Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:17, лекция
Мировой рынок и международное движение товаров.
Основные характеристики мирового рынка
Равновесие на мировом рынке
Содержание мировой торговли и основные показатели внешнеторговой деятельности.
Значение внешней и международной торговли в системе МЭО. Основные формы международной торговли.
Ценообразование в мировой торговле.
Структура, факторы и тенденции мировой торговли.
Основные методы национального регулирования внешней торговли.
Место и роль России в мировой торговли.
в) цены по программам в рамках государственной
Международная цена определяется соотношением спроса и предложения. Процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож.
Однако ценообразование на внешнем рынке имеет свои особенности:
1) на мировом рынке
участвует гораздо большее
2) поэтому конкурентная борьба более острая; 3) и на данном рынке существует множественность цен.
Механизм определения мировой цены складывается из следующих действий:
1) анализ спроса и предложения;
2) проектирование цены, исходя из ситуации на рынке; 3) формирование контрактной цены.
Мировые цены — цены крупных экспортно-импортных операций, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами, а также цены, складывающиеся в важнейших центрах мировой торговли..
Крупная компания–производитель и экспортёр подсчитывает цену двумя методами:
1) методом полных затрат и
2) методом прямых затрат. Чаще применяется метод полных затрат, в соответствии с которым суммируются все затраты, связанные с производством продукции, к ним прибавляется величина предполагаемой прибыли и определяется доход, ожидаемый от реализации продукции. Полученная величина дохода делится на ежемесячный выпуск продукции и таким образом определяется фабричная, прейскурантнаяцена единицы изделия. Она является основой мировой цены. При заключении торговых сделок, как правило, меняется под влиянием многочисленных факторов ценообразования мирового рынка. Достигается это с помощьюсистемы скидок и надбавок за изменение качества, условий поставки, упаковки, маркировки и т.д. Это даёт возможность, не меняя объявленных цен, повышать или понижать их. В итоге по прейскурантным ценам совершается мало операций. Крупные партии товаров реализуются по «теневым» ценам, т.е. со скидкой от прейскурантных или по договорным, контрактным ценам. По договорным ценам на мировом рынке реализуется 80–90% сбыта промышленного оборудования, полуфабрикатов и материалов.
Виды мировых цен и источники сведений о них
При определении мировой цены ориентируются на два вида цен: публикуемые и расчетные.
К основным видам публикуемых цен относятся:
1. Справочные цены — это цены, публикуемые продавцами сырьевых товаров и их ассоциациями. Они не отражают реального уровня контрактных цен, так как продавцы предоставляют покупателям ряд скидок.
2. Прейскурантные цены — это цены готовых изделий потребительского и производственного назначения.
3. Биржевые котировки — это цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах. Это цены реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества товаров, сроков поставки, валюты платежа. Биржевые котировки очень чутко реагируют на конъюнктуру и, следовательно, в зависимости от конъюнктуры очень быстро меняются. Информация недельной давности в биржевых котировках считается устаревшей.
4. Цены аукционов.
5. Цены предложения — это цены продавца в ответ на запрос покупателя. Они, как правило, завышенные, поэтому уторговываются в процессе переговоров.
Ценовые показатели в
рыночной экономике подвижны. Поэтому
для более точного
Еще один аспект данного вопроса — это перечень сведений, помимо самой цены, позволяющих прогнозировать тенденции и в области сбора необходимой информации: характеристика отрасли, производящей данный товар, рынка товара, соотношение затрат и прибыли и т. п.
Второй вид цен — расчетные. Расчетные цены применяются при недостатке или отсутствии публикуемых цен (например, цены поставщика на нестандартное оборудование). Тогда осуществляется расчет по специальным формулам. Расчетные цены публикуются редко.
