НАТО и ОДКБ: перспективы институонализации отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

Несмотря на формальное окончание холодной войны с падением Берлинской стены, а позднее исчезновением с карты мира Советского союза, блоковый характер мироустройства продолжает своё существование. В XXI веке акцент перенесён на борьбу с общими вызовами и угрозами, однако, политика сдерживания посредством создания и укрепления сфер влияния, сложившаяся за столетия не ушла в небытие. Центрами в новом столетии остались Соединённые штаты Америки и Российская Федерация как преемница Советского союза. По их инициативе были созданы два ключевых на сегодняшний день военных альянса – НАТО и ОДКБ. Хотя стоит отметить, что де-факто ключевым можно назвать лишь первый.

Файлы: 1 файл

НАТО и ОДКБ_перспективы институонализации отношений.docx

— 31.57 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Эссе на тему: 
НАТО и ОДКБ: перспективы институонализации отношений

Подготовила студентка 4-го курса 
кафедры международных отношений 
Кузьма А.В.

Минск 
2012 

Несмотря  на формальное окончание холодной войны  с падением Берлинской стены, а позднее  исчезновением с карты мира Советского союза, блоковый характер мироустройства продолжает своё существование. В XXI веке акцент перенесён на борьбу с общими вызовами и угрозами, однако, политика сдерживания посредством создания и укрепления сфер влияния, сложившаяся за столетия не ушла в небытие. Центрами в новом столетии остались Соединённые штаты Америки и Российская Федерация как преемница Советского союза. По их инициативе были созданы два ключевых на сегодняшний день военных альянса – НАТО и ОДКБ. Хотя стоит отметить, что де-факто ключевым можно назвать лишь первый. Обе организации имеют одинаковый статус и соответствуют статье 52 главы VIII Устава ООН, являясь региональными объединениями, цель которых есть поддержание безопасности. [8] Поскольку, как упоминалось выше, современность требует окончания противостояния и объединения усилий для совместной борьбы с угрозами мирового масштаба как, например, терроризм, встаёт вопрос о необходимости их сотрудничества. Если рассматривать обстановку отвлечённо от исторических обстоятельств, оно видится весьма логичным, а потому реальным и перспективным. Однако ни теория равновесия сил, ни физический закон о невозможности притяжения полюсов себя не дискредитировали до сегодняшнего дня, потому мало удивительно то, что до сих пор так невелико продвижение в направлении совместной деятельности организаций. И всё же стоит рассмотреть позиции сторон по данному вопросу, а также то, что уже сделано на данный момент, более детально, чтобы иметь возможность обрисовать хотя бы ближайшие перспективы, укрепив надежду на то, что военные старания сильных мира сего, в конце концов, будут рационализированы и целиком направлены на искоренение того, что мешает мирному и продуктивному развитию человечества.

Итак, начать стоит с деятельности ОДКБ в направлении  сотрудничества. Организация договора коллективной безопасности на сегодняшний  день является инициатором оного. В отличие от НАТО, у ОДКБ имеется правовая база для развития сотрудничества с Альянсом. Советом Коллективной безопасности ОДКБ в июне 2004 г. было принято Решение об основных направлениях диалога и взаимоотношений Организации Договора о коллективной безопасности с Организацией Североатлантического договора.

В рамках вышеупомянутого  документа предлагается налаживание  консультаций между организациями, которые «станут дополнением к существующему сотрудничеству государств-членов ОДКБ с НАТО в рамках Программы "Партнерство ради мира" и Совета евроатлантического партнерства СЕАП, Совета Россия - НАТО СРН»[6]. Во втором пункте утверждается ряд направлений для сотрудничества как

    • региональная и международная безопасность,
    • противодействие международному терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, организованной преступности и нелегальной миграции;
    • нераспространение оружия массового уничтожения и ракетных технологий;
    • укрепление пограничной безопасности;
    • предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций и миротворчество;
    • сотрудничество в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций[6].

Для реализации взаимодействия ОДКБ предлагается ряд механизмов:

  • двусторонний формат;
  • формат ОДКБ-НАТО;
  • рабочие контакты Генерального секретаря ОДКБ  с Генеральным секретарем НАТО и руководством Секретариата НАТО в соответствии с поручением СКБ;
  • рабочие контакты Председателей СКБ, СМИД и СМО с руководством НАТО;
  • сотрудничество государств-членов ОДКБ в Совете Евроатлантического партнерства по укреплению доверия и расширению взаимодействия между ОДКБ и НАТО на основе взаимного соблюдения интересов государств-членов;
  • обмен информацией по различным направлениям деятельности ОДКБ  и НАТО;
  • участие представителей ОДКБ  и НАТО в научно-практических конференциях, семинарах и практикумах, включая проведение совместных мероприятий такого рода[6].

Таким образом, из вышеприведённого можно видеть, что ОДКБ более чем заинтересована в сотрудничестве с Альянсом и открыта ему на всех уровнях. Документ очерчивает области совместной деятельности, вызывающие общее беспокойство сторон. Предлагаются конкретные рамки для объединения усилий.

