Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:28, реферат
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Национальные интересы можно определить как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности. Их можно разделять на постоянные и переменные; в зависимости от жизненной важности и необходимости и по географическому принципу. Защита национальных интересов является важнейшей функцией любого государства. Национальная безопасность зависит от соблюдения национальных интересов.
Введение…………………………………………………………….................3
1. Национальные интерес и его факторы………………………………........5
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике….11
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов………………………………………………………………………….…18
Заключение…………………………………………………………………....26
Список использованных источников………………………………………..27
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО МГУ им. Н.П.Огарёва
Историко-социологический институт
Реферат на тему:
«Национальные интересы России на международной арене»
Выполнила:
Проверил:
Саранск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Национальные интерес
и его факторы……………………………….....
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике….11
3. Стратегия формирования
имиджа России в аспекте национальных
интересов………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..27
Введение
Потребности человека в социально-политической
сфере, где действуют большие
социальные группы: социальные движения,
политические партии, лоббистские организации
в большей степени
Согласно статье №80 основного закона Российской Федерации - Конституции Российской Федерации:
Пункт 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Пункт 4. Президент Российской
Федерации как глава
В этой связи, именно Президент
России выстраивает и определяет
национальные приоритеты и интересы
страны, стратегию ее развития и
взаимоотношений с другими
За прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз потерял былую актуальность, но появились и новые. Кроме того для развития внутренних и внешних конкурентных позиций России требовалось уточнение государственной политики, в которой обеспечение национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно было быть взаимоувязано с устойчивым социально-экономическим развитием страны. Основы такой политики были представлены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которая была утверждена в качестве основополагающего документа 13 мая 2009 года.
Отличие данного документа
от предыдущей Концепции национальной
безопасности заключается в том,
что, во-первых, Концепция на момент
её принятия в 1997 году формулировала
всего лишь вектор деятельности государства
в различных сферах обеспечения
национальной безопасности, уточнялся
порядок выявления угроз
Ещё один момент, немаловажный в сегодняшней жизни России, Стратегия - это открытый, публичный документ, это документ, который имеет общенациональный характер, и, как отмечал Президент России Д.А. Медведев, «не может быть реализован только усилиями власти, в достижении целей и приоритетов Стратегии необходимо участие всего общества».
1.Национальные интерес и его факторы
Категория «национальные интересы» - одна из наиболее распространенных и в то же время трудно поддающихся точному определению. Особенно трудно это сделать ныне, поскольку данное понятие широко используется различными политическими силами утилитарно-идеологически как своего рода освящение предлагаемых программ и курсов действия. «Национальные интересы» понимаются как некое олицетворение высших ценностей и целей государства, сообщества, общественного движения. Столь общее определение, естественно, поддается неоднозначным толкованиям, что и происходит в реальной политике и в ее идеологических отражениях.
Появились также некоторые дополнительные факторы, отнюдь не проясняющие смысл этой категории. Среди них два наиболее существенны. Во-первых, это интенсивная глобализация общественного развития, которая выдвигает на передний план общечеловеческое содержание интересов всех наций и государств, затушевывая собственно национальное. Во-вторых, это нарастающее многообразие взглядов, точек зрения, позиций, что ставит под сомнение саму возможность выведения общенационального знаменателя в том или ином конкретном сообществе.
Тем не менее, категория национальных интересов отнюдь не продукт мифотворчества. Она отражает вполне определенные общественные реальности и играет важную роль в политике, в том числе в определении национальной и всеобщей безопасности.
Национальные интересы можно понимать по-разному. Г. Моргентау определяет их как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности [8, c. 56]. В таком случае национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики.
Ганс Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:
1. Национальный интерес
- объективная данность. Он основан,
во-первых, на своеобразии
2. Государственные деятели
обязаны исходить из того, что
хорошая политика - это рациональная
политика, опирающаяся на правильно
понятый национальный интерес.
База такой политики - чётко выстроенный
имидж государства, через
3. Национальный интерес
кардинально отличается от
Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:
· защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;
· развитие внешней торговли;
· обеспечение роста инвестиций;
· защита частного капитала за границей;
· взаимоотношения с союзниками;
· выбор внешнего курса.
К преходящим национальным интересам он отнес:
· интересы выживания нации и государства;
· безопасность и благосостояние общества;
· периферийные, локальные интересы.
Другой подход к определению
национальных интересов можно
Наконец, третий подход к характеристике национальных интересов исходит из географического принципа. В этом случае интересы нации, обычно, формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности.
Изложенное позволяет
понять, что интерес - это, прежде всего
отношение потребности к
Как показывает анализ литературы,
посвященной проблемам
· отражает общественное мнение или выраженную публично позицию политической и экономической элиты данной страны;
· отвечает культурным традициям страны, устойчивым представлениям о ее геополитической, конфессиональной и т.д. идентичности, ее роли в мировой истории;
· способствует укреплению военно-стратегических позиций государства;
· ведет к улучшению его социально-экономического положения.
Очевидно, что первые два
фактора обычно не противоречат друг
другу: общественное мнение страны чаще
всего исходит из традиционных представлений
о ее основных приоритетах и положении
на мировой сцене. Разумеется, полного
соответствия между этими факторами
нет - курс, направленный на сохранение
традиционного положения
Генетически национальные интересы
связаны с этническим основанием.
Первоначально они формируются
на национально-этнической базе. Но никогда
не сводятся к этому основанию, тем
более не детерминируются им. Эта
роль принадлежит социально-
Формирование национального
интереса в любом обществе представляет
собой чрезвычайно сложный и
динамичный процесс, так как любое
общество являет собой картину многослойного
переплетения многообразных противоречивых
интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют,
противоборствуют частные специфические
интересы различных общественных, в
том числе и национально-
Главный политический институт выражения и защиты национальных интересов - государство. Это одна из его важнейших функций. Любое государство в той или иной степени опирается на общенациональный интерес, т.е. выражает потребности представляемой социокультурной общности. В конечном счете, именно на этом базируется легитимность государственной власти. Вместе с тем национальные интересы отнюдь не монополия государства. Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.
По сути дела, национальные интересы воплощают в себе двуединство гражданского общества и государства, взаимодействие между ними. Нарушение этого взаимодействия, гегемония одного из начал и слабость, подавленность другого наносят ущерб национальным интересам, деформируя их. Так, при деспотической форме правления гражданское общество находится в подавленном состоянии и тоталитарная власть навязывает обществу свое видение национальных интересов, в котором объективно-исторические тенденции и социокультурные потребности данной национальной общности отражаются односторонне и искаженно. В случае же гегемонии гражданского общества и слабости государства общий публичный интерес лишается институционной опоры и государственно-правовой зашиты. Тогда воцаряется «оргия» частных, по большей части корпоративных интересов, каждый из которых претендует на общенациональный статус. Общество ввергается в анархию и хаос.
Оптимальный вариант выражения
национальных интересов в государственной
политике достигается тогда, когда
государство приобретает в
Информация о работе Национальные интересы России на международной арене