Направления экономического развития новых индустриальных стран, анализ и сопоставление показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Тема контрольной работы актуальна по следующим причинам:
Во-первых, новые индустриальные страны мира первой волны в данный момент находятся на пиковой стадии социально - экономического развития.
Во-вторых, догоняющий характер политики других новых индустриальных стран постоянно усиливает процесс глобализации мирового хозяйства.
В-третьих, транснациональные корпорации новых индустриальных стран являются крупнейшими в мире производителями в научно - конструкторской сфере, а также в производстве автомобилей. Это позволяет судить о том, что данные ТНК стали двигателями научно технического прогресса в мире.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика экономик новых индустриальных стран
1.1. Классификация новых индустриальных стран…………………………5
1.2. Место новых индустриальных стран в мировой экономике…………..9
Глава 2. Анализ развития новых индустриальных стран
2.1. Анализ экономик новых индустриальных стран………………………11
2.2. Азиатская модель новых индустриальных стран……………………...15
Глава 3. Проблемы развития новых индустриальных стран и пути их решения
3.1. Основные экономические проблемы…………………………………..23
3.2. Основные социальные проблемы………………………………………25
3.3. Пути решения социально-экономических проблем…………………...30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………….34

Файлы: 1 файл

кр мировая .doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, определяющими факторами в появлении и развитии НИС являются использование международного разделения труда, высокая активность ТНК, стимулирующая деятельность государственного аппарата власти, растущая роль частного коммерческого сектора, опирающегося на социально - психологических и другие традиции стран - «драконов».

На НИС приходится свыше 40% всех прямых капиталовложений развитых стран в их экономику. Наилучшими позициями обладают компании США, Японии, Великобритании, Германии, а также возрастающую роль других стран Западной Европы. Основная же борьба идет между корпорациями США и Японии, чье влияние усиливается путем проникновение японских компаний в экономику НИС.

В последние годы участие государства в экономике НИС сокращается, но в то же время это не означает снижения корпоративно - эстетической структуры НИС. Доля государственного капитала сокращается ввиду того, что в НИС активно проводится приватизация, но государство все же играет важную роль в регулировании экономической деятельности, защите интересов частных компаний.18

 

Глава 3. Проблемы развития новых индустриальных стран и пути их решения

3.1 Основные экономические  проблемы новых индустриальных  стран

 

Среди комплекса серьезных проблем, которые нужно решить на пути своего социально-экономического развития НИС, на первый план выдвинулись проблемы экономические.

Сегодня перед НИС стоят прежде всего проблемы укрепления и роста экономики, окончательное преодоления отсталости, повышения жизненного уровня населения и изменения позиции в мировом хозяйстве. Для создания наиболее полной картины развития данной группы стран необходимо проанализировать некоторые наиболее важные аспекты экономического развития НИС.

НИС при всех немалых дефектах в механизмах их роста смогли воспользоваться возможностями, предоставляемыми глобализацией, сохранить или даже существенно повысить темпы прироста совокупной факторной производительности (СФП). Но в подавляющем большинстве африканских, арабских и латиноамериканских стран с их менее дееспособными государствами этого не случилось. 19

По расчетам, отставание от США по уровню совокупной производительности в 2005-2007 гг. составляло, в частности, по Нигерии 7-9 раз, Египту, Китаю и Индии - 5-7, Бразилии - примерно 3 раза и Южной Корее-1.5 раза.

Подобное отставание могло в существенной мере определяться:

  • Более низкой характеристикой свободы ведения бизнеса;
  • Неразвитость инфраструктуры;
  • Высокий уровень коррупции;
  • Низкое качество общественных институтов;

Кризис, масштабы и последствия которого еще долго будут уточняться, уже серьезно и негативно сказался на эффективности производства всех развивающихся стран вне зависимости от достигнутого ими ранее.

