Международные отношения в 20-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:38, реферат

Описание работы

Международные отношения между двумя мировыми войнами подразделяются на два периода, которые соответственно охватывают 20-е и 30-е гг.
В 20-е гг. международные отношения развивались под влиянием первой мировой войны и ее непосредственных последствий: создание послевоенного мира на основе договоров Версальско-Вашингтонской системы, урегулирование отношений между государствами-победителями и побежденными, а также среди самих победителей. В итоге была достигнута относительная временная стабилизация межгосударственных и мировых хозяйственных отношений.

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 20.docx

— 18.75 Кб (Скачать файл)

                      МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 20-е гг.

                                     План Дауэса.

 

Международные отношения между двумя мировыми войнами подразделяются на два периода, которые соответственно охватывают 20-е и 30-е гг.

  В 20-е гг. международные отношения  развивались под влиянием первой  мировой войны и ее непосредственных  последствий: создание послевоенного  мира на основе договоров Версальско-Вашингтонской  системы, урегулирование отношений  между государствами-победителями  и побежденными, а также среди  самих победителей. В итоге  была достигнута относительная  временная стабилизация межгосударственных  и мировых хозяйственных отношений.

  Война оставила глубокий след в сознании народов Европы. Пацифистские настроения в странах Европы в 20-е гг. питались не только ненавистью к войне и насилию, горечью утрат, тяжких жертв, но и решимостью не допустить повторения такой катастрофы, какой для Европы явилась первая мировая война. В 20-е гг., названные «эрой пацифизма», политики государств Европы и США сумели договориться и разрешить противоречия мирными средствами.

  В 30-е гг. обстановка в мире  резко стала меняться: рухнула  Версальско-Вашингтонская система,  возникают очаги войны на Западе  и на Востоке, мир постепенно, шаг за шагом сползает к  новой мировой войне.

  Версальско-Вашингтонская система  оказалась непрочной. Она подтачивалась  противоречиями как среди победителей, так и между победителями и побежденными. В 20-е гг. очевидными были англо-американские и американо-японские противоречия. Еще в начале XX в. США были должником Европы и зависели от нее. Теперь, к концу 20-х гг. США стали производить больше промышленной продукции, чем Англия, Франция, Германия, Италия и Япония вместе взятые. США стали кредитором, и Европа немало задолжала им за период войны. США догнали Англию по размерам зарубежных капиталовложений (16,5 млрд. долл.) и конкурировали с ней не только в Латинской Америке. Важным узлом межимпериалистического соперничества Англии, США, Японии был Китай. Интересы держав сталкивались и на суше, и на море. Вашингтонская конференция не остановила гонку морских вооружений, поскольку она своими решениями ограничивала численность и тоннаж лишь линкоров.

  Военно-силовое мышление во многом  определяло поведение и позиции  капиталистических государств на  международной арене. Однако приходилось  искать компромиссы и считаться  с пацифистскими настроениями  в Европе и антивоенным движением.  Учитывая эти обстоятельства, в 1927 г. была предпринята попытка разработать соглашение об ограничении гонки вооружений на море. Однако созванная в Женеве конференция не принесла положительных результатов. Затем последовали другие аналогичные конференции по морским вооружениям.

«Рурский  кризис» и проблема германских репараций. Франция обладала наиболее многочисленной сухопутной армией в Западной Европе. Она рассчитывала, опираясь на военную  мощь, обеспечить лидирующее положение  на континенте. В 1923 г. французы вместе с бельгийцами вторглись в  Рурскую область, намереваясь «проучить» германское правительство, нарушавшее репарационные поставки угля во Францию, а также продемонстрировать свое главенствующее положение в Европе. Однако эти претензии правящих кругов Франции вовсе не соответствовали  ее реальному экономическому и политическому  весу в международных отношениях. Проблему выплаты германских репараций  и экономической стабилизации в  Европе взялся решать международный  капитал, и прежде всего США.

