Опыт прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:07, реферат

Описание работы

Целевой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему?
Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь желаемого? Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.

Файлы: 1 файл

Рефера2.docx

— 19.75 Кб (Скачать файл)

Введение

В народе говорят, что мудрость – это умение предвидеть будущие  последствия происходящих в данный момент действий и умение руководить ими. Другими словами, мудрость –  это обращение в будущее, то есть человек знающий, пытается повлиять на будущее. Это важно и в экономике.

Для того чтобы управлять  будущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономической  науке называются – прогнозирование, макроэкономическое планирование и  экономическое программирование. Прогнозирование  – это получение информации о  будущем; это предвидение, которое  делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное – на так называемом жизненном опыте, связанными с аналогиями, приметами и т.д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.

Прогнозирование – это  предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Какие же бывают прогнозы? Поисковый  прогноз – это определение  возможного положения явления в  будущем; нормативный – определение  путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято  за цель.

 Целевой прогноз отвечает  на вопрос: что именно желательно  и почему?

Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь желаемого? Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат  необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется  то одному, то другому аспекту.

Прогнозирование необходимо, потому что будущее необычно и  эффект многих решений, принимаемых  сегодня, на протяжении определённого  времени не ощущаются. Поэтому точное предвидение будущего повышает эффективность  процесса принятия решения. 

В Японии все крупные фирмы  имеют плановые отделы; подготовка плана централизована, планирование осуществляется сверху – вниз. Временной  горизонт планирования обычно равен  пяти годам, горизонт прогнозирования  – пятнадцати годам. Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные  планы. Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как существует система  общенационального прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием.

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических  прогнозов, планов и научно технологических  программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и  планирования социально-экономических  процессов занимаются Экономический  совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и  промышленности (МВТП), Управление по науке  и технологии. В Японии разрабатываются  пятилетние планы-программы (носящие  индикативный характер) как было сказано  выше. Они разрабатываются по заданию  правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы  представляют собой совокупность государственных  программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных  путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство  и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются  статистические данные, конкурентоспособность  продукции, спрос и предложение. На основании этих данных производится анализ и прогноз по каждой отрасли  и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации правительства, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.

Общепризнано, что основой  японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Многие исследователи  утверждают, что страна буквально  укутана сетью планов, и план в  Японии не противоречит рынку. Большое  внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим, ориентированным  на достижение крупных целей и  развитие на долгосрочной основе. Долгосрочное планирование в Японии начало ускоренно  внедряться с 1950 года. В 1956 г. был принят первый пятилетний план экономического развития страны.

Правительство и предприниматели  обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда  возникают возражения правительства  или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято  называть адаптивным. Частные фирмы  составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие  общенациональные задачи и правительственные  финансово-кредитные и налоговые  льготы. Особое внимание обращается на квалификацию плановика и коллективный разум людей, работающих на предприятии  и принимающих участие в планировании. План является основным средством рационализации деятельности и основным документом по контролю над поставленными целями.

Правительство концентрирует  свои ресурсы в основном на получении  принципиально новых знаний и  их применении (т.е. на фундаментальных  и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных  специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста. В 1987 г. была принята программа  трансформации экономической структуры  Японии в целях достижения международной  гармонии, или «Доклад Маэкавы». Это экономическая стратегия развития Японии накануне ХХI века. В ее основе Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой – само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм. Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, государственный заказ. Льготное кредитование – основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский Банк Развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50%. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.

 

Выводы и предложения

 

Необходимо сочетать прогнозирование, на основе моделирования другими  методами экономического диагностирования. Существует, по крайней мере, два  основания, по которым для составления  надежной картины экономического будущего следует расширить инструментарий, используемый для получения знания об экономике, и не полагаться исключительно на эконометрический подход. Моделирование мобилизует значительные экспертные ресурсы при построении модели, однако при текущем прогнозировании выводы основываются в большей степени на тенденциях прошлых периодов, чем на новые, доминирующие в экономической среде условия. Для содействия процессу принятия решений необходимо прогнозировать макроэкономические последствия от предлагаемой меры и осуществлять мониторинг реального воздействия меры после ее реализации.

Для того чтобы защитить официальный  прогноз, используемый в бюджетном  процессе, от политического давления, способного поставить под угрозу доверие к общему бюджету, необходимо создать механизм, направленный на достижение консенсуса между основными  заинтересованными сторонами –  это должны быть: правительство, деловое  сообщество, эксперты, аналитики и  другие стороны.


Информация о работе Опыт прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в Японии