Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:46, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является определение финансовых проблем и социально–экономических последствий вступления Республики Беларусь в ВТО.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность и основные направления работы Всемирной торговой организации;
2. изучить особенности Республики Беларусь на пути присоединения к ВТО;
3. проанализировать проблемы и перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО.
Введение ………………………………………………………………...…...3 стр.
1.Сущность и основные направления работы Всемирной торговой организации.……………………………………………………………….…5 стр.
2. Республика Беларусь на пути присоединения к ВТО …………...........11 стр.
3. Проблемы и перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО. Заключение …………………………………………………………...…...31стр.
Список используемой литературы………………………………………...33 стр.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВИТЕБСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Контрольная работа № 1
По дисциплине: «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА»
Тема: «Мировой финансовый кризис, пути его преодоления.
Проблемы вступления Республики Беларусь в ВТО.»
Работу выполнила:
Студентка_3_ курса ЗФК-26 группы
заочного отделения
Крышталь Татьяна Владимировна
Витебск
2012 г.
Содержание
Введение
………………………………………………………………...…..
1.Сущность и
основные направления работы Всемирной
торговой организации.………………………………………………
2. Республика Беларусь на пути присоединения к ВТО …………...........11 стр.
3. Проблемы
и перспективы вступления Республики
Беларусь в ВТО. Заключение …………………………………………………………...…...
Список используемой литературы………………………………………...33 стр.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия определяющими
тенденциями развития мировой торговли
стали ее глобализация и либерализация,
обусловленные экономической целесообразностью
обеспечения мобильности товаров, услуг,
капитала, рабочей силы.
Глобализация мировой экономики и либерализация
международной торговли требуют новых
подходов к международному экономическому
сотрудничеству, в центре которого должно
стоять устойчивое развитие. Это обусловливает
выделение Беларусью в качестве одного
из приоритетных направлений формирование
открытой, недискриминационной системы
международной торговли, ядром которой
может стать Всемирная торговая организация.
Для нашей республики вопрос о присоединении
к ВТО актуален. Чтобы Республике Беларусь
стать полноправной частью мировой экономической
системы, необходимо адаптировать механизм
государственного регулирования национальной
экономики к современным нормам, принципам
и правилам, широко применяемым мировым
сообществом. Главным шагом в этом направлении
может стать полноправное участие страны
в многосторонней системе регулирования
торгово–экономических отношений, функционирующей
на основе Генерального соглашения по
тарифам и торговле.
Целью данной курсовой работы является
определение финансовых проблем и социально–экономических
последствий вступления Республики Беларусь
в ВТО.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность и основные направления
работы Всемирной торговой организации;
2. изучить особенности Республики Беларусь
на пути присоединения к ВТО;
3. проанализировать проблемы и перспективы
вступления Республики Беларусь в ВТО.
Объектом исследования является Всемирная
торговая организация.
Предмет исследования – проблемы и последствия
вступления Республики Беларусь в ВТО
для развития белорусской экономики.
В качестве источников были использованы
пособия и электронные ресурсы.
1.
Сущность и основные направления работы
Всемирной торговой организации
Всемирная торговая организация (ВТО)
– международная организация, созданная
в 1995 году с целью либерализации международной
торговли и регулирования торгово–политических
отношений государств–членов. ВТО является
преемницей Генерального соглашения по
тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного
в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически
выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение
новых торговых соглашений, а также следит
за соблюдением членами организации всех
соглашений, подписанных большинством
стран мира и ратифицированных их парламентами.
ВТО строит свою деятельность исходя из
решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках
Уругвайского раунда и более ранних договоренностей
ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений
по глобальным проблемам либерализации
и перспективам дальнейшего развития
мировой торговли проходят в рамках многосторонних
торговых переговоров (раунды). К настоящему
времени проведено 8 раундов таких переговоров,
включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал
девятый в Дохе, Катар.
Штаб–квартира ВТО расположена в Женеве,
Швейцария.
Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль
Лами.
На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны,
на долю которых в сумме приходилось 97
% мирового торгового оборота (Приложение).
Бюджет ВТО по состоянию на 2011 год составляет
196 млн швейцарских франков.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот
для развивающихся стран. В настоящее
время развивающиеся страны — члены ВТО
имеют (в среднем) более высокий относительный
уровень таможенно–тарифной защиты своих
рынков по сравнению с развитыми. Тем не
менее, в абсолютном выражении общий размер
таможенно–тарифных санкций в развитых
странах гораздо выше, вследствие чего
доступ на рынки высокопередельной продукции
из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово–экономические
вопросы. Попытки США и ряда европейских
стран начать дискуссию касательно условий
труда (что позволило бы считать недостаточную
законодательную защиту работников в
качестве «нелегитимного» конкурентного
преимущества) были отвергнуты из–за
протестов развивающихся стран, поскольку
такие меры, в конечном счёте, ещё больше
усугубят положение трудящихся в связи
с сокращением рабочих мест, снижением
доходов и уровня конкурентоспособности.
Все возрастающая роль мировой торговли
заставила индустриальные страны уже
в XIX веке поддерживать на международном
уровне ограниченную кооперацию по вопросам
таможенных пошлин. Разразившийся в 1929
году глобальный экономический кризис
и попытки его преодоления в отдельных
развитых странах путём прямой защиты
внутреннего рынка высокими таможенными
пошлинами от иностранного импорта показали,
что при все возрастающих объёмах внешней
торговли необходима её институционализация
и наднациональное регулирование в признанных
международно–правовых рамках.
Идея создания международной организации,
призванной регулировать международную
торговлю, возникла ещё до окончания Второй
мировой войны. В основном усилиями США
и Великобритании в 1944 году на конференции
в Бреттон Вудсе были основаны Международный
валютный фонд и Международный банк реконструкции
и развития. Третьей опорой нового экономического
порядка наряду с упомянутыми организациями
предполагалось создание Международной
торговой организации (МТО). Для этого
в 1946 году в Гаване была созвана международная
конференция по торговле и занятости,
которая и должна была выработать материально–правовые
рамки международного соглашения о снижении
тарифов, предложить заинтересованным
странам устав этой организации, взять
на себя координирующую роль в вопросах
упрощения внешней торговли и снижения
таможенного бремени на пути товаров из
страны в страну. Уже в октябре 1947 года
было подписано Генеральное соглашение
о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально
рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего
соглашения в рамках новой международной
торговой организации. Это соглашение,
рассматриваемое как временное, вступило
в силу 1 января 1948 года. СССР не был приглашён
к участию в Гаванской конференции, так
как отказался быть участником МВФ и МБРР.
Советское правительство опасалось того,
что большое влияние, которое имели США
в этих организациях, и начало противостояния
между идеологическими блоками (Холодная
война) не позволят в должной степени учитывать
интересы СССР в рамках этих организаций.
