Международный бизнес и туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Международный туризм представляет собой вид деятельности, направленный на предоставление разного вида туристических услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает в себя лиц, которые выезжают за границу и не занимаются там оплачиваемой деятельностью. Туризм сначала рассматривался как путешествие. Термин «туризм» в переводе с французского означает «прогулка», «поездка». Тем не менее, с развитием экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились производители услуг для таких путешествий, и туризм стал товаром. Как товар туризм реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных)

Файлы: 1 файл

Международный туризм как успешный международный бизнес.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

Международный туризм как успешный международный бизнес.

 

Международный туризм представляет собой вид деятельности, направленный на предоставление разного вида туристических услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает в себя лиц, которые выезжают за границу и не занимаются там оплачиваемой деятельностью.    Туризм сначала рассматривался как путешествие. Термин «туризм» в переводе с французского означает «прогулка», «поездка». Тем не менее, с развитием экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились производители услуг для таких путешествий, и туризм стал товаром. Как товар туризм реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных). Возникновение туризма как товара требовало развития соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов, целенаправленного и качественного управления туристическими хозяйственными субъектами. В современных условиях туризм представляет собой одну из наиболее развитых областей мирового хозяйства, форм внешнеэкономической деятельности. К концу XX в. туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта (ВВП). В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10 % мирового валового продукта, где задействованы огромные массы служащих, основные средства производства, крупные капиталы. Можно сказать, что туризм - это и серьезная политика глобального уровня.         Туризм как товар реализуется в форме услуг, которые выражаются в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или другую потребность в момент своего выявления. При этом услуга может быть предоставлена или материально, или в процессе действия живой работы.    Туристические услуги, предложенные в роли товара на мировом рынке, разнообразны. К ним относятся услуги:        - по размещению туристов (в отелях, мотелях, пансионатах, кемпингах);            - по перемещению туристов к стране назначения и по стране разными видами пассажирского транспорта;         - по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, пансионатах);           - направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, музеев, естественных и исторических заповедников, фестивалей и др.);            - направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);             - услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);             - по оформлению документации (паспорта, визы и др.).    Как и другие отрасли экономики, международный туризм - объект как международного, так и национального регулирования. Ведущей международной межправительственной организацией, отвечающей за развитие туризма, Генеральная ассамблея ООН признала Всемирную туристическую организацию (World Tourist Organization, UNWTO) в 1975 году правопреемницей Международного союза национальных туристических организаций.          Всемирная туристическая организация (UNWTO) включает следующие категории членства:

  1. действительные члены (суверенные государства, в том числе Россия и большинство стран СНГ);
  2. ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику) и присоединившиеся члены (межправительственные, негосударственные и коммерческие организации и объединения, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма).      

Всемирная туристическая  организация приняла ряд официальных  документов по организации международного туризма. Важнейшим из них является Кодекс поведения туриста (1985 г.), который издает статистические справочники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса.          С начала нового столетия наблюдается значительный рост доходов от туризма в мировой торговле услугами. В 2006 г. туризм был одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики. По данным ВТО, количество туристов в 2006 г. составило 842 млн. человек (на 5% больше, чем в 2005 г.). а доходы от туризма - 745 млрд. долл. (рост на 9%). Удешевление воздушных перевозок делает более доступными для широких масс населения путешествия на дальние расстояния. По сравнению с 2000 г. в 2006 г. среднегодовой прирост экспорта туризма вырос на 8%, хотя его доля в полном экспорте коммерческих услуг устойчиво уменьшалась из-за развития торговли другими услугами. Количество международных путешествий продолжало увеличиваться и в 2007 г., несмотря на возрастающие затраты и более низкий совокупный чистый доход во многих развивающихся экономиках. Число международных туристов достигло 903 млн. человек (увеличение на 6,6 %), а международный доход от туризма насчитывал 455 млрд. долл. (рост на 14 %).       Индустрия туризма - главный компонент диверсификации экспорта для многих развивающиеся стран. В 2007 г. доход от туризма для развивающиеся стран достиг 285 млрд. долл., что составило приблизительно 33 % от общего экспорта коммерческие услуг

