Мировой туристический рынок, его сегменты и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 05:25, курсовая работа

Описание работы

Приступая к курсовой работе по избранной теме, я поставил для себя цель
проследить динамику развития туризма в странах обладающих в этой сфере
большим опытом и где этот бизнес развивается наиболее успешно, проследить
также периоды роста и спада туристического бизнеса и их основные причины,
градацию сфер и направлений развития туризма. Думаю, что анализ и знание этих
моментов поможет мне в моей будущей работе в этой отрасли.

Содержание работы

Введение стр.3
1. Развитие туризма в некоторых регионах мира стр.5
1.1 Европа стр.5
1.2 Америка стр.7
1.3 Восточная Азия и Тихоокеанский регион стр.8
2. Сегментация туристического рынка стр.12
2.1 Сегментация как средство выбора наиболее перспективного целевого
рынка стр.12
2.2 Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка стр.13
2.3 Выбор целевого рынка стр.23
3. Динамика и тенденции международного туризма и его
макрорегиональная структура стр.27
Заключение стр.33
Список литературы стр.34

Файлы: 1 файл

Мировой туристический рынок.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Мировой туристический  рынок, его сегменты и тенденции  развития

 КОММЕРЧЕСКИЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТНЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                 Кафедра международного туризма.

                             Курсовая работа                            

                                 по теме:                                

  Мировой туристический рынок, его сегменты и тенденции развития. 

Выполнил:

Шпилевой П.А.

Руководитель:

Патаева Г.Р.

                                  Минск 2000 г.                                 

                                СОДЕРЖАНИЕ                               

Введение                                                                   стр.3

1.            Развитие туризма в некоторых регионах мира     стр.5

1.1     Европа                                                             стр.5

1.2     Америка                                                            стр.7

1.3     Восточная Азия  и Тихоокеанский регион                   стр.8

2.            Сегментация туристического рынка                    стр.12

2.1     Сегментация как  средство выбора наиболее перспективного  целевого

рынка                                                          стр.12

2.2     Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка        стр.13

2.3     Выбор целевого  рынка                                       стр.23

3.            Динамика и тенденции международного  туризма и его

макрорегиональная структура                        стр.27

Заключение                                                                стр.33

Список литературы                                                       стр.34

                                ВВЕДЕНИЕ.                               

Приступая к курсовой работе по избранной теме, я поставил для себя цель

проследить динамику развития туризма  в странах обладающих в этой сфере

большим опытом и где этот бизнес развивается  наиболее успешно, проследить

также периоды роста и спада туристического бизнеса и их основные причины,

градацию  сфер и направлений развития туризма. Думаю, что анализ и знание этих

моментов  поможет мне в моей будущей  работе в этой отрасли.

Первое  массовое туристское путешествие состоялось более 150 лет тому назад в

Англии, когда в 1841 году предприниматель Томас Кук осуществил перевозку 600

человек с целью прогулки на железнодорожном  составе. В 1845 году им же было

организовано  путешествие в г. Ливерпуль с  проведением там экскурсии.

Значительную  роль в развитии туризма сыграли новые географические открытия,

путешествия мореплавателей, освоение Американского, Африканского и

Австралийского  континентов.

Первые  экскурсии проводились еще в XVII веке для учащихся школ закрепления

учебного  материала. Великий просветитель древности  Платон в своей знаменитой

Академии  считал нормой образования беседы в  пути, обучение в режиме прогулки.

Прародителем  краеведения и экскурсий в  России считается сам император  Петр

Великий, который любил лично водить делегации  иностранных гостей по Санкт-

Петербургу.

Одним из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства международный туризм

стал  во второй половине XXв. В середине 1990-х  годов число участников

международного  туризма превысило 550 млн. чел, а к 2005 году при сохранении

сложившихся за последние двадцать лет средних темпов роста, число

международных туристов достигнет 900 млн. человек. Международный  туристский

рынок начал складываться со второй половины XIX в. в эпоху формирования

мирового хозяйства и международного рынка товаров и услуг, развития

международной торговли, появления  новых средств транспорта. После  второй

мировой войны, на базе устойчивого  экономического роста, углубления

интеграционных процессов в  мировом хозяйстве, расширения политического  и

культурного общения между народами, туризм превратился в массовое явление.

Высокие темпы роста и массовый характер туристских путешествий, обусловленный

участием в международном туризме  широких социальных групп, развитием

международного сотрудничества, привели  к формированию динамичной отрасли

хозяйственного комплекса - туристского сектора (индустрии туризма),

объединяющего различные отрасли, связанные с предоставлением  туристских услуг

(гостиничное хозяйство и рестораны,  туристский транспорт, рекламные  и

информационные услуги, рекреационно-туристские и экскурсионные услуги и др.).

Экономическое значение международного туризма как источника валютных

поступлений, обеспечения занятости  населения, активизации регионального

развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху

постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих

экспортных отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь

нефтедобывающей промышленности и  автомобилестроению.

               РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ МИРА.              

Международный туризм, являясь важной отраслью мирового хозяйства, отличается

крайне неравномерным уровнем  развития в регионах мира, что объясняется  как

разными уровнями социально-экономического развития, различиями в структуре

потребительского спроса  и жизненными установками различных социальных и

демографических групп населения, так и неравномерностью распределения

рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной туристской политикой

различных государств и международных  организаций.

Проследим это на примере некоторых наиболее развитых в сфере туристического

бизнеса регионах.

Европа

Европейские страны по-прежнему принимают  наибольшее число иностранных

туристов. В 1989-1996 гг. число туристов, прибывавших в Европу, увеличилось  с

274 до 347 млн. человек, а денежные поступления от международного туризма -

более чем в 2 раза. Однако в течение  этого периода доля Европы в мировом

туризме устойчиво падала, несмотря на значительные колебания среднегодового

роста прибытии в Европу и поступлений  от туризма. Такая нестабильность

отчасти объясняется экономической  ситуацией в туристообразующих  странах.

