Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:24, контрольная работа
При этом они расширяют сферу влияния и укрепляют потенциал некоммерческих организаций, одновременно совершенствуя свои профессиональные навыки. Приносимая волонтерами польза неизменно признается в различных программах, нацеленных на распространение волонтерской деятельности в международных масштабах, в том числе по всей Европе.
Введение 3
Действующие законодательные базы 5
Европейские законы. 8
Волонтерские организации 10
Список литературы 12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет туризма и сервиса
Кафедра управления и технологий в туризме и сервисе
Контрольная работа
по дисциплине:
«Организация управления волонтерской деятельностью»
на тему: «Нормативные акты, регулирующие правовые основы волонтерства в европейских странах»
Янковая Ольга Александровна
Штомпель Лариса Васильевна
Сочи 2012
Оглавление
Волонтерство – жизненно важный элемент любого современного общества. Добровольно трудясь на благо других людей, граждане вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие своих сообществ. При этом они расширяют сферу влияния и укрепляют потенциал некоммерческих организаций, одновременно совершенствуя свои профессиональные навыки. Приносимая волонтерами польза неизменно признается в различных программах, нацеленных на распространение волонтерской деятельности в международных масштабах, в том числе по всей Европе. Хорватия, Чешская Республика, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Польша, Португалия, Румыния и Испания имеют нормативные акты, регулирующие правовые основы волонтерства. Другие страны, в том числе Сербия, а также Босния и Герцеговина в настоящее время уже разрабатывают законопроекты о волонтерской деятельности.
Признавая важность создания
надлежащей законодательной базы, международные
организации призывают
(благоприятные) бюджетные,
законодательные и другие
Совет Европы тоже рекомендует государствам определять статус волонтерской службы на национальном уровне, подчеркивая его образовательные аспекты и значимость для общества.
Более того, в своей рекомендации 2001 г. Генеральная Ассамблея Совета Европы просит Комитет министров призвать государства-члены к «выявлению и исключению из своих законов и практики всех барьеров, прямо или косвенно препятствующих людям заниматься волонтерской деятельностью, и к ослаблению налогового пресса, ставящего волонтерство в невыгодное положение», а также «к предоставлению волонтерам правового статуса и должной социальной защиты при полном уважении их независимости и к устранению финансовых препятствий на пути волонтерства».
Если подсчитать стоимость
пожертвованного волонтерами
Для того, чтобы волонтерская деятельность получила правовое признание, были созданы правовые рамки функционирования различных волонтерских организаций и проведена четкая граница между добровольчеством и трудовыми отношениями, национальное законодательство должно в первую очередь дать ей определение и обеспечить надлежащее регулирование. Отсутствие юридического определения понятия «волонтер» и юридически признанных характеристик «договора между участниками волонтерской деятельности» может привести к тому, что с точки зрения права волонтеры будут считаться наемными работниками. Как результат, любая выплата может рассматриваться как «вознаграждение за труд», и ОГО окажутся в положении нарушителей трудового законодательства, требующего выплаты минимальной заработной платы. Так, в Латвии ОГО не имели права возмещать расходы волонтеров, ибо для этого потребовалось бы заключить с ними трудовой договор, что, в свою очередь, подвело бы волонтеров под действие трудового законодательства и его положений о минимальной заработной плате. В Хорватии и Македонии государственные контрольные органы могут временно запретить работу, если трудовая деятельность не была начата в соответствии с требованиями закона (например, если стороны не подписали трудового договора).
Одинакового для всех
способа регулирования
Уровень развития волонтерства в стране зависит от политико-экономической ситуации, состояния некоммерческого сектора и рынка труда, от культурных факторов и т.д. Опыт ряда европейских государств показывает - законодательная база приобретает особое значение, когда она создает препятствия и помехи волонтерской деятельности. Это особенно справедливо для тех стран Центральной и восточной Европы (ЦВЕ), где волонтерство не является органичным элементом местной культуры. Напротив, в тех странах, где существуют прочные традиции волонтерства - например, и ФРГ и Великобритании - волонтерская деятельность и сами волонтеры имплицитно защищены законом. Поэтому страны ЦВЕ сделали шаг вперед - от официального признания волонтерстна к созданию правового поля, содействующего развитию волонтерской деятельности. Законы, регулирующие волонтерскую деятельность, уже приняты в Хорватии, Чешской Республике, Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Македонии, Польше, Португалии, Румынии и Испании. Другие страны, в том числе Сербия, Босния и Герцеговина, в настоящее время разрабатывают проекты таких законов.
Для чего нужно регулировать волонтерскую деятельность?
В первую очередь для того, чтобы гарантировать волонтерам защиту и отличать их от наемных работников.
Волонтеры прямо или косвенно подпадают под действие законов о труде, налогообложении и гражданской ответственности. Добровольцы и организации, привлекающие их к своей деятельности, могут сталкиваться с рядом проблем: неправильное применение законов о труде, налогообложение рабочего времени волонтеров, потеря пособий по безработице и т.д. В Хорватии отдельные организации даже испытывали трудности с регистрацией «предоставления волонтерских услуг» в перечне видов своей уставной деятельности, поскольку юридическое определение «волонтерских услуг» отсутствует.
