Национальные интересы России на международной арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:28, реферат

Описание работы

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Национальные интересы можно определить как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности. Их можно разделять на постоянные и переменные; в зависимости от жизненной важности и необходимости и по географическому принципу. Защита национальных интересов является важнейшей функцией любого государства. Национальная безопасность зависит от соблюдения национальных интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….................3
1. Национальные интерес и его факторы………………………………........5
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике….11
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов………………………………………………………………………….…18
Заключение…………………………………………………………………....26
Список использованных источников………………………………………..27

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 55.83 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО  МГУ им. Н.П.Огарёва

Историко-социологический  институт

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Национальные интересы России на международной арене»

 

 

 

 

 

                              Выполнила:

                                Кочеткова Е.А.

                                               студентка 305 группы

                                                                 специальности    «Политология»

                    Проверил:

                                Логинов А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….................3

1. Национальные интерес  и его факторы………………………………........5

2. Национальные интересы  России и их защита во внешней  политике….11

3. Стратегия формирования  имиджа России в аспекте национальных интересов………………………………………………………………………….…18

Заключение…………………………………………………………………....26

Список использованных источников………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие  социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации  в большей степени удовлетворяются  рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это  не значит, что в политической сфере  не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь  дело с реальностями политики, где  действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна  эта закономерность в международных  отношениях и, в первую очередь, в  отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства. Данная тема посвящена теме национальных интересов России на международной арене.

Согласно статье №80 основного  закона Российской Федерации - Конституции  Российской Федерации:

Пункт 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства.

Пункт 4. Президент Российской Федерации как глава государства  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях.

В этой связи, именно Президент  России выстраивает и определяет национальные приоритеты и интересы страны, стратегию ее развития и  взаимоотношений с другими странами. Долгое время основой внешне- и  внутриполитического курса России была Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году. Однако Россия уже совсем другая и перешагнула период, который был в 90-е годы, - переходный период.

За прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно  изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз потерял былую  актуальность, но появились и новые. Кроме того для развития внутренних и внешних конкурентных позиций России требовалось уточнение государственной политики, в которой обеспечение национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно было быть взаимоувязано с устойчивым социально-экономическим развитием страны. Основы такой политики были представлены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которая была утверждена в качестве основополагающего документа 13 мая 2009 года.

Отличие данного документа  от предыдущей Концепции национальной безопасности заключается в том, что, во-первых, Концепция на момент её принятия в 1997 году формулировала  всего лишь вектор деятельности государства  в различных сферах обеспечения  национальной безопасности, уточнялся  порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия же кардинально  изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства  и общества, а также оценки их результативности в такой сложной  области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности. По сути, Стратегия это своего рода анализ сильных и слабых сторон России, ее возможностей и угроз со стороны  внешнего мира.

Ещё один момент, немаловажный в сегодняшней жизни России, Стратегия - это открытый, публичный документ, это документ, который имеет общенациональный характер, и, как отмечал Президент  России Д.А. Медведев, «не может быть реализован только усилиями власти, в достижении целей и приоритетов Стратегии необходимо участие всего общества».

 

 

1.Национальные  интерес и его факторы

 

Категория «национальные  интересы» - одна из наиболее распространенных и в то же время трудно поддающихся точному определению. Особенно трудно это сделать ныне, поскольку данное понятие широко используется различными политическими силами утилитарно-идеологически как своего рода освящение предлагаемых программ и курсов действия. «Национальные интересы» понимаются как некое олицетворение высших ценностей и целей государства, сообщества, общественного движения. Столь общее определение, естественно, поддается неоднозначным толкованиям, что и происходит в реальной политике и в ее идеологических отражениях.

Появились также некоторые  дополнительные факторы, отнюдь не проясняющие  смысл этой категории. Среди них  два наиболее существенны. Во-первых, это интенсивная глобализация общественного  развития, которая выдвигает на передний план общечеловеческое содержание интересов  всех наций и государств, затушевывая  собственно национальное. Во-вторых, это  нарастающее многообразие взглядов, точек зрения, позиций, что ставит под сомнение саму возможность выведения  общенационального знаменателя  в том или ином конкретном сообществе.

Тем не менее, категория национальных интересов отнюдь не продукт мифотворчества. Она отражает вполне определенные общественные реальности и играет важную роль в  политике, в том числе в определении  национальной и всеобщей безопасности.

Национальные интересы можно  понимать по-разному. Г. Моргентау определяет их как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности [8, c. 56]. В таком случае национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики.

Ганс Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:

1. Национальный интерес  - объективная данность. Он основан,  во-первых, на своеобразии геополитического  положения государства и связанных  с ним особенностях геоэкономического  и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой  природы.

2. Государственные деятели  обязаны исходить из того, что  хорошая политика - это рациональная  политика, опирающаяся на правильно  понятый национальный интерес.  База такой политики - чётко выстроенный  имидж государства, через который  происходит восприятие национального  интереса.

3. Национальный интерес  кардинально отличается от общественного  интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные - внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.

Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:

· защиту территории, населения, государственных институтов от внешней  опасности;

· развитие внешней торговли;

· обеспечение роста инвестиций;

· защита частного капитала за границей;

· взаимоотношения с союзниками;

· выбор внешнего курса.

К преходящим национальным интересам он отнес:

· интересы выживания нации  и государства;

· безопасность и благосостояние общества;

· периферийные, локальные  интересы.

Другой подход к определению  национальных интересов можно сформулировать, отталкиваясь от таких понятий психологии, как «нужды» т.е. жизненно необходимые потребности и «интересы», как потребности вообще, неудовлетворение которых не приведет к деградации или гибели человека. Тогда по отношению к любой нации можно сформулировать жизненно необходимые интересы и интересы вообще, интересы на перспективу, интересы развития.

Наконец, третий подход к  характеристике национальных интересов  исходит из географического принципа. В этом случае интересы нации, обычно, формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности.

Изложенное позволяет  понять, что интерес - это, прежде всего  отношение потребности к условиям ее реализации. В частности, национальный интерес проявляется через сознательную деятельность лидеров, отражающую потребности  государства. Чем более активно  и целеустремленно политические лидеры позиционируют национальные интересы, тем более четкий образ  государства формируется в сознании собственной и зарубежной общественности.

Как показывает анализ литературы, посвященной проблемам национального  интереса [8, с. 37] , при выявлении степени соответствия некоего политического курса национальным интересам государства в большинстве случаев используются четыре фактора. Когда политик либо публицист пишет об адекватности той или иной политики национальному интересу, он, как правило, подразумевает, что она:

· отражает общественное мнение или выраженную публично позицию  политической и экономической элиты  данной страны;

· отвечает культурным традициям  страны, устойчивым представлениям о  ее геополитической, конфессиональной и т.д. идентичности, ее роли в мировой  истории;

· способствует укреплению военно-стратегических позиций государства;

· ведет к улучшению  его социально-экономического положения.

Очевидно, что первые два  фактора обычно не противоречат друг другу: общественное мнение страны чаще всего исходит из традиционных представлений  о ее основных приоритетах и положении  на мировой сцене. Разумеется, полного  соответствия между этими факторами  нет - курс, направленный на сохранение традиционного положения государства  в международной системе, вполне может оказаться непопулярным в обществе, если требует от населения несоразмерных затрат. Аналогичным образом, несомненная корреляция между двумя последними - материальными - факторами: военной и экономической мощью государства (как, в частности, показывает опыт нашей недавней истории) также далеко не однозначна.

Генетически национальные интересы связаны с этническим основанием. Первоначально они формируются  на национально-этнической базе. Но никогда  не сводятся к этому основанию, тем  более не детерминируются им. Эта  роль принадлежит социально-культурному  фактору. В ходе исторического развития общества роль этого фактора в  формировании национальных интересов  возрастает, а роль этнического фактора  во все большей степени отходит  в тень. В современных развитых обществах этническое основание  уже не играет сколько-нибудь значительной роли в определении национальных интересов. Эти общества становятся этнически смешанными, национальная принадлежность деполитизируется и  уже мало влияет на гражданское положение  и, следовательно, на понимание национальных интересов.

Формирование национального  интереса в любом обществе представляет собой чрезвычайно сложный и  динамичный процесс, так как любое  общество являет собой картину многослойного  переплетения многообразных противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические  интересы различных общественных, в  том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных  уровней происходит весьма трудная  интеграция потребностей, устремлений  и запросов социальных, этнических, культурных данного общества в систему  общих национальных интересов. При  этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.

Главный политический институт выражения и защиты национальных интересов - государство. Это одна из его важнейших функций. Любое  государство в той или иной степени опирается на общенациональный интерес, т.е. выражает потребности  представляемой социокультурной общности. В конечном счете, именно на этом базируется легитимность государственной власти. Вместе с тем национальные интересы отнюдь не монополия государства. Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.

По сути дела, национальные интересы воплощают в себе двуединство гражданского общества и государства, взаимодействие между ними. Нарушение этого взаимодействия, гегемония одного из начал и слабость, подавленность другого наносят ущерб национальным интересам, деформируя их. Так, при деспотической форме правления гражданское общество находится в подавленном состоянии и тоталитарная власть навязывает обществу свое видение национальных интересов, в котором объективно-исторические тенденции и социокультурные потребности данной национальной общности отражаются односторонне и искаженно. В случае же гегемонии гражданского общества и слабости государства общий публичный интерес лишается институционной опоры и государственно-правовой зашиты. Тогда воцаряется «оргия» частных, по большей части корпоративных интересов, каждый из которых претендует на общенациональный статус. Общество ввергается в анархию и хаос.

Оптимальный вариант выражения  национальных интересов в государственной  политике достигается тогда, когда  государство приобретает в гражданском  обществе опору и находит противовес авторитарным и бюрократическим  тенденциям. В системе интересов  устанавливается более или менее  устойчивое равновесие.

Информация о работе Национальные интересы России на международной арене