Конгресс США, однако, неожиданно отказался
от ратификации Устава МТО, несмотря на
то, что Соединённые Штаты были главной
движущей силой организации МТО, и ГАТТ,
первоначально временное соглашение,
продолжало действовать без всякой организационной
структуры, которой должна была стать
МТО.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном
от первоначально задуманного виде, оказалось
достаточно эффективной системой, в рамках
которой средняя таможенная пошлина снизилась
с 40 % к моменту подписания соглашения
в середине сороковых годов ХХ в. до 4 %
в середине девяностых. С целью снижения
прямых таможенных пошлин и скрытых, так
называемых нетарифных, ограничений на
ввоз продукции из–за рубежа в рамках
ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров
между странами–участницами. Так называемый
Уругвайский раунд переговоров, длившийся
с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным.
В результате долгих переговоров в 1994
году в Марракеше было подписано соглашение
о создании ВТО, вступившее в силу 1 января
1995 года. Страны–участницы достигли согласия
о том, что в рамках этой организации будет
не только регулироваться торговля товарами
(что являлось предметом ГАТТ уже с 1948
года), но и в связи со все возрастающей
ролью услуг в постиндустриальном обществе
и их растущей долей в мировой торговле
(на начало XXI века — около 20 принято Генеральное
соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее
эту область внешней торговли. Также в
рамках Марракешского соглашения было
принято Соглашение по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности
(TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав
на результаты интеллектуальной деятельности
и являющееся неотъемлемой частью правового
фундамента ВТО.
Таким образом, спустя почти 50 лет после
неудачных попыток создания международной
организации и существования временной
конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы
внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО
приступила к работе.
Задачей ВТО является не достижение каких–либо
целей или результатов, а установление
общих принципов международной торговли.
Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается
на основные принципы, среди которых:
• равные права. Все члены ВТО обязаны
предоставлять всем другим членам режим
наибольшего благоприятствования в торговле
(НБТ). Режим НБТ означает, что преференции,
предоставленные одному из членов ВТО,
автоматически распространяются и на
всех остальных членов организации;
• взаимность. Все уступки в ослаблении
двусторонних торговых ограничений должны
быть взаимными;
• прозрачность. Члены ВТО должны полностью
публиковать свои торговые правила и иметь
органы, отвечающие за предоставление
информации другим членам ВТО.
Официальным высшим органом организации
является Министерская Конференция ВТО,
которая собирается не реже, чем один раз
в два года. За время существования ВТО
было проведено шесть таких конференций,
практически каждая из которых сопровождалась
активными протестами со стороны противников
глобализации. В подчинении Совета состоит
специальная комиссия по торговой политике
стран–участниц, призванная следить за
выполнением ими своих обязательств в
рамках ВТО. Кроме общих исполнительных
функций, Генеральный Совет руководит
еще несколькими комиссиями, созданными
на основании заключенных в рамках ВТО
соглашений. Самыми важными из них являются:
Совет по товарной торговле (так называемый
Совет–ГАТТ), Совет по торговле услугами
и Совет по вопросам торговых аспектов
прав интеллектуальной собственности.
Кроме того, в подчинении Генерального
Совета состоит множество других комитетов
и рабочих групп, призванных снабжать
высшие органы ВТО информацией о развивающихся
странах, бюджетной политике, финансово–бюджетных
вопросах и т. д.
Во главе организации стоит Генеральный
Директор с соответствующим подчиненным
ему секретариатом.
Одним из важнейших инструментов урегулирования
возникающих между государствами–участниками
споров в рамках ВТО является Комиссия
по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный
орган, призванный беспристрастно и быстро
разрешать разногласия между сторонами.
За истекшие после основания ВТО годы
Комиссия была вынуждена много раз решать
сложные, нередко достаточно политизированные
торговые проблемы между влиятельными
государствами–участниками ВТО. Многие
решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются
неоднозначно. Большую озабоченность
у активистов защиты окружающей среды
вызывает, например, чрезмерная торговля
между странами в ущерб интересам окружающей
среды.
Таким образом, задачи ВТО состоят в оказании
помощи в упорядочении процесса торговли
в рамках системы, основанной на определенных
правилах; объективном урегулировании
торговых споров между правительствами;
организации торговых переговоров. В основе
этой деятельности лежат соглашения ВТО
— основные правовые нормы политики международной
коммерции и торговли. Принципы, на которых
основаны эти соглашения, включают отсутствие
дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой
нации и положение о национальном режиме),
более свободные условия торговли, поощрение
конкуренции и дополнительные положения
для наименее развитых стран. Одной из
целей ВТО является борьба с протекционизмом.
2. Республика Беларусь на пути присоединения
к ВТО
В декабре 1992 г. Республика Беларусь получила
статус наблюдателя при Генеральном соглашении
по тарифам и торговле (ГАТТ) (c 1 января
1995 г. – Всемирная торговая организация).
Последующие действия были направлены
на получение статуса полноправного члена
этой организации.
Работа по присоединению к ВТО, начатая
правительством Республи-ки Беларусь
в 1995 г., представляет собой комплекс мероприятий
по адаптации внешнеторгового режима
страны к требованиям данной организации,
которыми регулируется более 95 % мировой
торговли.
В соответствии с Директивой для ведения
переговоров по присоединению Республики
Беларусь к ВТО белорусская сторона исходит
из необходимости поддержания адекватного
потенциала защиты национальных экономических
интересов после вступления Беларуси
в ВТО.
Пользуясь возможностями, предоставляемыми
статусом страны – на-блюдателя, белорусская
сторона в рамках органов ВТО продвигает
свое видение развития ВТО как международной
организации и правовой системы международной
торговли.
На региональной Министерской конференции
ВТО для Восточной Европы (11 – 12 июня 2002
г., г. Загреб, Хорватия) белорусская сторона
выступила с предложениями по повышению
эффективности и прозрачности переговорного
процесса по присоединению к ВТО новых
членов. Общая позиция: Беларусь будет
готова принять по итогам многосторонних
торговых переговоров обязательства на
уровне других стран – членов ВТО и при
этом рассчитывает, что странами – членами
не будут выдвигаться особые (дополнительные,
дискриминационные) требования, выходящие
за пределы пакета обязательств самих
стран – членов ВТО.
На 5–й Министерской конференции (10 –
14 сентября 2003 г., г. Кан-кун, Мексика) распространено
заявление Республики Беларусь с призывом
к странам – членам ВТО принять меры, которые
позволили бы этой организации стать действительно
универсальной с точки зрения участия
в ней максимального числа стран, в т.ч.
за счет предоставления присоединяющимся
странам справедливых условий членства
в ВТО, учитывающих национальную специфику
и аспекты экономической трансформации.
Беларусь также заявила о готовности принять
участие в многосторонних торговых переговорах
по вопросам дальнейшего развития ВТО.
Переговорный процесс по вступлению в
ВТО начался 5 июня 1997 г. и 28 апреля 1998 г.