Для того чтобы волонтерская деятельность получила правовое признание, чтобы были созданы правовые рамки функционирования различных волонтерских организаций и проведена четкая граница между добровольчеством и трудовыми отношениями, национальное законодательство должно в первую очередь дать ей определение.
Отсутствие юридического определения понятия «волонтер» или «доброволец» и юридически признанных характеристик «договора между участниками волонтерской деятельности» может привести к тому, что с точки зрения права волонтеры будут считаться наемными работниками. Как результат, любая выплата может рассматриваться как вознаграждение за труд, и организация, привлекающая волонтеров, оказывается в положении нарушителя трудового законодательства, которое требует выплаты минимальной заработной платы. Так, в Латвии некоммерческие организации не могли возмещать расходы волонтерам - для этого потребовалось бы заключить с ними трудовой договор, что, в свою очередь, подвело бы волонтеров под действие трудового законодательства и его положений о минимальной заработной плате. В Хорватии и Македонии государственные контрольные органы могут временно запретить работу, если трудовая деятельность не была начата в соответствии с требованиями закона (например, если стороны не подписали трудового договора). Отсутствие правового статуса может также привести к потере пособий по безработице. В Чешской Республике были лишены пособий тс безработные, которые работали волонтерами, поскольку этот вид деятельности рассматривался как нелегальная работа, хотя сами волонтеры не получали ни денежного вознаграждения, ни пособий в натуральной форме. В период подготовки проекта закона о волонтерской деятельности одно хорватское министерство высказало мнение, что если лица, не имеющие работы, пожелают трудиться на добровольных началах, то выплату им пособий по безработице следует приостановить на все время их волонтерской деятельности.
Еще одним серьезным препятствием на пути волонтерства являются правила взимания налогов с возмещаемых расходов. Международные эксперты пришли к единому мнению, что волонтеры должны иметь право на возмещение всех разумных расходов, понесенных ими и процессе волонтерской деятельности. Однако в некоторых странах (Швейцария, Бельгия, Македония) возмещение расходов волонтерам облагается налогом; от налогов освобождено только возмещение расходов наемным работникам. Таким образом, создается серьезное препятствие набору и мобилизации добровольцев. Похожая ситуация и в Эстонии - если организация желает возместить волонтерам их расходы, то она обязана это сделать на основе трудового или другого гражданско-правового договора, и все выплаты по этим договорам облагаются налогом.
В какой мере необходимо законодательное регулирование добровольчества?
Волонтерская деятельность может
принимать самые разные формы - от
спонтанных местных инициатив
Во-первых, необходимо приложить все усилия, чтобы регулирование одной формы волонтерства не исключало существование других форм, в первую очередь неформальных или ситуативных добровольческих инициатив.
Во-вторых, законодательная база должна скорее облегчать волонтерскую деятельность, нежели регламентировать ее. Законодательство должно обеспечивать надлежащую защиту и стимулирование волонтерства, не отбивая у людей охоту к работе на добровольных началах. Слишком жесткое регулирование может подавлять спонтанные инициативы, ложась тяжким бременем на малые некоммерческие организации, и угнетать дух волонтерства.
В-третьих, каждая страна должна найти собственную модель регулирования волонтерской деятельности исходя из своих социальных, культурных и экономических условий. Государство во взаимодействии с организациями гражданского общества и другими заинтересованными сторонами должно всесторонне проанализировать свои правовые системы, выяснить, как местные законы влияют на волонтерскую деятельность, и определить, какие изменения будут оптимально отвечать местным нуждам. Если законодательная база подавляет волонтерскую деятельность, тогда следующим шагом станет принятие решений о том, как устранить эти препятствия: посредством отдельного закона (как в Венгрии), специального раздела в законе (как в Латвии и Польше) или внесения поправок в действующее законодательство.
И наконец, готовиться такие проекты должны в тесном взаимодействии заинтересованных сторон, чтобы гарантировать целенаправленное решение реальных проблем волонтерского общества.
Добровольчество в международных документах.
Польза от волонтерской деятельности неизменно признается в международных программах и документах. Еще в 1985 году был учрежден Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (он отмечается 5 декабря). Тогда Генеральная Ассамблея ООН призвала правительства содействовать распространению информации о работе добровольцев, чтобы вовлекать в добровольческое движение все больше людей из разных сфер деятельности. Позднее, в 1994 году, свою позицию по этому вопросу сформулировал Совет Европы, выпустив Рекомендации Комитета министров по содействию волонтерской деятельности. В них СЕ, в частности, рекомендует определить статус волонтерской службы на национальном уровне. 2001 год был объявлен Международным годом добровольцев. По итогам проводившихся в связи с этой инициативой международных исследований ООН в своих резолюциях рекомендовала всем государствам включать добровольчество в национальные стратегии социально-экономического развития, найти и исключить из своих законов все барьеры, прямо или косвенно мешающие людям заниматься волонтерской деятельностью, ослабить налоговый пресс, ставящий волонтерство в невыгодное положение. Кроме того, ООН призвала предоставить волонтерам правовой статус и должную социальную защиту «при полном уважении к их независимости». Были и национальные инициативы: например, в 2005 году Год волонтера проходил в Великобритании.
Информация о работе Нормативные акты, регулирующие правовые основы волонтерства в европейских страна