НИС быстро восприняли после кризиса и в целом продолжали демонстрировать высокие темпы роста. Однако их зависимость от внешних рынков нисколько не ослабла. По-прежнему их экспортный коэффициент остается очень высоким, несмотря на попытки правительств, особенно в Малайзии и Корее, стимулировать расширение внутреннего спроса. Но теперь они зависят не только от США, Западной Европы и Японии, хотя те и остаются их важными торговыми партнерами, сколько от Китая. Это сопровождается относительным упрощением структуры их экспорта в КНР. В нем возросла доля топлива, руд и металлов, химикатов, тогда как доля технологически продвинутых товаров возрастала, в лучшем случае, замедленными (по сравнению с докризисным периодом) темпами или даже несколько снизилась.

Нельзя обходить стороной так же существование проблемы управляемости (governance), ставшую в последние 10-15 лет одной из самых модных в зарубежных исследованиях развития. Когда разразился азиатский кризис, представители международных организаций, в первую очередь МВФ, стали доказывать, что всему виной скверное управление экономиками НИС на микро - и макроуровнях, чрезмерное вмешательство государства в рыночные процессы, неэффективность корпоративного менеджмента. Существует реальная опасность подменить «хорошей управляемостью « (good governance) долгосрочную стратегию самого развития, то есть открыть дорогу застою, по крайней мере в качественном отношении. В Восточной Азии это подтверждается, в частности, опытом корейских чеболей после кризиса. Освобождаясь отгосударственной опеки и «оптимизируя» потоки своих ресурсов, некоторые из них стали отказываться от стратегии повышения технологического уровня своей продукции, предпочитая добиваться сиюминутных вложениях. 20

Очевидно, такая практика противоречит не только заявленной НИС цели совершить переход к «экономике знаний», но и непосредственной задаче повышения их конкурентоспособности. Однако в условиях постиндустриальных вызовов решение этих двух проблем все больше оказывается лежащим по ту сторону материального производства, за пределами экономики, как таковой.

3.2 Основные социальные  проблемы новых индустриальных  стран

 

Социальные проблемы в НИС остаются весьма острыми. Социальные проблемы во многом обострены из-за того, что уровень прироста населения здесь очень высок: 1,9 % в год против 0,7% в развитых странах.

В ряде развивающихся стран, где институты и макроэкономическая политика оказались неадекватными вызовам глобализации, в 1980-2007 гг. наблюдалось снижение подушевного ВВП, отнесенного к уровню США. В среднем, по странам Латинской Америки он понизился более чем на четверть (с 27.7 до 20.3%), по арабским странам - более чем на треть (с 24.9 до 16.0%) и по странам Африки южнее Сахары - примерно на две пятых (с 6.6 до 4.1%). В то же время в Индии этот показатель вырос с 3.2 до 6%, а в КНР - с 3.9 до 11.7%, хотя очевидно, что этим многим другим странам до «американского стандарта» еще очень и очень далеко. Индекс человеческого развития (ИЧР - среднее геометрическое подушевого ВВП, средней продолжительности лет предстоящей жизни от рождения и числа лет обучения взрослого населения, отнесенных к уровню США) за тот же период выросли в Индии с 17-18 до 25-26%, Китае - с 21-22 до 35-37%, в среднем по Тайваню и Южной Корее - с 47-48 до 77-78%, а в странах Латинской Америки, арабских стран, Африки он практически не изменился. 21

Анализируя сдвиги, произошедшие в развивающем мире, нельзя не отметить, что в 1981-2005 гг. доля населения, живущего в нищете снизилась вдвое - с 52% в 1981 году до 25% в 2005 году.

В то же время непоследовательные аграрные реформы и связанное с ними частичное применение современной техники ускорили высвобождение рабочей силы из сельского хозяйства и урбанизацию, массовый приток работоспособных в города, усилив в них давление на рынок труда. Однако, предприятия обрабатывающей промышленности в городах, которые на ранних этапах индустриализации считалась основным источником новых рабочих мест, не могут поглотить более 10-12% численности рабочей силы, причём по мере модернизации этот показатель будет сокращаться. В результате в НИС АТР безработица росла высокими темпами. По экспертным оценкам, безработные и не полностью занятые в этих странах составляют 25-30% экономически активного населения.