В Женеве проведены 1–е и 2–е заседания
Рабочей группы ВТО по присоединению РБ,
в ходе которых обсуждены в первом чтении
основные аспекты внешнеторгового режима
РБ.
В 1998 – 1999 гг. подготовлены первоначальные
предложения Республики Беларусь к двусторонним
переговорам по доступу на внутренний
рынок товаров и услуг.
Отработан механизм координации позиций
по всему комплексу вопросов, связанных
с ВТО, в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП, а также в
первоочередном порядке – на двусторонней
основе с Российской Федерацией. В подписанной
Президентами Концепции формирования
ЕЭП зафиксирована договоренность, что
государство – участник ЕЭП, вступившее
во Всемирную торговую организацию, будет
содействовать присоединяющимся к ВТО
партнерам по ЕЭП и воздерживаться от
предъявления к ним требований.
В мае 2000 г. белорусская делегация провела
1–й раунд двусторонних переговоров по
доступу к рынку товаров и услуг с 15 странами
– членами ВТО. В ходе переговоров была
получена принципиальная поддержка стран
– членов ВТО в отношении присоединения
Беларуси к ВТО, начаты конструктивные
переговоры со странами – членами.
К последующим раундам переговоров Министерство
иностранных дел совместно с заинтересованными
в 2001 – 2003 гг. подготовило пересмотренные
предложения к двусторонним переговорам
по товарам (2001, 2003 гг.) и услугам (2002, 2003,
2004 гг.) и пакет документов по развитию
законодательства Республики Беларусь
в области внешнеэкономической деятельности.
В результате проделанной работы белорусская
сторона добилась решения ВТО о начале
полномасштабных переговоров по присоединению
Беларуси. С 28 февраля по 7 марта 2001 г. в
Женеве белорусской делегацией был проведен
очередной полномасштабный раунд переговоров
по присоединению Республики Беларусь
к ВТО. Переговоры проводились в трех форматах:
– многостороннем (3–е заседание Рабочей
группы ВТО по присоединению Республики
Беларусь – 5 марта 2001 г.), в ходе которого
белорусской стороной были даны развернутые
ответы на вопросы стран – членов ВТО
по внешнеторговому режиму Беларуси;
– двустороннем (раунд двусторонних переговоров
с делегациями стран– членов ВТО по условиям
доступа иностранных поставщиков товаров
и услуг на белорусский рынок), который
был посвящен уточнению позиций сторон
по условиям открытия белорусского рынка
для зарубежных товаров и услуг;
– в формате специального заседания по
рассмотрению вопросов государственной
поддержки сельского хозяйства в Республике
Беларусь.
Во 2–м раунде двусторонних переговоров
с Беларусью приняли участие делегации
9 стран – членов ВТО. По результатам указанных
переговоров будут определяться параметры
обязательств Республики Беларусь по
доступу зарубежных товаров и услуг на
внутренний рынок.
В ходе переговоров странами – членами
ВТО были выдвинуты следующие основные
требования:
– устранение несоответствий правилам
ВТО в законодательстве РБ. Белорусская
сторона должна представлять развернутую
информацию о работе по приведению законодательства
Республики Беларусь в соответствие с
правилами ВТО;
– предоставление поставщикам услуг стран
– членов ВТО доступа на белорусский рынок
по конкретным секторам услуг, а также
установление максимальных уровней ввозных
пошлин по конкретным группам товаров;
– представление развернутой информации
о механизмах функционирования конкретных
программ внутренней поддержки сельского
хозяйства, осуществляемых в республике,
в том числе по классификации мер поддержки
в соответствии с критериями, предусмотренными
Соглашением ВТО по сельскому хозяйству.
Основное требование стран – членов ВТО
по товарам – присоединение к т.н. секторальным
тарифным инициативам, прежде всего к
Соглашению по информационным технологиям
(нулевые ставки ввозных пошлин), гармонизации
тарифов на химическую продукцию (установление
ввозных пошлин 0; 5,5; 6,5 %), а также инициативам
по фармацевтической продукции (нулевые
ставки) и медицинскому оборудованию (нулевые
ставки).
В ходе переговоров страны – члены ВТО
отметили наличие в законодательстве
Беларуси серьезных ограничений по доступу
на рынок телекоммуникаций (электрической
и почтовой связи), страховых и банковских
услуг, сделав акцент на отсутствие экономической
аргументации ограничения прав иностранных
инвесторов.
В июне 2001 г. и апреле 2002 г. в г. Женеве проведены
3–й и 4–й раунды двусторонних переговоров
с представителями ведущих стран – членов
ВТО, в ходе которых партнеры были проинформированы
о мерах правительства Беларуси, направленных
на интенсификацию переговорного процесса
по присоединению Республики Беларусь
к ВТО, в т. ч. о работе по приведению белорусского
законодательства в соответствие с требованиями
ВТО, а также о координации присоединения
к ВТО Республики Беларусь и Российской
Федерации. Партнерам переданы предложения
белорусской стороны по уточнению переговорных
позиций с целью повышения эффективности
дальнейших переговоров с государствами
– членами ВТО по доступу на белорусский
рынок товаров и услуг.
20 – 24 января 2003 г. в г. Женеве проведен
очередной полномасштабный раунд переговоров
по присоединению Республики Беларусь
к ВТО. На переговорах достигнуты следующие
основные результаты:
по итогам 4–го заседания Рабочей группы
(24 января 2003 г.) принято решение о подготовке
Контрольного списка (Checklist) по вступлению
Республики Беларусь в ВТО. Данный вид
документа предусмотрен процедурой ВТО
для завершающего этапа присоединения
и является предварительным проектом
итогового протокола, устанавливающего
пакет обязательств Беларуси, как члена
ВТО. После проведения интенсивных консультаций
с ВТО Контрольный список подготовлен,
доработан с учетом замечаний белорусской
стороны и распространен среди стран –
членов ВТО в декабре 2003 г.
По результатам встречи Заместителя Премьер–министра
Республики Беларусь с Генеральным директором
ВТО достигнута договоренность о синхронизации
присоединения к ВТО Республики Беларусь
и Российской Федерации, с акцентом на
равные обязательства двух стран в таможенно–тарифной
области.
В рамках заседания Рабочей группы белорусская
делегация провела 5–й раунд двусторонних
переговоров по доступу на рынок с делегациями
10 стран – членов ВТО.
В апреле, июне, октябре – ноябре 2003 г.
в г. Женеве проведены 6, 7 и 8–й раунды двусторонних
переговоров с 16 странами – членами ВТО.
Распространение ВТО Контрольного списка
по присоединению Рес-публики Беларусь
к ВТО означает переход от информационного
этапа переговоров (1997 – 2003 гг.), в ходе
которого белорусская сторона отвечала
на поставленные ВТО вопросы о внешнеэкономической
политике Беларуси, к завершающему этапу,
на котором будут обсуждаться конкретные
обязательства Республики Беларусь в
области внешнеторгового законодательства
и практики государственного регулирования
в областях, охваченных правилами ВТО.