Международный туризм чувствителен к  колебаниям обменного курса. В 1984 и 1985

гг. курс американского доллара  резко упал по сравнению с курсами  европейских

валют, а в период 1985-1990 гг. стабилизировался. В 1991 г. валюты Италии и

Испании были очень сильными, что  негативно повлияло на конкурентоспособность

их туристского продукта.

Исследования национальной принадлежности гостей, приезжающих в Европу,

показывают, что 90% - это туристы из европейских стран. Так, немцы

путешествуют в основном внутри региона и составляют 19% общего числа

международных туристов. Британские путешественники составляют 10% общего

числа европейских туристов, французы - 7%, датчане - 6%. США являются

единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих

стран для Европы.

Внутрирегиональный туризм в Европе является следствием высокой концентрации

международного туризма в регионе. Здесь существуют множество государственных

границ на относительно малой площади и превосходная наземная пространная сеть

коммуникаций.

За относительной потерей доминирующего  положения Европы стоят следующие  факторы:

• некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как

Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение

конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;

• некоторые восточноевропейские  страны испытывают трудности в приспособлении

своих туристских секторов к рыночной экономике, и, кроме того, конфликт в

бывшей Югославии повлиял на туризм в Европе;

• некоторые североевропейские  страны, например Великобритания, Дания,

Норвегия и Швеция, очень дорогие  для туристов. Это неизбежно влияет на их

конкурентоспособность;

• растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени

успешно развивают свою туристскую индустрию.

Америка.

Вторым регионом по числу иностранных  туристов является Америка, куда, по

определению ВТО, входят Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка

и острова Карибского бассейна. В 1996 г. этот регион посетили 115,5 млн.

человек, что составило 19,5% общемировых  прибытий. Доля поступлений от

международного туризма достигла 25% общемировых поступлений, что

свидетельствует о больших расходах гостей США.

Однако доля американского региона в мировом туризме по числу прибытий имела

неустойчивую динамику. Так, с 1970 по 1985 г. она постоянно снижалась  и

достигла 20,17%, т.е. самого низкого значения за прошедший период, затем в

течение длительного времени колебалась и в 1996 г. упала до 19,5%.

Как и число международных туристских прибытий, поступления от международного

туризма постоянно увеличивались  в 1989-1996 гг., несмотря на незначительное

замедление темпов роста в последние  годы.

В отличие от Европы туристский спрос на американские страны более или менее

диверсифицирован по странам мира, но, несмотря на это, половину международных

прибытий в регион обеспечивают США и Канада. Поэтому изменения  обменного

курса американского доллара играют здесь важную роль.

Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые

являются главными туристскими  центрами региона и где, помимо международного

туризма, развит внутренний туризм. В 1992 г. доли прибытии туристов в этот

регион и поступлений от них  составляли соответственно 76 и 78%

общеамериканских.

Первой страной в регионе  по туристским прибытиям и поступлениям являются США.

Это следствие огромного внутреннего  рынка и высокоразвитой инфраструктуры

страны. США располагают самой  обширной в мире гостиничной и транспортной

индустрией.

Второе место по развитию туризма  в регионе занимают Карибские  острова,

принимающие 12 млн. туристов в год. Туристские потоки в страны Южной  Америки

относительно  слабы. Так, доля прибытий составляет 10%, а поступлений - 9%.

Это результат политической нестабильности и слабого экономического положения

в регионе.

В 1993 г. доходы от международного туризма  составили 11,5% общих доходов от

экспорта - это самый высокий уровень  в мире. Сравнительно активное участие

туристского сектора в экспорте является следствием конкурентоспособности

каждого элемента американского туристского  продукта на мировом рынке и

прочной специализации некоторых районов  региона, например Карибских островов.

              Восточная Азия и Тихоокеанский регион.             

После Европейского и Американского  регионов по развитию туризма следуют

Восточная Азия и Тихоокеанский  регион. Некоторые страны этого региона  совсем

недавно начали развивать индустрию  туризма. В основном это новые

индустриальные страны региона - экспортеры товаров: Гонконг, Малайзия,

Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия  и Тайвань. В этих странах экспорт

товаров и экспорт услуг взаимно  дополняют друг друга. Развитие этих секторов

базируется на стремительном подъеме  телекоммуникаций, международного

транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так,

экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти  страны,

которые, в свою очередь, стимулируют  развитие гостиничного бизнеса и

индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний

увеличивает резервы иностранной  валюты и стимулирует рост экономики.

В 1996 г. ВАТ посетило более 90 млн. туристов и доля прибытий составила 15,2%

общемирового уровня.

Туризм, генерируемый резидентами  стран региона, является очень мощным и

обеспечивает 78% общих туристских потоков. Япония представляет самый  большой

туристообразующий рынок в регионе  и составляет 14,8% общего спроса благодаря

программе японского правительства, по которой стимулируется проведение

каникул японцами за рубежом.

Восточная Азия и Тихоокеанский  регион привлекают иностранных туристов, прежде

всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые

индустриальные страны притягательны  для деловых путешествий. Развлекательный

туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская

индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг  и

Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран

в регионе стал Таиланд, особенно после  того, как начал осваивать новые пляжи

на южном побережье страны и  организовывать культурно-познавательные поездки

на север страны.

В Тихоокеанском регионе туризм особенно развивается в Австралии  и Новой

Зеландии, которые принимают 6% гостей региона, и в странах Меланезии (Фиджи,

Новая Каледония, Вануату, Соломоновы острова и др.), Микронезии (Гуам,

Информация о работе Мировой туристический рынок, его сегменты и тенденции развития