К началу 2009 г. фактически все  регионы были затронуты экономическим  кризисом. В Европе за первую четверть 2009 г. экспорт туристских услуг ЕС уменьшился на 24%. Перспектива для  сектора в 2009 г в целом была неутешительной. Всемирная туристская организация предсказали повсеместное снижение количества международных туристских прибытий в 2009 г. на 4-6%. Однако, по прогнозам специалистов международных организаций, международный туризм быстро оправился от последствий кризиса. Согласно оценкам Всемирной туристской организации, число международных туристских прибытий в 2010 г. увеличилось на 3-4% . Начальный прогноз Всемирной туристской организации на 2010 г. показал, что международные туристские прибытия, вероятно, постепенно начнут восстанавливаться с ростом 1-3 %. Так, по данным Всемирной туристской организации, за первые четыре месяца 2010 г. произошло ожидаемое восстановление показателей международного туризма по прибытию, доходам и расходам в 120 ключевых странах мира. В дальнейшем ожидаются большие изменения на крупнейших рынках в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния увеличится с 15% в 1995 г. до 30% в 2012 г. Тенденция к росту объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления. Ожидаются крупные изменения в спросе на многих ведущих рынках - поставщиках туристов. Экономическая слабость новых политических структур в Восточной Европе является реальным препятствием для вовлечения населения этих стран в зарубежный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти в основном в направлении с востока на запад.        В международном туризме особое распространение получили следующие методы сегментации рынка: географический (определяют страны или регионы происхождения туристов), социодемографический, (возраст, пол, семейное положение, образование и доходы туристов), психографический, (образ жизни туристов, их деятельность, интересы и мнение).Различают следующие виды туризма: этнический, исторический, экологический, рекреационный туризм и др.      С позиции развития видов международного туризма в XXI в. можно проследить несколько основных тенденций: новое развитие традиционных форм туризма, применение высоких технологий в туризме, смена предпочтений туристов при выборе направления.     Также международный туризм имеет несколько особенностей: оформление выездных документов, ограничение на обмен валюты, обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при выезде и въезде, др. Таким образом, международный туризм выступает активно развивающимся перспективным международным бизнесом, что выделяет его как один из видов внешнеэкономической деятельности. Он прибегает к основным коммерческим операциям международной торговли (сделки купли-продажи услуг), он же требует от компаний, в том числе транснациональных особой стратегии управления. Это объясняется в первую очередь тем, что значительное влияние на деятельность туристической сферы оказывает валютный курс. Поскольку туристическая индустрия не может сама корректировать валютный курс, то ей приходится приспосабливаться к валютным конъюнктурным колебаниям. Международные туристические поступления представляют собой доходы принимающих стран от международного туризма, которые учитываются по статье экспорта этих стран и включают выплаты, произведенные приезжими, остановившимися как на один день, так и на несколько дней. Как экспортная статья они составляют приблизительно 6% от совокупной стоимости международного экспорта товаров и услуг и занимают четвертое место после таких товаров, как топливо, химия и автомобили. Для многих же принимающих стран, в частности для развивающихся странах и островных государств, туризм остается самой крупной статьей дохода от экспорта.      Евро и доллар США являются мировыми валютами, и их паритет играет значительную роль для всей мировой экономики. Это объясняется тем, что большинство расчетов, котировка бирж, а также банковские операции осуществляются в долларах и евро. Половина мировой торговли осуществляется в долларах, а в евро - 35%. Кроме того, ни одна денежная единица не может сегодня противостоять доллару в качестве основной резервной валюты. Доля евро в мировых запасах составляет около 15%. Ныне пара EUR/USD самая торгуемая в мире. На нее приходится до 30% мирового оборота валютного рынка.      Показатели взаимосвязи туристических услуг и курса валют имеют обратно пропорциональную зависимость. Анализ показывает, что при понижении курса доллара на 1 пункт (например, с 0,8038 евро за 1 доллар до 0,8037 евро за 1 доллар) международные туристические поступления увеличиваются на 56,784 миллионов долларов США.     