Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:19, реферат
Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864-1922).
Геополитика – это теория, утверждающая зависимость сознательно проводимой или спонтанно формирующейся политики государства от географических факторов (климат, природные ресурсы, территория, население и др.).
В последнее время геополитика все более концентрирует внимание на учете не только географических, но и связанных с ними экономических, национальных, военных и других факторов, которые влияют на расстановку политических сил на международной арене. Пространственно-территориальные факторы были и остаются важнейшими объектами в межгосударственных отношениях.
Введение 2
1. Геополитический потенциал Республики Беларусь 2
1.1. Географическое положение Беларуси на карте Европы 2
1.1.1.Территория Республики Беларусь 2
1.1.2. Соседство 3
1.2. Транзитность Республики Беларусь 3
1.3. Поликультурность белорусского общества 4
1.4. Социально-политический статус Республики Беларусь 5
2. Геополитическое положение Республики Беларусь 5
2.1. Приоритеты внешней политики 7
2.2. Геоэкономический статус Республики Беларусь 8
2.2.1. Научно-технический потенциал страны 8
2.2.2. Геоинформационный потенциал страны 9
3. Отношения со странами Европейского Союза 10
3.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений Беларуси и Евросоюза 10
3.2. Внешняя политика Беларуси по отношению к Европейским странам 11
3.3. Неполитическая интеграция 12
3.4. Беларусь и международные организации 12
4. Военно-политический статус страны 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Оглавление
Введение 2
1. Геополитический
потенциал Республики Беларусь
1.1. Географическое положение Беларуси на карте Европы 2
1.1.1.Территория Республики Беларусь 2
1.1.2. Соседство 3
1.2. Транзитность Республики Беларусь 3
1.3. Поликультурность белорусского общества 4
1.4. Социально-политический статус Республики Беларусь 5
2. Геополитическое
положение Республики Беларусь
2.1. Приоритеты внешней политики 7
2.2. Геоэкономический статус Республики Беларусь 8
2.2.1. Научно-технический потенциал страны 8
2.2.2. Геоинформационный потенциал страны 9
3. Отношения
со странами Европейского Союза
3.1. Факторы,
оказывающие влияние на
3.2. Внешняя
политика Беларуси по
3.3. Неполитическая интеграция 12
3.4. Беларусь и международные организации 12
4. Военно-политический статус страны 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864-1922).
Геополитика
– это теория, утверждающая зависимость
сознательно проводимой или
В последнее время
геополитика все более концентрирует
внимание на учете не только географических,
но и связанных с ними экономических, национальных,
военных и других факторов, которые влияют
на расстановку политических сил на международной
арене. Пространственно-
В начале XXI в. геополитическая картина мира характеризуется многополюсностью (полицентричностью), т.е. наличием многочисленных полюсов (центров), вокруг которых концентрируются политические, военно-стратегические, экономические, культурные интересы участников мирового процесса. Основная функция геополитики заключается в поиске государством взаимовыгодных союзников и партнеров, а также направлений и регионов распространения своего влияния.
В современном
мире геополитический
Геополитический статус Республики Беларусь стало объектом повышенного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей в силу тех кардинальных изменений, которые произошли на политической карте Европы в 1990-х гг.
Республика Беларусь, которая геополитически относится к наиболее динамично развивающемуся региону Центральной и Восточной Европы, находится в поиске оптимальной формы геополитической идентичности.
Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы и является как бы существующим звеном между Россией и остальной Европой. Территория нашей страны характеризуется внутренней постоянностью и компактностью. Протяженность территории с севера на юг составляет 560 км, с запада на восток – 650 км. Территория страны, как один из основных элементов ее хозяйства, включает в себя землю, ее недра, природные богатства. Экономико-географическое понятие «территория» рассматривает всю совокупность факторов производства.
Важным аспектом экономико-географического положения является соседство. Республика Беларусь граничит с пятью странами, три из которых - Литва, Латвия и Польша - входят в состав Европейского Союза (ЕС). На севере и востоке Беларусь граничит с Российской Федерацией, на юге – с Украиной, на западе – с Польшей, на северо –западе – с Литвой и Латвией. Общая протяженность границ составляет 2969 км.
Характер
ближайшего окружения
Одна из наиболее существенных сторон положения Беларуси – транзитность. Более чем 15-летний период самостоятельного развития республики свидетельствует о том, что фактор транзитности может играть важную экономическую и геополитическую роль, что очень важно в современных условиях.
В геополитическом аспекте Беларусь находится на пересечении транспортных путей с севера на юг и с запада на восток. Граница не имеет ярко выраженных природных рубежей, что обусловило пересечение на территории Беларуси торговых, экономических и культурных путей сообщения. Из десяти трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров два непосредственно проходят по ее территории. К западу и северу от нашей страны находятся страны ЕС (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, страны Балтии), к югу от нас – страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова, Румыния, Болгария, Турция), а к востоку – Россия.
Таким образом, Республика Беларусь является транзитным коридором для энергоносителей, автомобильного транспорта, соединяющим между собой Балтийский и Черноморский регионы, Россию со странами Центральной и Западной Европы, а также европейские страны и Центральную Азию. Через Беларусь проложен участок трансконтинентальной железнодорожной магистрали, пересекающей всю Евразию - от Тихого до Атлантического океана.
Беларусь –
государство, владеющее
Транзитность оказывает существенное влияние на хозяйственное и культурное развитие республики и является не только важным геостратегическим ресурсом Беларуси, но и способствует обострению в республике проблемы нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ (около 140—180 тыс. человек ежегодно), которая может пошатнуть конфессиональную и этническую стабильность в обществе. Кроме того, большой поток автомобильного транспорта через Беларусь ведет к загрязнению атмосферного воздуха, что требует дополнительного внимания к охране окружающей среды.
