Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 11:41, реферат
Международная статистика свидетельствует, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, т.е. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы уравновесить платежный баланс.
• Средства регулирования платёжного баланса………………………………3
• Диспропорция платёжного баланса………………………………………….3
• Макроэкономические показатели и их взаимодействие на платёжный баланс……………………………………………………………………….4
• Методы государственного регулирования платежного баланса.5
• Валютный курс как средство регулирования платёжного баланса………………………………………………………………………………………….8
• Международная валютная финансовая система. Вопросы регулирования платёжного баланса Украины…………………………………..9
• Международная финансовая валютная система………………………….9
• Европейская валютная система. Этапы формирования……………..11
• Европейская денежная единица. ЭКЮ. Евро-валюта………………….13
• Платёжный баланс Украины и основные статьи…………………………14
• Взаимоотношения МВФ с Украиной и её программа финансовой стабилизации………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………………………………….
Валютные ведомства (гос. банки) были обязаны обменивать бумажные деньги на соответствующее количество золота. Одновременно они регулярно закупали золото на международном рынке.
В Великобритании, например чистое содержание золота 1фунта стерлингов с 1824г. составило 7,322385гр.
Германская марка соответствовала с 1873г. 0,385422гр. Золота. Поэтому валютный курс марки по отношению к фунту стерлингов определялся соотношением 1:20,43.
До тех пор пока содержание золота в национальных валютах не менялось (1914) валютные курсы тоже не менялись, Золотой стандарт был системой твердых валютных курсов.
Достоинства этой системы
Поэтому валютные банки и правительства не могли по своему желанию увеличивать масштабы денежного обращения и стимулировать инфляцию.
До 1й мировой инфляция во всех ведущих странах была сравнительно низкой, резких колебаний курса ведущих валют не наблюдалось. Деньги ресурсы рабочая сила могли свободно перемещаться из одной страны в другую.
С 1880 по 1913гг. общественный продукт во всех странах быстро вырос т.к. система золотого стандарта не давала государствам финансировать свои расходы путем инфляции.
После 1й мировой войны многие государства пытались вновь ввести золотой стандарт, но безрезультатно, т.к. соответствующих предпосылок уже не было.
Европейская валютная система
Начала действовать с 13.03.79г.
Четыре цели:
Создание и развитие Европейской валютной системы
Поиски новых форм валютной интеграции привели к новому соглашению о создании Европейской валютной системы, которая начала действовать с марта 1979 года. Решение о создании Европейской валютной системы было принято в 1978 году на встрече канцлера ФРГ Гельмута Шмидта и президента Франции Валери Жискар д’Эстена. Формирование ЕВС было направлено на достижение валютной стабильности внутри системы в условиях перехода к Ямайской валютной системе и известной независимости от доллара.
Основу Европейской валютной системы составили:
Первоначально в ЕВС участвовали 8 государств: Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург и Италия (последняя в 1992 году вышла из системы и вернулась обратно в 1996 году). Позднее к ЕВС, по мере его расширения, присоединились: Испания (в 1989 году), Великобритания (в 1990 году), Португалия (в 1992 году), Австрия (в 1995 году), Финляндия (в 1996 году), Греция (в 1998 году).
Центральным элементом системы являлась европейская валютная единица (ЭКЮ), которая стала базой установления курсовых соотношений между валютами стран - членов ЕЭС, а также использовалась для расчётов между их центральными банками и как счётная единица в специализированных учреждениях и фондах ЕЭС. Стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты всех 12 стран ЕЭС на тот момент.
Механизм валютных курсов (англ. Exchange Rate Mechanism, сокр. ERM) был направлен на поддержание устойчивых, хотя и корректируемых соотношений с учётом опыта "валютной змеи". Для 7 валют (марка ФРГ, французский франк, гульден, бельгийский франк, датская крона, ирландский фунт, люксембургский франк) предел колебаний был установлен ± 2,25% их центрального курса, а для итальянской лиры ±6% ввиду нестабильности валютного положения страны. Позднее режим колебаний ±6% был установлен и для испанской песеты (Испания присоединилась к ЕВС в 1989 г.). Поддержание согласованных курсов осуществлялось с помощью валютной интервенции центральных банков стран-участниц.
Европейский фонд валютного сотрудничества был составной частью системы и был предназначен для предоставления центральным банкам стран ЕВС кредитов на покрытие временных дефицитов платёжного баланса и осуществления валютных интервенций для поддержания курсов валют в заданных пределах.
В целом механизм формирования валютных курсов действовал, однако, тем не менее, в 1980-1983 гг. курс ряда валют (итальянской лиры, французского франка, ирландского фунта, датской кроны) понижался, а курс сильных валют (марки ФРГ, голландского гульдена) повышался . В 1992 году правительства Великобритании, Испании и Италии не смогли поддерживать курс своих валют на уровне выше минимального совместного колебания и перешли к плавающим курсам. В августе 1993 года допустимый предел взаимных колебаний валют ЕВС был расширен до ± 15%.