  Ключом решения проблемы репараций  и европейских долгов стал  так называемый план Дауэса. В 1924 г. специальный международный комитет во главе с американским банкиром Дауэсом принял стратегический план восстановления международных кредитно-финансовых и торговых отношений. Суть плана состояла в восстановлении с помощью кредитов экономики Германии, которая была центром европейского послевоенного экономического хаоса. Это позволило ей выплачивать репарации Англии, Франции и другим странам, которые в свою очередь возвращали свои долги США. Этот круговорот капитала вместе с переходом к золотому стандарту валют стал предпосылкой экономической и политической стабилизации в капиталистическом мире.

  План Дауэса определял более низкие репарационные платежи Германии в первые годы (по 1 млрд. марок) и затем их повышение до 3 млрд. марок ежегодно по мере восстановления экономики страны. Общая сумма репараций в 132 млрд. марок осталась неизменной. Сроки их окончательной выплаты предполагалось решить в последующем. Англия и США, поддерживая план Дауэса, рассчитывали также ослабить притязания Франции на ведущую роль в Европе. Однако, борясь с одним соперником, они вскармливали другого — Германию, готовя, таким образом, развал Версальской системы. Германия не замедлила воспользоваться своим восстановлением и поставила вопрос об изменении условий выплаты репараций. В августе 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят тан Юнга (по имени американского представителя О. Юнга). Платежи Германии были ограничены 2 млрд. марок ежегодно и общая сумма долга была сокращена. В 1931 г. по предложению стран-победительниц в связи с мировым экономическим кризисом выплата репараций Германией была прекращена.

  Лига Наций и проблема разоружения. Отдавая дань пацифистским настроениям в Европе и стремясь оправдать свою миротворческую роль, Лига Наций начала в 1925 г. готовить созыв международной конференции по разоружению. Приглашались все европейские государства, в том числе и СССР. Однако за рамки многолетней подготовительной работы эта инициатива Лиги Наций не вышла.

  Между тем в системе международных  отношений все в большей мере  складывалось новое соотношение  сил, возникали новые узлы противоречий. Растущая неустойчивость Версальско-Вашингтонской  системы становилась все более  очевидной. Франция была обеспокоена  восстановлением мощи германской  промышленности и ее торговой  экспансией. Поэтому в апреле 1927 г. министр иностранных дел  Франции А. Бриан обратился к США с предложением о заключении пакта мира об отказе от войны как орудии национальной политики и о необходимости мирного разрешения международных споров. В 1928 г. Бриан и госсекретарь США Ф. Келлог, а также представители более 10 других государств подписали так называемый пакт Бриана — Келлога. Это был важный документ, хотя по своему содержанию он представлял собой всего лишь словесное соглашение о миролюбивых намерениях. СССР присоединился к пакту, ратифицировал его и в 1929 г. подписал протоколы о досрочном введении пакта в отношениях СССР с Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией и о принятии на себя соответствующих обязательств. Появление идеи пакта мира само по себе отражало его хрупкость, нарастание напряженности. Пакт Бриана — Келлога не содержал в себе никаких инструментов по поддержанию мира.

  Советская Россия и Запад. Гражданская  война в России и интервенция  капиталистических государств к  1922 г. закончились. Создавались  возможности для международно-правового  признания новой власти и государства,  основанного на иных принципах  собственности и идеологии, нежели  остальной капиталистический мир.  Это различие, питавшее идеологические  конфликты, осложняло отношения  Советской России с остальным  миром и накладывало в течение  десятилетий печать недоверия  на всю систему международных  отношений. Советская Россия, родившись  в октябре 1917 г. с призывом  к миру и согласию между  народами, в своей последующей  истории не была последовательной. Концепция мирного сосуществования  двух систем в советской внешней  политике была глубоко противоречива... С одной стороны, она отражала  опасения возможной интервенции  со стороны «капиталистического  окружения» и потому содержала  в себе справедливое стремление  установить отношения дружбы  и сотрудничества, особенно с  соседними государствами на Западе  и на Востоке, или хотя бы  обеспечить их благожелательный  нейтралитет. На этой основе начался процесс «возвращения» России в систему международных отношений. В 1921 г. были подписаны мирные договоры с новыми самостоятельными государствами — Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Финляндией. Тогда же установились дружественные договорные отношения с Персией, Турцией, Афганистаном и Монголией. В 1921 г. начались торговые отношения Советской России с европейскими странами — Англией, Германией, Италией, Норвегией и др.

