Международные конфликты в международных отношениях (в условиях глобализации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучение международных конфликтов, их сущности и путей урегулирования, в условиях глобализации.
Задачами моей работы являются:
рассмотрение теоретических подходов к определению и изучению международных конфликтов, а также влияния глобализации на их характер
изучение причин международных конфликтов, а так же существующие классификации этого явления
изучение путей урегулирования международных конфликтов
изучение роли Организации Объединенных Наций в урегулировании конфликтов

Содержание работы

Введение 3
I часть. Сущность международных конфликтов. 5
§1. Теоретические подходы к определению и изучению международного конфликта. Влияние глобализации на их характер. 5
§2. Причины международных конфликтов. Их классификация. 14
II часть. Урегулирование международных конфликтов. 28
§1. Методы урегулирования международных конфликтов 28
§2. Роль Организации Объединенных Наций в урегулировании международных конфликтов. 34
Заключение 43
Литература 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Международные конфликты в международных отношениях (в условиях глобализации).doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Но, к сожалению, по мнению некоторых авторов, ООН показала себя слабо подготовленной к предотвращению конфликтов. Как указывает Уркварт Б. в своей статье, «к новой организации объединенных наций» «всем было известно, что Югославия после смерти Тито не была стабильным государством…»43, «так же наперед было известно о большинстве нынешних конфликтов. И однако несмотря на все разговоры о желательности превентивных действий, никаких превентивных усилий не было предпринято»44.Как указывает автор, действия предпринимающиеся ООН были реактивными и мотивированными критикой со стороны СМИ и общественности, так же они были медленными и неадекватными. А это совершенно не вписывается в концепцию ООН о предотвращении конфликтов.

Если же конфликт переходит  на следующий этап вооруженного столкновения, то ООН проводит различные операции по поддержанию и восстановлению мира, например, вводятся миротворческие силы. К помощи вооруженных сил ООН ("голубых касок") довольно часто прибегают в случае возникновения вооруженного конфликта. Они представляют собой многонациональные формирования, создание которых на основе решения Совета Безопасности предусмотрено Уставом ООН. Идея об использовании вооруженных сил под эгидой ООН была выдвинута при урегулировании Суэцкого кризиса в 1956 г. канадским министром иностранных дел Л. Пирсеном (за что он получил Нобелевскую премию мира) и поддержана тогдашним генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Впоследствии войска ООН участвовали в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке. Так, в 1973 г. войска ООН были оперативно размещены на Ближнем Востоке, что позволило снизить напряженность, вызванную продвижением израильских войск вглубь египетской территории. Вооруженные силы ООН выполняли также миротворческие функции на Кипре, в Ливане и во многих других "горячих точках" планеты. Миротворческие силы могут находиться в зоне конфликта долго, оставаясь там и после достижения договоренностей, как это было, к примеру, на Кипре, где их задача заключалась в недопущении столкновений между представителями греческой и турецкой общин. На Кипре они выступали гарантом того, что не начнется новый виток вооруженного противостояния45.

Использованию миротворческих сил ООН предшествовала деятельность военных наблюдателей, получившая затем довольно широкую практику. Группа военных наблюдателей ООН присутствовала в Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке. Задача военных наблюдателей (и в этом их отличие от "наблюдателей за ходом переговоров") сводится в основном к наблюдению за выполнением перемирия, выявлению фактов его нарушения и предоставлению докладов Совету Безопасности ООН.

Одновременно с введением  миротворческих сил часто создается  буферная зона с тем, чтобы развести вооруженные формирования противоборствующих сторон. Практикуется также введение зон, свободных от полетов, для того чтобы предотвратить нанесение бомбовых ударов с воздуха одним из участников конфликта. В частности, такие зоны были введены в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 781 от 9 октября 1992 г., а в марте 1993 г. в развитие этой резолюции Совет Безопасности принял новую резолюцию, согласно которой было санкционировано использование всех необходимых мер в случае дальнейшего нарушения воздушного пространства46.

В некоторых конфликтах на военных возлагаются дополнительные функции, в то числе доставка гуманитарной помощи гражданским лицам (эта функция  активно реализовывалась, в частности, в Боснийском конфликте), обеспечение проведения свободных выборов (как, например, в Намибии).

Однако наряду с позитивными  моментами использование вооруженных  подразделений имеет целый ряд  ограничений и негативных моментов47.

Прежде всего, миротворческие войска не всегда могут быть введены. Государства, на территорию которых они вводятся, должны дать согласие на их размещение. Страны могут отказаться принять миротворческие войска, рассматривая введение последних как вмешательство в их внутренние дела. Довольно остро стоит проблема нейтральности вооруженных формирований: насколько они воспринимаются противоборствующими сторонами как нейтральные, а не поддерживающие ту или иную сторону в конфликте. Нередко они подвергаются нападкам с обеих сторон, которые обвиняют их в необъективности, предвзятости.

