Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:42, реферат
• Элементы системы международных отношений, те, что связаны с деятельностью и интересами человека и государства:
o Интерес – осознанная потребность в чем-то;
o Цель – это конкретное выражение интереса, всегда имеет конкретную форму и содержание. Это представляемое будущее событие или состояние. Только государство может формально и юридически закреплять и реализовывать интересы;
Государство (от лат. «status» - состояние, положение). в 17 веке появляется термин «смысл государства». В русском языке в 18 веке считалось, что отечество, государство и общество – это одно понятие. В 19 веке начинают их различа
Основные категории и понятия международных отношений
Элементы системы международных отношений, те, что связаны с деятельностью и интересами человека и государства:
o Интерес – осознанная потребность в чем-то;
o Цель – это конкретное выражение интереса, всегда имеет конкретную форму и содержание. Это представляемое будущее событие или состояние. Только государство может формально и юридически закреплять и реализовывать интересы;
Государство (от лат. «status» - состояние, положение). в 17 веке появляется термин «смысл государства». В русском языке в 18 веке считалось, что отечество, государство и общество – это одно понятие. В 19 веке начинают их различать. Государство связано с политикой. Государство – это высшая форма политической организации человеческого общества, которое имеет особые признаки и функции. Признаки:
o титулы,
o население,
o деление на субъекты (области),
o публичная власть (отделенная от общества в целом),
o аппарат принуждения (полиция, армия, суд),
o законы (правила, налоги),
Атрибуты: флаг, герб, гимн, суверенитет. Это существенные и необходимые признаки, они вторичны по отношению к функциям государства (территории, население), но это не значит, что они не значительны.
Функции:
внутренняя: обеспечение условий для развитий, поддержание уровня жизни в стране;
внешняя: поддержание существования международных отношений
суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства на мировой арене (неподчинение государства другим государствам). Есть полный суверенитет, означает, что формально и фактически государство независимо от других участников. Бывает частичный (ограниченный) суверенитет.
Принцип международного права «одно государство – один голос».
Свойства:
функционально-ролевые свойства (одинаковы для всех государств). Например, стремление самосохранение (нежелание быть подчиненным),
сохранение воспроизводства благоприятной жизни общества,
сохранение и накопление мощи во всех измерениях, и использование ее для реализации внешней функции. Это своего рода самоцель;
признаки | содержание |
территории | Особенности геостратегического положение, выходы к морям, климат, рельеф, водные артерии |
Природные ресурсы | Полезные ископаемые, лес, степень сырьевой зависимости экономики от внешнего мира, |
население | Этнические характеристики: национальный, религиозный, рождаемость; Военно-мобилизационные и трудовые ресурсы, половозрастной состав и продолжительность жизни, уровень образования |
Организация хозяйства и экономические возможности | ВВП, его годовой прирост; структура производства и потребления, насыщенность транспортной и иной инфраструктуры коммуникации, |
Система власти и политическая организация общества | Тип государственного и административного устройства, тип партийно-политической системы, органы внешней и внутренней политики, состояние общественного сознания; |
Военные возможности | Ядерное оружие, система военного управления, военное образование, отношение общества к армии, положение военных в обществе |
Культурно-исторические особенности страны | Признает ли церковь государство, есть ли доминирующая религия, общегосударственная идеология, особенности национального характера, исторический опыт |
Мощь государства = (C+E+M)*S+W, где С-это территория, E-экономика, M-военные возможности S-стратегия, W-воля (Р. Клайн).
Масштаб интересов государства – это осознанная потребность в обладании материальными объектами, контроля над ними или же удовлетворение иных его потребностей, не имеющих материального основания. У государства должно быть Самосохранение, мощь, благоприятное
По времени:
долгосрочные (стратегия), направлены на развитие ситуации в целом. Решение вопросов зависит от отношений с близлежащими странами и отношения с великими державами;
среднесрочное планирование (5-10 лет);
краткосрочные – любые цели и движения;
общий вывод: все государства стоит считать конкурентами; государство следует признать элементом, который обязан быть эгоистичным и направленным на решение своих личных проблем;
Виды государств:
по форме правления (монархии и республики). От формы государства будет зависеть, как будет осуществляться внешняя и внутренняя политика;
великая держава ( неписанная иерархия стран). Например, в эпоху нового времени, Швеция, Испания и т.д. После ВМВ не только мощь и влияние, но и членство в совете безопасности ООН, обладание ядерным оружием давали статус Великой державы. Франция и Великобританией только с приобретением ядерного оружия стали считаться таковыми, несмотря на членство в совете ООН.
Сверхдержава (использовалась в период противостояния СССР и США). Считалось, что эти страны настолько продвинуты в своем противостоянии, что другим странам их не догнать. Но сейчас такое понятие используется только применительно к США. Помимо США на это звание претендует Китай.
Гегемон – это то государство, которое стремится стать Великой Державе. Региональный Гегемон – Бразилия, великая по своему региону (Лидер). Реальный или потенциальный гегемон - это те страны, которые проводят активную внешнюю политику по отношению к соседям (на дальнем востоке Япония и Китай). В Африке нет таких государств.
Пороговые державы – это те странные, которые стремятся к приобретению ядерного оружия, как компонента военной мощи. На данный момент это запрещено для Японии и Германии, как инициаторов ВМВ.
Империализм – это государства имперские с точки зрения не только формы и обретения колоний, но и когда есть подчиненные и эксплуатируемые страны за пределами Европы. У Ленина империалистическими были страны, которые имели более высокое развитие капиталистических отношений, но не заморские территории.
Нейтралитет – обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или будут происходить, воздерживаться от действий, способных вовлечь государство в войну, но имение армии. Такими государствами после ВМВ объявили себя Индия, Австрия, Югославия (была), Финляндия, Бельгия (1831-1919), Люксембург (1867-1964). Сейчас нейтральные страны - это Швейцария, Лаос, Камбоджа и Туркменистан.
Невоюющие государства. Страны, которые не обладают постоянным нейтралитетом, но по каким-то причинам не желает формально встать на сторону одной из коалиций. Этот термин не употребляется у дипломатов и не имеет строго значения. Считается, что во времена ВМВ таким странами были Исландия и Ирландия, хотя фактически они были в антифашисткой коалиции, но не воевали.
Информация о работе Основные категории и понятия международных отношений