По-прежнему большую часть населения НИС составляют бедные. Большая их часть проживает в сельских районах. Так, например, в Таиланде свыше 80% сельского населения относятся к бедноте. Точные размеры нищеты трудно рассчитать из-за нехватки статистических показателей и различий в определении её границ. Можно лишь подчеркнуть, что в соответствии с критериями Всемирного банка к проживающим в бедности отнесены те, чей ежедневный доход не превышает 1$. В качестве основной причины нищеты, на мой взгляд, следует отметить перенаселение. При среднегодовом темпе роста населения 3% производство, к примеру, продовольствия растёт лишь на 2% в год.

Для НИС, как и для всех развивающихся стран, характерна резкая неравномерность в распределении доходов по сравнению с развитыми государствами. Причём в ходе экономического роста происходит увеличение доли богатых слоёв населения в доходах. Например в Индонезии и Филиппинах самыми высокими темпами росли доходы 20% населения, отнесённых к категории наиболее богатых. Это во многом объясняется растущей концентрацией собственности и капитала у местной элиты, её приближённость к власти. В результате, несмотря на рост душевого дохода в развивающихся странах АТР за последние 20 лет в среднем на 1,4% в год, на долю самого бедного населения приходится не более 3-7% доходов.

Массовая безработица, бедность и нищета, усугубляемые неравенством в распределении доходов, ограничивают внутренний платёжеспособный спрос и создают барьер для роста производства и дальнейшего развития.

Однако нельзя не отметить и определённых положительных сдвигов в социальной сфере. В НИС повысилась средняя продолжительность жизни с 30-35 лет в 50-х годах, до 58-65 в 90-х.

Рост безработицы, массовая нищета, нехватка капиталовложений обусловили особый интерес национальных правительств НИС к малым предприятиям. В пользу этого сектора говорит его способность использовать местные ресурсы (как сырьевые, так и рабочую силу), ориентация на ограниченные внутренние рынки, знание их специфики. Малые предприятия традиционно удовлетворяют спрос населения с низкими доходами, а поскольку оно составляет практически во всех НИС АТР большинство, это вызвало широкое распространение и рост мелких форм хозяйствования. Так, доля мелких производств в несельскохозяйственных секторах составляла в середине 90-х годов с Индонезии - 79%, Южной Корее - 78%, Таиланде - 74%. В ходе развития часть мелких производств модернизируется, прежде всего на основе кооперации с местными средними и крупными предприятиями. Постоянное наличие избыточной рабочей силы позволяет сочетать современные методы производства с потогонным трудом и низкой оплатой (как правило, в 1,5-2 раза ниже, чем за сходную работу на крупной предприятии).

В большинстве НИС сложилась разветвлённая система поддержки государством малых форм бизнеса, которые выполняют стабилизирующую экономическую и социальную роль, поставляя на внутренний рынок дешёвые товары, а главное, обеспечивая занятость и доход миллионам людей.

Одним из аспектов социальной отсталости НИС можно считать низкий образовательный уровень населения. Последствия низкого уровня образования и профес - сиональной подготовки сказывается на уровне научно-технического прогресса и ограниченном участии этих развивающихся стран в создании и использовании мирового научно-технического потенциала. Расходы на НИОКР составляют здесь лишь 0,2-0,3% ВВП, в то время как в экономически развитых странах этот показатель составляет 2-3%. В начале 90-х годов в государствах АТР на 10 тысяч жителей приходилось 160 инженеров. Этот же показатель для развитых стран составлял 295 человек.

Однако, нельзя не отметить некоторые успехи НИС в области образования. Существенной положительной чертой политики стран ЮВА в образовании была его доступность. По степени вовлечённости молодёжи в среднее и высшее образование азиатские НИС превосходили индустриальные страны Латинской Америки. Правда, при этом в рассматриваемый странах достижения в сфере высшего образования были не столь впечатлительны, как в области школьного и среднего профессионального образования. Например, в Сингапуре доля лиц с высшим образованием среди экономически активного населения в середине 90-х годов составляла всего 7%, в Гонконге и на Тайване - 6%. По этому показателю “тигры” существенно уступают развитым странам Запада и Японии: в 1990-1993 года высшее образование в Японии имели 19% активного населения, а в США - 26%.22

Динамичное развитие стран АТР затормозилось в середине 1997 года, когда в странах ЮВ Азии разразился валютный кризис валютно-финансовой системы. Начавшись в Таиланде, он быстро распространился на соседние страны. В июле 1997 года курс нацио - нальных валют регионе по отношению к американскому доллару резко упал.

