Мониторинг социальных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.

Файлы: 1 файл

Мониторинг соц. процессов.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Социальный  мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений  социального объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью  осуществления в т Объективные  предпосылки и возможности проведения мониторинга заключаются в органическом единстве прошлого, настоящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, усиливающихся взаимосвязях — материального и нематериального, экономического и социального, экологического и материального и др. Мониторинг — технология управления, отличающаяся повышенной наукоемкостью; он предполагает наличие квалифицированных специалистов, способных к теоретическому переосмыслению сложных явлений. Его применение сопряжено со все более масштабным использованием новейших научных сведений о глобальных природных, геополитических процессах, о социально-экономических и научно-технических тенденциях.

Мониторинг  появился в технических  системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.

Мониторинг  в настоящее время  может быть представлен как: специфическая  технология управления; способ контроля над ситуацией, выявления причин расхождения между сущим и  должным во внутренней и внешней  среде страны, региона, муниципального образования, а также организации; фактор снижения риска при разработке стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности.

Методология социального мониторинга

 

Сущность  и  содержание  социальных  мониторинговых  исследований. Выявление связей, характеристик, закономерностей функционирования и тенденций развития в социальных системах и процессах. Стандарты  построения  мониторинговых  исследований.  Индикаторы образования и построение сравнительных мониторинговых исследований. Теории, раскрывающие содержание и выбор методологии социально-педагогических мониторинговых исследований. Виды мониторинговых исследований в социальной сфере. Современные направления теоретико-методологических разработок в области социального мониторинга. Новые формы мониторинговых социальных исследований.  Проектирование  систем  социального  мониторинга.  Этические нормы и регулятивы в социальных исследованиях. Метод, методика, исследовательская процедура в педагогическом исследовании.  Характеристика  и функции методов педагогического

исследования. Эксперимент, его сущность, типы и значение в получении новых знаний, специфика проведения на разных этапах исследования. Особенности эксперимента в социальных и психолого-педагогических  исследованиях.  Эксперимент  и  опытно-экспериментальная работа. Наблюдение, его виды и познавательные возможности. Опрос,

требования к проведению опроса. Проблемы сбора и использования мониторинговой информации в России.  Проблема  сопоставления российских  и  зарубежных показателей социального мониторинга. Формы и методы интерпретации и представления результатов мониторинга.

Международные мониторинговые исследования в социальной сфере Структура международных мониторинговых исследований в социальной сфере, их цели  и  задачи.  Организации,  которые проводят международные  мониторинговые  исследования  в  социальной  сфере (ОСДЕ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, Европейский Союз и др.), их цели

и задачи. Проблемы качества образования  в программах развития и исследования TIMSS, PISA, CIVIC. Принципы, подходы и методы международных мониторинговых исследований в социальной сфере. Содержание  международных мониторинговых исследований в образовании. Особенности применения статистических методов в международных исследованиях. Индикаторы. Интерпретация результатов. Механизмы включения результатов международных мониторинговых  исследований  в  управление образовательными  и социально экономическими системами. Проблемы  сопоставимости  российских  и  зарубежных  мониторинговых исследований в образовании. Механизмы контроля и оценки результативности  деятельности  в системах  образования европейских стран. Особенности мониторинга международных организаций.

Технологии социальных процессов

 

Под технологией обычно понимают совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта.

Технология алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно  использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта, обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Такое прочтение термина, пришедшего из сфер материального производства, изначально акцентирует внимание на преобразующем характере (в отличие от чисто познавательного). Но при этом, правда, из поля зрения ускользает тот факт, что объектом технологизации выступает не столько система инструментальных технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность.

В таком случае технология становится неотъемлемым элементом  культуры управления и в известной  степени мерой развития человека. Это и понятно, поскольку технология выступает в виде стандартов - запретов, правил, норм, и также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

Достаточно серьезно стоит  вопрос о локализации социальной технологии рамками только социологической  деятельностию. Термин технология широко используется в теории и практике управления. Здесь технологию часто связывают методами действия, особенно с теорией решения, теорией информации.

Таким образом, термин «технология» покрывает широкий круг вопросов, связанных с отношениями науки  и управленческой практики.

Мониторинг социальных систем

 

Выбор показателей состояния  и развития социальных систем. Состав  и структура индикаторов для мониторинга. Построение систем информационного обеспечения мониторинга изменений в социальных системах. Территориальные выборки данных для анализа и прогноза развития систем. Методика анализа состояния социальной системы и

определения проблем в  развитии. Измерение неравномерности развития  систем.  Методология  построения  рейтингов  развития  систем.

Примеры построения мониторинга по отдельным направлениям развития  систем (case studies). Методы  получения  дополнительной  информации — инструменты  социального  мониторинга  образования (социологические  обследования,  контроль  качества).  Мониторинг  в управлении социальными системами как информационное обеспечение принятия решений. Опыт зарубежных стран. Модель оценки эффективности региональной системы образования. 

