МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В 20-е гг.
План Дауэса.
Международные
отношения между двумя мировыми
войнами подразделяются на два периода,
которые соответственно охватывают
20-е и 30-е гг.
В 20-е гг. международные отношения
развивались под влиянием первой
мировой войны и ее непосредственных
последствий: создание послевоенного
мира на основе договоров Версальско-Вашингтонской
системы, урегулирование отношений
между государствами-победителями
и побежденными, а также среди
самих победителей. В итоге
была достигнута относительная
временная стабилизация межгосударственных
и мировых хозяйственных отношений.
Война оставила глубокий след в сознании
народов Европы. Пацифистские настроения
в странах Европы в 20-е гг. питались не
только ненавистью к войне и насилию, горечью
утрат, тяжких жертв, но и решимостью не
допустить повторения такой катастрофы,
какой для Европы явилась первая мировая
война. В 20-е гг., названные «эрой пацифизма»,
политики государств Европы и США сумели
договориться и разрешить противоречия
мирными средствами.
В 30-е гг. обстановка в мире
резко стала меняться: рухнула
Версальско-Вашингтонская система,
возникают очаги войны на Западе
и на Востоке, мир постепенно,
шаг за шагом сползает к
новой мировой войне.
Версальско-Вашингтонская система
оказалась непрочной. Она подтачивалась
противоречиями как среди победителей,
так и между победителями и побежденными.
В 20-е гг. очевидными были англо-американские
и американо-японские противоречия. Еще
в начале XX в. США были должником Европы
и зависели от нее. Теперь, к концу 20-х гг.
США стали производить больше промышленной
продукции, чем Англия, Франция, Германия,
Италия и Япония вместе взятые. США стали
кредитором, и Европа немало задолжала
им за период войны. США догнали Англию
по размерам зарубежных капиталовложений
(16,5 млрд. долл.) и конкурировали с ней не
только в Латинской Америке. Важным узлом
межимпериалистического соперничества
Англии, США, Японии был Китай. Интересы
держав сталкивались и на суше, и на море.
Вашингтонская конференция не остановила
гонку морских вооружений, поскольку она
своими решениями ограничивала численность
и тоннаж лишь линкоров.
Военно-силовое мышление во многом
определяло поведение и позиции
капиталистических государств на
международной арене. Однако приходилось
искать компромиссы и считаться
с пацифистскими настроениями
в Европе и антивоенным движением.
Учитывая эти обстоятельства, в 1927
г. была предпринята попытка разработать
соглашение об ограничении гонки вооружений
на море. Однако созванная в Женеве конференция
не принесла положительных результатов.
Затем последовали другие аналогичные
конференции по морским вооружениям.
«Рурский
кризис» и проблема германских репараций.
Франция обладала наиболее многочисленной
сухопутной армией в Западной Европе.
Она рассчитывала, опираясь на военную
мощь, обеспечить лидирующее положение
на континенте. В 1923 г. французы вместе
с бельгийцами вторглись в
Рурскую область, намереваясь «проучить»
германское правительство, нарушавшее
репарационные поставки угля во Францию,
а также продемонстрировать свое
главенствующее положение в Европе.
Однако эти претензии правящих кругов
Франции вовсе не соответствовали
ее реальному экономическому и политическому
весу в международных отношениях.
Проблему выплаты германских репараций
и экономической стабилизации в
Европе взялся решать международный
капитал, и прежде всего США.
Ключом решения проблемы репараций
и европейских долгов стал
так называемый план Дауэса. В
1924 г. специальный международный комитет
во главе с американским банкиром Дауэсом
принял стратегический план восстановления
международных кредитно-финансовых и
торговых отношений. Суть плана состояла
в восстановлении с помощью кредитов экономики
Германии, которая была центром европейского
послевоенного экономического хаоса.
Это позволило ей выплачивать репарации
Англии, Франции и другим странам, которые
в свою очередь возвращали свои долги
США. Этот круговорот капитала вместе
с переходом к золотому стандарту валют
стал предпосылкой экономической и политической
стабилизации в капиталистическом мире.
План Дауэса определял более низкие
репарационные платежи Германии в первые
годы (по 1 млрд. марок) и затем их повышение
до 3 млрд. марок ежегодно по мере восстановления
экономики страны. Общая сумма репараций
в 132 млрд. марок осталась неизменной. Сроки
их окончательной выплаты предполагалось
решить в последующем. Англия и США, поддерживая
план Дауэса, рассчитывали также ослабить
притязания Франции на ведущую роль в
Европе. Однако, борясь с одним соперником,
они вскармливали другого — Германию,
готовя, таким образом, развал Версальской
системы. Германия не замедлила воспользоваться
своим восстановлением и поставила вопрос
об изменении условий выплаты репараций.
В августе 1929 г. на международной конференции
в Гааге был принят тан Юнга (по имени американского
представителя О. Юнга). Платежи Германии
были ограничены 2 млрд. марок ежегодно
и общая сумма долга была сокращена. В
1931 г. по предложению стран-победительниц
в связи с мировым экономическим кризисом
выплата репараций Германией была прекращена.
Лига Наций и проблема разоружения. Отдавая
дань пацифистским настроениям в Европе
и стремясь оправдать свою миротворческую
роль, Лига Наций начала в 1925 г. готовить
созыв международной конференции по разоружению.
Приглашались все европейские государства,
в том числе и СССР. Однако за рамки многолетней
подготовительной работы эта инициатива
Лиги Наций не вышла.
Между тем в системе международных
отношений все в большей мере
складывалось новое соотношение
сил, возникали новые узлы противоречий.