При определении уровня мировой цены как базовой необходимо учитывать, что в мировой торговой практике существует система ценовых скидок. Скидки — это процесс уторговывания цены. Они бывают различными в зависимости от количества приобретаемого товара, от вида товара, с учетом условий платежа и с учетом отношений с партнером. Рассмотрим некоторые виды скидок:
• скидка за количество — при условии покупки большего, чем оговорено количества товара;
• бонусная скидка — ее получают покупатели крупных партий товара
за обусловленный объем товарооборот;
• специальная скидка — на пробные партии товара;
• общая скидка — это скидка с опубликованной цены в зависимости от вида товара (например, 5% — на промышленные товары, до 30% — на стандартное оборудование);
• дилерская скидка — предоставляется посредникам по сбыту, распространена при продаже техники. В зависимости от предоставляемых услуг дилер получает скидку в среднем 15—20% от розничной цены:
• скидка «сконто» — скидка при платеже наличными или раньше намеченного срока;
• сезонные скидки — при покупке товара вне сезона;
* экспортные скидки — предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка;
* скидки за возврат ранее купленного у данной фирмы товара устаревшей модели при покупке, например, у этой фирмы новой модели (скидка может составлять 20—30% прейскурантной цены устаревшей модели);
* скрытая скидка — может предоставляться при длительных партнерских отношениях в виде, например, большой партии образцов;
* закрытая скидка
— предусматривается на
Не все фирмы применяют систему скидок. Примерно 20% фирмы дифференцируют цены. Скидки чаще применяют крупные фирмы, не в основном руководствуются отношением к партнеру.
7. Структура, факторы и основные тенденции развития международной торговли
Наиболее развитой формой
Международных экономических
Современная международная торговля (МТ) развивается высокими темпами.
Устойчивому росту МТ способствовали следующие факторы:
1) интернационализация производства;
2) НТР;
3) активная деятельность ТНК на мировом рынке;
4) регулирование МТ ГАТТ/ВТО;
5) либерализация МТ, заключающаяся в отмене квот и импортных пошлин;
6) развитие процессов
торгово-экономической
7) получение политической
независимости бывших
Неравномерность развития МТ повлияла на соотношение сил между странами на мировом рынке.
Долевое распределение различных групп стран в МТ следующее:
1) удельный вес развитых
стран в мировом экспорте
2) развивающихся – в интервале 20-24%;
3) бывших социалистических стран – не превышает 6-10%.
Тенденция развития мировой торговли
1. «Открытость», «взаимозависимость» экономик, «интеграция» становятся ключевыми понятиями для мировой экономики и международной торговли.
2.Меняется характер конкуренции на мировом рынке, структура конкурентообразующих факторов. На первый план выдвигаются развитость экономической и социальной инфраструктуры, наличие компетентной бюрократии, сильной образовательной системы, устойчивая политика макроэкономической стабилизации, качество, дизайн, стиль оформления товара, своевременность поставок, послепродажное обслуживание.
3.В товарной структуре МТ: увеличилась доля готовых изделий и сократилась доля продовольствия и сырья (без топлива).
4.В торговле готовыми изделиями растет доля наукоемких товаров, высокотехнологичной продукции (микротехника, химическая, фармацевтическая, авиакосмическая и т. п. продукция).
5.В географической структуре доминирует сектор «Запад-Запад», на долю которого приходится около 70% мирового товарооборота, а внутри этого сектора заглавную роль играет десятка (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Швейцария, Швеция).
6.В торговле развивающихся стран есть ряд весьма острых проблем (прежде всего цены).
7.Тенденция к развитию торговли услугами, особенно деловыми (инжиниринг, консалтинг, лизинг, факторинг, франчайзинг и др.). Вместе с тем темпы роста экспорта услуг замедляются и существенно отстают от темпов роста экспорта товаров.
8.Интернационализация и либерализация мирового хозяйства.
8.Основные методы национального регулирования внешней торговли
Внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Эти цели могут носить долговременный и кратковременный характер.
Элементами внешнеторговой политики являются протекционизм и фритредерство.
Фритредерство — политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую от международного экономического обмена.
Протекционизм — политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.
Формы протекционизма:
Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли (МТ) можно разделить на тарифные и нетарифные. К тарифным методам регулирования относят таможенный тариф на импорт (таможенная пошлина) и экспортный тариф.
Таблица Классификация инструментов торговой политики
Методы |
Инструмент торговой политики |
Регулирует преимущественно | ||
Тарифные |
Таможенные пошлины Тарифная квота |
Импорт
Импорт | ||
Нетарифные |
Количественные |
Квотирование Лицензирование «добровольные ограничения» |
Экспорт экспорт |
Импорт Импорт |
Скрытые |
Государственные закупки Требование о содержании местных компонентов Технические барьеры Налоги и сборы |
Импорт
Импорт
Импорт
Импорт | ||
Финансовые |
Субсидии Кредитование демпинг |
Экспорт Экспорт Экспорт |
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
Он выполняет несколько функций: 1) защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; 2) является источником поступления средств в бюджет государства; 3) служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
Таможенная пошлина —обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.