Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.
Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.
Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции фирм третьих стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (МЭИ)……………………………………………………………………………4
1.1 Понятия, уровни и основные признаки МЭИ……………………………4
1.2 Предпосылки международной экономической интеграции…………….6
1.3 Цели международной экономической интеграции………………………9
2. ОБЪКТИВНЫЕ ОСНОВЫ И ЭТАПЫ МЭИ……………………………..11
2.1 Формы и этапы формирования МЭИ……………………………………11
2.2 Теории международной экономической интеграции……………………13
2.3 Основные группировки стран современного мира……………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20
Список используемой литературы…………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Цели международной экономической интеграции

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся  в современной международной  экономике, ставят перед собой в  принципе схожие задачи.

* Использование преимуществ экономики  масштаба. Обеспечить расширение  размеров рынка, сокращение трансакционных  издержек и извлечения других  преимуществ на основе теории  экономики масштаба. Это, в свою  очередь, позволит привлечь прямые  иностранные инвестиции, которые  с большей охотой приходят  на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать  самостоятельные производства, удовлетворяющие  их потребности. Цели увеличения  региональных масштабов особенно  четко выражены у интеграционных  группировок Центральной Америки  и Африки.

*Создание благоприятной внешнеполитической  среды. Важнейшей целью большинства  интеграционных объединений является  укрепление взаимопонимания и  сотрудничества участвующих стран  в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических  областях. Для стран, расположенных  географически близко друг от  друга и имеющих схожие проблемы  в области развития, наличие добрых  отношений с соседями, подкрепленных  взаимными экономическими обязательствами,  является важнейшим политическим  приоритетом. Страны Юго-Восточной  Азии и Ближнего Востока, создавая  интеграционные объединения, ясно  ставили перед собой именно  эту цель.

*Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко  рассматривается как способ укрепить  переговорные позиции участвующих  стран в рамках многосторонних  торговых переговоров в ВТО.  Считается, что согласованные  выступления от лица блока  стран более весомы и ведут  к более желательным последствиям  в области торговой политики. Более того, региональные блоки  позволяют создать более стабильную  и предсказуемую среду для  взаимной торговли, чем многосторонние  торговые переговоры, интересы участников  которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в  Северной Америке, Латинской Америке  и Юго-Восточной Азии возлагают  особые надежды на коллективные  усилия в рамках многосторонних  торговых переговоров.

*Содействие структурной перестройке  экономики. Подключение стран,  создающих рыночную экономику  или осуществляющих глубокие  экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

* Поддержка молодых отраслей  национальной промышленности. Даже  если интеграционное объединение  не предусматривает дискриминационных  мер против третьих стран, оно  нередко рассматривается как  способ поддержать местных производителей, для которых возникает более  широкий региональный рынок. Такие  протекционистские настроения превалировали  в странах Латинской Америки  и в странах Африки к югу  от Сахары, особенно в 60-70-е  годы. [3]

Преимущества и недостатки

Преимущества:

· увеличение размеров рынка - проявление эффекта масштаба производства;

· возрастает конкуренция между  странами;

· происходит обеспечение лучших условий  торговли;

· расширение торговли параллельно  с улучшением инфраструктуры;

· распространение новейших технологий.

Отрицательные последствия:

· для более отсталых стран это  приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение  в пользу более сильных партнеров;

· олигопольный сговор между ТНК  стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;

· эффект потерь от увеличения масштабов  производства.

 

 2. ОБЪКТИВНЫЕ ОСНОВЫ И ЭТАПЫ МЭИ

2.1 Формы и этапы формирования  МЭИ

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует  о степени ее зрелости:

· преференциальные торговые соглашения, в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный  режим друг другу, чем они предоставляют  третьим странам.

· Зона свободной торговли, предусматривающая  полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

· Таможенный союз (custom union), предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы  нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

· Общий рынок (common market), при котором  интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров  и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы.

· Экономический союз (economic union), который  предусматривает наряду с общим  таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств  в ключевых областях -- валютной, бюджетной, денежной.

Этапы интеграции.

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к  взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут  подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной  или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более  благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим  странам. В известном смысле это  отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО  в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной  торговли, предусматривающей уже  не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве  случаев условия зоны свободной  торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из странчленов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих  ведомств.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня - общего рынка (ОР) - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический  союз (ЭС), который предусматривает  наряду с общим таможенным тарифом  и свободой движения товаров и  факторов производства также и координацию  макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях -- валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность  в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим  развитием, но и принимать оперативные  решения от лица группировки в  целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций  и тем самым уступают часть  государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие  межгосударственные органы с надгосударственными  функциями наделены правом принимать  решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС.

Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции - политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. [3]

2.2 Теории международной  экономической интеграции

В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного  механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др.

Представители раннего неолиберализма (1950-1960 гг. ) - швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей.

Однако развитие международной  экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель  позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию  государства в экономических  делах. Большое внимание уделялось  эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и  политических процессов.

В середине 60-х гг. возникло направление  корпорационализма, представители которого - американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.

Представители структурализма - шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.

В 70-х гг. широкое распространение  получили идеи неокейсианства, представители которого - американский экономист Ричард Купер и др. в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый - интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй - интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон.

Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики  которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного  механизма и считают, что создание и функционирование международных  экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами  общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации  кредитной политики. Данное направление  экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном.

В настоящее время в связи  с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы  концентрических кругов», «дифференцированной  интеграции». В основе первых двух моделей  заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран  с меньшей глубиной интеграции.

Информация о работе Международные экономические отношения