Растущая неустойчивость Версальско-Вашингтонской
системы становилась все более
очевидной. Франция была обеспокоена
восстановлением мощи германской
промышленности и ее торговой
экспансией. Поэтому в апреле 1927
г. министр иностранных дел
Франции А. Бриан обратился к США
с предложением о заключении пакта мира
об отказе от войны как орудии национальной
политики и о необходимости мирного разрешения
международных споров. В 1928 г. Бриан и госсекретарь
США Ф. Келлог, а также представители более
10 других государств подписали так называемый
пакт Бриана — Келлога. Это был важный
документ, хотя по своему содержанию он
представлял собой всего лишь словесное
соглашение о миролюбивых намерениях.
СССР присоединился к пакту, ратифицировал
его и в 1929 г. подписал протоколы о досрочном
введении пакта в отношениях СССР с Польшей,
Румынией, Эстонией и Латвией и о принятии
на себя соответствующих обязательств.
Появление идеи пакта мира само по себе
отражало его хрупкость, нарастание напряженности.
Пакт Бриана — Келлога не содержал в себе
никаких инструментов по поддержанию
мира.
Советская Россия и Запад. Гражданская
война в России и интервенция
капиталистических государств к
1922 г. закончились. Создавались
возможности для международно-правового
признания новой власти и государства,
основанного на иных принципах
собственности и идеологии, нежели
остальной капиталистический мир.
Это различие, питавшее идеологические
конфликты, осложняло отношения
Советской России с остальным
миром и накладывало в течение
десятилетий печать недоверия
на всю систему международных
отношений. Советская Россия, родившись
в октябре 1917 г. с призывом
к миру и согласию между
народами, в своей последующей
истории не была последовательной.
Концепция мирного сосуществования
двух систем в советской внешней
политике была глубоко противоречива...
С одной стороны, она отражала
опасения возможной интервенции
со стороны «капиталистического
окружения» и потому содержала
в себе справедливое стремление
установить отношения дружбы
и сотрудничества, особенно с
соседними государствами на Западе
и на Востоке, или хотя бы
обеспечить их благожелательный
нейтралитет. На этой основе начался
процесс «возвращения» России в систему
международных отношений. В 1921 г. были
подписаны мирные договоры с новыми самостоятельными
государствами — Польшей, Латвией, Литвой,
Эстонией, Финляндией. Тогда же установились
дружественные договорные отношения с
Персией, Турцией, Афганистаном и Монголией.
В 1921 г. начались торговые отношения Советской
России с европейскими странами — Англией,
Германией, Италией, Норвегией и др.
В 1922 г. в Генуе состоялась
международная конференция с
целью обсуждения проблем экономического
восстановления в Европе. В конференции
участвовала советская делегация.
Переговоры об экономическом
сотрудничестве закончились безрезультатно.
Однако был совершен прорыв
дипломатической изоляции России
— в апреле 1922 г. был подписан
в Рапалло договор между СССР
и Германией о взаимном отказе
от всех претензий (в том
числе по долгам и репарациям)
друг к другу. Советско-германское
соглашение открыло полосу десятилетнего
активного экономического и военно-технического
сотрудничества двух государств.
1924 г. стал годом признания
Советской России основными западноевропейскими
государствами: Великобританией, Италией,
Францией, Норвегией, Швецией, Австрией,
Данией, Грецией, а также Мексикой, Китаем,
Японией. Из крупных государств затягивали
признание СССР лишь США (до 1933 г.).
Отношения Советской России со
странами Запада складывались
трудно. Концепция мирного сосуществования
в руководящих кругах СССР
рассматривалась в 20-е и 30-е
гг. как форма классовой борьбы
на мировой арене, как временное
состояние отношений с капиталистическим
окружением, чреватых новой интервенцией.
Вместе с тем и капиталистический
Запад имел серьезные основания
для опасений экспорта революции
со стороны Советской России.
Созданный в 1919 г. Коммунистический
Интернационал со штаб-квартирой
в Москве объединил коммунистические
партии многих государств мира
в качестве секций единой, дисциплинированной
и ориентированной на мировую
революцию организации. Это давало
немало поводов расценивать эти
партии как враждебные парламентской
системе силы и видеть в
них «агентов Москвы».
Таким образом, существовала взаимная
настороженность в отношениях
между Советской Россией и
Западом. На международной арене
противоречие между двумя системами
было реальным фактором. Тем более,
что даже в мирные 20-е гг. эти противоречия
выходили наружу. Так, Рейнский гарантийный
пакт с гарантией границ Бельгии и Нидерландов,
подписанный западными державами в Локарно
в 1925 г., был оценен российской дипломатией
как угроза безопасности и курс на изоляцию
СССР, ибо не содержал гарантий стран Восточной
Европы. Чтобы обезопасить свои границы,
СССР заключил договора о нейтралитете
с Германией, Турцией, Персией, Литвой,
Афганистаном.
Новый кризис в отношениях
с капиталистическими странами
возник в 1927 г., когда Англия
в одностороннем порядке разорвала
торговые и дипломатические отношения
с СССР, ссылаясь на вмешательство
Коминтерна во внутренние дела
страны. Тогда же в Польше белогвардейцем-монархистом
был убит советский посол Л.
Войков, что также осложнило отношения
между соседними странами. В 1929
г. принял острый характер конфликт
с Китаем на КВЖД, когда китайские
власти фактически пытались захватить
железную дорогу. Конфликт перерос
в военные действия вооруженных
сил двух стран. В конечном
итоге СССР добился восстановления
положения на КВЖД. И все же,
несмотря на трудности взаимоотношений
со странами Запада, СССР постепенно
возвращался в нормальную систему
международно-правовых отношений.
В 1934 г. в связи с возросшей
угрозой войны большая группа
государств пригласила СССР войти в Лигу
Наций. СССР стал членом этой международной
организации, что давало известные преимущества,
но и накладывало определенные обязательства.