В решении СКБ констатируется «близость и совпадение принципиальных позиций, официально заявленных ОДКБ и НАТО, по вопросу о противодействии современным угрозам и вызовам»[6]. Такая констатация призвана подчеркнуть перспективность, и возможность в целом, взаимодействия. Однако при рассмотрении судьбы данного документа, ключевым видится слово «официально».  Предложение сотрудничества, изложенное в решении, осталось без ответа со стороны НАТО.

Стоит отметить тот факт, что такая расстановка позиций  имеет определённую закономерность. Основные предложения, инспирируемые  ОДКБ, имеют своей целью первоочередное решение вполне конкретной задачи, а именно проблемы Афганистана. Известно, что данное государство является основным «экспортёром» наркотических  веществ. Российская Федерация, в свою очередь, является основным «потребителем» афганского героина. Отсюда вытекает потребность  в скорейшем и, что важнее, окончательном  решении вопроса, которое видится  гипотетически возможным при  объединении усилий с НАТО, ведущей  также борьбу с наркотрафиком в регионе. Акцентируется внимание и на регионах Центральной Азии и Закавказья [1], которые являются основными источниками боевиков. Для России они представляют наибольшую опасность, располагаясь в непосредственной близости от её границ. Если Запад подвергается террористическим атакам среднеазиатского происхождения периодически, можно сказать, в единичных случаях, когда они уже чётко подготовлены, то для России регион является поясом перманентной нестабильности. Однако ни в первом, ни во втором случае НАТО не готово пойти на диалог с ОДКБ. Альянс подчёркивает отсутствие необходимости сотрудничества в формате организация-организация при наличии взаимодействия в рамках двусторонних программ, оставляя тем самым себе определённое поле для маневра.

Общая позиция НАТО зафиксирована  в Стратегической концепции 2010. В ней отдельным пунктом, в отличие от предыдущих концепций, декларируется «безопасность на основе сотрудничества»[7]. Это понятие раскрывается как «укрепление международной безопасности посредством партнерств с соответствующими странами и другими международными организациями»[7]. Интересным представляется и то, как отдельно подчёркивается, что Альянс оставляет «…открытыми двери … для всех европейских демократий, которые удовлетворяют критериям НАТО»[7]. В стратегической концепции ОДКБ как гипотетический партнёр не упоминается ни разу, ни в каком контексте. Под «международными организациями» главным образом подразумевается ООН. Генеральные секретари НАТО (сначала Расмуссен, позже – де Хуп Схефер) неоднократно заявляли [2, 3] в интервью на прямо поставленные вопросы касательно ОДКБ, что Альянс не видит необходимости сотрудничества с организацией, акцентируя внимание на работе с отдельными её участниками в рамках программы «Партнёрство ради мира». И данный момент представляет особый интерес. Сотрудничество с ОДКБ со стороны НАТО явило бы собой признание российской сферы влияния, в целом, и государств-членов ОДКБ внутри этой сферы, в частности. Однако фактически, сотрудничая со странами в формате вышеупомянутой программы, НАТО устанавливает в них своё влияние, несмотря на то, что де-юре они состоят в ОДКБ. Необходимо отметить, что четыре (Армения, Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан) из шести государств-членов пророссийского военного блока одновременно являются объектами «особого внимания» в рамках «Партнёрства ради мира».[5]

Поскольку Россия всё же представляет собой центр силы, как бы ни стремилась НАТО нивелировать её попытки создания собственного военного блока (разумеется, сугубо в целях безопасности), она предпочитает не игнорировать её как государство, сотрудничество с которым может быть весьма эффективным. И, что касается формата Россия-НАТО, то он получил серьёзнейшее развитие и на данный момент уже достигнуты определённые результаты. Хотя основное сотрудничество ограничивается афганской проблемой и проблемами глобального характера, из неё вытекающими. В Стратегической концепции НАТО-2010 России, в отличие от ОДКБ, посвящён целый раздел, где подчёркивается стратегическая важность такого двустороннего сотрудничества.

Итак, пытаясь оценить  перспективы, стоит резюмировать основные проблемы на треке ОДКБ-НАТО. Возможно, преодоление хотя бы части этих барьеров даст реальный толчок к взаимодействию организаций.