Весь период существования Европейской валютной системы (EMS-1) до перехода к валютному союзу (англ. European Monetary Union) можно разделить на несколько этапов:
Европейская денежная единица ЭКЮ. Евро-валюта.
Валютный механизм ЕВС предусматривает вмешательство стран членов на рынке, как только национальная валюта отклоняется от предела колебаний по отношению к ЭКЮ. Этот предел установлен на 75% от мах отклонения фактич. Курса ЭКЮ. И центральным курсом, определенным для каждой валюты по отношению к ЭКЮ.
ЭКЮ (European Currency Unit) – определена как корзина валют.
Начальный состав (18,12,78) должен быть предметом обсуждений и возможно пересмотров каждые 5 лет или по требованию, если вес одной валюты изменился, по меньшей мере, на 25% из за изменений соотношений валютных курсов.
Евро. Единая европейская валюта
Валюта Евро была введена как средство платежа 1 января 1999 г. в одиннадцати государствах Евросоюза: Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Португалии, Финляндии, Франции. 1 января 2001 г . евро приняла двенадцатая страна - Греция. Пространство, на котором введено евро, называется еврозоной (или евролэндом).
Однако с 1 января 1999 г. до конца 2001 г. в обращении не было ни банкнот, ни монет евро. Валюта обращалась только в безналичной форме. В евро можно было открыть банковский счёт, но нельзя было получить их в наличной форме. Банкноты и монеты выплачивались в национальной валюте, при этом пересчёт производился по жёстко установленному курсу. Можно было также расплачиваться кредитными картами в Евро в магазинах.[4]
Платежный баланс Украины
Платежный баланс страны представляется как статистический отчет, в котором в систематизированном виде приведены сводные данные о внешнеэкономических операциях резидентов данной страны с нерезидентами за определенный период. При публикации платежный баланс может быть представлен в "стандартной" (иными словами, "нейтральной"), либо в "аналитической" форме.
В первом случае ("стандартное представление") товары, услуги и текущие трансферты объединяются в счете текущих операций, а капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, финансовые производные, прочие инвестиции и резервные активы — в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами. Однако, МВФ рекомендует составлять альтернативную версию платежного баланса, суть которой заключается в переклассификации и перегруппировке имеющихся сведений таким образом, чтобы по возможности отделить первичные, автономные операции от вторичных, уравновешивающих записей.
Второй вариант ("аналитическое представление") уже предполагает выведение активного или пассивного сальдо платежного баланса, которое должно определяться как суммарный результат независимых, автономных операций текущего и капитального характера, осуществляемых резидентами и нерезидентами, и, таким образом, показывать направленность внешнеэкономической деятельности страны. Ниже представлен платежный баланс Украины в аналитической форме.
Платежный баланс
Украины за 2013 год (в млн. долл. США) | |||||
Статьи платежного баланса |
Iквартал |
IIквартал |
IIIквартал |
IVквартал |
2013 год всего |
Счет текущих операций |
-3134 |
-2254 |
-6025 |
-4942 |
-16355 |
Баланс товаров и услуг |
-3223 |
-2160 |
-5313 |
-4788 |
-15484 |
Экспорт товаров и услуг |
19845 |
20732 |
22448 |
22287 |
85312 |
Импорт товаров и услуг |
-23068 |
-22892 |
-27761 |
-27075 |
-100796 |
Баланс товаров |
-4045 |
-3053 |
-7232 |
-5268 |
-19598 |
Экспорт товаров |
15626 |
15909 |
15981 |
17468 |
64984 |
Импорт товаров |
-19671 |
-18962 |
-23213 |
-22736 |
-84582 |
Баланс услуг |
822 |
893 |
1919 |
480 |
4114 |
Экспорт услуг |
4219 |
4823 |
6467 |
4819 |
20328 |
Импорт услуг |
-3397 |
-3930 |
-4548 |
-4339 |
-16214 |
Доходы (сальдо) |
-444 |
-683 |
-1192 |
-701 |
-3020 |
Текущие трансферты (сальдо) |
533 |
589 |
480 |
547 |
2149 |
Счет операций с капиталом и финансовых операций |
4955 |
2614 |
5390 |
5419 |
18378 |
Счет операций с капиталом |
36 |
-33 |
-9 |
-77 |
-83 |
Капитальные трансферты |
-1 |
-2 |
6 |
-2 |
1 |
Приобретение/реализация нефинансовых активов |
37 |
-31 |
-15 |
-75 |
-84 |
Финансовый счет |
4919 |
2647 |
5399 |
5496 |
18461 |
Прямые инвестиции (сальдо) |
821 |
472 |
1199 |
859 |
3351 |
Портфельные инвестиции (акционерный капитал) |
705 |
579 |
664 |