Добившись распространения Контрольного
списка, белорусская сторона получила
возможность в ходе дальнейших переговоров
реально влиять на содержание своих будущих
обязательств в рамках ВТО.
С 26 января по 3 февраля 2004 г. в г. Женеве
белорусской делегацией проведен очередной
раунд переговоров по вступлению Республики
Беларусь в ВТО, в т.ч. 5–е заседание Рабочей
группы по присоединению Республики Беларусь
к ВТО (30 января 2004 г.) и специальное заседание
по сельскому хозяйству (29 января 2004 г.).
На переговорах достигнуты следующие
основные результаты:
• ВТО принято решение о подготовке Сводного
отчета (Factual Summary) по присоединению Республики
Беларусь к ВТО. Данный вид документа предусмотрен
процедурой ВТО и является следующей фазой
проекта итогового протокола, устанавливающего
пакет обязательств Республики Беларусь
как члена ВТО. В отличие от Контрольного
списка, описывающего механизм государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности,
Сводный отчет будет содержать ссылки
на конкретные проекты нормативных правовых
актов республики, принятие которых необходимо
для приведения законодательства в соответствие
с требованиями ВТО;
• по результатам встречи Заместителя
Премьер–министра Республики Беларусь
с Генеральным директором ВТО достигнута
договоренность о поддержке руководством
ВТО мер по ускорению процесса вступления
Республики Беларусь в ВТО;
• в ходе специального заседания по сельскому
хозяйству (29 января 2004 г.) удалось согласовать
с ВТО временные параметры базового периода
для расчета максимального разрешенного
уровня государственной поддержки, а именно
1997 – 1999 гг. включительно. Таким образом,
переговоры по сельскому хозяйству выведены
на стадию уточнения объемов бюджетных
ассигнований в рамках конкретных государственных
программ и классификации таких программ
по «зеленой» (неограниченной) и «желтой»
(с зафиксированным разрешенным уровнем
господдержки) корзинам;
• в рамках заседания Рабочей группы белорусская
делегация провела 9–й раунд двусторонних
переговоров по доступу на рынок с делегациями
9 стран – членов ВТО. По результатам переговоров
существенно сближены позиции сторон
относительно будущих обязательств Республики
Беларусь по доступу на рынок товаров
и услуг. Достигнуто понимание партнеров
в вопросе о жесткой координации переговоров
Республики Беларусь и Российской Федерации
с ВТО в области таможенного тарифа. Удалось
перейти от общих замечаний к обсуждению
принципиальных позиционных вопросов,
а также сузить и конкретизировать объем
тех запросных требований стран – членов
ВТО, которые для Беларуси являются заведомо
неприемлемыми.
С 3 по 9 июня 2004 г. в г. Женеве прошел 10–й
раунд двусторонних переговоров с делегациями
7 стран – членов ВТО. По итогам встреч
белорусской делегацией было согласовано
проведение шестого заседания Рабочей
группы ВТО по присоединению Республики
Беларусь во второй половине 2004 г. Сторонам
удалось также сблизить переговорные
позиции по вопросам доступа на рынок
товаров и услуг.
Секретариат ВТО после доработки с белорусской
стороной распространил 26 июля 2004 г. Сводный
отчет по присоединению к ВТО. Также Республике
Беларусь удалось согласовать конкретные
сроки проведения 6–го заседания Рабочей
группы ВТО по присоединению Беларуси.
В период с 27 сентября по 5 октября 2004 г.
в г. Женеве прошел очередной раунд переговоров
по вступлению Республики Беларусь в ВТО.
30 сентября 2004 г. состоялось 6–е заседание
Рабочей группы ВТО по присоединению Республики
Беларусь. Белорусскую делегацию на заседании
возглавил Заместитель Премьер–министра
Республики Беларусь.
В повестку дня заседания Рабочей группы
были включены вопросы рассмотрения текущих
итогов двусторонних переговоров со странами–
членами ВТО по обязательствам Беларуси
в сфере доступа на рынки товаров и услуг,
приведения законодательства Беларуси
в соответствие с правилами многосторонних
торговых соглашений ВТО. Основным вопросом
стало рассмотрение странами – членами
ВТО Сводного отчета, – документа, отражающего
итоги проведенной работы в рамках группы
по изучению внешнеторгового режима Беларуси
на его соответствие правилам и нормам
ВТО.
Итогом 11–го раунда двусторонних переговоров
с делегациями 17 стран – членов ВТО стало
дальнейшее сближение позиций Республики
Беларусь и членов ВТО по проектам белорусских
обязательств в сфере доступа на рынки
товаров и услуг.
В период с 2 по 8 марта 2005 г. в г. Женеве
прошел 12–й раунд двусторонних переговоров
с 7 странами – членами ВТО. Было продолжено
сближение позиций, с отдельными странами
– членами ВТО существенно сокращен перечень
проблемных вопросов. Во время консультаций
с Председателем Рабочей группы ВТО по
присоединению Республики Беларусь г–жой
Миа Хорн аф Ранцин (Посол Швеции при ВТО)
и представителями Секретариата ВТО принято
решение о распространении второй редакции
Сводного отчета по присоединению Республики
Беларусь к ВТО в апреле 2005 г.
В ходе консультаций 14 – 16 апреля 2005 г.
в г. Женеве с ключевыми странами – членами
ВТО и Секретариатом ВТО было определено,
что 24 мая 2005 г. состоится 7–е заседание
Рабочей группы, а 23 мая 2005 г. – специальное
многостороннее заседание по вопросам
господдержки сельского хозяйства.
19 – 27 мая 2005 г. прошел очередной раунд
переговоров по присоединению Республики
Беларусь к ВТО. Наиболее значимой частью
переговоров стало 7–е заседание Рабочей
группы ВТО по присоединению Республики
Беларусь (24 мая 2005 г.). В заседании приняли
участие свыше 40 стран, в том числе государства
– члены Европейского союза. Главным вопросом
Рабочей группы являлось процедурное
требование белорусской стороны о переходе
к следующему этапу переговорного процесса
– подготовке проекта Доклада Рабочей
группы (Draft Report of the Working Party) по присоединению
Республики Беларусь. В ходе заседания
страны – члены ВТО позитивно оценили
прогресс в области адаптации законодательства
Беларуси к требованиям ВТО (в первую очередь
– принятие Закона «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности»).
Тем не менее, несмотря на поддержку перехода
к проекту Доклада Рабочей группы большинством
членов Рабочей группы, делегации трех
стран высказались против, заблокировав
соответствующее решение.
После активной дискуссии благодаря жесткой
позиции белорусской стороны о неприемлемости
нового круга обсуждений и уточнений,
удалось добиться компромисса относительно
дальнейших шагов в переговорном процессе.
