Мировой рынок на современном этапе: его коньюктура и основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ динамики развития и структуры рынка на современном этапе. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции мирового рынка;
- проанализировать динамику мировой торговли и изменения в товарной структуре и направлениях мировой торговли;
- исследовать перспективы развития России на мировом рынке.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 106.72 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Мирохозяйственные связи  берут начало в мировой торговле, которая прошла путь от единичных  внешнеторговых сделок до долгосрочного  крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. А международное  разделение труда и его международная  кооперация заложили основы для возникновения  мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Возникнув на мануфактурной стадии развития общественного производства в XVI веке, мировой рынок активно  формировался под воздействием движения торгового капитала, экономически и  политически утвердившегося в большинстве  европейских стран.

Специфика более поздних  ступеней развития мирового рынка связана  с промышленной революцией XVIII-XIX вв., видавшей большую зависимость крупной промышленности от международного обмена. Завершающий этап формирования мирового рынка, который относится приблизительно к концу XIX века началу XX века, означал нарастание объема международной торговли, изменение в структуре товарных потоков, приведших к взаимному переплетению национальных экономик.

Актуальность данной темы заключается в том, что дальнейшие перспективы прогрессивного развития мирового рынка, неразрывно связаны  с созданием на нём условий, способствующих укреплению мирного сосуществования  стран с различным общественно-политическим строем, улучшению возможности использования  всеми странами преимуществ взаимовыгодного  международного разделения труда.

 Предметом данного  исследования является международные  экономические отношения развивающиеся  в процессе функционирования  мирового рынка, а объектом  – мировой рынок товаров и  услуг.

Целью данной работы является изучение и анализ динамики развития и структуры рынка на современном  этапе. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и функции мирового рынка;
  • проанализировать динамику мировой торговли и изменения в товарной структуре и направлениях мировой торговли;
  • исследовать перспективы развития России на мировом рынке.

Теоретическую базу работы составили труды отечественных  и зарубежных авторов, таких как  В.Е.Рыбалкин, А.С. Булатов, Е.П. Пузакова, Ю.М.Зверев и др.

В качестве информационной базы использованы журнал «Мировая экономика и международные экономические отношения», данные государственного комитета статистики РФ, интернет сайты, статьи из периодических изданий.

 

 

Глава 1. Особенности  современного мирового рынка

 

    1. Понятие мирового рынка и его функции

 

Углубление международного разделения труда, развитие торговли между  странами неизбежно приводит к образованию  мирового рынка.

Мировой рынок  товаров и услуг представляет собой систему экономических  отношений в сфере обмена, которая  складывается между субъектами (государствами, предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую  деятельность, финансовыми институтами, региональными блоками и т.д.) по поводу купли-продажи товаров  и услуг, т.е. объектов мирового рынка, и в отличие от рынков национальных, как правило, бездефицитен: предложение  здесь чаще всего превышает спрос, который характеризуется достаточно высокой ценовой эластичностью [2, c.48].

Отличие мирового рынка от внутренних рынков, заключается  в том, что на этот рынок поступают  не все товары, которые обращаются на национальных рынках. Мировой рынок  выбраковывает из международного обмена товары, которые не отвечают международным  стандартам качества при мировых  ценах. Мировой рынок выступает  сферой межгосударственного обмена, он оказывает обратное влияние на национальное производство, показывая  что, сколько, при каких издержках  и для кого нужно производить. Так же мировой рынок является важнейшим элементом внешнеэкономических  связей между государствами. Во внешнеэкономических  связях переплетаются воедино экономика  и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции [14, c.16].

Международная торговля является основной формой международных  экономических отношений. Сущность и роль внешней торговли объясняют  многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития.

Современный мировой  рынок имеет ряд черт, раскрывающих особенности его функционирования:

  • является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;
  • проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;
  • оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;
  • выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары (а зачастую и их производителей), которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах [14, c.14].

Современный мировой рынок  отличается очень высоким динамизмом, в частности, опережающим ростом объемов товарного обмена по сравнению  с ростом объемов национального  производства, а также быстрой  обновляемостью товарного ассортимента и видов услуг.

Регулирование движения товаров  на мировом рынке осуществляется не только на уровне отдельных государств, но и на линии межгосударственных институтов – Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского Союза, Североамериканского Соглашения о  свободной торговле и др.

Например, основополагающими  принципами и правилами ВТО являются:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Все страны-члены ВТО (а  их насчитывается более 153) принимают  обязательство по выполнению ряда основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние  торговые соглашения», охватывающих свыше 90% всей мировой торговли товарами и  услугами.

Конкурентная борьба на мировом  рынке проходит в более разнообразных, чем на рынках отдельных стран, формах и предполагает использование широкого спектра методов. Неценовая конкуренция  в современных условиях является доминирующей, ценовая конкуренция  характерна для абсолютного меньшинства  товаров. Неценовая конкуренция  предполагает конкурирование товаров  по качественным параметрам, а также  по «пакету услуг», «прилагаемому» к товару.