Таким образом, связь между показателями существенна, т. е. курс доллара США оказывает значительное влияние на рост международных поступлений от туризма. При девальвации доллара США увеличиваются международные поступления от туризма, а при ревальвации, наоборот, происходит снижение поступлений. Дальнейшее падение курса доллара относительно евро может привести к тому, что европейцы, воодушевленные покупательной способностью евро и низким долларом значительно чаще будут посещать Соединенные Штаты и страны, чьи валюты связаны с долларом, в качестве туристов. В свою очередь, американцы и жители стран вне еврозоны перейдут от дорогих европейских услуг к сотрудничеству с местными компаниями, оказывающими более дешевые услуги. На этом фоне для стран с развивающейся экономикой, для бывших постсоциалистических стран важным становится именно развитие въездного туризма, так как в их экономике свободно циркулирует доллар и международная торговля услугами может быть очень эффективной. Поэтому для успешной деятельности на международном рынке туристическим предприятия необходимо помнить, что международный туризм выступает, прежде всего, как феномен социального характера, в то время как внешнеэкономическая деятельность предприятия туризма относится, прежде всего, к экономическим категориям.          Также международный туризм оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и имеет большое значение в решении экономических проблем общества. Он предполагает:     1) повышение жизненного уровня населения (приток иностранных туристов представляет собой источник дохода для местного населения туристских центров);           2) стимулирующая функция (приток иностранных туристов способствует развитию отраслей, связанных с выпуском предметов народного потребления и оказанием услуг размещения, питания и пр.); 3) рост занятости местного населения (интенсивно развивающаяся туристская индустрия, отличаясь высокими трудозатратами на единицу выпускаемого продукта, создает значительное количество рабочих мест); 4) фискальная функция (международный туризм позволяет увеличить поступления в местный и государственный бюджеты посредством налоговых отчислений, производимых хозяйствующими субъектами, вовлеченными в процесс создания и реализации туристского продукта).  Внешнеэкономическая деятельность туристской фирмы как часть ее хозяйственной деятельности подчинена главной цели предприятия - максимизации получаемой прибыли. В связи с этим особое значение приобретает методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности туристского предприятия. На настоящий момент не существует общепринятой методики оценки эффективности внешнеэкономической деятельности туристского предприятия. Однако активное развитие международного туризма обусловило необходимость формирования системы показателей, характеризующих современное состояние, динамику и перспективы развития хозяйственной деятельности предприятия, заключающейся в организации межстрановых путешествий.   К таким показателям можно отнести:      1) валовую продолжительность пребывания - число всех ночевок, организованных туристской фирмой, что позволяет оценить работу предприятия в сравнении с конкурентами;      2) страновую продолжительность пребывания - число ночевок, организованных туристской фирмой в определенную страну, что позволяет установить пожелания потребителей относительно длительности путешествия в ту или иную страну для учета при последующем формировании туров;          3) среднюю продолжительность пребывания - среднее число ночевок, проведенное одним туристом вне страны своего проживания, что используется при обобщающем анализе внешнеэкономической деятельности туристского предприятия; рассчитывается как отношение валовой продолжительности пребывания к объему туристского потока.  Помимо расчета перечисленных показателей целесообразно произвести географический анализ объема туристского потока. Данный анализ заключается в определении доли числа туристов, въезжающих в конкретную страну или выезжающих из нее по туру, организованному изучаемой туристской фирмой. Полученные результаты позволяют установить наиболее востребованные маршруты и отказаться от работы по турам, пользующимся наименьшим спросом.          Ко второй группе показателей относятся экспортный и импортный доход предприятия, а также производные от них показатели. Экспортный доход туристского предприятия представляет собой выручку, полученную за организацию и реализацию выездных туров. Аналогично импортный доход составляет выручку туристской фирмы от реализации въездных туров.  В целом оценка эффективности работы туристского предприятия на внешнем рынке на наибольшем уровне обобщения должна проводиться по ряду направлений: по туристским потокам и стоимостным экспортным и импортным показателям. По каждому из данных направлений отобраны наиболее репрезентативные индексы, расчет которых позволит дать комплексную оценку эффективности текущей внешнеэкономической деятельности предприятия туризма и определить приоритетные направления ее развития. На основании этих направлений вытраивается миссия организации, стратегия, цели и вся система регулирования внешнеэкономической деятельности.