Проблема нейтральности  может быть частично решена путем  одновременного введения различных  войск (коллективных миротворческих сил). Подобные действия позволяют до некоторой  степени повысить "степень объективности", хотя не снимают полностью проблемы: и при одновременном введении различными странами миротворческих войск они могут обвиняться в необъективности. Кроме того, при введении коллективных миротворческих сил нередко возникает еще одна проблема - несовпадение оценки ситуации у различных субъектов миротворческого процесса. В этом случае под вопросом оказывается эффективность их действий. Кроме того, возникает опасность конфликта между теми странами, чьи войска были введены.

Еще один путь, который  позволяет несколько повысить уровень  восприятия вводимых войск как нейтральных, - следование принципу ООН, согласно которому страна, находящаяся в охваченном конфликтом регионе и прямо или косвенно заинтересованная в том или ином его исходе, обычно не участвует в урегулировании. По этой же причине доминирующая в регионе держава не должна иметь никаких преимуществ в проведении миротворческих акций. Однако на практике этот принцип трудно выполним. Аргументом здесь, как правило, является защита национальной безопасности и обеспечение прав своих граждан, находящихся в зоне конфликта.

И, наконец, самая большая  проблема заключается в том, что  введение миротворческих сил не заменяет политического урегулирования конфликта. Этот акт может рассматриваться  только как временный - на период поиска мирного решения.

Другое распространенное средство воздействия третьей стороны на участников конфликтов, имеющее ограничительный и принудительный характер, - это введение санкций. Санкции довольно широко используются в международной практике. Они вводятся государствами по собственной инициативе или по решению международных организаций. Введение санкций предусматривается Уставом ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии со стороны какого-либо государства48.

В отличие от введения миротворческих сил, санкции не предполагают согласия того, в отношении кого они вводятся. Существуют разные виды санкций. Торговые санкции касаются импорта и экспорта товаров и технологий, причем особое внимание уделяется тем из них, которые могут использоваться в военных целях. Финансовые санкции включают в себя запрет или ограничения на предоставление займов, кредитов, а также на инвестиции. Используются и политические санкции, например исключение агрессора из международных организаций, разрыв с ним дипломатических отношений.

Как указывает Лебедева М.М., аргументами за применение санкций к воюющим сторонам обычно служат следующие соображения:

• «развитие отношений  с государством, которое не стремится  к мирному урегулированию противоречий, означает политическую и экономическую  поддержку конфликта;

• многие виды продукции, особенно в сфере электронной промышленности, могут быть использованы участниками конфликта в военных целях, что в еще большей степени усилит конфликт;

• если иностранные фирмы  или иностранный капитал играют значительную роль в экономике конфликтующих стран, то их вывод ослабит режим властей, а это может способствовать изменению его политического курса в отношении конфликта»49.

Наряду с положительными моментами, санкции, как и введение вооруженных сил третьей стороной, чреваты многими негативными последствиями. Прежде всего, сами по себе санкции не решают проблемы политического урегулирования конфликта. Предпринимаемые для того, чтобы побудить участников прекратить конфликт, санкции приводят к изоляции этих стран от внешнего мира. В результате возможность влиять на конфликт извне с целью поиска его разрешения мирными средствами оказывается ограниченной.

Еще одна проблема связана  с тем, что введение санкций наносит  ущерб не только экономике той  страны, в отношении которой они  вводятся, но и экономике государства, вводящего санкции. Так бывает особенно в тех случаях, если до введения санкций у этих стран были тесные экономические и торговые связи и отношения.

В связи с этими  и многими другими проблемами в урегулировании международных  конфликтов Уркварт в своей статье предлагает различные меры реформирования ООН, которые должны помочь стать ООН «состоятельным и действенным инструментом миропорядка»50. Эти меры включают в себя:

  1. необходимо создать эффективную систему раннего предупреждения, основанную на экономической, социальной, а так же политической информации
  2. создать специальный форум ООН, где лидеры этнических и других притесняемых групп могли бы изложить свои проблемы и получить рекомендации по их разрешению у экспертов
  3. необходимо расположить Совет Безопасности в пользу превентивных мер, что потребует со стороны правительств большую готовность принимать содействие ООН
  4. необходимо провести реорганизацию Совета Безопасности с целью сделать его более представительным итем самым придать ему большую легитимность
  5. нужно развить правовую базу для операций ООН с перспективой перерастания ее в общепринятую международную правовую и конституциональную систему с соответствующим мониторингом и, при необходимости, механизмом принуждения
  6. необходимо создать условия при которых под воздействием общественного мнения и международных организаций правительства всех стран приложили бы усилия по решению проблем, связанных с контролем над вооружением
  7. необходимо создать постоянную, хорошо обученную и морально подготовленную группу быстрого реагирования, не зависящей от согласия правительств предоставит войска51.

