защита от бедности
и социального отторжения, право на адекватное
жилье). Новая редакция Хартии также предусматривает
систему подачи коллективных жалоб на
нарушения, имеющие отношение к Хартии.
Новый механизм позволяет европейским,
а при необходимости и местным организациям
работодателей и трудящихся, а также некоторым
неправительственным организациям подавать
коллективные жалобы в органы, контролирующие
осуществление Хартии. На данный момент
этот контроль осуществляет Секретариат
Европейской социальной хартии.
Однако, поскольку Россия не ратифицировала Хартию, российские неправительственные организации, организации работодателей
и трудящихся не могут подавать жалобы
в вышеназванный контрольный орган. В
настоящее время российские неправительственные
организации для продвижения Хартии и
дальнейшей ее ратификации могут пропагандировать
те преимущества, которые даст ратификация
Хартии для граждан России, убеждать депутатов
Государственной Думы Российской Федерации
в необходимости ее ратификации, тиражировать
и распространять текст Хартии.
Работа по подготовке Хартии к ратификации предполагает, в первую очередь, анализ сопоставимости национального законодательства
и правоприменительной практики в социальной
сфере с нормами Европейской социальной
хартии (пересмотренной). Это может помочь
в совершенствовании российского законодательства,
сближении уровня защиты трудовых прав
работников с европейскими стандартами.
Социальные и экономические права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, не вступают в противоречие с нормами Хартии, в то же время далеко не все статьи Хартии в области трудовых отношений полностью реализованы
в положениях, закрепленных в российском
законодательстве.
Например, Хартия регламентирует право на отдых в контексте права
на справедливые условия труда (статья 2 Хартии). Государства-участники
в соответствии с этой статьей берут на себя обязательство установить
разумную продолжительность рабочего
дня и рабочей недели и постепенно сокращать
продолжительность рабочей недели в той
мере, в какой это позволяет рост производительности
труда и другие связанные с этим факторы:
обеспечить предоставление как минимум четырехнедельного ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 3 статьи 2 Хартии), обеспечить еженедельный период отдыха, который, по мере возможности, должен совпадать с днем недели, признаваемым по традиции или обычаю соответствующей страны или региона днем отдыха (пункт 5 статьи 2
Хартии). В Комментариях к Хартии отмечается,
что обязательство постепенного сокращения
рабочего времени увязывается с фактором
разумной его продолжительности, Эти положения
реализованы в статье 37 Конституции Российской
Федерации, статьях 91, 111,115 Трудового кодекса
Российской Федерации.
Вместе с тем пункт 4 статьи 2 Хартии обязывает «ликвидировать риск, сопряженный с выполнением
опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной
мере смягчить этот риск, обеспечить либо
сокращение продолжительности рабочего
времени, либо дополнительные оплачиваемые
отпуска для тех, кто занят на таких работах».
Трудовой кодекс полностью выполняет
требования, установленные Хартией, однако
дополнительные отпуска за выполнение вредных и опасных работ
в большинстве случаев не предоставляются, а работники, боясь потерять высокооплачиваемую работу, не жалуются.
Особое место среди норм, не нашедших отражения в российском законодательстве, занимает пункт 10 статьи 7 Хартии «Обеспечить специальную
защиту от опасности физического и морального
ущерба, которой подвергаются дети и молодые
люди, и, в частности, от опасности, с которой
прямо или косвенно сопряжена их работа».
Принятый Трудовой кодекс, наконец, признал,
что существуют случаи, когда труд детей,
в том числе и малолетних, запретить невозможно.
Такой перечень пока ограничен работой
в театрально-зрелищных организациях.
Очевидно, что этот перечень не полон.
Также невозможно запретить труд детей
в сельском хозяйстве, в семейных предприятиях,
в торговле и т.п.
Особое внимание необходимо уделить созданию условий для применения труда инвалидов в неспециализированных организациях. Более широкая социализация лиц с ограниченными физическими
возможностями признается в настоящее время более
гуманной и прогрессивной формой отношения
общества к трудностям таких лиц.
Несмотря на то, что уровень гарантий, предоставляемых российским законодательством и предусмотренных
действующими международными договорами России, в большинстве случаев
вполне соответствует уровню, закрепленному
как в первоначальной, так и в новой редакциях
Хартии, России предстоит ратифицировать
максимально возможное число ее положений,
что позволит установить четкие ориентиры
дальнейшего проведения реформ в социальной
сфере с учетом общепризнанных международных
стандартов и используя обобщенный опыт
европейских государств.
Это в полной мере относится к конвенциям Международной организации
труда (МОТ), которыми определяются международные трудовые стандарты в виде конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные
стандарты основных трудовых прав: свобода ассоциаций, право организовываться, коллективные сделки, отмена принудительного труда, равные возможности и равное обращение и другие стандарты, регулирующие условия во
всем спектре вопросов труда, его охраны
и безопасности. В статье 15 Конституции
Российской Федерации подчеркивается,
что общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной, частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Для того, чтобы трудовое и социальное законодательство Российской Федерации полностью отвечали
заявленному в статье 7 Конституции Российской
Федерации положению, что «Российская
Федерация - социального государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека», целесообразно всесторонне
изучить и максимально использовать рекомендации международных организаций, хотя, безусловно, основополагающими составляющими
реального качества жизни страны являются уровень развития экономики и финансовые возможности.
