Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Введение
1. Место и роль России в мировой торговли
1.1 Динамика и товарная структура внешней торговли России
1.2 Место России в международной торговле сырьевыми товарами
2. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле
2.1 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле
2.2 Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом
2.3 Вступление России в ВТО
Заключение
Список литературы
Приложения
Экономика России,
обладая крупными сырьевыми, производственными,
интеллектуальными и трудовыми
ресурсами, а также потенциально
емким внутренним рынком, вполне самодостаточна
для развития с опорой на собственные
силы. Основа другого подхода - иностранные
инвестиции и кредиты, привлечение мощных
зарубежных ТНК, которые обеспечат не
только необходимую финансовую поддержку,
но и новейшие технологии, привнесут передовые
методы маркетинга и менеджмента. Нам
представляется, что оба подхода страдают
некоторыми упрощениями и неадекватны
сложнейшим условиям глобализирующейся
мировой экономики.
Возрождение реального
сектора российской экономики в
этих условиях, по мнению многих специалистов,
может быть осуществлено посредством
расширения и укрепления экономических,
научно-технических, культурных связей
с мировым сообществом, максимального
использования в своих интересах тех новых
маркетинговых возможностей, которые
открываются процессами глобализации,
в первую очередь в тех российских регионах,
которые привлекательны для иностранных
предпринимателей высоким уровнем своего
экономического, в частности экспортного,
потенциала.
2. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле
2.1 Проблемы повышения
конкурентоспособности
Перспективы развития
внешней торговли России в значительной
степени зависят от реализации конкурентных
преимуществ ее промышленного комплекса.
К ним помимо сырьевых ресурсов относятся:
достаточно высокий уровень квалифицированной
рабочей силы при ее сравнительной дешевизне,
а также значительные объемы накопленных
основных производственных фондов и фондов
универсального обрабатывающего оборудования,
что позволяет снизить капиталоемкость
технологической модернизации производства;
наличие уникальных передовых разработок
и технологий в ряде секторов экономики,
преимущественно связанных с ВПК.
В условиях информационного
общества и усиления конкуренции, когда
значение вышеперечисленных конкурентных
преимуществ снижается, особое значение
в качестве конкурентного преимуществе
приобретает информация. Обладая полными
и достоверными сведениями о своих клиентах
и конкурентах, передовых технологиях,
можно в значительной мере оптимизировать
конкурентную стратегию и повысить ее
эффективность. Наличие точной и полной
информации позволяет усилить классические
конкурентные преимущества.[3]
Сферы развития
конкурентоспособности России. При
развитии конкурентоспособности
- Ценовая конкурентоспособность.
- Производительность.
Она является одним из главных
показателей промышленности. Только
Развитая экономика способна
показывать высокую
Следует также
заметить, что в рентной экономике,
построенной на использовании природных
богатств, роль инициативной политики
развития или промышленной политики более
важна, чем в стандартных экономических
условиях, поскольку эта политика должна
компенсировать такую патологию, которая
затрагивает нерентные (несырьевые) секторы
производства товаров широкого спроса.
Сам по себе частный сектор не в состоянии
генерировать эти дополнительные ресурсы,
необходимые для диверсификации экономики.
Поэтому государство должно здесь играть
активную роль, понимая, что эта роль должна
быть максимально простой и понятной во
избежание коррупционных проблем, которые,
как правило, сопровождают экономики,
основанные на природной ренте. В России
существует еще достаточное пространство
для такой роли и для создания позитивных
внешних факторов.
Для России характерно
довольно необычное размещение промышленных
отраслей, которые полярно специализированы
в отношении добавленной стоимости: огромный
выпуск сырьевой продукции, с одной стороны,
и в то же время ряд в высшей степени наукоемких
отраслей (оборонная, аэрокосмическая
промышленность). Однако по срединной
части этой шкалы промышленное производство
находится на довольно низком, а иногда
на просто очень низком уровне. Это, безусловно,
последствие централизованного планирования
в Советском Союзе, при котором приоритет
отдавался энергетике, металлургии и оборонной
промышленности, тогда как большинство
отраслей, ориентированных на конечное
потребление, оставалось на заднем плане.
Естественной
промышленной стратегией для России
должно быть:
· консолидация
и укрепление основных экспортных секторов
(источник средств);
· поощрение, когда
предоставляется возможность, замещения
экспорта в отраслях, более всего
страдающих от дефицита торгового баланса;
· создание новых экспортных направлений в видах на будущее.
2.2 Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом
Современная модель
отношений России и ЕС формируется
в новых международных
Можно со всей определенностью
сказать, что Европейскому союзу, как
более сильному экономическому субъекту,
создание зоны свободной торговли принесет
только выгоды. Для России же все не так
однозначно, поскольку ее конкурентные
позиции по отношению к гипотетическим
будущим партнерам по ЗСТ весьма уязвимы.
Положительных результатов Москве можно
ожидать разве что в среднесрочной перспективе,
а отрицательных – немедленно, тогда как
ЕС сразу же и без какого-либо предварительного
ущерба извлечет значительную пользу
от образования ЗСТ с Российской Федерацией.