  В 1922 г. в Генуе состоялась  международная конференция с  целью обсуждения проблем экономического  восстановления в Европе. В конференции  участвовала советская делегация.  Переговоры об экономическом  сотрудничестве закончились безрезультатно. Однако был совершен прорыв  дипломатической изоляции России  — в апреле 1922 г. был подписан  в Рапалло договор между СССР  и Германией о взаимном отказе  от всех претензий (в том  числе по долгам и репарациям) друг к другу. Советско-германское  соглашение открыло полосу десятилетнего  активного экономического и военно-технического  сотрудничества двух государств. 1924 г. стал годом признания  Советской России основными западноевропейскими  государствами: Великобританией, Италией, Францией, Норвегией, Швецией, Австрией, Данией, Грецией, а также Мексикой, Китаем, Японией. Из крупных государств затягивали признание СССР лишь США (до 1933 г.).

  Отношения Советской России со  странами Запада складывались  трудно. Концепция мирного сосуществования  в руководящих кругах СССР  рассматривалась в 20-е и 30-е  гг. как форма классовой борьбы  на мировой арене, как временное  состояние отношений с капиталистическим  окружением, чреватых новой интервенцией. Вместе с тем и капиталистический  Запад имел серьезные основания  для опасений экспорта революции  со стороны Советской России. Созданный в 1919 г. Коммунистический  Интернационал со штаб-квартирой  в Москве объединил коммунистические  партии многих государств мира  в качестве секций единой, дисциплинированной  и ориентированной на мировую  революцию организации. Это давало  немало поводов расценивать эти  партии как враждебные парламентской  системе силы и видеть в  них «агентов Москвы».

  Таким образом, существовала взаимная  настороженность в отношениях  между Советской Россией и  Западом. На международной арене  противоречие между двумя системами  было реальным фактором. Тем более, что даже в мирные 20-е гг. эти противоречия выходили наружу. Так, Рейнский гарантийный пакт с гарантией границ Бельгии и Нидерландов, подписанный западными державами в Локарно в 1925 г., был оценен российской дипломатией как угроза безопасности и курс на изоляцию СССР, ибо не содержал гарантий стран Восточной Европы. Чтобы обезопасить свои границы, СССР заключил договора о нейтралитете с Германией, Турцией, Персией, Литвой, Афганистаном.

  Новый кризис в отношениях  с капиталистическими странами  возник в 1927 г., когда Англия  в одностороннем порядке разорвала  торговые и дипломатические отношения  с СССР, ссылаясь на вмешательство  Коминтерна во внутренние дела  страны. Тогда же в Польше белогвардейцем-монархистом  был убит советский посол Л.  Войков, что также осложнило отношения  между соседними странами. В 1929 г. принял острый характер конфликт  с Китаем на КВЖД, когда китайские  власти фактически пытались захватить  железную дорогу. Конфликт перерос  в военные действия вооруженных  сил двух стран. В конечном  итоге СССР добился восстановления  положения на КВЖД. И все же, несмотря на трудности взаимоотношений  со странами Запада, СССР постепенно  возвращался в нормальную систему  международно-правовых отношений.  В 1934 г. в связи с возросшей  угрозой войны большая группа  государств пригласила СССР войти в Лигу Наций. СССР стал членом этой международной организации, что давало известные преимущества, но и накладывало определенные обязательства.


Информация о работе Международные отношения в 20-е гг