Одним из главных вопросов сторон социального диалога во всем мире являются условия и охрана труда.
По оценке отечественных и зарубежных исследований прямой совокупный ущерб от всех аварий, бедствий и катастроф в мире за последние 10 лет достигает величины более 200 млрд. долларов
США в год. В мире ежегодно происходит
270 млн. несчастных случаев на производстве,
из них 350 тысяч - со смертельным исходом.
Причем здесь не учитываются последствия
профессиональных заболеваний и экологического
ущерба, включение которых многократно
увеличивает сумму потерь. Как показывает
международная и отечественная практика,
и это подтверждает статистика, круг угроз
для профессиональной деятельности людей
не только не уменьшается, но постоянно
расширяется.
Например, по оценке специалистов Международной
организации труда и Всемирной организации
здравоохранения существует более 150 профессиональных
рисков и приблизительно 100 их видов, которые
являются источником постоянной реальной
опасности для 2000 различных профессий.
Предприниматели
западных стран давно убедились, что охрана
труда - это один из действенных рычагов,
способствующих увеличению прибыли, и
на эту сферу денег не жалеют. И не случайно
в проекте Конституции Европейского Союза
эти проблемы занимают центральное место.
В нашей стране безопасность и охрана труда обязательно должны войти в число приоритетных направлений социальной политики государства. Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить
человеческие, моральные и материальные потери.
Мы понимаем, что ситуация с высоким уровнем травматизма
на производстве, в несколько раз превышающим
этот показатель ряда западных стран, и профессиональных заболеваний вызвана многими
факторами, в той числе старением основных производственных фондов (на отдельных предприятиях до 90 процентов), недостаточным финансированием
федеральных, региональных, отраслевых программ улучшения охраны труда. Масштабный диапазон профессиональных рисков в условиях динамичного уровня индустриального труда
объясняется активным применением современной
техники и передовых технологий, особенно
в области химических и биологических
веществ, различных видов энергии и проникающего
излучения в различных сферах экономической
деятельности человека.
С другой стороны, среди причин высокого травматизма
следует назвать и поведение социальных
партнеров; плохо налажено обучение работников
безопасным приемам работы; недостаточно
используется прогрессивный международный
опыт, слаба правовая ответственность
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации за состоянием охраны
труда и производственного травматизма
в регионах, ослаблена роль органов надзора
и контроля за соблюдением законодательства
об охране труда, а также снижена дисциплина
труда среди самих работников.
Следует отметить
и низкую эффективность государственной
системы управления трудом, не соответствующую
новым трудовым и социально-экономическим
отношениям; устаревшую организацию труда
на рабочих местах во многих организациях,
хотя все научные рекомендации известны;
отсутствие экономических рычагов давления
на работодателей по соблюдению требований
по охране труда т.д.
Совершенствование
механизма государственного управления безопасностью и охраной
труда в России происходит под влиянием таких важнейших ожидаемых
изменений в общественно-политической
жизни страны, как завершение перехода
от планово-административной экономики
к рыночной, становление федерализма,
регулирующего взаимоотношения федеральных,
региональных органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
вхождение России в сообщество европейских
государств.
Изучение международных норм по охране и защите трудовых прав позволит полнее использовать положительную мировую
практику при совершенствовании
трудового и социального законодательства в нашей
стране.
Заключение
Ратификация
конвенций МОТ предусматривает особые обязательства по их выполнению. Практика свидетельствует об имеющихся трудностях в применении конвенций, ратифицируемых без должного анализа национального
законодательства и, предварительной
подготовки соответствующих нормативных
правовых актов.
Ратификация - это серьезный государственный
вопрос, требующий тщательной экономической и юридической
оценки имеющихся возможностей. При подготовке материалов по ратификации конвенций
МОТ необходимо строго соблюсти положения
Федерального закона «О международных
договорах Российской Федерации», в соответствии,
с которым вносимые в установленном порядке
предложения должны содержать обоснование
ратификации конвенций, определение их
соответствия законодательству Российской
Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических
и иных последствий ратификации.
Ратификация не самоцель, а итог социально-экономического развития страны, позволяющий брать на себя реальные обязательства
по соблюдению международных трудовых
стандартов.
Важным и своевременным является широкое применение в организациях норм международного стандарта SA 8000 - Социальная ответственность.
Стандарт базируется на принципах 11 Конвенций Международной
организации труда, Всемирной декларации
прав человека, Конвенции ООН по правам
ребенка и процессе менеджмента, используемом
международными стандартами качества
и экологического менеджмента ISO 9000 и ISO
14000 и содержит 9 требований:
- Минимальный возраст;
- Запрет принудительного труда;
- Основные стандарты для здоровья и безопасности персонала;
- Свобода собраний и право на организацию;
- Запрет на дискриминацию по расовым признакам, касте, национальной принадлежности, религиозным убеждениям,
полу, сексуальной ориентации, членству
в союзах или политических объединениях;
- Запрет дисциплинарных взысканий;
- Минимальное количество рабочих часов;
- Минимальная заработная плата;
- Внедренные системы менеджмента.
Информация о работе Международные декларации и соглашения в системе трудовых отношений