Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:32, реферат
Несмотря на формальное окончание холодной войны с падением Берлинской стены, а позднее исчезновением с карты мира Советского союза, блоковый характер мироустройства продолжает своё существование. В XXI веке акцент перенесён на борьбу с общими вызовами и угрозами, однако, политика сдерживания посредством создания и укрепления сфер влияния, сложившаяся за столетия не ушла в небытие. Центрами в новом столетии остались Соединённые штаты Америки и Российская Федерация как преемница Советского союза. По их инициативе были созданы два ключевых на сегодняшний день военных альянса – НАТО и ОДКБ. Хотя стоит отметить, что де-факто ключевым можно назвать лишь первый.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Эссе
на тему:
НАТО
и ОДКБ: перспективы институонализации
отношений
Подготовила студентка 4-го
кафедры международных
Кузьма А.В.
Минск
2012
Несмотря на формальное окончание холодной войны с падением Берлинской стены, а позднее исчезновением с карты мира Советского союза, блоковый характер мироустройства продолжает своё существование. В XXI веке акцент перенесён на борьбу с общими вызовами и угрозами, однако, политика сдерживания посредством создания и укрепления сфер влияния, сложившаяся за столетия не ушла в небытие. Центрами в новом столетии остались Соединённые штаты Америки и Российская Федерация как преемница Советского союза. По их инициативе были созданы два ключевых на сегодняшний день военных альянса – НАТО и ОДКБ. Хотя стоит отметить, что де-факто ключевым можно назвать лишь первый. Обе организации имеют одинаковый статус и соответствуют статье 52 главы VIII Устава ООН, являясь региональными объединениями, цель которых есть поддержание безопасности. [8] Поскольку, как упоминалось выше, современность требует окончания противостояния и объединения усилий для совместной борьбы с угрозами мирового масштаба как, например, терроризм, встаёт вопрос о необходимости их сотрудничества. Если рассматривать обстановку отвлечённо от исторических обстоятельств, оно видится весьма логичным, а потому реальным и перспективным. Однако ни теория равновесия сил, ни физический закон о невозможности притяжения полюсов себя не дискредитировали до сегодняшнего дня, потому мало удивительно то, что до сих пор так невелико продвижение в направлении совместной деятельности организаций. И всё же стоит рассмотреть позиции сторон по данному вопросу, а также то, что уже сделано на данный момент, более детально, чтобы иметь возможность обрисовать хотя бы ближайшие перспективы, укрепив надежду на то, что военные старания сильных мира сего, в конце концов, будут рационализированы и целиком направлены на искоренение того, что мешает мирному и продуктивному развитию человечества.
Итак, начать стоит с деятельности ОДКБ в направлении сотрудничества. Организация договора коллективной безопасности на сегодняшний день является инициатором оного. В отличие от НАТО, у ОДКБ имеется правовая база для развития сотрудничества с Альянсом. Советом Коллективной безопасности ОДКБ в июне 2004 г. было принято Решение об основных направлениях диалога и взаимоотношений Организации Договора о коллективной безопасности с Организацией Североатлантического договора.
В рамках вышеупомянутого документа предлагается налаживание консультаций между организациями, которые «станут дополнением к существующему сотрудничеству государств-членов ОДКБ с НАТО в рамках Программы "Партнерство ради мира" и Совета евроатлантического партнерства СЕАП, Совета Россия - НАТО СРН»[6]. Во втором пункте утверждается ряд направлений для сотрудничества как
Для реализации взаимодействия ОДКБ предлагается ряд механизмов:
Таким образом, из вышеприведённого можно видеть, что ОДКБ более чем заинтересована в сотрудничестве с Альянсом и открыта ему на всех уровнях. Документ очерчивает области совместной деятельности, вызывающие общее беспокойство сторон. Предлагаются конкретные рамки для объединения усилий.
В решении СКБ констатируется «близость и совпадение принципиальных позиций, официально заявленных ОДКБ и НАТО, по вопросу о противодействии современным угрозам и вызовам»[6]. Такая констатация призвана подчеркнуть перспективность, и возможность в целом, взаимодействия. Однако при рассмотрении судьбы данного документа, ключевым видится слово «официально». Предложение сотрудничества, изложенное в решении, осталось без ответа со стороны НАТО.
Стоит отметить тот факт,
что такая расстановка позиций
имеет определённую закономерность.