В ходе специального заседания по сельскому
хозяйству (23 мая 2005 г.) вопросы стран –
членов ВТО носили преимущественно технический
и уточняющий характер. Нерешенным остается
вопрос относительно методики учета инфляции,
оказавшей значительное влияние на показатели
текущих цен, использованные в данных
базового периода 1997 – 1999 гг.
Итогом проведенного 13–го раунда двусторонних
переговоров с делегациями 14 стран – членов
ВТО стало дальнейшее сближение позиций
по проектам обязательств Беларуси в сфере
доступа на рынки товаров и услуг. При
этом с рядом важных торговых партнеров
Беларуси переговорный процесс продвинулся
весьма существенно, в частности с представителями
7 членов ВТО была достигнута договоренность
об активном взаимодействии в целях завершения
переговоров в кратчайшие сроки.
3 июня 2005 г. в г. Тбилиси (Грузия) Премьер–министром
Республики Беларусь Сидорским С.С. и Премьер–министром
Республики Молдова Тарлевым В.П. подписан
Меморандум о взаимопонимании по вопросам
вступления Республики Беларусь во Всемирную
торговую организацию. Меморандум предусматривает
отсутствие претензий Республики Молдова
к Республике Беларусь по вопросам присоединения
к ВТО, что означает завершение с молдавской
стороной переговоров по доступу на рынок
в рамках присоединения Беларуси к ВТО.
11 – 12 октября 2005 г. в г. Брюсселе состоялись
двусторонние консультации с делегацией
Европейской Комиссии по вопросам присоединения
Республики Беларусь к ВТО. В ходе встреч
белорусская сторона представила обновленные
предложения к двусторонним переговорам
с ЕС по доступу на рынок товаров и услуг
(были переданы ЕС в сентябре 2005 г.), однако
к предметным переговорам перейти не удалось
по причине неготовности делегации Европейской
Комиссии (ранее переданные предложения
Беларуси не были изучены). Стороны также
обсудили подготовку к неформальному
заседанию Рабочей группы ВТО по присоединению
РБ, запланированному на октябрь 2005 г.
Очередной раунд переговоров по присоединению
Республики Беларусь к ВТО состоялся в
период с 20 по 26 октября 2005 г. в штаб – квартире
ВТО. Можно отметить следующие его основные
итоги:
– в ходе основного мероприятия раунда
– неформального заседания Рабочей группы
ВТО по Беларуси (24 октября 2005г.) – не удалось
согласовать переход к подготовке проекта
Доклада Рабочей группы из–за позиции
трех стран, несмотря на поддержку белорусской
стороны большинством членов Рабочей
группы. Страны, заблокировавшие соответствующее
решение, обосновали свою позицию наличием
таких, по их мнению, проблем в области
регулирования внешней торговли в Республике
Беларусь, как институт «золотой акции»
и обеспечение исполнения таможенного
законодательства. При этом данные вопросы
прямо не урегулированы в соглашениях
ВТО;
– в ходе 15–го раунда двусторонних переговоров
по доступу к рынку товаров и услуг достигнут
значительный прогресс с делегациями
11 стран – членов ВТО.
23 – 24 ноября 2005 г. белорусская делегация
провела в штаб – квартире ВТО 16–й раунд
двусторонних переговоров по доступу
к рынку товаров и услуг с делегациями
5 стран – членов ВТО. Основным результатом
раунда стало окончательное согласование
и подготовка к подписанию итогового протокола
о завершении двусторонних переговоров
с кубинской стороной.
26 ноября 2005 г. в рамках участия китайской
делегации в заседании двусторонней Межправительственной
комиссии в г. Минске окончательно согласован
и подготовлен к подписанию итоговый протокол
с китайской стороной о завершении двусторонних
переговоров по доступу к рынку товаров
и услуг. Кроме того, впервые в истории
Беларуси согласован Меморандум о взаимопонимании,
предусматривающий взаимное признание
статуса страны с рыночной экономикой.
Данные документы подписаны Министром
иностранных дел Республики Беларусь
и Министром коммерции Китайской Народной
Республики 5 декабря 2005 г. в ходе визита
Президента Республики Беларусь Лукашенко
А.Г. в Китайскую Народную Республику.
Белорусская делегация во главе с Заместителем
Премьер–министра Республики Беларусь
приняла участие в 6–й Министерской конференции
ВТО (высший руководящий орган), которая
прошла в г. Гонконге (КНР) 13 – 18 декабря
2005 г. В рамках конференции белорусская
делегация провела 18–й раунд двусторонних
переговоров по доступу на рынок товаров
и услуг с делегациями 7 стран – членов
ВТО. Основным итогом раунда двусторонних
переговоров стало их завершение и подписание
соответствующих итоговых протоколов
с Кубой, Арменией и Турцией.
В период с 12 по 14 января 2006 г. состоялся
визит в Республику Беларусь Председателя
Генерального совета ВТО Амины Мохаммед.
В ходе визита проведены встречи Председателя
Генерального совета ВТО с Министром иностранных
дел, Заместителем Премьер–министра,
Премьер министром и Президентом Республики
Беларусь. В рамках состоявшихся встреч
обсуждены вопросы текущего этапа переговоров
по присоединению Республики Беларусь
к ВТО, а также намечены дальнейшие пути
активизации переговорного процесса.
Визит Председателя Генерального совета
ВТО в Республике Беларусь является подтверждением
заинтересованности руководства ВТО в
развитии конструктивного диалога с Республикой
Беларусь.
В ходе заседания Высшего Государственного
Совета Союзного государства 24 января
2006 г. (г. Санкт–Петербург, Российская
Федерация) подписано Совместное заявление
Президента Республики Беларусь и Президента
Российской Федерации о взаимопонимании
по вопросам вступления во Всемирную торговую
организацию. Совместное заявление предусматривает
неухудшение условий торговли для субъектов
хозяйствования Беларуси и России после
вступления одной или обеих стран в ВТО,
а также предоставление режима торговли,
не худшего, чем для членов ВТО. Кроме того,
Совместное заявление содержит положения
о не выдвижении сторонами взаимных требований
в рамках присоединения к ВТО, а также
о взаимном содействии в процессе присоединения
к данной организации.
В соответствии с достигнутыми по итогам
неформального заседания Рабочей группы
ВТО по присоединению Республики Беларусь
(24 октября 2005 г.) договоренностями, белорусская
сторона представила в январе 2006 г. странам
– членам ВТО исчерпывающую информацию
по поднятым вопросам (применение института
«золотой акции», обеспечение исполнения
таможенного законодательства).
6 – 7 февраля 2006 г. в г. Софии (Республика
Болгария) состоялись двусторонние переговоры
с болгарской стороной по доступу на рынок
товаров и услуг в рамках присоединения
Республики Беларусь к ВТО. По итогам переговоров
во всех сегментах значительно сужен перечень
вопросов, требующих дополнительного
согласования, что создало предпосылки
для завершения переговоров по доступу
на рынок с болгарской стороной в 2006 г.
