Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:41, контрольная работа
Финляндия и Россия являются давними партнерами в области экономического сотрудничества. Две страны достигли определенных успехов на таких направлениях, как взаимная торговля, инвестиции, валютно-кредитная сфера, военно-техническое сотрудничество. В то же время после вступления Финляндии в ЕС сотрудничество двух стран вступило в новую плоскость. Его необходимо рассматривать уже не через призму сотрудничества двух стран с разными социально-политическими системами, как это было во времена СССР, и не как сотрудничество между двумя соседними странами с общей границей, а как сотрудничество между Россией и страной - членом ЕС, где Финляндия играет для России роль «окна» в единую Европу.
Введение...................................................................................................................3
1. Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии.....................4
2. Движением капиталов между двумя странами.................................................6
3. Состояние и развитие сотрудничества в области инвестиционной
деятельности............................................................................................................8
Заключение.............................................................................................................11
Список использованной литературы...................................................................12
Содержание
Введение......................
1. Торгово-экономическое
сотрудничество России и
2. Движением капиталов
между двумя странами..........
3. Состояние и развитие
сотрудничества в области
деятельности..................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Финляндия и Россия являются давними партнерами в области экономического сотрудничества. Две страны достигли определенных успехов на таких направлениях, как взаимная торговля, инвестиции, валютно-кредитная сфера, военно-техническое сотрудничество. В то же время после вступления Финляндии в ЕС сотрудничество двух стран вступило в новую плоскость. Его необходимо рассматривать уже не через призму сотрудничества двух стран с разными социально-политическими системами, как это было во времена СССР, и не как сотрудничество между двумя соседними странами с общей границей, а как сотрудничество между Россией и страной - членом ЕС, где Финляндия играет для России роль «окна» в единую Европу. Тут возникает противоречие между финскими национальными экономическими интересами и интересами всего Европейского союза как группировки, что отражается во всевозможных ограничениях на российский экспорт в Финляндию.
Актуальность обращения к тематике исследования связана с тем, что за последнее десятилетие Финляндия сделала гигантский шаг вперед в области экономического развития, перейдя из второго эшелона в лидеры среди стран с развитой рыночной экономикой. В настоящее время экономика Финляндии является самой конкурентоспособной в мире. Индекс конкурентоспособности - главный ориентир, характеризующий инвестиционную привлекательность того или иного рынка.
Совокупность изложенных обстоятельств предопределяет актуальность вопроса научного анализа и обобщения практического и теоретического материала по проблеме международных валютных отношений России с Финляндией на современном этапе развития мирохозяйственных связей в контексте членства Финляндии в ЕС.
1. Торгово-экономическое
Торгово-экономическое сотрудничество – важнейшая составляющая партнерства Россия-Финляндия. Основополагающей правовой базой экономических отношений является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС), подписанное 24 июня 1994 г. Продолжает действовать двустороннее межправительственное Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве, подписанное 20 января 1992 г, в соответствии с которым функционирует Межправительственная российско-финляндская комиссия по экономическому сотрудничеству, седьмая сессия которой состоялась в сентябре 2003 г. в Хельсинки. Оптимальным форматом взаимоотношений Россия-Финляндия в экономике на всю обозримую перспективу видится зрелое договорное партнерство через продвижение к созданию с ЕС единого экономического пространства.
По итогам 2012 г. Россия занимает 3-е место среди торговых партнеров Финляндии (после Германии и Швеции). В 2012 г. объем двусторонней торговли продолжал расти, составив около 6,7 млрд. евро (в 2011 г. – 6,2 млрд.евро). Финский экспорт в Россию за 2012 г. вырос на 11%, составив 3,1 млрд. евро, а импорт Финляндии из России – на 5%, достигнув 3,6 млрд. евро. В результате происходило сокращение положительного для России торгового сальдо: в 2011 г. оно составило около 470 млн.евро по сравнению с 600 млн. евро в 2011 г. и почти 1,3 млрд.евро в 2010 г. По итогам 2012 г. Россия занимает третье место в финском импорте и пятое – в экспорте.
На фоне заметного ухудшения конъюнктуры на рынках Запада вследствие затяжного хозяйственного спада рост российского импорта из Финляндии оказывает стабилизирующий эффект на ее экономику. В основе этого роста лежит определенное улучшение экономической ситуации в России, повышение доходов населения и рост потребительского спроса.
