Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:55, контрольная работа
Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.
Социальный мониторинг (от лат. monitor
— предостерегающий) - это технология
наблюдения и анализа изменений
социального объекта
Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.
Мониторинг в настоящее время может быть представлен как: специфическая технология управления; способ контроля над ситуацией, выявления причин расхождения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования, а также организации; фактор снижения риска при разработке стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности.
Сущность и содержание социальных мониторинговых исследований. Выявление связей, характеристик, закономерностей функционирования и тенденций развития в социальных системах и процессах. Стандарты построения мониторинговых исследований. Индикаторы образования и построение сравнительных мониторинговых исследований. Теории, раскрывающие содержание и выбор методологии социально-педагогических мониторинговых исследований. Виды мониторинговых исследований в социальной сфере. Современные направления теоретико-методологических разработок в области социального мониторинга. Новые формы мониторинговых социальных исследований. Проектирование систем социального мониторинга. Этические нормы и регулятивы в социальных исследованиях. Метод, методика, исследовательская процедура в педагогическом исследовании. Характеристика и функции методов педагогического
исследования. Эксперимент, его сущность, типы и значение в получении новых знаний, специфика проведения на разных этапах исследования. Особенности эксперимента в социальных и психолого-педагогических исследованиях. Эксперимент и опытно-экспериментальная работа. Наблюдение, его виды и познавательные возможности. Опрос,
требования к проведению опроса. Проблемы сбора и использования мониторинговой информации в России. Проблема сопоставления российских и зарубежных показателей социального мониторинга. Формы и методы интерпретации и представления результатов мониторинга.
Международные мониторинговые исследования в социальной сфере Структура международных мониторинговых исследований в социальной сфере, их цели и задачи. Организации, которые проводят международные мониторинговые исследования в социальной сфере (ОСДЕ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, Европейский Союз и др.), их цели
и задачи. Проблемы качества образования в программах развития и исследования TIMSS, PISA, CIVIC. Принципы, подходы и методы международных мониторинговых исследований в социальной сфере. Содержание международных мониторинговых исследований в образовании. Особенности применения статистических методов в международных исследованиях. Индикаторы. Интерпретация результатов. Механизмы включения результатов международных мониторинговых исследований в управление образовательными и социально экономическими системами. Проблемы сопоставимости российских и зарубежных мониторинговых исследований в образовании. Механизмы контроля и оценки результативности деятельности в системах образования европейских стран. Особенности мониторинга международных организаций.
Под технологией обычно понимают совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта.
Технология алгоритмизирует
В таком случае технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Это и понятно, поскольку технология выступает в виде стандартов - запретов, правил, норм, и также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.
Достаточно серьезно стоит вопрос о локализации социальной технологии рамками только социологической деятельностию. Термин технология широко используется в теории и практике управления. Здесь технологию часто связывают методами действия, особенно с теорией решения, теорией информации.
Таким образом, термин «технология» покрывает широкий круг вопросов, связанных с отношениями науки и управленческой практики.
Выбор показателей состояния и развития социальных систем. Состав и структура индикаторов для мониторинга. Построение систем информационного обеспечения мониторинга изменений в социальных системах. Территориальные выборки данных для анализа и прогноза развития систем. Методика анализа состояния социальной системы и
определения проблем в развитии. Измерение неравномерности развития систем. Методология построения рейтингов развития систем.
Примеры построения мониторинга по отдельным направлениям развития систем (case studies). Методы получения дополнительной информации — инструменты социального мониторинга образования (социологические обследования, контроль качества). Мониторинг в управлении социальными системами как информационное обеспечение принятия решений. Опыт зарубежных стран. Модель оценки эффективности региональной системы образования.
Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными процессами и явлениями.
Объекты социального мониторинга: социальные процессы и явления, которые могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход общественных преобразований в стране.
Например, развитие малого предпринимательства может способствовать формированию среднего класса.
Основные принципы мониторинга: полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Социальный мониторинг связан с непосредственным изучением социального наблюдения в его естественных условиях.
С помощью мониторинга можно получать разнообразную информацию для анализа: социальной структуры экономики, социальной направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения и основных тенденций ее изменения и других социальных явлений и процессов.
Особый интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства и влияние этого процесса на решение проблем занятости. Малое предпринимательство является важнейшим компонентом проводимых в России экономических реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.
В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.
Социальный мониторинг позволяет
фиксировать события и элементы
человеческого поведения в момент
их совершения, появления. Он дает представление
о действиях людей в определенн
Мониторинг предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных с объектом наблюдения.
Систематическое наблюдение за состоянием
социальных объектов требует обоснованной
и планомерной организации
При организации социального мониторинга можно ориентироваться на систему показателей, учитывающих сущность его островных объектов.
Показатели объединяются в следующие подсистемы:
государственное управление;
расходы на социальные нужды;
политическая статистика;
население и социальная стратификация;
социальная инфраструктура;
образ жизни.
Таким образом, объектом социального мониторинга являются люди, различные характеристики их поведения и деятельности.
Первичный трудовой коллектив является относительно замкнутой социальной системой, в рамках которой он в известных пределах самостоятельно совершенствует производственную деятельность в соответствии с общими задачами предприятия. Связь повышения производительности труда с развитием социально-психологического климата слабо изучена в социально-экономической литературе. Более того, принято считать изучение способностей сферой психологии. Между тем в условиях коллективного труда моральные качества каждого сотрудника становятся составной частью производительной силы всего коллектива. Представляется, что социально-психологический климат, его развитие и влияние на производительность и качество труда должны стать объектом экономического измерения и изучения.
В условиях коллективного труда моральные качества каждого члена организации — ответственность, дисциплинированность, самоконтроль — становятся составной частью производительной силы коллектива. Межличностные отношения приобретают относительно самостоятельное значение, во многом определяют отношение работника к труду и его поведение на производстве. Включение членов организации в структуру коллективных отношений связано со сложными процессами взаимной адаптации и усвоения личностью коллективных норм. Нужно изучать социальные процессы, протекающие в коллективе, сложившиеся в нем отношения, необходимо изучать механизм функционирования производственного коллектива как социального организма. Учет социальных аспектов деятельности производственных коллективов необходим для научного управления и совершенствования организации труда в первичных коллективах, выявления и использования их внутренних резервов и возможностей.
Все процессы, протекающие в первичном
трудовом коллективе, условно можно
разделить на две группы: социально-психологические
(процесс ознакомления, образование неформальной
структуры, создание общественного мнения
о совместном труде) и организационно-
Основным механизмом
воздействия первичного
Объективная сторона
ответственности — требуемые
производственной ситуацией