Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:36, контрольная работа
Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины XX века являлось интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении, переплетении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.
Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге к большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.
Введение 3
Международные валютно-финансовые отношения 5
1 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование 6
2 Организация внешнего валютного рынка 11
3 Рыночное и государственное регулирование валютных отношений 13
4 Международный валютный фонд (МВФ) 15
5 Банк Международных Расчетов (БМР) 17
6 Международное движение капиталов 19
7 Международное кредитование и финансирование развивающихся стран 24
Заключение 26
Список использованной литературы 27
С появлением машинного производства специфика международного разделения труда начинает испытывать на себе возрастающее влияние международного движения капиталов, которое в общем виде можно определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гарантируют им получение процентов или дивидендов в будущем.
Многообразные формы вывоза капитала — прямые частные инвестиции, государственные займы, кредиты международных финансовых организаций — стали важнейшей движущей силой, развивающей и углубляющей мирохозяйственные связи. При этом подходы к оценке этого явления весьма неоднозначны: от конкуренции между странами за получение иностранного капитала и технологий — до прямого ограничения иностранных инвестиций из опасений подрыва контроля над национальной экономикой. Подобная неоднозначность оценок характерна как для стран, принимающих капитал, так и для вывозящих.
Общий мировой выигрыш от свободного движения капитала, обоснованный в экономической теории, служит слабым утешением для стран, оказавшихся в роли неплатежеспособных должников. У многих развивающихся стран размеры сумм обслуживания долгов нередко превышают размеры новых поступлений капитала. Эти страны либо не соблюдают графики выплат по долгам, либо вовсе отказываются от платежей. Ситуация в целом характеризуется как кризис системы международного кредитования. Этот кризис приобрел хронический характер.
Один из сильных всплесков кризиса международного кредитования приходится на 1982 г., когда десятки стран-должников объявили, что у них нет возможности расплачиваться по своим прежним долгам. Этому всплеску предшествовал период увеличения инвестиций в развивающиеся страны в виде кредитов под процент правительствам этих стран или предприятиям, имеющим правительственные гарантии. В период, предшествовавший пику кризиса, у основных международных банков увеличился объем средств, позволявших проводить активное кредитование. Источниками этих средств были накопление нефтедолларов и инфляционная денежно-кредитная политика развитых стран.
Необходимость расчетов по заимствованиям в условиях недополучения прибыли оказалась для многих стран неразрешимой проблемой. В результате вспыхнул долговой кризис. Когда от платежей отказывается суверенный заемщик, каковым является государство, — проблема выходит за чисто экономические рамки. Мировое сообщество озабочено данной проблемой и ведет поиски путей преодоления кризиса системы международного кредитования.
Для решения этой сложной проблемы предлагается связывать проблему платежей с выдачей новых кредитов, страховать займы через залог, который может перейти в собственность кредитору в случае остановки выплат по долгу, и т.п. Считается, что как вид страхования можно рассматривать и взаимную зависимость стран, когда торговля и кредитование между странами идут в обоих направлениях. Так, тот факт, что развитые страны и государства Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань и др.) являются исправными плательщиками по государственным займам, объясняют и тем, что их собственное экономическое положение во многом определяется торговлей со странами-кредиторами.
Международный валютный фонд (МВФ) связывает выдачу новых кредитов не только с проблемой погашения старых долгов, но и с проведением в стране определенной макроэкономической политики.
Наиболее эффективной формой движения капитала признается использование его в предпринимательской форме, в частности прямые зарубежные инвестиции. Их осуществляют как имеющие национальную принадлежность, так и многонациональные фирмы. Прямые и портфельные инвестиции осуществляются через приобретение акций или кредитование зарубежных предприятий. При портфельных инвестициях предприятие не принадлежит инвестору и не подконтрольно ему. Прямые зарубежные инвестиции имеют место, когда предприятия находятся в значительной степени в собственности инвестора или инвестор имеет возможность контролировать деятельность зарубежного предприятия. Такой контроль предполагает использование управленческого опыта, торговой марки, технологий, знание рынка, что дает значительные экономические преимущества фирмам, созданным на основе прямых инвестиций, способствует выпуску конкурентоспособной продукции. Для стран, являющихся аутсайдерами в жесткой конкурентной борьбе на мировых рынках, налаживание производства конкурентоспособной продукции является важнейшей составной частью их экспортной стратегии.
Следует отметить, что в подходе к оценке последствий прямых зарубежных инвестиций и в странах базирования (из которых идет отток капитала), и в странах принимающих (куда направляется капитал) существует большой разброс мнений. В публичных дискуссиях в странах, принимающих капитал, преобладает тема национальной экономической безопасности. Причем ее обыгрывают и сторонники, и противники прямых зарубежных инвестиций. Так, если первые приветствуют открытие зарубежной фирмы как средства создания новых рабочих мест, то вторые заявляют о выкачивании средств из страны и эксплуатации местного населения иностранным капиталом.