Освобождение
на короткий период времени взаимной
торговли промышленными товарами от
различных тарифных и нетарифных ограничений
даст Евросоюзу асимметричные конкурентные
преимущества. Баланс ожидаемых последствий
будет для нас, по всей вероятности, отрицательным.
Поскольку экспорт
Европейского союза в Россию состоит
главным образом из машинотехнической
и другой готовой продукции высоких
стадий переработки, снижение тарифных
и нетарифных барьеров вызовет его резкое
увеличение по физическому объему и стоимости.
Это усилит конкурентное давление на отечественную
обрабатывающую промышленность. В итоге
российский актив в товарообороте с ЕС
сократится, а при особенно неблагоприятных
обстоятельствах может даже обернуться
дефицитом (наблюдаемое в последние годы
превышение темпов прироста импорта РФ
из Евросоюза по сравнению с ее экспортом
и без того способствует развитию данной
тенденции). Такое развитие событий нанесет
тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной
системе и валютным резервам России.
При оценке таможенной
стоимости товара и определении
страны его происхождения ЕС придерживается
общепринятых правил Всемирной торговой
организации и до сих пор не вводил в этой
связи каких-то специфических регламентаций.
Видимо, в будущей зоне свободной торговли
Российская Федерация – Европейский союз
также должны действовать соответствующие
правила ВТО. Для России задача состоит
в безусловном выполнении этих правил,
в чем ей пока не удалось преуспеть. Было
бы целесообразно использовать опыт ЕАСТ
по применению единых правил определения
страны происхождения товаров.
Если в процессе
формирования ЗСТ между Россией
и Евросоюзом в области тарифного регулирования
будут предприняты масштабные шаги по
либерализации взаимной торговли, то у
сторон во многих случаях не будет иного
способа защиты национального производства,
рынка, занятости и социальной стабильности,
кроме как прибегнуть к тем или иным мерам
нетарифного регулирования. Поэтому будущее
соглашение должно включать в себя обширный
раздел, согласовывающий правила применения
обоими партнерами мер нетарифного регулирования
в духе последовательной либерализации
торговли между ними.
Вместе с тем
шаги по открытию российского рынка
сделают возможным его освоение
европейскими фирмами за счет прямых
экспортных продаж продукции, произведенной
в других странах, что ослабит
интерес к инвестированию в России
как к средству проникновения на
ее внутренний рынок. Но в целом формирование
ЗСТ все же окажет позитивное воздействие
на приток прямых инвестиций из Европейского
союза, прежде всего в отрасли обрабатывающей
промышленности.
Для того чтобы обеспечить такой положительный эффект, Москве понадобятся активные переговоры с Евросоюзом. При этом необходимо ссылаться на то, что учреждение зоны свободной торговли принесет ЕС выгоду с самого начала переходного периода, в то время как Россия столкнется со значительными трудностями по структурной перестройке ее народного хозяйства и не сразу сможет в полной мере вкусить плоды свободы торговли. Поэтому Москва имеет все основания ожидать от Брюсселя соразмерных уступок и льгот в области инвестиционного сотрудничества, а также введения безвизового режима, упорядочения и облегчения доступа российской рабочей силы на основе временных контрактов на рынки труда в странах – членах Евросоюза.
2.3 Вступление России в ВТО
Необходимо также
сказать о потерях, связанных
с тем, что Россия до сих пор
не может вступить в ВТО. Последствия
присоединения России к ВТО могут коснуться
не только внешнеэкономической и торговой
сфер; они отразятся на дальнейшем развитии
всех отраслей промышленности и экономики
в целом. Для разных отраслей и видов деятельности
они будут разными. Некоторые отрасли,
способные успешно развиваться без государственной
поддержки и защиты внутреннего рынка
(например, металлургия и топливно-энергетический
комплекс), получат дополнительные возможности
продвижения своей продукции на внешний
рынок.
К основным ожидаемым
позитивным последствиям присоединения
России к ВТО можно отнести
следующие:
- развитие конкурентной
среды и совершенствование
- доступ к
международному механизму
- участие в
выработке правил
- получение лучших
в сравнении с существующими
условий для доступа российской продукции
на иностранные рынки;
- активизация
структурных реформ и усилий
российских предприятий по
- улучшение имиджа
России в мире как
Россия будет
вступать во Всемирную торговую организацию
с учетом существования Таможенного
союза РФ, Казахстана и Белоруссии.
Об этом заявил президент Дмитрий
Медведев по итогам саммита глав трех
государств в Минске, где были подписаны
документы о создании этого Союза.
Переговоры о вступлении России в ВТО
будут проходить под влиянием этого фактора,
то есть существования Таможенного союза
с Казахстаном и Белоруссией, подчеркнул
Медведев. И отметил, что, по его мнению,
создание Таможенного союза "должно
подтолкнуть переговорный процесс".
"И то, и
другое абсолютно комфортно