В период с 20 по 25 февраля 2006 г. в штаб –
квартире ВТО проведен 20–й раунд двусторонних
переговоров с делегациями 8 стран – членов
ВТО по доступу на рынок товаров и услуг
Республики Беларусь. В рамках раунда
также состоялись консультации с заместителем
Генерального директора ВТО и председателем
Рабочей группы ВТО по присоединению Республики
Беларусь в целях обсуждения ситуации,
сложившейся вокруг присоединения Беларуси.
По результатам раунда удалось сузить
перечень проблемных вопросов в двусторонних
переговорах со странами – членами ВТО
по доступу на рынок, а также в ходе консультаций
определить наиболее оптимальные пути
дальнейшего продвижения переговорного
процесса.
В ходе 21–го раунда двусторонних переговоров
по доступу на рынок товаров и услуг (22
– 24 мая 2006 г., г. Женева) с делегациями
5 стран – членов ВТО достигнуты существенные
подвижки по ряду важных параметров будущих
обязательств Республики Беларусь. Консультации
с представителями Секретариата ВТО и
председателем Рабочей группы ВТО по присоединению
Республики Беларусь показали, что дополнительные
процедурные требования, выдвигаемые
некоторыми странами – членами ВТО, используются
исключительно для затягивания многосторонних
переговоров. В данной связи были согласованы
дальнейшие шаги по разблокированию многостороннего
переговорного процесса.
В мае – июне 2006 г. белорусская сторона
представила членам ВТО пакет дополнительных
материалов по различным аспектам переговорного
процесса. Тем не менее, в ходе консультаций
председателя Рабочей группы ВТО по присоединению
Республики Беларусь со странами – членами
ВТО (22 июня 2006 г.) делегации двух стран
не согласовали сроки проведения очередного
заседания Рабочей группы, выразив озабоченность
применением института «золотой акции»
и механизма реструктуризации задолженности
хозяйствующих субъектов перед бюджетом.
В данной связи в августе 2006 г. белорусская
сторона направила в ВТО обновленную исчерпывающую
информацию по указанным вопросам.
2 – 3 октября 2006 г. в г. Софии (Болгария)
состоялся 22 й раунд двусторонних переговоров
по доступу на рынок в рамках присоединения
Республики Беларусь к ВТО. По результатам
раунда стороны согласовали проект итогового
двустороннего протокола, который запланирован
к подписанию после завершения болгарской
стороной внутригосударственных процедур
согласования. В период с 11 по 13 октября
2006 г. в г. Женеве (Швейцария) состоялся
23–й раунд двусторонних переговоров по
доступу на рынок товаров и услуг с делегациями
6 стран – членов ВТО. С большинством стран
удалось существенно сократить количество
проблемных вопросов и создать предпосылки
для выведения переговоров на завершающую
стадию. С представителями Кыргызской
Республики согласован вопрос об отсутствии
претензий к Республике Беларусь в рамках
присоединения Беларуси к ВТО, а также
текст соответствующего протокола.
Кроме того, в указанные сроки состоялись
встречи белорусской делегации с заместителем
Генерального директора ВТО и председателем
Рабочей группы ВТО по присоединению Республики
Беларусь, в ходе которых рассматривались
предпринятые и планируемые шаги по разблокированию
многостороннего переговорного процесса
по присоединению Беларуси к ВТО. В частности,
на ноябрь 2006 г. намечены повторные консультации
Председателя Рабочей группы со странами
– членами ВТО с целью согласования сроков
и повестки дня очередного заседания Рабочей
группы [9].
24 ноября 2006 г. в г. Минске Премьер–министром
Республики Беларусь Сидорским С.С. и Премьер
министром Кыргызской Республики Куловым
Ф.Ш. подписан Протокол между Республикой
Беларусь и Кыргызской Республикой о вступлении
Республики Беларусь во Всемирную торговую
организацию, предусматривающий отсутствие
претензий кыргызской стороны по вопросам
присоединения Республики Беларусь к
ВТО.
8 декабря 2006 г. в штаб – квартире ВТО на
уровне постоянных представительств в
Женеве подписан итоговый протокол о завершении
двусторонних переговоров по доступу
на рынок товаров и услуг с Республикой
Болгария в рамках вступления Республики
Беларусь в ВТО.
В период с 19 по 23 февраля 2007 г. в г. Женеве
состоялся 24–й раунд двусторонних переговоров
по доступу на рынок товаров и услуг Республики
Беларусь с делегациями 6 стран – членов
ВТО. По результатам раунда согласована
значительная часть остававшихся неурегулированных
вопросов. Кроме того, состоялись консультации
с заместителем Генерального директора
ВТО, председателем Рабочей группы ВТО
по присоединению Республики Беларусь
и представителями Секретариата ВТО, в
ходе которых определены дальнейшие шаги
сторон по разблокированию многостороннего
переговорного процесса по присоединению
Беларуси к ВТО.
В апреле 2007 г. в ходе визита Президента
Республики Беларусь в Индию подписан
двусторонний Протокол между Беларусью
и Индией о присоединении Республики Беларусь
к ВТО.
В апреле – мае 2007 г. белорусская сторона
совместно с Секретариатом ВТО подготовила
третью редакцию Сводного отчета по присоединению
Республики Беларусь, на базе которого
предполагается продолжить переговорный
процесс. Одним из шагов белорусской стороны
по продвижению многостороннего переговорного
процесса стала внутренняя нормотворческая
работа. Белорусская сторона на постоянной
основе представляет в Секретариат ВТО
исчерпывающую информацию о развитии
законодательства Республики Беларусь
в области внешней торговли в соответствие
с правилами ВТО.
С 15 по 19 октября 2007 г. в г. Женеве состоялся
25–й раунд двусторонних переговоров по
присоединению Республики Беларусь к
ВТО. Главным итогом стало подписание
протокола о завершении двусторонних
переговоров в рамках присоединения Республики
Беларусь к ВТО с Панамой.
26 ноября 2007 г. в г. Женеве подписан итоговый
протокол о завершении двусторонних переговоров
по доступу к рынкам с Доминиканской Республикой.
С 27 по 30 мая 2008 года в г. Женеве состоялся
26–й раунд двусторонних переговоров по
присоединению Республики Беларусь к
ВТО. Проведены переговоры с 5–ю странами–членами
ВТО по условиям доступа на белорусский
рынок товаров и услуг (Малайзия, Швейцария,
Эквадор, Бразилия, Япония).
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании
и приоритетных направлениях сотрудничества
в области международной торговли, инвестиций
и развития, подписанным 16 июля 2007 г. Премьер–министром
Республики Беларусь С. С. Сидорским, Генеральным
секретарем Конференции ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД) П. Супачаи и Представителем
ООН/ПРООН в Республике Беларусь Д. Султаноглу,
МИД совместно с ПРООН был разработан
проект международной технической помощи
«Содействие Правительству Республики
Беларусь при вступлении в ВТО через усиление
экспертного и институционального потенциала»,
который был одобрен постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 29 декабря
2007 г. №1863.