Международный туризм в России: факторы, проблемы, перспективы

Согласно статистическим данным сегодня на Россию, обладающую колоссальным туристическим потенциалом (например, рекреационными ресурсами  обладают 33% территорий страны), приходится всего около 1% мировых туристических  прибытий. Сейчас страна является одним  из крупнейших доноров мирового туристического рынка (в 2010 г. граждане России потратили  на отдых, в основном за границей, около 26 млн. дол.). Такая ситуация приводит к стабильному отрицательному сальдо платежного баланса России по статье «Туризм».      Основная причина продолжающегося уже несколько лет падения иностранного турпотока в Россию - высокие цены, а также сложность и громоздкость визовой системы. За последние полтора года серьезно подорожали все составляющие турпакета - размещение, железнодорожный транспорт, авиаперевозка, входные билеты в музеи и т.д. Все это делает предложение российских операторов неконкурентоспособным. Стоимость стандартного тура Москва - Санкт-Петербург составляет 1,5 тыс. дол. И сопоставима со стоимостью тура в Париж. Другая, не менее важная, причина снижения иностранного турпотока в Россию - дефицит недорогих трехзвездочных гостиниц. Тем более, что многие вновь построенные гостиницы этой категории на поверку оказываются совсем недешевыми и усугубляют существующие проблемы с размещением и общие проблемы качества туристических и гостиничных услуг в России. мы можем видеть, что основными факторами развития международного туризма являются:  1) природная среда;          2) экономика (социально-экономическая инфраструктура);   3) научно-технический прогресс (инновации);      4) демография;           5) урбанизация;           6) информация;           7) культура.

В России достаточно благоприятны природный и культурный потенциал, но недостаточно развиты остальные  социально-экономические сферы. В  туристическом бизнесе абсолютно  необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной  личности с ее разнообразными запросами, а не обезличенно стандартизированной  потребности нивелированного индивида.       В связи с этим институциональная структура рынка международного туризма за рубежом и у нас становится бимодальной: крупные организации становятся еще крупнее, мелкие выживают, а средние вытесняются. Экономия на масштабе позволяет крупным компаниям выигрывать в цене у конкурентов среднего размера, а компании, выполняющие специализированные операции, пользуются преимуществами ниш, слишком узких для того, чтобы быть эффективными для крупных операторов. Такое распределение происходит во многих отраслях развитых стран мира. Крупные компании поглощают своих конкурентов среднего размера или вытесняют их из бизнеса. В то же время сотни тысяч мелких компаний появляются в каждой отрасли и выживают, обслуживая нишевые рынки, находящиеся вне поля зрения и интереса компаний-гигантов. Развитие бимодальной структуры рынка приведет к тому, что некоторые из обосновавшихся в нишах мелких компаний так и останутся мелкими, но очень прибыльными для своих собственников, другие, наоборот, будут расти до тех пор, пока не привлекут внимание крупных компаний. Лишь немногие смогут самостоятельно стать действительно крупными компаниями. Ускоряется товарооборот по онлайн-бронированию путешествий и маркетинговым операциям, так как в этих областях представлено много новых компаний, работающих в своей нише. Во всех сегментах гостиничного и туристского бизнеса наблюдается некоторая нестабильность, которая будет ощущаться и в будущем.       Большинство специалистов полагают, что отрицательная динамика прибытий в Россию сохранится и в ближайшие 4-5 лет, пока не произойдут позитивные изменения в законодательстве и состоянии инфраструктуры рынка туристических услуг. Несмотря на негативные тенденции развития туризма в России, Международная туристическая организация в своем прогнозе («Туризм: Панорама 2020») отводит России почетное девятое место, причем, как по въездному, так и по выездному туризму. Предполагается, что в России будут отмечаться самые высокие после Китая и Гонконга темпы роста въездного туризма - 6,7% в год (до 47,1 млн. чел. в абсолютном исчислении), опережающие темпы роста выездного туризма (29,7 млн. чел. в год) в 3,5 раза. Скорее всего, UNWTO в своих прогнозах исходила не только из постоянно растущего интереса к нашей стране, но и учитывала перемены в экономической и социальной жизни, происходящие в России в последние годы. Но при нынешней ситуации, чтобы хотя бы приблизиться к прогнозу UNWTO, нужны большие и конкретные усилия соответствующих государственных органов по решению стоящих перед отраслью проблем.            В то же время в России остаются проблемы нехватки опытных специалистов, которые бы могли соответствующим образом организовать менеджмент, финансовый учет, маркетинг и управление внешнеэкономической деятельность в туристических предприятиях. В нашей стране сохраняется ориентация на подготовку специалиста широкого профиля, основные дисциплины в области туризма занимают в рамках обучения не более 20% в общем учебном плане. Доучиваться приходится на рабочем месте. К числу болезненных проблем относятся и межэтнические конфликты в РФ, необъективность предоставляемой информации о состоянии отрасли, недостаток инвестиций в отрасль, недостаточное развитие инноваций. Руководство страны на высшем уровне и представители турбизнеса России сейчас всеми силами пытаются создать привлекательные условия для развития туризма в нашей стране. Намечены основные направления развития отрасли, опирающиеся в основном на международный опыт.             В целом уже сейчас можно говорить о положительных тенденциях. Но объем изменений, в которых нуждается туризм в России, не может быть реализован в короткие сроки. Существует большое количество «подводных камней», препятствующих нормальному ходу реформ. Поэтому на сегодняшний день особенно актуально развитие на основании мирового опыта методик эффективной организации, контроля и прогнозирования внешнеэкономической деятельности в международном туристическом бизнесе.

