Мировые соглашения и международное экономическое сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей мировых соглашений и международного экономического сотрудничества. Рассмотрение международных экономических организаций и их цели.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1) Содержание и формы международного экономического сотрудничества……………………………………………………………..4
2) Экономическое сотрудничество на региональном уровне……………...6
3) Международное экономическое сотрудничество………………………..7
4) Международные экономические организации…………………………...9
5) Международные торговые организации………………………………...10
6) Мировые соглашения……………………………………………………..13
7) Международные финансовые организации……………………….…….13
8) Международные инвестиционные организации………………………..15
9) Тенденции развития международного экономического сотрудничества……………………………………………………………16
10) Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений……………………………………………….17
11) Международная специализация и кооперирование производства………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

курсоваям.docx

— 52.65 Кб (Скачать файл)

G20 представляет 90% мирового  ВНП, 80% мировой торговли (включая  торговлю внутри ЕС) и две трети  населения мира. Встречи представителей G20 также являются форумом для  сотрудничества по вопросам международной  финансовой системы. Группа была  создана по инициативе министров  финансов семи ведущих промышленно  развитых стран - Великобритании, Италии, Канады, США, ФРГ, Франции и Японии - для ведения диалога с развивающимися  странами по ключевым вопросам  экономической и финансовой политики.4

От встреч лидеров стран зависит судьба многих мировых капиталов.

Международные торговые организации

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.5

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми.

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, опирается на основные принципы, среди которых:

- Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле.

- Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника.

- Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

- Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.

- Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года.

Россия, недавно, присоединилась к Всемирной Торговой Организации.

Присоединение РФ к ВТО вызывает противоположные точки зрения.

Важное место в системе международного торгового сотрудничества занимает Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК). Эта межправительственная организация (также называемая картелем), создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти.

Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) - орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1964 г. Штаб-квартира Конференции находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 193 страны. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер. Исполнительным органом является Совет по торговле и развитию, отвечающий за обеспечение общего соответствия деятельности согласованным приоритетам. Секретариат ЮНКТАД сотрудничает с правительствами государств-членов, взаимодействует с организациями ООН и региональными комиссиями. Государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу.

БРИКС - группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (Brazil, Russia, India, China, South Africa, BRICS).

На долю входящих в БРИК стран приходится 26% территории Земли, 42% населения планеты (2,83 млрд. человек) и 14,6% мирового ВВП. Страны БРИКС производят около 40% пшеницы (свыше 260 млн. т), 50% свинины (более 50 млн. т), более 30% мяса птицы (свыше 30 млн. т), 30% говядины (около 20 млн. т) от общемирового показателя, в них сосредоточено 32% (0,5 млрд. га) общемировых пахотных земель. Это общедоступная информация.

Бразилия, Россия, Индия, ЮАР и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит в будущем более эффективно влиять на глобальные процессы.

 

Существует еще много торговых организаций.

Мировые соглашения

Мировое соглашение — (также: мировая сделка) — это договор, которым стороны прекращают спор или устраняют иную неопределенность в своих правоотношениях посредством взаимных предоставлений (уступок).6

Мировое соглашение заключается так же в других спорах, к примеру, Семейное право.

К мировому соглашению приходят странны, группы стран, которые хотят заключить некую сделку, на взаимовыгодных условиях. Это может быть покупка какого-нибудь товара, разделение территории или прекращение военных действий.

Соглашения должны быть подписаны под руководством,  какой-либо независимой организации ( ООН, в случае войны). Это очень важный процесс.

Сейчас много принимается соглашений экономических и военных.

Международные финансовые организации

 

Одним из основных институтов данной системы является Международный валютный фонд (МВФ) - специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 27 декабря 1945 года после подписания соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 1944 г. Штаб-квартира МВФ располагается в Вашингтоне. МВФ объединяет 184 государства. Фонд создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов, поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции - которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам - значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств - членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.7

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и услoвий в конечнoм итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Парижский клуб кредиторов - это неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб  объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Только он может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Международные инвестиционные организации

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС - одно из автономных международных учреждений, входящих в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением ООН. Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон в международных инвестиционных спорах. Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами. Членами МЦУИС являются 144 страны. Россия не является членом МЦУИС. Центр возглавляют избираемые Председатель и Генеральный секретарь. Обслуживание сторон в арбитражных спорах в Центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.

Международная финансовая корпорация - международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Корпорация создана в 1956 г. с целью обеспечить приток частных инвестиций в развивающиеся страны.

МФК координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка, но в юридическом и финансовом отношениях является независимой организацией. Корпорация осуществляет предоставление займов, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах. Источниками средств МФК являются взносы стран-членов, эмиссия облигаций на международном финансовом рынке и доходы от осуществления своих операций.

Процентный доход корпорации составил $1,19 млрд., доход от прямых инвестиций - $1,4 млрд., чистая прибыль - $2,015 млрд. Размер активов МФК в 2010 г. составлял $39,6 млрд.8

Тенденции развития международного экономического сотрудничества

Главной тенденцией развития современного мирового хозяйства является интернационализация производства. Основным её фактором стал переход развитых стран в 80-90-е годы XX столетия на новую высокотехнологичную базу с преобладанием информационных технологий.

Выделяют несколько определяющих тенденций в развитии мирового хозяйства:

1)всепланетное воздействие национальных экономик, взаимопроникновение и взаимное переплетение;

2)универсализация экономической жизни, которая тяготеет к единым стандартам, принципам и ценностям под влиянием обмена знаниями, людьми, товарами, культурными ценностями и так дальше;

3)распространение международной экономической и политической интеграции - от региональной до межрегиональной и межконтинентальной.

Существуют также и некоторые проблемы в системе международных экономических отношений, приводящие к углублению кризиса индустриальной цивилизации:

1)безграничная и бесконтрольная утилизация вещества природы, максимизация экономического возрастания, а не его оптимизация;

2)взаимное переплетение цивилизационных и формационных разногласий;

3)кризис восстановления человека, проблемы выживания человечества как биологического вида.

Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.9

По мнению многих специалистов Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

 К этим чертам относят:

- Развитую научно-техническую базу.

- Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

 Вместе с тем, рассматривая  богатые природные ресурсы за  несомненное благо, хотелось бы  отметить некоторые точки зрения  на этот вопрос тех экономистов (российских и зарубежных), которые  аргументированно доказывают, что  природные богатства страны могут  стать серьезнейшим тормозом  ее экономического развития. При  этом дело даже не в самих  богатствах, а в порождаемой ими  психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти настроения сводятся к  уверенности, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует процветание страны.

Информация о работе Мировые соглашения и международное экономическое сотрудничество