Цель проекта: оказание помощи Правительству
Республики Беларусь при вступлении Беларуси
в ВТО посредством укрепления экспертного
по-тенциала национальных (государственных)
институтов, а также повышения осведомленности
общественности относительно процесса
и последствий вступления страны в ВТО.
Срок реализации проекта: 1 фаза — февраль
2008 года — февраль 2010 года,
2 фаза – март 2010 года – октябрь 2011.
Основные результаты первой фазы реализации
проекта.
Первый компонент, предусматривающий
организацию и проведение аналитических
исследований, связанных с присоединением
Республики Бе-ларусь к ВТО.
1. международный эксперт С.Эвенетт подготовил
аналитическую за-писку на английском
языке «Возможные и оптимальные для Республики
Беларусь сценарии развития региональных
интеграционных объединений в свете правил
ВТО; влияние условий вступления Российской
Федерации и Украины в ВТО на белорусские
экспортные интересы»;
2. международный эксперт М. Люке (ведущий
экономист, Кильский институт мировой
экономики, Германия) и Дж. Минку (эксперт
в области торговли и развития, Молдова)
разработали аналитическую записку «Пути
минимизации возможных рисков для отдельных
секторов экономики, связанных с вступлением
Республики Беларусь в ВТО с рекомендациями
по адаптации системы государственной
поддержки (субсидирования) Республики
Беларусь к работе в условиях ВТО».
Второй компонент, который направлен на
повышение институцио-нального потенциала
путем передачи современных знаний и навыков,
необходимых в процессе и после присоединения
к ВТО.
1. в период с 24 по 29 ноября 2008 г. шесть экспертов
из Беларуси прошли тренинг в ЮНКТАД (Конференция
ООН по торговле и развитию). Потенциал
экспертов задействован в реализации
основных мероприятий проекта;
2. организовано два визита экспертов по
линии ЮНКТАД в Беларусь в рамках технических
и консультативных миссий:
• техническая и консультативная миссия
эксперта ЮНКТАД в области сельского хозяйства
Р. Питерса осуществлена в период с 22 по
23 октября 2008 г.;
• визит в Беларусь международных экспертов
Б. Слэя, ведущего экономиста Регионального
бюро ПРООН по странам Европы и СНГ (США);
М. Люке, ведущего экономиста Кильского
института мировой экономики (Германия);
и Дж. Минку, консультанта в области торговли
и развития (Молдова) для участия в международном
круглом столе 18 июня 2009 г.
В рамках третьего компонента, предусматривающего
информирование делового сообщества,
научных кругов и общественности о целях,
выгодах и рисках вступления страны в
ВТО:
1. Опубликованы три пособия по ВТО:
• для государственных служащих – «Всемирная
торговая организация: основы деятельности,
процедуры, опыт вступления»;
• для представителей СМИ – «115 вопросов
о многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО»;
• для бизнес–сообщества – «Всемирная
торговая организация: взаимодействие
государства и бизнеса».
2. В 2008–2009 гг. региональные семинары–дискуссии
«ВТО: принципы деятельности, преимущества
и последствия вступления для субъектов
хозяйствования Республики Беларусь»
проведены в Могилеве, Гомеле, Бресте,
Гродно и Витебске для представителей
местных органов власти, делового сообщества,
ключевых предприятий регионов, в том
числе малых и средних.
3. Двухдневный международный семинар–дискуссия
«Всемирная торговая организация: экономические
и экологические аспекты вступления»
организован 23–24 октября 2008 г. на базе
БГЭУ. В мероприятии приняли участие эксперты
из Швейцарии, Нидерландов, России, Украины,
Молдовы, Грузии и других государств, представители
органов государственного управления,
профессорско–
4. Международный круглый стол «Развитие
торговли и продвижение экспорта в современном
мире: перспективы для Беларуси» состоялся
18 июня 2009 г. в гостинице «Краун Плаза»
(Минск). В мероприятии приняли участие
представители республиканских органов
государственного управления, входящих
в состав Межведомственной комиссии по
присоединению Беларуси к ВТО, ведущих
ВУЗов, бизнес–сообщества, а также международных
организаций, аккредитованных в Беларуси
(ОБСЕ, Всемирный банк, Европейская комиссия
и др.).
С докладами на круглом столе выступили
крупные международные эксперты, главные
экономисты из Регионального центра ПРООН
в Братиславе, Кильского института мировой
экономики (Германия), а также консультант
в области торговли и развития (Молодва).
Мероприятия в рамках второй фазы реализации
проекта.
Первый компонент проекта «Проведение
исследований для оценки возможных последствий,
связанных с присоединением Республики
Беларусь к ВТО», предусматривает проведение
анализа законодательства Республики
Беларусь и правоприменительной практики
на предмет соответствия правилам ВТО;
разработка рекомендаций по внесению
возможных изменений/дополнений в соответствующие
нормативные правовые акты и подходы в
рамках правоприменения в области:
• регулирования внешнеэкономической
деятельности;
• налогового законодательства;
• регулирования деятельности в финансовой
сфере;
• регулирования рынка услуг;
• защиты прав интеллектуальной собственности;
• предоставления субсидий;
• ценообразования;
• применения количественных ограничений
и эквивалентных им мер валютного регулирования;
• продвижения национальных товаров на
внутренний рынок;
• государственных закупок;
• законодательства, регулирующего деятельность
особых экономических зон и другие.
Второй компонент проекта «Усиление национального
потенциала по различным аспектам подготовки
страны к вступлению в ВТО» предусматривает
проведение дополнительных консультаций
экспертов для содействия в подготовке
документов, связанных с присоединением
к ВТО.
В рамках третьего компонента проекта
«Повышение осведомленности общественности
относительно процесса вступления в ВТО»
предусмотрена организация международного
круглого стола (дискуссии) по вопросам
углубления регионального сотрудничества
в контексте вступления Беларуси в ВТО
с участием заинтересованных министерств
и ведомств, ведущих бизнес союзов и отраслевых
ассоциаций.
В 2010 году началась реализация второй
фазы проекта, в ходе которой предусматривается:
• провести анализ законодательства Республики
Беларусь на пред-мет соответствия нормам
базовых соглашений ВТО;
• сделать перевод необходимых для торговых
переговоров Республики Беларусь нормативных
правовых актов на английский язык;
• подготовить (обучить) национальных
экспертов и консультантов по проблематике
экономической интеграции Беларуси в
систему мировой торговли и региональные
экономические объединения;
• организовать международный круглый
стол (дискуссию) по вопросам углубления
регионального сотрудничества в контексте
вступления Беларуси в ВТО с участием
заинтересованных министерств и ведомств,
ведущих бизнес союзов и отраслевых ассоциаций.
