Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:35, реферат
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.
Введение
§1.Образование великой империи.
§2.Рождение новой идеологии.
§3.Империя в опасности. Натиск арабов.
§4.Подъем Византийского государства. Расцвет культуры в ХI-ХII веках.
Заключение.
Идейная борьба в византийском
обществе VIII—IX вв. мобилизовала все
интеллектуальные силы. Противоборствующих
сторон и в той или иной степени
оказала влияние на общественное
сознание эпохи. Религиозно-философские
споры VIII-IX вв. вызвали необходимость
систематизация христианского богословия,
что нашло отражение в
В VIII — первой половине IX
в. усиливается влияние
В византиноведческой науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности. Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество.
Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления средневекового видения мира и средневековой идеологии.
§4.Подъём Византийского государства.
С Х в. наступает новый
этап истории византийской культуры.
С этого времени начинается известная
стабилизация общественного сознания,
завершается систематизация христианского
богословия. Происходит обобщение и
классификация всего
В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства.
В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Конста-нтинополе в XI в. возродился университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники.
В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества.
В XI—XII вв. в Византии вновь
возрождается жанр «историй», столь
распространенный в ранней Византии.
Появляется целая плеяда выдающихся
историков, в сочинениях которых
ясно проступает авторская позиция,
повествование приближается к современности,
хронологический принцип
план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску.
В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции литературных жанров - изменяются этические
воззрения. Заметно меняется
творческая позиция художников. На
смену пассивному преклонению перед
церковно-догматическим
Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв.
В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.
В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических , поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман
отличается замедленным развитием событии, углублением
символизма и обилием
аллегорий, дублированием эпизодов,
наличием натуралистических
5. Расцвет византийской культуры
В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем. Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы. Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности. Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.
6.Поздняя Византия. Начало конца
Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо-
западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза - вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи.
Последнее столетие истории
Византии было наполнено драматическими
событиями. Могущество грозного врага
Византии турок-османов росло
из года в год. Политическая раздробленность;
внутренние междоусобицы; враждебность
соседних Балканских государств - Сербии,
Болгарии, а также Венгрии; выжидательная
позиция Запада делали положение
Византии крайне опасным. Решающий удар
империи был нанесен
Штурм Константинополя произошел
29 мая 1453 г. Войска нападавших турок
по численности значительно
Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что вXI— XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества несмотря на силу традиции, начинают пробивать себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и
сюжета, к индивидуализации
авторского лица, к проявлению авторской
позиции, в ней зарождается критическое
отношение к аскетическому
Каков же вклад
византийской цивилизации в
Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова Л.В.
Культура Византийского
2. Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.
З. Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.
4. Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.