Более конкретной оценка выгод и потерь для страны в целом при использовании иностранного капитала становится, когда речь идет о налогообложении. Направление потоков капитала, кроме всего прочего, связано с поиском условий, обеспечивающих наименьшие издержки производства и низкий уровень налогообложения. Правительства стран, желающих привлечь иностранный капитал, предоставляют для него специальные налоговые льготы. Страны базирования могут вводить дополнительные услуги для регулирования оттока инвестиций или получения выигрыша от дохода на инвестиции своих граждан.
Миграция капитала происходит, когда он может быть помещён в другом государстве с большей нормой прибыли, чем в своей стране. Причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются: а) перенакопление капитала в регионе, откуда он вывозится; б) несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях всемирного хозяйства; в) наличие в государствах, куда экспортируется капитал, более дешёвого сырья и рабочей силы; г) интернационализация производства.
Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при нехватке капитала для внутреннего инвестирования.
Перенакопление капитала характерно для крупных корпораций, которые получают монопольную сверхприбыль в определённых отраслях и не заинтересованы в менее выгодном использовании своих средств внутри государства. Повышенный спрос на капитал в странах, куда он экспортируется, объясняется неравномерностью развития экономики разных государств. Страны, испытывающие потребность в иностранных капиталовложениях, создают для них наиболее благоприятные условия. Зарубежных собственников капитала из развитых стран особенно привлекает возможность использовать в экономически более слабых государствах сравнительно дешёвые факторы производства (низкая заработная плата, невысокие цены на сырьё, воду, энергию). В результате сбережений на всех видах издержек производства иностранные инвесторы получают более высокую норму прибыли.
Важной причиной, расширяющей масштабы экспорта капитала, является интернационализация производства. Будучи первоначально результатом зарубежных капиталовложений, интернационализация постепенно становится постоянно действующим фактором расширения экспорта капитала. Когда предприятия отдельных стран превращаются в звенья международного производственного организма, они получают возможность использовать выгоды разделения труда и сложившихся в мировой экономике хозяйственных и денежных связей.
Прямые инвестиции обеспечивают фактически полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений. Вновь возникающие или приобретаемые готовые предприятия становятся филиалами расположенной в другой стране материнской фирмы, которая образует центр международного производственного объединения. Прямые иностранные инвестиции распределяются во всемирном хозяйстве неравномерно.
Портфельные инвестиции — важный источник привлечения иностранного капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, центральными (государственными) и частными банками. Посредниками в осуществлении зарубежных портфельных инвестиций выступают, как правило, крупные инвестиционные банки.
Средне- и долгосрочные кредиты используются для пополнения основного капитала, кредитования и финансирования операций по приобретению акций, учреждению филиалов, строительству и реконструкции зарубежных инвестиций. В роли главных заемщиков выступают, прежде всего, международные корпорации
Одной из важнейших тенденций в процессе вывоза капитала в послевоенный период стало активное вмешательство государства с регулирующими, контролирующими, стимулирующими функциями в этот процесс.
Воздействие промышленно развитых стран на миграцию капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта—импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении.
Особенности международного кредитования развивающихся стран.
Во-первых, значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов.
Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности), отношений с ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п.
В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков.
В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. Поэтому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства.
Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).
Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам.
I. Официальное финансирование
1.Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя.
2.Прочее ОФР, в том числе
двухстороннее и
II. Экспортные кредиты.
III. Частные кредиты и субсидии.
1.Международное банковское кредитование.
2.Эмиссия ценных бумаг.
3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.
Итого приток ресурсов: I + II + III.
Мировой кредитный рынок — это часть рынка ссудного капитала, которая включает в себя: 1) мировой денежный рынок (краткосрочные депозитно-ссудные операции от одного дня до года, а также рынок евровалют); 2) мировой рынок капиталов— две составляющие: средне- и долгосрочные иностранные кредиты и рынок еврокредитов (от 1 года до 15 лет).
Мировой рынок ссудных капиталов приобрел в последние десятилетия стремительное развитие. Оно обусловлено долгосрочными тенденциями движения ссудного капитала, общей либерализацией государственно-правовых норм, регулирующих это движение на национальном уровне, расширением действия ценных бумаг, интеграционными процессами. Мировой рынок ссудных капиталов охватывает совокупность различных компаний, банков, валютно-кредитных учреждений, обеспечивающих движение ссудного капитала в мировом хозяйстве. Важной тенденцией в развитии мирового хозяйства и международных экономических отношений конца XX столетия являлось то, что международные кредитно-финансовые отношения по темпам роста значительно опережали темпы роста как промышленного производства, так и международной торговли.
Из всего выше сказанного можно отметить, что валюта капиталистических стран, в том числе и России, делится на обратимые, частично обратимые и необратимые.
Обратимыми называются валюты стран, полностью отменивших валютные ограничения как для нерезидентов, так и для резидентов. Эти валюты обмениваются на любую иностранную валюту.
Частично обратимые- это валюты стран, отменивших валютные ограничения не по всем валютным операциям. К частично обратимым валютам относятся валюты большинства западно-европейских стран, которые в декабре 1958 года отменили валютные ограничения для нерезидентов ( иностранные физические и юридические лица ).
Информация о работе Международные валютно – финансовые отношения