Другой особенностью
В общем, можно отметить, что экономико-географическое положение Беларуси благоприятствует ее устойчивому социально-экономическому развитию.
Геополитический статус нашей страны характеризуется ее нахождением на стыке между западноевропейской и славяно-православной цивилизациями. С одной стороны, огромная выгода для страны – находиться на границе цивилизаций. Это способствует формированию поликультурного общества, включающие в себя многообразие национальностей, обычаев, языков и диалектов, художественных и литературных стилей фольклора. Поликультурное общество закладывает основы национальной и языковой толерантности, веротерпимости, уважения к другим народам. С другой стороны, в поликультурном обществе существует опасность конфликтов, вызванных несхожестью культурных типов живущих в нем людей.
Социально-этническую ситуацию в республике можно охарактеризовать как благоприятную.
Религиозный фактор становится все более значимым для геополитического положения Беларуси. Особое место в формировании белорусского политического пространства принадлежит православной церкви, играющей важнейшую роль в православно-христианском мире. Из бывших республик СССР по степени разнообразия религий Беларусь занимает одно из первых мест. Почти все конфессии имеют здесь исторически сложившиеся ареалы либо представлены многочисленными этно-конфессиональными меньшинствами, которые дисперсно разбросаны по территории страны. Развитие и деятельность религиозных общин все более влияет на отношения Беларуси с внешним миром. Однако необходимо отметить, что такое религиозное разнообразие практически не имеет негативного воздействия на жизнь белорусского общества.
На уровень социально-политического потенциала страны значительное влияние оказывает социально-политическая стабильность, особое значение при оценке которой имеет уровень политического риска. Уровень политического риска в Республике Беларусь является одним из самых низких по СНГ.
Демократизм общественного и государственного устройства Беларуси долгое время проявлялся в формах, отличающихся от традиционных западных демократических институтов. Однако благодаря укреплению государства в настоящее время есть возможность обеспечить соответствие белорусской политической жизни всем принятым в странах Запада стандартам демократии и индивидуальной свободы (в той части, в какой они не противоречат мировоззренческим основам жизни белорусов). Характер общественного и государственного устройства Беларуси таков, что интересы ее политического класса и, прежде всего, Главы государства, полностью совпадают с интересами подавляющего большинства населения страны. Именно восприятие действий Президента А.Г. Лукашенко как соответствующих интересам простых граждан было и остается основой легитимности белорусского лидера. Демократическое государство - мощный ресурс для более активного взаимодействия Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Геополитическое положение определяет место государства в системе международных отношений, включая не только положение в географическом пространстве, но и функциональную роль в системе государств.
Характеризуя геополитическое положение страны, следует отметить, что оно в корне изменилось к 90-м гг. Этому вначале поспособствовал распад стран Варшавского договора, а затем и Советского Союза. В итоге Беларусь оказалась расположенной между государств, избравших разные социально-политические модели развития, к ее границам в 2004 г. вышли войска блока НАТО. В современных условиях геополитическое положение Беларуси можно оценить как сложное. Это обусловлено тем, что Беларусь имеет малый «вес» в мировой хозяйственной системе и в экономическом отношении принадлежит к категории «малых» стран, не оказывающих существенного влияния на развитие мировых экономических процессов, и поэтому ее геополитическое положение могут определять интересы более крупных стран. Беларусь сегодня играет роль соединительного моста между Западом и Востоком, Севером и Югом Европы, может стать центром деловых и транспортно-коммуникационных услуг европейским государствам. Геополитические интересы стран ЕС в отношениях с Беларусью связаны с использованием ее выгодного экономико-географического положения на кратчайших путях к обширным российским рынкам сбыта. Геополитические интересы России в отношениях с Беларусью определяются тем, что через территорию Беларуси проходят кратчайшие транспортные магистрали, экспортные нефте – и газопроводы, линии электропередачи в Западную и Центрально-Восточную Европу. Таким образом, Беларусь как транзитное государство представляет интерес и для России, и для Европы.
Беларусь выступает на международной арене как самостоятельный геополитический субъект, руководствующийся в своем поведении, прежде всего, интересами своего суверенного развития. Республика Беларусь нацелена на всестороннее участие в общемировом процессе в качестве самостоятельного и полноправного субъекта международных отношений, на построение равноправного партнерства по всем направления и во всех регионах мира.
В настоящее
время у Беларуси есть
Основными направлениями политики на международной арене являются:
- вхождение в мировое
сообщество в качестве
- активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;
- участие в многостороннем
международном экономическом
- энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.
"Да, у нас нет завышенных геополитических амбиций. Но у нас есть свои национальные интересы, есть собственный взгляд на то, что представляет собой современный мир, и каким мы хотели бы его видеть", - заявил президент Беларуси Александр Лукашенко.
Понятно, что выход Беларуси на статус самостоятельного субъекта геополитики не может слишком обрадовать соседей республики и другие страны, имеющие в центрально-европейском регионе значимые интересы. И дело здесь, пожалуй, не в каком-то особом отношении именно к Беларуси. Просто в современном мире, где земной шар уже практически полностью поделен на сферы влияния, никто не заинтересован в появлении нового субъекта, претендующего на свою особую роль в международных отношениях.
Во
внешней политике Республика
Беларусь ориентируется на
Маленькое
государство должно быть
Информация о работе Отношения со странами Европейского Союза