Вторая фаза проекта финансируется Правительством
Российской Фе-дерации. В 2010 году в ходе
реализации проекта:
• был изучен доступный зарубежный опыт
оценки и гармонизации национального
законодательства в соответствии с соглашениями
ВТО, проработаны возможности и методика
такого анализа в условиях Республики
Беларусь;
• сделан перевод на английский язык нормативных
правовых актов Республики Беларусь, касающихся
законодательства о внешнеэкономической
деятельности, торговли отдельными видами
товаров, интеллектуальной собственности,
сельского хозяйства и других сфер регулирования,
по перечню, согласованному МИД Республики
Беларусь.
Переведенные нормативные правовые акты
переданы в Департамент внешнеэкономической
деятельности МИД Республики Беларусь
для использования в качестве информационного
материала, сформированного по запросам
Рабочей группы ВТО, в переговорном процессе
о вступлении Республики Беларусь во Всемирную
торговую организацию.
В результате проделанной работы созданы
предпосылки для завершения переговорного
процесса и получения Республикой Беларусь
статуса полноправного члена ВТО в ближайшие
годы. Для выполнения этой задачи необходимо
осуществить комплекс экономико–правовых
и организационных мер по реализации договоренностей
с ВТО, ее странами – членами, достигнутых
белорусской стороной в ходе переговоров.
3. Проблемы и перспективы вступления
Республики Беларусь в ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с задачами исследования
были сформулированы следующие выводы:
1) рассмотрена сущность и основные направления
работы Всемирной торговой организации;
2) изучены особенности Республики Беларусь
на пути присоединения к ВТО;
3) проанализированы проблемы и перспективы
вступления Республики Беларусь в ВТО.
Таким образом, задачи ВТО состоят в оказании
помощи в упорядочении процесса торговли
в рамках системы, основанной на определенных
правилах; объективном урегулировании
торговых споров между правительствами;
организации торговых переговоров. В основе
этой деятельности лежат соглашения ВТО
— основные правовые нормы политики международной
коммерции и торговли. Принципы, на которых
основаны эти соглашения, включают отсутствие
дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой
нации и положение о национальном режиме),
более свободные условия торговли, поощрение
конкуренции и дополнительные положения
для наименее развитых стран. Одной из
целей ВТО является борьба с протекционизмом.
В результате проделанной работы созданы
предпосылки для завершения переговорного
процесса и получения Республикой Беларусь
статуса полноправного члена ВТО в ближайшие
годы. Для выполнения этой задачи необходимо
осуществить комплекс экономико–правовых
и организационных мер по реализации договоренностей
с ВТО, ее странами – членами, достигнутых
белорусской стороной в ходе переговоров.
Проблема вступления Беларуси во Всемирную
торговую организацию является одной
из узловых не только во внешней экономической
политике страны, но и определяющей для
хода ее внутриэкономических преобразований.
Полноправное участие в ВТО послужит дополнительным
стимулом к осуществлению радикальных
экономических реформ, позволит Беларуси
полноправно включиться в процесс выработки
новых и выполнения существующих международных
правовых норм в области внешнеэкономического
сотрудничества для защиты ее собственных
интересов.
Высокая торговая зависимость белорусской
экономики и недостаток собственных ресурсов
доступного ископаемого топлива делает
особенно важным интеграцию Беларуси
в международное разделение труда в соответствии
с ее относительными преимуществами. Недостаток
ископаемого топлива отличает Беларусь
от России, где доход от ресурсов (разница
между мировой ценой и издержками производства)
может перераспределяться различными
способами для обеспечения основного
дохода населения (например, обеспечение
населения электроэнергией по сниженным
тарифам). В этом случае проблема конкурентоспособности
на мировых рынках производственных отраслей
и сельского хозяйства становятся менее
острой; можно использовать протекционизм
во время адаптационного периода и, опять–таки,
обеспечить трудящихся защищенных секторов
основным доходом. Такой подход, однако,
неприменим к Беларуси, так как у нее нет
достаточно больших доходов от природных
ресурсов. Следовательно, первоочередным
условием стабильного экономического
развития Беларуси является создание
стимулов для всех отраслей экономики
для развития своей конкурентоспособности
на мировом рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.wikipedia.org. – Дата доступа:
23.11.2011;
2. World Trade Organization [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.wto.com. – Дата доступа:
23.11.2011;
3. B. Hoekman, The WTO: Functions and Basic Principles, 2002;
4. Турбан Г.В. Всемирная торговая организация:
взаимодействие государства и бизнеса:
пособие / Г.В. Турбан. — Минск: Белпринт,
2009. – 144 с.;
5. Эко–Согласие [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.trade.ecoaccord.org
6. Таможенный союз [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.customsunion.by. – Дата
доступа: 23.11.2011;
7. Белорусская сельскохозяйственная библиотека
[Электронный ре-сурс]. – Режим доступа:
http://www.vesti.belal.by. – Дата доступа: 23.11.2011;
8. Постоянное представительство Республики
Беларусь при отделе-нии ООН и других международных
организациях в Женеве [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.geneva.belembassy.
9. Национальный информационный центр
по техническим барьерам в торговле, санитарным
и фитосанитарным мерам [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.nicwto.by. – Дата доступа:
23.11.2011;
10. Белорусский союз предпринимателей
и нанимателей им. М. С. Кунявского [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.bspn.by. –
Дата доступа: 23.11.2011;
11. Министерство иностранных дел Республики
Беларусь [Электрон-ный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.mfa.gov.by. – Дата доступа:
23.11.2011;
12. Национальное инвестиционное агентство
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.invest.belarus.by. – Дата доступа: 23.11.2011;
13. Представительство ООН в Беларуси [Электронный
ресурс]. – Ре-жим доступа: http://www.un.by. –
Дата доступа: 23.11.2011;
14. Стартовая страница Беларуси [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http:// news.21.by. –
Дата доступа: 23.11.2011;
15. «Тренд–biz.by» – справочно–информационный
бизнес–портал Беларуси [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.trend–biz.by.
– Дата доступа: 23.11.2011;
16. Портал «Управление» [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.bigmanage.com. – Дата
доступа: 23.11.2011;
17. Wider Europe [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.w–europe.org. – Дата доступа:
23.11.2011;
18. Деловые новости [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.econews.by. – Дата доступа:
23.11.2011;
19. Белорусская деловая газета [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.bdg.by. –
Дата доступа: 23.11.2011;
20. BestKurs.BY [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.news.bestkurs.by. – Дата доступа:
23.11.2011;
21. Белорусское телеграфное агентство
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.belta.by. – Дата доступа: 23.11.2011;
22. Телеграф [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.telegraf.by. – Дата доступа:
23.11.2011;
23. Белорусский репортёр [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www. reporter.by.
– Дата доступа: 23.11.2011;