Финансовый кризис в НИС ЮВА был вызван действием ряда факторов. Во-первых, огромный дефицит торгового баланса, который превысил безопасный уровень в 2% и достиг 8,2% в Таиланде, 6% в Малайзии, 4% в Индонезии и 4,5 в Южной Корее. Это оказало давление на национальную валюту, курс которой был завышен. Во-вторых, - увеличение притоков капитала из-за рубежа. Массивные вливания иностранного капитала покрывали дефицит торгового баланса, но в то же время они “подогревали” инфляционные процессы, увеличивая количество денежной массы в обращении.

В результате, в 1998 году было зарегистрировано снижение производства в Таиланде, Индонезии, Малайзии, Гонконге, Южной Корее, а также в Сингапуре. И только экономика Филиппин в следствие неконвертированности местной валюты пострадала в меньшей степени.

Особенно сильный удар кризис нанёс Индонезии. В 1998 году спад в экономике составил 10%. За чертой бедности оказалось 79,4 млн. человек из 209 млн. населения. Для сравнения, в 1996 году бедными считались 22,5 млн. человек. Инфляция составила 46,6%. Высказывалось мнение, что Индонезии потребуется не менее 5 лет, чтобы преодолеть последствия кризиса и восстановить прежние темпы экономического развития.

В Южной Корее уровень безработицы достиг рекордной отметки за последние три с лишним десятилетия - 7,6% трудоспособного населения не имели работы. Причём число безработных всё ещё стремительно растёт.

Гонконг также не смог избежать отрицательных последствий. В 1998 году здесь был зарегистрирован 2% экономический спад. Для выхода экономики Гонконга на докризисный уровень понадобится 2-3 года.23

 

3.3 Пути разрешения социально-экономических  проблем в новых индустриальных  странах

В целях недопущения ухудшения экономической и социально-политической обстановки в новых индустриальных странах нельзя ограничиваться только мерами по стимулированию внутреннего спроса и активизации инфраструктурного строительства (что в принципе и делается в ряде развивающихся стран). Необходимо значительно расширить помощь со стороны развитых стран. Ее объемы следовало бы увеличить с нынешних 0.2-0.3% относительно их ВВП до ранее намеченных - 0.6-0.8%. Однако развитые страны, озабоченные своими собственными проблемами, хотя и делают соответствующие декларации, на самом деле не спешат оказать посильную помощь нуждающимся в содействии (и пострадавшим явно не по своей вине) государствам

Подводя итоги, можно сказать, что НИС необходимо повышать технологический уровень восточноазиатских экономик. Последнее предполагает не столько успешное освоение мировых научно-технических достижений (заимствования - это в целом уже пройденный этап для НИС, особенно НИС первого поколения), сколько качественный скачок в развитии человеческих ресурсов и складывание собственных научных школ формирование рабочей силы, обладающей самостоятельным творческим потенциалом.

Восточной Азии предстоит существенно увеличить инвестиции в человеческий капитал в самом широком смысле, прежде всего увеличить личное потребление основной массой населения.24

 

 

 

Заключение

Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Характерными чертами экономики новых индустриальных стран являются:

  • Значительная доля иностранных инвестиций в экономику на этапе формирования производственного сектора экономики;
  • Стремительный рост экономики НИС обусловленный увеличением абсолютных размеров ВВП, в том числе на душу населения;
  • интенсивное развитие за счет оптимального взаимодействия внутреннего экономического, сырьевого, научного и людского потенциалов с внешними инвестициями;
  • активная интеграция с развитыми странами, охватывающая крупные экономические регионы и имеющая свое конкретное экономическое лицо.
  • Долгосрочное планирование развития экономики в целом;
  • Стимулирование развития свободного рынка и частного предпринимательства;
  • Эффективное использование прямого и косвенного государственного вмешательств в рыночные отношения.

Информация о работе Направления экономического развития новых индустриальных стран, анализ и сопоставление показателей