Основные предложения, инспирируемые
ОДКБ, имеют своей целью
Общая позиция НАТО зафиксирована в Стратегической концепции 2010. В ней отдельным пунктом, в отличие от предыдущих концепций, декларируется «безопасность на основе сотрудничества»[7]. Это понятие раскрывается как «укрепление международной безопасности посредством партнерств с соответствующими странами и другими международными организациями»[7]. Интересным представляется и то, как отдельно подчёркивается, что Альянс оставляет «…открытыми двери … для всех европейских демократий, которые удовлетворяют критериям НАТО»[7]. В стратегической концепции ОДКБ как гипотетический партнёр не упоминается ни разу, ни в каком контексте. Под «международными организациями» главным образом подразумевается ООН. Генеральные секретари НАТО (сначала Расмуссен, позже – де Хуп Схефер) неоднократно заявляли [2, 3] в интервью на прямо поставленные вопросы касательно ОДКБ, что Альянс не видит необходимости сотрудничества с организацией, акцентируя внимание на работе с отдельными её участниками в рамках программы «Партнёрство ради мира». И данный момент представляет особый интерес. Сотрудничество с ОДКБ со стороны НАТО явило бы собой признание российской сферы влияния, в целом, и государств-членов ОДКБ внутри этой сферы, в частности. Однако фактически, сотрудничая со странами в формате вышеупомянутой программы, НАТО устанавливает в них своё влияние, несмотря на то, что де-юре они состоят в ОДКБ. Необходимо отметить, что четыре (Армения, Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан) из шести государств-членов пророссийского военного блока одновременно являются объектами «особого внимания» в рамках «Партнёрства ради мира».[5]
Поскольку Россия всё же представляет собой центр силы, как бы ни стремилась НАТО нивелировать её попытки создания собственного военного блока (разумеется, сугубо в целях безопасности), она предпочитает не игнорировать её как государство, сотрудничество с которым может быть весьма эффективным. И, что касается формата Россия-НАТО, то он получил серьёзнейшее развитие и на данный момент уже достигнуты определённые результаты. Хотя основное сотрудничество ограничивается афганской проблемой и проблемами глобального характера, из неё вытекающими. В Стратегической концепции НАТО-2010 России, в отличие от ОДКБ, посвящён целый раздел, где подчёркивается стратегическая важность такого двустороннего сотрудничества.
Итак, пытаясь оценить перспективы, стоит резюмировать основные проблемы на треке ОДКБ-НАТО. Возможно, преодоление хотя бы части этих барьеров даст реальный толчок к взаимодействию организаций.
Все вышеперечисленные проблемы довольно чётко можно отнести к западным, однако не стоит упускать из виду и несколько восточных препятствий сотрудничеству:
Автор сомневается, к западным или восточным факторам можно отнести последний, однако в качестве оного отмечается «фактор Беларуси». Считается, что критическое отношение Запада к нынешнему руководству Беларуси является одним из препятствий для сотрудничества с ОДКБ.
Хотя ключевым, пожалуй, остаётся всё же общий вопрос целесообразности. Сотрудничество, партнёрство предполагает равенство сторон, извлечение определённой взаимной выгоды. На данный момент сложно говорить о равенстве потенциалов НАТО и ОДКБ. ОДКБ, имеющая в три раза более короткую историю существования и в 25-27 раз меньший бюджет явно не выигрывает в данном сравнении. Однако одним из преимуществ ОДКБ, по сравнению с Альянсом, является, например, наличие сложившегося механизма взаимодействия различных силовых и специальных структур по борьбе с терроризмом. А в этой сфере сотрудничество крайне востребовано.
Если задуматься о том,
где искать платформу для первых
шагов, то очевидным вариантом является
активно развивающийся в
В заключении хотелось бы привести тот утешительный для ОДКБ факт, что в Анализе и рекомендациях Группы экспертов по новой Стратегической Концепции НАТО (май 2010 г.), где речь шла о НАТО в 2020 году, ОДКБ всё же упоминалось в ряде приведённых организаций, налаживание сотрудничества с которыми, является желательным. Это может говорить о том, что в средней перспективе Альянсом допускается возможность определённого нивелирования достаточно большого количества непреодолимых на сегодняшний день противоречий.
Список использованной литературы
Информация о работе НАТО и ОДКБ: перспективы институонализации отношений