Отмеченная динамика развития двусторонней торговли зависит от особенностей ее структуры. Основную часть российского экспорта в Финляндию составляет невозобновляемое сырье и энергоносители – более 80%. На машины и оборудование приходится немногим более 2%, на готовые изделия – около 10%. В российском импорте из Финляндии свыше трети составляют машины и оборудование, столько же - готовые изделия, примерно по 10% - продукты питания и химические товары. По подсчетам финских экспертов, российский экспорт отличается большей концентрацией: на 20 основных товаров (все они энерго-сырьевые, уровень цен на такую продукцию весьма чувствителен к колебаниям спроса мировой экономики) приходится свыше 80% его стоимости, импорт же из Финляндии – более диверсифицированный: на 20 основных товаров (высокообработанная продукция электронной, электротехнической, химической и лесобумажной промышленности) приходится только около 20% его стоимости. Возможности количественного роста объемов российского экспорта при существующей его структуре в значительной мере исчерпаны: доля российских сырьевых товаров составляет от потребляемых в Финляндии газа -100 %, нефти – 50%, угля – 35%, леса – 20%, электроэнергии – 10%, и в перспективе значительного роста спроса ни по одной из этих позиций не ожидается, при дальнейшем росте реального курса рубля рост импорта из Финляндии, особенно потребительского, практически ничто не ограничивает.
2. Движением капиталов между двумя странами
На конец 2012 г. финские накопленные прямые инвестиции в России составили около 400 млн. евро (около 0,8% зарубежных прямых капиталовложений Финляндии). Однако говорить о наращивании инвестиционной активности финнами преждевременно, реализуются одиночные инвестиционные проекты. Российские прямые инвестиции в Финляндии – примерно 300 млн. евро (1% зарубежных прямых инвестиций в Финляндии). По их объему Россия занимает 9 место среди зарубежных инвесторов.
На финские прямые инвестиции приходится только 1,6% объема накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России, это 12 место в рейтинге инвесторов. Тем не менее, финны инвестируют в Россию в относительных показателях не меньше, чем в среднем страны ЕС. Финские прямые капиталовложения более заметны в сопредельных регионах. Так, в Санкт-Петербурге Финляндия делит второе место с США (12%) по объему прямых инвестиций в экономику города.
Ведущими являются прямые вложения в лесобумажную промышленность – свыше 20% от их общего объема («Стура Энсо», «УПМ-Кюммене», «Альстрем»). Финны ограничиваются небольшими и более быстро окупающимися вложениями в лесозаготовку, производство фанеры для последующего вывоза, картонажной продукции для внутреннего российского рынка. «Стура Энсо» и «УПМ-Кюммене» намерены построить несколько лесопильных предприятий на Северо-западе России.
Выделяется более высокая, чем в среднем по финским зарубежным капиталовложениям, доля инвестиций в нефтеперерабатывающую – свыше 14% (концерн «Фортум» - инвестиции в «СеверТЭК») и пищевую промышленность – 11% (концерны «Хартвалл», «Фацер», «Марли»). В структуре инвестиций следует отметить также торговлю – 16% (концерн «Стокманн»), связь – почти 10% (концерн «Сонера»), строительство – 7% (например, «Сканска», «Оннинен»). Финские инвестиции в металлообработку составляют лишь около 7% их общего объема. В целом в Финляндии распространено мнение, что риски в России, связанные с нестабильностью законодательной базы, таможенно-транспортными проблемами, коррупцией, преступностью и т.п., слишком велики для масштабного инвестирования в российскую экономику.
Оборот российских компаний, действующих в Финляндии, составил в конце 2011 г. 923 млн.евро (0,8% оборота всех иностранных предприятий), увеличившись почти в 2 раза, по сравнению с предыдущим годом. На таких предприятиях было занято 6,3 тыс. человек (2% всех занятых на иностранных предприятиях). Наиболее крупными компаниями с участием российского капитала являются бывшие советско-финляндские совместные предприятия «Тебойл» и «Суомен Петрооли» (производство и торговля нефтепродуктами), а также созданные уже в новых условиях «Газум» (поставки газа из России) и «Ингонорд» (страхование).
В банковской сфере Финляндии на сегодняшний день нет ни одного филиала российского банка, и создать свой филиал в Финляндии российскому банку пока практически невозможно. В начале 2012 г. Министерство финансов Финляндии отказало российскому «Международному банку Санкт-Петербурга» в разрешении на открытие филиала в Финляндии. В качестве обоснования такого решения финны указывают на несоответствие российских банков установленным в Финляндии и ЕС критериям, в частности неэффективность банковского надзора, отсутствие взаимодействия с органами банковского надзора Финляндии, несоблюдение международных стандартов платежеспособности и бухгалтерской отчетности, отсутствие системы страхования банковских вкладов.