Таким образом, современный международный туризм выступает как динамично развивающаяся успешная отрасль мирового хозяйства и экономики. Он дает почти 10% мирового ВВП и объединяет большое количество финансовых, технических, трудовых ресурсов. А его специфика объясняется тем, что он выступает как особый социально-экономический феномен, тесно связанный с внешнеэкономической деятельностью предприятий. Ведь с одной стороны международный туризм - это международный бизнес, объект исследования макроэкономики и дисциплины внешнеэкономической деятельности, с другой стороны - сама внешнеэкономическая деятельность является неотъемлемой частью практики туристических предприятий. Россия обладает богатым природно-культурным потенциалом, и могла бы занять видное место среди стран, предоставляющих услуги международного туризма. Но на данный момент наша страна столкнулась с рядом проблем: небольшая роль российских турфирм в организации туристических поездок, низкое качество туристических услуг, недостаток финансовых поступлений, информационной поддержки, специалистов и пр. Решение этих проблем кроется в ряде законодательных, социально-экономических мер. В первую очередь туристическим предприятиям РФ необходимо разрабатывать методику оценку эффективности внешнеэкономической деятельности. Ее составляющими могут стать расчет валовой и страновой продолжительности пребывания иностранных туристов, средней продолжительности анализ объема туристского потока путем определения доли числа туристов, выезжающих из конкретной страны или региона, расчет экспортного и импортного доход организации, а также производных от них показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Адамеску А.А., Воскресенский  Ю.В. Экономические и организационные  аспекты интеграции российской  туристкой индустрии в систему  международного туризма // Региональная  экономика: теория и практика. 2011. № 11. С. 53-59.

2.Александрова А.Ю. Международный  туризм - М.: КноРус, 2010. - 464 с

4.Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм. Макроэкономика и микроэкономика. - М.: Герда, 2007. - 464 с.

5.Международный туризм в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007. № 9. С. 60-61.

6.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. - М.: КноРус, 2010. - 416 с.

7.Экономика и организация туризма. Международный туризм. - М.: КноРус, 2010. - 576 с.


Информация о работе Международный бизнес и туризм