-757 |
1191 |
Кредиты и облигации |
1966 |
-437 |
1208 |
4612 |
7349 |
Средне и долгосрочные кредиты, облигации |
1797 |
-727 |
1228 |
3492 |
5790 |
Сектор государственного управления |
992 |
39 |
442 |
3280 |
4753 |
Поступления |
7900 |
3073 |
2784 |
4853 |
18610 |
Выплаты |
-6908 |
-3034 |
-2342 |
-1573 |
-13857 |
Банки |
71 |
-915 |
67 |
476 |
-301 |
Поступления |
1437 |
564 |
1056 |
1571 |
4628 |
Выплаты |
-1366 |
-1479 |
-989 |
-1095 |
-4929 |
Другие секторы |
734 |
149 |
719 |
-264 |
1338 |
Поступления |
2679 |
2944 |
3967 |
4607 |
14197 |
Выплаты |
-1945 |
-2795 |
-3248 |
-4871 |
-12859 |
Краткосрочные кредиты |
169 |
290 |
-20 |
1120 |
1559 |
Сектор государственного управления |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Банки |
11 |
247 |
-82 |
826 |
1002 |
Другие секторы |
158 |
43 |
62 |
294 |
557 |
Другой капитал |
1427 |
2033 |
2328 |
782 |
6570 |
Наличная валюта вне банков |
-127 |
227 |
-1452 |
-1960 |
-3312 |
Ошибки и упущения :( |
-873 |
187 |
1562 |
-1188 |
-312 |
Сводный баланс |
1821 |
360 |
-635 |
477 |
2023 |
Финансирование |
-1821 |
-360 |
635 |
-477 |
-2023 |
Резервные активы * |
-479 |
961 |
1963 |
1107 |
3552 |
Кредит МВФ НБУ ** |
-743 |
-731 |
-735 |
-853 |
-3062 |
Кредит МВФ Правительства Ураины ** |
-599 |
-590 |
-593 |
-731 |
-2513 |
Основные компоненты платежного баланса группируются по двум счетам: счету текущих операций и счету операций с капиталом и финансовых операций. Счет текущих операций отражает движение за границу и из-за границы товаров, услуг и трансфертных платежей. Счет движения капиталов отражает движение заемных средств и финансовых активов: во-первых, отток капиталов; во-вторых, приток капиталов.
Суммирование первого и второго разделов баланса, с учетом статьи "Ошибки и упущения", позволяет подвести итоговый (сводный) баланс, который может иметь либо положительное, либо отрицательное сальдо. Если итоговое сальдо положительно, то, следовательно, страна увеличивает свои требования к другим странам и, соответственно, на такую же сумму уменьшаются ее обязательства по отношению к ним. Наоборот, если итоговое сальдо баланса отрицательное, то, следовательно, она должна увеличить свои обязательства по отношению к другим странам, с тем чтобы покрыть дефицит платежного баланса.
Взаимоотношения МВФ с Украиной и её программа финансовой стабилизации.
3 сентября 1992 г. Украина стала членом МВФ. Ныне квота Украины в Фонде составляет 1372 млн СПЗ.
За годы сотрудничества Украины с МВФ (1994—2002 гг.), получено 3,9 млрд долл. США кредитных ресурсов за программами STF, Stand-by, EFF, что было обусловлено девальвацией курса национальной валюты, слабостью резервов НБУ и платежного баланса.
Активное сотрудничество с этой организацией началась в октябре 1994 г. из разработку украинским правительством, вместе с экспертами МВФ, программы макроэкономической стабилизации и реформирование экономики.
В сентябре 1998 г. Советом директоров МВФ была утверждена программа «Механизм расширенного финансирования» для Украины общим объемом около 2266 млн долл. США. Состоянием на 1 марта 2002 г. Украина в рамках указанной программы получила 1480 млн долл. США.
Преимуществом кредитования в рамках Программы есть то, что средства предоставляются на более продолжительный срок (срок погашения — 10 лет с отсрочкой уплаты основной суммы долга на пять лет), в большем объеме (общий объем займа составляет 2,226 млрд долл. США) и под небольшие проценты (до 7 % годовых).
На заседании Совета директоров МВФ, которое состоялось 24 апреля 2002 г. в Вашингтоне, было отмечено положительную макроэкономическую динамику Украины в 2001 г. и в начале 2002 г.
7 августа 2002 г. было обнародовано заявление МВФ о непредоставлении Украине последнего транша за программой EFF в размере 550 млн долл. При этом в заявлении делалось ударение на готовности МВФ продолжать сотрудничество с Украиной.
3 сентября 2002 г. завершилось сотрудничество Украины с МВФ по четырехлетней программе расширенного финансирования (EFF).[5]
Исходя из нынешнего состояния дел, Украина, в принципе, желает оставить теоретическую возможность получения новых кредитов МВФ, и потому отдает предпочтение сотрудничества на основе упорядываюшей (страховой) программы «стенд-бай».
Информация о работе Платежный баланст страны. Основные показатели