Работа над новым Соглашением о взаимном поощрении и защите капиталовложений идет по линии Минэкономразвития. Затяжки с подписанием соглашения о защите капиталовложений зачастую трактуются в Финляндии, как свидетельство-де нежелания некоторых предпринимательских кругов в России менять ситуацию в пользу иностранных вкладчиков.
В апреле 2012 г. финский фонд специального финансирования «Финнвера» повысил страновой рейтинг России с шестого места до пятого – «посредственная платежеспособность», что означает относительное снижение цены гарантии по экспортным кредитам. В последнее время отмечается, что финансирование экспортных сделок становится чаще предметом прямых переговоров между компаниями и банками. В этих условиях госгарантии, при необходимости, рассматриваются лишь как дополнение к нормальному коммерческому финансированию экономически «здоровых» проектов.
Россия погасит долги бывшего СССР перед Финляндией до конца этого года.
3. Состояние и развитие сотрудничества в области инвестиционной деятельности
В осуществлении двусторонних торгово-экономических отношений России и Финляндии особое место традиционно занимают инвестиционное сотрудничество и сотрудничество в сфере строительных услуг. Особую значимость эти виды сотрудничества приобрели в последнее время под влиянием потребности в модернизации ряда секторов промышленной, транспортной инфраструктуры России и ее отдельных регионов в увязке с возможностью привлечения иностранных инвестиций. Для реализации приоритетных направлений развития и оптимизации двустороннего сотрудничества в указанной области особое значение имеет принятие решений по следующим вопросам: создание необходимых условий для практической реализации межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, меморандумов о взаимопонимании по финансированию проектов в России под гарантию или комфортное письмо Правительства РФ, соответствующих институтов гарантий и страхования; оптимизация системы налоговых, таможенных, транспортных тарифов и упрощение таможенных и налоговых процедур, ускорение решения проблемы коммерческой задолженности России перед Финляндией и изыскание новых линий кредитования; упрощение процедуры сертификации машин, оборудования и материалов производственного назначения, поставляемых в Россию из зарубежных стран.
Действующая в России комплексная программа стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики предусматривает, в частности, необходимость привлечения иностранных инвестиций в первую очередь в строительную индустрию, в модернизацию и развитие наиболее важных отраслей промышленности и социальной сферы страны. При этом определенное внимание уделяется возможностям деловых и финансовых кругов Финляндии, в действиях которых, помимо укрепления двусторонних связей с Россией, просматривается стремление сделать свою страну своего рода «воротами» на Восток для Европейского союза и других западных стран. Существенное влияние на это оказывает географическое расположение двух стран, имеющих единственную в настоящее время общую таможенную границу между Евросоюзом и Россией.
Участие России в реализации крупномасштабных проектов на двух- и многосторонней основе обязывает ее обеспечить защиту прав инвесторов и надлежащий контроль за целевым использованием инвестируемых средств, совершенствовать правовую базу, налоговое и таможенное законодательство, финансовую сферу, привести системы бухгалтерского учета, аудита, стандартизации и сертификации продукции в соответствие с действующими общеевропейскими нормами и международной практикой.
Одним из главных направлений проводимой Финляндией государственной экономической политики является обеспечение надлежащих условий для поддержания инвестиционной и предпринимательской активности в стране. Предпринимаемые в этом направлении практические шаги тесно увязываются с тенденцией углубления интернационализации отечественных компаний и привлечения в страну иностранного капитала, с оптимизацией финансово-банковской системы, структурной и технологической рационализацией производства, ориентированного на увеличение экспортных возможностей предприятий, модернизацией транспортной и муниципальных инфраструктур.
Прядок регулирования предпринимательской деятельности иностранцев в стране в соответствии с действующим законодательством позволяет определять фактические объемы вложений ими капитала и результаты его применения, обеспечивая полную анонимность как иностранных, так и отечественных юридических и физических инвесторов. При этом отменены ограничения, касающиеся сферы и размеров иностранного владения, за исключением оборонной промышленности.
Основными действующими в Финляндии национальными и европейскими финансовыми институтами и фондами, осуществляющими поддержку развития предпринимательской и инвестиционной деятельности отечественных компаний как внутри страны, так и за рубежом, являются государственная финансовая компания «Финнвера», созданная в конце 1998 г. на базе Центра госгарантий Финляндии и фонда «Кера», банки «Мерита-Нордбанкен», «Леония», фонды «Финнфанд», «Норум», «Ситра», «Текес», «Ситранс», НЕ-ФКО, «Муниципальный финансовый фонд», СИБ, а также некоторые международные организации и программы, включая программы ТАСИС, ИНТЕРРЕГ, ФАРЕ, действующие в рамках Европейского союза.
Информация о работе Международные валютные отношения России с Финляндией