Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 14:56, контрольная работа
Экономическая безопасность имеет различные структурные уровни. Речь идет об экономической безопасности государства, общества, предприятия, личности. Все эти уровни образуют усложненную экономическую систему, которая не парит в безвоздушном пространстве, а имеет твердое основание - экономическое пространство.
Экономическое пространство является основанием современной экономической системы, обладая при этом относительной самостоятельностью. Экономическая роль пространства, его неоднородность, дробность и в прежние времена учитывалась при анализе условий образования дифференциальной земельной ренты, что выражалось в конкретных стоимостных величинах.
Введение……………………………………………………..…………..3
1. Определение экономической безопасности……………………………4
Понятие и структура экономической безопасности…………………..4
Методы обеспечения экономической безопасности………………….6
2. Особенности обеспечения экономической безопасности РФ….…….11
Заключение…………………………………………………………....17
Список использованной литературы……………………………….18
Метод принуждения. Он основан на возможности использования собственных экономических преимуществ (например, монопольного положения) для навязывания тех или иных выгодных для предприятия условий игры на рынке. Это может быть связано как с диктатом цен, так и вынуждением поставщиков или покупателей совершать сделки на собственных условиях (отсрочка платежа, порядок поставки и т.д.).
Таким
образом, экономическая безопасность
включает в 12 методов обеспечения
и эти существующие подходы к
решению вопросов безопасности позволяют
подобрать наиболее оптимальный
комплекс практических мероприятий, которые
должны быть определены как корпоративная
методология экономической
2. Особенности обеспечения
Глобальный кризис конца
Тем не менее государства, имеющие мощные рычаги воздействия на экономику, в условиях кризиса оказались, по сути, единственным
действенным барьером на пути финансово-экономического коллапса. Среди этих стран (с некоторыми оговорками) была и Россия. Одним из важнейших выводов по итогам кризиса стало то, что главным стратегическим
риском
и угрозой экономической
высокой степени ее доступности для иностранного капитала и наиболее подверженная коррупционным механизмам.
Стратегия обеспечения
основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, закон РФ “О безопасности” от 5 марта 1992 г. * 2446-1, Государственная стратегия экономической безопасностиРФ, Стратегия национальной безопасности Рос-
сии до 2020 г
В этих документах экономическая безопасность представлена как основной, неотъемлемый элемент национальной безопасности, которая рассматривается как система, включающая в себя внешние и внутренние факторы, жизненно важные интересы объектов безопасности - личности, общества, государства, реальные и потенциальные угрозы их безопасности,
институты
субъектов обеспечения
Так, в Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. подчеркивается положение о том, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Замедление перехода к инновационному социально-ориентированному развитию при снижении численности экономически активного населения, недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики и трудности по преодолению высокой степени ее монополизации чреваты замедлением темпов экономического роста, появлением дефицита торгового и платежного баланса, сокращением доходных статей бюджета с последующим накоплением социальных проблем.
Одним из средств пополнения бюджета является приватизация. В 2007-2010 гг. общее количество федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с участием государства сократилось примерно на 40 % .Такой тренд характерен преимущественно для федерального уровня. На региональном и местном уровнях изменение числа унитарных предприятий было разнонаправленным. Даже формальное сокращение числа госпредприятий на федеральном уровне во многом связано с формированием “интегрированных структур” и государственных корпораций.
Темпы приватизации после 2005 г. Пошли на спад, что наглядно продемонстрировали итоги 2006-2008 гг. Возобновление позитивной ди-
намики началось лишь в 2010 г., о чем свидетельствуют не только количественные показатели по объектам, но и бюджетные доходы.
Прямое негативное воздействие на ключевые механизмы экономической безопасности России могут оказать критическое снижение мировых цен на энергоносители и дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе. Российская Федерация для обеспечения роста национальной экономики основные усилия в рамках системы обеспечения национальной безопасности сосредоточивает в сфере экономической безопасности, развивая науку и образование, обеспечивая необходимый уровень безопасности в военной, оборонно-промышленной и
международной сферах, а также совершенствуя национальные инвестиционные и финансовые институты.
Угрозы экономической безопасности, связанные с диспропорцией в уровне развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.
Главным направлением обеспечения экономической безопасности Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет энергетическую безопасность. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности выступают многостороннее взаимодействие в интересах формирования транспарентных рынков энергоресурсов, диверсификации источников энергии, разработки и международного обмена перспективными энергосберегающими технологиями.
Основным содержанием национальной энергетической безопасности является устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством
энергоносителей
стандартного качества, эффективное
использование энергоресурсов путем
повышения
производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетического баланса, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения.
Сегодня для противодействия угрозам экономической безопасности органы и силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацеливаются на сопровождение государственной социально-экономической политики, направленной:
- на диверсификацию структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики;
- совершенствование национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики;
- укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы;
- сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;
- формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов, усиление интеграции науки, образования и производства;
- создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного, обеспечения, а также фармацевтической индустрии.
В интересах обеспечения экономической безопасности в среднесрочной перспективе развиваются конкурентоспособные отрасли экономики и расширяются рынки сбыта российской продукции, повышается эффективность топливноэнергетического комплекса, расширяется использование инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктуры, особенно в Арктической зоне Российской Федера-
ции, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Российской Федерации.
Укреплению
сферы экономической
- проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики;
- стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
В долгосрочной перспективе угрозы экономической безопасности, связанные с диспропорцией уровня развития регионов России, предотвращаются путем развертывания полномасштабной национальной инновационной системы и конкурентоспособной информационно-телеком-
муникационной инфраструктуры за счет формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.
Особо следует выделить проблему обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать.
Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до
6 %).
Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей
силы и т.д.
Присоединения России к Всемирной торговой организации, проанализированные выше проблемы будут нарастать. Следует отметить, что проблемы реализации функции российского государства по защите национальных экономических интересов на долгосрочную перспективу находят свое отражение в сохранении экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижении конкурентоспособности и высокой зависимости важнейших сфер экономики России от внешнеэкономической конъюнктуры, в снижении контроля над национальными ресурсами, ухудшении состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерном развитии регионов и прогрессирующей трудонедостаточности, низкой устойчивости и защищенности национальной финансовой системы, сохранении условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.
Заключение
Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что экономическая безопасность России тесно связана со структурой и динамикой мировой экономики, которая находится в состоянии потенциального системного кризиса. Обезопасить свою экономику от рисков глобализации наша страна может, уменьшив зависимость от случайностей, внезапных колебаний мировой конъюнктуры.
Экономическая безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
Ответом на потребности обеспечения экономической безопасности могут стать научные достижения теории катастроф, предметом которой является изучение и предупреждение рисков, конфликтов и кризисов.
Главное - это осознать нелинейность
переходных процессов, к которой
необходимо приспособиться управленцам,
привыкшим к линейному
Это можно понимать как призыв к
оперативным и нестандартным
решениям и действиям по предотвращению
кризиса экономической
Информация о работе Особенности обеспечения экономической безопасности РФ