Сущность  и принципы социального  мониторинга.

 

Именно  социальный мониторинг обеспечивает эффективное  управление социальными процессами и явлениями.

Объекты социального мониторинга: социальные процессы и явления, которые  могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход  общественных преобразований в стране.

Например, развитие малого предпринимательства  может способствовать формированию среднего класса.

Основные  принципы мониторинга: полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Социальный  мониторинг связан с  непосредственным изучением социального  наблюдения в его естественных условиях.

С помощью  мониторинга можно  получать разнообразную информацию для анализа: социальной структуры  экономики, социальной направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения и основных тенденций ее изменения и других социальных явлений и процессов.

Особый  интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства  и влияние этого процесса на решение проблем занятости. Малое предпринимательство является важнейшим компонентом проводимых в России экономических реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.

В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.

Социальный  мониторинг позволяет  фиксировать  события и элементы человеческого  поведения в момент их совершения, появления. Он дает представление  о действиях людей в определенных социальных ситуациях.

Мониторинг  предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных  с объектом наблюдения.

Систематическое наблюдение за состоянием социальных объектов требует обоснованной и планомерной организации сбора  и анализа данных, необходимых для социального мониторинга.

При организации  социального мониторинга  можно  ориентироваться на систему  показателей, учитывающих сущность его островных  объектов.

Показатели  объединяются в следующие подсистемы:

государственное управление;

расходы на социальные нужды;

политическая статистика;

население и социальная стратификация;

социальная инфраструктура;

образ жизни.

Таким образом, объектом социального  мониторинга  являются люди, различные  характеристики их поведения и деятельности.

 Первичный коллектив

 

Первичный трудовой коллектив является относительно замкнутой социальной системой, в рамках которой он в  известных пределах самостоятельно совершенствует производственную деятельность в соответствии с общими задачами предприятия. Связь повышения производительности труда с развитием социально-психологического климата слабо изучена в социально-экономической литературе. Более того, принято считать изучение способностей сферой психологии. Между тем в условиях коллективного труда моральные качества каждого сотрудника становятся составной частью производительной силы всего коллектива. Представляется, что социально-психологический климат, его развитие и влияние на производительность и качество труда должны стать объектом экономического измерения и изучения.

В условиях коллективного труда  моральные качества каждого члена  организации — ответственность, дисциплинированность, самоконтроль —  становятся составной частью производительной силы коллектива. Межличностные отношения  приобретают относительно самостоятельное значение, во многом определяют отношение работника к труду и его поведение на производстве. Включение членов организации в структуру коллективных отношений связано со сложными процессами взаимной адаптации и усвоения личностью коллективных норм. Нужно изучать социальные процессы, протекающие в коллективе, сложившиеся в нем отношения, необходимо изучать механизм функционирования производственного коллектива как социального организма. Учет социальных аспектов деятельности производственных коллективов необходим для научного управления и совершенствования организации труда в первичных коллективах, выявления и использования их внутренних резервов и возможностей.

Все процессы, протекающие в первичном  трудовом коллективе, условно можно  разделить на две группы: социально-психологические (процесс ознакомления, образование неформальной структуры, создание общественного мнения о совместном труде) и организационно-профессиональные (расширение производственного профиля работников, расширение их организационного профиля, изменения функционального и профессионального разделения и кооперации труда). В связи с тем, что номенклатура продукции, квалификационный уровень и персональный состав первичного коллектива постоянно изменяются, указанные процессы протекают чаще всего одновременно.

     Основным механизмом  воздействия первичного коллектива  на его членов является социальный  контроль обеспечения их поведения  в соответствии с принятыми  в коллективе нормами. Осуществляется  контроль через общественное  мнение. Средствами его являются поощрительные и негативные санкции — реакция коллектива на поведение коллег, которая не менее значима, чем административные воздействия. Социальный контроль осуществляется через: получение информации о деятельности рабочего; анализ фактического состояния дел; сравнение фактического состояния дел с нормами и стандартами поведения; регулирование поведения. Социальный контроль направлен на формирование у каждого члена коллектива моральной ответственности, что во многом определяет активность и направление поведения личности.

     Объективная сторона  ответственности — требуемые  производственной ситуацией количество  и качество деятельности субъекта. Субъективная сторона — определение  субъектом формы деятельности  в данной ситуации и осознание  им необходимости деятельности, то есть морально-психологическая сторона ответственности; субъективная сторона ответственности не отделима от ее объективного содержания. Действие социального контроля определяет демократический стиль руководства, налаживание сотрудничества с каждым членом коллектива, объединение всего коллектива для достижения общей цели. Демократический стиль обусловливается равным социальным статусом всех членов коллектива; «притиркой» характеров и взглядов, образованием прочных неформальных связей; повышением мастерства в процессе совместного труда.

Информация о работе Мониторинг социальных процессов