Так же Уркварт предлагает и некоторые другие меры реформирования. Но, несмотря на все перечисленные недостатки ООН в сфере урегулирования конфликтов, ее роль как гаранта мира и безопасности, в деле разрешения международных конфликтов очень велика. И именно эта организация осуществляет различные комплексные операции связанные с установлением и поддержание мира и оказывает различную гуманитарную помощь.

 

Заключение

В моей работе Международные  конфликты в международных отношениях были выполнены поставленные мною задачи, но несмотря на это, тему нельзя назвать  полностью мною изученной, так как  все равно остаются некоторые  области этой проблемы не рассмотренные  в рамках данной курсовой работы.

В рамках выполненных  мною задач мною были рассмотрены  различные теоретические подходы  к изучению международных конфликтов. Мною было выяснено, что существуют три различных подхода к изучению конфликтов, которые сформировались в рамках западной науки, и которые рассматривают конфликт с различных сторон и делают акценты на разных гранях этой проблемы. Во время решения этой задачи я рассмотрела влияние глобализации на характер международных конфликтов, и мною было выяснено, что при рассмотрении какого либо конфликта в современном мире необходимо учитывать глобализации, как активно влияющий на международные конфликты. Так же в ходе решения второй поставленной мною задачи, я узнала, какие причины конфликтов существуют и то какие есть их классификации. Так же в рамках решения этой задачи мною была установлено, что глобализация так же порождает достаточно много новых причин конфликтов, которые в основном связаны с экономической сферой жизни. Так же мною было выявлено, что глобализация ухудшает конфликтогенную обстановку, в связи с ее культурным влиянием. Далее мною были выяснены различные методы урегулирования конфликтов, и то, что наиболее эффективным является урегулирование конфликтов путем переговоров и желательно, чтобы эти переговоры проходили именно на первом не военном этапе конфликта, что может помочь его предотвратить. При решении последней поставленной мною задачи, я выяснила, что ООН играет огромную роль в урегулировании конфликтов, но ей необходимо реформирование, для повышения ее эффективности.

Изучая тему международных  конфликтов в международных отношениях, я поняла, что это действительно очень важная тема, которая требует тщательного изучения, причем не только теоретических материалов, но исследований практической направленности Так как международные конфликты это объективная реальность, которая влияет на жизнь каждого человека, при этом конфликты в современном мире продолжают существовать, и некоторые процессы происходящие в современном мире не понижают конфликтности, а скорее наоборот порождают ряд новых конфликтогенов.

 

Литература

  1. Бузгалин А. Основные пласты глобализации и ее конфликтогенный потенциал http://www.intertrends.ru/two/003.htm
  2. Глухова А.В, Глобализационные риски как фактор http://www.confstud.ru/content/view/18/2/
  3. Довженко М.В. Специфика урегулирования современных конфликтов в меняющемся мире// мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия под ред. М.М. Лебедевой М, 2000
  4. Дружинин В. В., Конторов А. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. – М.: 2002
  5. Интрилигетор Д.М, Глобализация как источник международных конфликтов и обострния конкуренции http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/7_6_98.htm
  6. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М.: Ин-т психологии РАН, 1994
  7. Кременюк В.А.  Международный конфликт: проблемы управления http://www.intertrends.ru/nineth/007.htm
  8. Кременюк В.А. Об исследовании международных конфликтов. – США. Канада: экономика, политика, культура. – 2001. – N 2.
  9. Лебедева М.М, Политическое урегулирование конфликтов. http://www.twirpx.com/file/26267/
  10. Лебедева М.М. Трудный путь урегулирования конфликтов// Вестник московского университета. Сер. 18. Социология и политология 1996 №2
  11. Мамонов М. Мир и война без границ // Международный процесс
  12. Манойло А.В. Несиловое регулирование международных конфликтов. Культурно - цивилизационные парадигмы
  13. Политическая конфликтология перед новыми вызовами/ Дмитриев А.В., Глухова А.В., Картунов А.В. и др.; Под ред. А.В. Глуховой; Воронеж. межрегион. ин-т обществен. наук. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001
  14. Уркварт Б. К новой Организации Объединенных Наций // Мировая экономика и международные отношения 1996 №1
  15. Устав ООН attachment:/51/ustav_oon.htm
  16. Фишер Р. Юри У. «путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990
  17. Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений (учебное пособие). – М.: Радикс, 1994.

Информация о работе Международные конфликты в международных отношениях (в условиях глобализации)