  1. готовность НАТО к взаимодействию будет сигнализировать о возможности поддержки ею интеграционных процессов на пространстве СНГ при главенствующей роли России и о признании за Россией права иметь свои особые интересы на этом пространстве
  2. неизменность предпочтения со стороны НАТО развитию прямых отношений с отдельными государствами-членами ОДКБ.
  3. сохранение стереотипов «холодной войны». В НАТО до сих пор считают, что Россия создала ОДКБ для противодействия Альянсу. К тому же, нельзя не отметить, что Брюссель, продолжая курс на обеспечение своей «военно-политической монополии», не намерен поддерживать идею коалиционной военно-политической многополярности – в первую очередь, на евразийском пространстве
  4. планы США и НАТО по расширению своего присутствия на постсоветском пространстве, особенно в Центральной Азии, не стыкуются с интересами налаживания отношений с Организацией в целом. Эти планы могут быть реализованы через двухсторонние отношения с отдельными странами-членами ОДКБ, которая, в свою очередь, их воспринимает крайне отрицательно. Они и стимулируют критическую позицию в отношении развития взаимодействия с Альянсом внутри Организации.
  5. ОДКБ на Западе все еще воспринимается как организация, призванная поддерживать «авторитарные режимы», которые, как утверждается, сохраняются в некоторых ее странах-членах.[4]

Все вышеперечисленные проблемы довольно чётко можно отнести  к западным, однако не стоит упускать из виду и несколько восточных препятствий сотрудничеству:

  1. сохранение курса на развитие двусторонних отношений НАТО с отдельными членами ОДКБ подкрепляется тезисами о «двойной игре» некоторых участников Организации. Соглашение же между ОДКБ и НАТО может рассматриваться руководством некоторых стран как передача части функций России, играющей в отношениях с НАТО главную роль, и, следовательно, как определенное ограничение их суверенных прав во внешнеполитической сфере
  2. «китайский фактор» и сотрудничество России и некоторых других членов ОДКБ в рамках ШОС. В этой связи особый акцент делается на возможной негативной реакции Пекина на развитие отношений ОДКБ и НАТО. В любом случае опасения со стороны Китая будут неизбежными, что чревато определенным охлаждением отношений Москвы и Пекина. Поэтому при оценке различных вариантов сотрудничества Организации с Альянсом России нужно тщательно взвешивать как реакцию Китая, так и настрой других членов или стран-наблюдателей ШОС не из числа участников ОДКБ.
  3. проблемы самой ОДКБ. Сохраняются определенные разногласия внутри Организации, в том числе по географическому принципу. Проблемой является и недостаточно четкое и активное позиционирование Организации для большего понимания ее задач и планов Альянсом.[4]

Автор сомневается, к западным или восточным факторам можно  отнести последний, однако в качестве оного отмечается «фактор Беларуси». Считается, что критическое отношение Запада к нынешнему руководству Беларуси является одним из препятствий для сотрудничества с ОДКБ.

Хотя ключевым, пожалуй, остаётся всё же общий вопрос целесообразности. Сотрудничество, партнёрство предполагает равенство сторон, извлечение определённой взаимной выгоды. На данный момент сложно говорить о равенстве потенциалов НАТО и ОДКБ. ОДКБ, имеющая в три раза более короткую историю существования и в 25-27 раз меньший бюджет явно не выигрывает в данном сравнении. Однако одним из преимуществ ОДКБ, по сравнению с Альянсом, является, например, наличие сложившегося механизма взаимодействия различных силовых и специальных структур по борьбе с терроризмом. А в этой сфере сотрудничество крайне востребовано.

Если задуматься о том, где искать платформу для первых шагов, то очевидным вариантом является активно развивающийся в последнее  время трек Россия-НАТО. В 2010 году была отмечена необходимость разработки совместной Стратегической концепции России и Альянса. В случае реализации такого проекта следовало бы обратить внимание на возможность и необходимость предусмотреть в концепции и функции для структур ОДКБ. Если существуют определенные общие угрозы, то возникает потребность в общих действиях по их нейтрализации с подключением потенциала ОДКБ. [4]

В заключении хотелось бы привести тот утешительный для ОДКБ факт, что в Анализе и рекомендациях Группы экспертов по новой Стратегической Концепции НАТО (май 2010 г.), где речь шла о НАТО в 2020 году, ОДКБ всё же упоминалось в ряде приведённых организаций, налаживание сотрудничества с которыми, является желательным. Это может говорить о том, что в средней перспективе Альянсом допускается возможность определённого нивелирования достаточно большого количества непреодолимых на сегодняшний день противоречий.

Список использованной литературы

  1. «Участники Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности назвали высоким уровень деятельности Организации Договора о коллективной безопасности» – http://odkb-csto.org/
  2. Press conference by NATO Secretary General Anders Fogh Rasmussen with Moscow-based journalists – http://www.nato.int/
  3. Press conference by NATO Secretary General, Jaap de Hoop Scheffer following the meeting of the NATO-Russia Council – http://www.nato.int/
  4. ОДКБ: ответственная безопасность – под ред. И.Ю. Юргенса – М. – 2011
  5. Партнерство ради мира – http://www.nato.int/
  6. Решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности об основных направлениях диалога и взаимоотношений Организации Договора о коллективной безопасности с Организацией Североатлантического договора – http://odkb-csto.org/
  7. Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора – 19 ноября 2010 – http://www.nato.int/
  8. Устав ООН – http://www.un.org/

 


Информация о работе НАТО и ОДКБ: перспективы институонализации отношений