Международный контроль за выполнением договорных обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение выполнения международных договоров осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т. д. Международные гарантии. Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств принять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участников выполнить заключенный договор.

Файлы: 1 файл

международный контроль за выполнением договорных обязательств.docx

— 16.81 Кб (Скачать файл)

международный контроль за выполнением договорных обязательств

Обеспечение выполнения международных  договоров осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров  может обеспечиваться с помощью  международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных  организаций и т. д. 
Международные гарантии. Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств принять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участников выполнить заключенный договор. Так, в 1925 г. Германия, Бельгия, Франция, Великобритания и Италия заключили Локарнский договор о взаимной гарантии, в котором было указано, что его участники гарантируют индивидуально и коллективно сохранение территориального status quo и нерушимость границ между Германией и Бельгией и Германией и Францией. 
Международный контроль может осуществляться в разнообразных формах. Например, такой контроль осуществляется специальными комитетами. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. создан Комитет по правам человека, осуществляющий контроль за соблюдением государствами-участниками прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Пакте. Такие комитеты созданы в соответствии и с другими договорами в области прав человека (Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и др.). 
Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств. 
В договорах может специально предусматриваться, что международный контроль возлагается на определенные международные организации. Так, МАГАТЭ в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г. осуществляет контроль за соблюдением договорных обязательств о нераспространении ядерного оружия путем осуществления инспекций. 
Могут создаваться специальные организации для обеспечения соблюдения и исполнения положений договора. Например, Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. предусматривается создание организации для осуществления международной проверки соблюдения конвенционных положений ее участниками. 
Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения. 
Внутригосударственные меры. Применение международных договоров предполагает осуществление внутригосударственных мер по выполнению договорных обязательств. В некоторых договорах прямо предусматривается, какие меры обязаны принимать их участники. Так, в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 г. ее участники для выполнения конвенционных положений принимают надлежащие законодательные или административные меры. 
Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что, если международные договоры для своего применения не требуют издания каких-либо нормативных актов, они действуют непосредственно. В российском Законе «О международных договорах» 1995 г. имеется специальный раздел, касающийся выполнения международных договоров Российской Федерации. В законе указывается, что международный договор подлежит выполнению с момента вступления его в силу для Российской Федерации. Кроме того, законом устанавливается, что Президент и Правительство России принимают меры по обеспечению выполнения договоров. Федеральные органы исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы, регулируемые международным договором, не только обеспечивают выполнение договоров, но и наблюдают за выполнением договорных обязательств другими участниками. 
Могут создаваться специальные органы, на которые возлагаются функции по контролю за выполнением договорных обязательств. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. создана Правительственная комиссия по вопросам Содружества Независимых Государств, которая, в частности, осуществляет контроль за выполнением федеральными органами исполнительной власти обязательств по международным договорам с государствами — участниками СНГ 

 

В качестве меры принуждения  для обеспечения международно-правовых норм применяются международно-правовые санкции.

Международное право предусматривает  применение санкций самими государствами  индивидуально или коллективно, а также международными организациями. Действует тенденция ограничения  санкций, применяемых государствами, и расширения мер, принимаемых международными организациями, главным образом  Организацией Объединенных Наций.

По современному международному праву меры, принимаемые государствами  индивидуально или коллективно  против государства — нарушителя международного права, не могут включать войну, угрозу силой или ее применение (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Исключением является применение государством вооруженной  силы на основании права на самооборону  против государства-агрессора в  случае вооруженного нападения, а также  по постановлению Совета Безопасности ООН.

Диапазон санкций, которые  могут применяться государствами  в случае нарушения норм международного права, значительно сузился, но он еще  довольно широк и включает дипломатические  демарши, разрыв дипломатических отношений, различные ограничения экономических, научно-технических и других связей с государством-нарушителем и  др.

Со второй половины XX века все большее значение для обеспечения  соблюдения международно-правовых норм приобретает международный контроль. Этот институт имеет превентивное значение, поскольку его наличие заставляет государства строже следить за соблюдением  международных договоров. Международный  контроль способствует также устранению допущенных государствами нарушений  международных договоров. Есть все  основания полагать, что международный  контроль за выполнением договорных обязательств приобретет в дальнейшем еще большее значение в качестве средства повышения эффективности международного права.

Международный контроль включает представление государствами докладов о выполнении международных обязательств и инспекцию.

Представление государствами  докладов о соблюдении ими международных  договоров с последующим обсуждением  этих докладов в международных органах  применяется, например, в Международной  организации труда в отношении  ее конвенций и рекомендаций, в  Организации Объединенных Наций  — в отношении пактов о правах человека, договора о нераспространении  ядерного оружия и др.

Широкое применение приобретает  инспекция как способ обеспечения  соблюдения международных договоров. В настоящее время существуют три вида инспекций.

Первый — инспекция  международной организации, примером которой является инспекция, осуществляемая Международным агентством по атомной  энергии с помощью инспекторов  этой организации.

Второй — инспекция, осуществляемая самими государствами — участниками  договора, но под наблюдением международного органа. Примером может служить инспекция, предусмотренная Конвенцией о рыболовстве  в Северо-Западной Атлантике и  Конвенцией о рыболовстве в Северо-Восточной  Атлантике. Согласно названным конвенциям, инспекция осуществляется государствами  — участниками конвенций, но по правилам, установленным международной комиссией, и результаты инспекций сообщаются этой комиссии.

Третьим видом инспекции  является взаимная инспекция, осуществляемая государствами — участниками  договора. Такая взаимная инспекция предусмотрена Договором об Антарктике 1959 г. На конференции по Антарктике практически беспрецедентные положения данного Договора об инспекции вызвали на закрытых заседаниях глав 12 делегаций, участвовавших в конференции (а вся основная работа конференции вследствие политической остроты обсуждавшихся вопросов велась на этих заседаниях, где не было даже переводчиков), большую дискуссию. Принятое конференцией Основное положение об инспекции состояло в том, что «все районы Антарктики всегда открыты для инспекции». Согласно Договору об Антарктике такая инспекция может проводиться всеми государствами — участниками договора, которые осуществляют научно-исследовательские работы в Антарктике. Как тогда предсказывала пресса, постановления Договора об Антарктике относительно инспекции имели большое значение в переговорах о сокращении вооружений.


Информация о работе Международный контроль за выполнением договорных обязательств