Изменение конкурентоспособности  товара имеет ряд последствий, в  частности, изменение структуры  и направленности товарных потоков  в мировой экономике, а также  коррекция роли и «веса» тех или  иных стран.

 

1.2. Эволюция мирового  рынка

 

Становление простейшей формы  внутреннего рынка, где все, что  предназначено для продажи, сбывается  самим производителем покупателю из рук в руки, а все покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой  ранней стадии становления товарного  хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует  история, практиковался уже в  Помпеях, в Остии. Свои рынки имели  Древняя Греция, Китай классической эпохи, Египет, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем  встает купец, который оказывает  услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги. В условиях экономической автаркии “натуральное” хозяйство каждой страны имело свои особенности и качественное своеобразие. Однако при неразвитой торговле территории, ремесленные и сельскохозяйственные товарные производители с более низким уровнем затрат не получали прямой экономической выгоды от своих абсолютных и сравнительных преимуществ. Единственный, кто имел возможность сопоставить затраты и оценить выгоды от торговли – это купец.

Он пересекал страны и  моря, сопоставлял и объединял  то, что в действительности было разъединено пространством и  социальным временем. Единственное условие  – это развитые рыночные отношения  и наличие денежного обращения. Именно торговля приводит к тому, что  продукты становятся товаром, а не наоборот.

Практически сразу после  возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки  отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной  из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности  работорговля. Известными рынками, куда приезжали за  «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины, Рим, Лион и другие западноевропейские города.

С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала  условия для более масштабного  производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки  становились тесными. Шаг за шагом  они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных   и, наконец, мировых масштабов. Международные  рынки, представлявшие собой ту часть  национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными  рынками, возникли в Европе, на Ближнем  Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными  рынками. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе. Однако говорить, что в XVIII веке сложился мировой рынок как целостная система еще нельзя, поскольку материальная инфраструктура (международный транспорт, международные биржи) находилась на стадии зарождения.

Узкая ремесленно – мануфактурная  база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская  индустрия, продукция которой уже  не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального  накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров  межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное  формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня  развития. Эволюция рынка  по схеме «внутренний рынок –  национальный рынок – международный рынок – мировой рынок» [7, c.30].

 

1.3. Основные участники мирового рынка

 

В зависимости  от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. В первую группу стран с высоким  уровнем развития сферы услуг  входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам  со средним уровнем развития сферы  услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской  Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы  услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Большинство  развивающихся стран входит в  группу с низким уровнем развития сферы услуг.

Многие аспекты  современной экономической глобализации обусловлены внешнеэкономической  деятельностью развитых стран. Они  занимают господствующие позиции на мировом рынке – на долю этой группы стран приходится три четверти международной торговли товарами, а в торговле готовыми изделиями этот показатель превышает 80%.

Крупнейшие мировые  экспортёры и импортёры – США, Германия и Япония. Примерно  этим же уровнем, т.е. порядка 80%, характеризуется  удельный вес развитых стран в  мировой торговле товарами, а в  целом на услуги приходится четверть мирового экспорта.

Первая тройка ведущих экспортёров услуг в  мире – это США, Великобритания и  Франция; первая тройка импортёров –  США, Япония и Германия. При этом наибольшая часть мировой торговли услугами приходится на транспортные, туристические и информационные услуги; в этом секторе мирового рынка доля развитых стран превышает 90% [21, с.195].

Основные статьи экспорта США включают в себя химические продукты, компьютеры, потребительские  товары длительного пользования, самолеты и зерно, а основные статьи импорта  — это нефть, автомобили, одежда, компьютеры и бытовая техника. В  количественном отношении основным торговым партнером США является Канада [12, c.320].

Германия же обладает самой высокоразвитой индустрией в  Европе. Главные города страны являются международными торговыми и финансовыми  центрами. Германия занимает первое место  в Европе по производству автомобилей  и одно из первых мест в мире по производству химикатов, пластиков и красок. Прочие отрасли промышленности производят электрооборудование, станки, компьютеры и точные приборы.

Свыше 70% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы - автомобилестроение, общее  машиностроение, химические товары и  электротехнические товары. Германия экспортирует наиболее сложные товары - органические полуфабрикаты, пластмассы, синтетические красители, дубильные вещества, пигменты, витамины [12, c.385].

Страна занимает ведущее  место в экспорте текстиля (около 12% мировых поставок) и третье место  в мире после КНР и Италии в  экспорте одежды (6-7% мирового объема) [12, c.400].

В товарной структуре экспорта Японии постепенно увеличивается доля товаров инвестиционного спроса в первую очередь строительной техники, горного оборудования, металлообрабатывающего оборудования, высококачественных потребительских  товаров, в частности автомобилей, и подорожавших сырьевых товаров, в  том числе продукции сталелитейной  и химической отраслей промышленности. Основные импортируемые Японией  товары - минеральное топливо и  масла, электронные компоненты, оптические продукты и руды - бедность Японии природными ресурсами традиционно формирует  состав ее импорта в основном за счет сырья и энергетических ресурсов [12, c.350].

Информация о работе Мировой рынок на современном этапе: его коньюктура и основные тенденции развития