Плюсы и минусы вхождения в ТС
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:27, доклад
Описание работы
Что подвинуло правительство принять решение о начале процесса присоединения к ТС именно сейчас и сможет ли оно получить широкую поддержку общества в этом вопросе?
• Использованы ли Кыргызстаном все возможности в рамках действующих интеграционных образований, членом которых он является? Как на окончательное решение о вхождении Кыргызстана в ТС могут повлиять интересы ведущих мировых
держав?
• В какой мере вступление Кыргызстана в ТС отвечает текущим и долгосрочным интересам граждан страны? Каких усилий потребуется от Кыргызстана для получения больших выгод чем издержек?
Файлы: 1 файл
1
КЕМАЛ ИЗМАЙЛОВ, НУРСУЛУ АХМЕТОВА
УСЛОВИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА В
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
Кыргызская Республика в апреле 2011 года выразила готовность начать процесс
присоединения к Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству
(ЕЭП). Условия и дата вхождения в ТС должны быть определены в процессе переговоров.
Можно ожидать, что вхождение Кыргызстана в ТС рано или поздно, на тех или на иных
условиях все равно состоится. Тем более, что интерес к этому проявляют и сами члены ТС.
Обращают на себя следующие обстоятельства. Во-первых, Кыргызстан с 1998 г.
является членом Всемирной торговой организации (ВТО). Одновременно он находится в
Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Эти факторы длительное время
задавали условия развития кыргызской экономики, существенным образом влияли на ее
структуру. Вступление в ТС – это шаг, направленный на отказ от возможностей, связанных
с членством в ВТО. То есть это стратегически архиважное решение, которое изменяет
прежние условия развития экономики Кыргызстана на длительную перспективу.
Во-вторых, не смотря на то, что и ранее руководители государства высказывались в
пользу вступления в ТС, до настоящего времени никаких реальных шагов для
продвижения в этом направлении не делалась. Например, в действующей стратегии
развития страны 2009-2011 гг. нет и намека на столь резкое изменение приоритетов.
Поэтому упомянутое решение выглядит достаточно неожиданным. Отсюда и уровень
общественной поддержки вступления в ТС пока не ясен.
В-третьих, правительством создана Межведомственная комиссия, которой поручено
выработать переговорные позиции по условиям присоединения Кыргызстана к ТС и ЕЭП с
учетом соблюдения интересов Кыргызской Республики. Сроки ее работы достаточно
ограничены, а существующих исследований возможных последствий для Кыргызстана
совершенно не достаточно. Вступать без ясного понимания всех краткосрочных и
долгосрочных последствий более чем опрометчиво.
В-четвертых, в целом прослеживается благосклонность «принимающей стороны»
вхождению Кыргызстана в ТС. Но заинтересованность в скорейшем приеме в ТС
Кыргызстана – страны со слабой экономикой и неустойчивой общественно-политической
ситуацией заставляет предполагать, что здесь присутствуют другие, более значимые
интересы, чем просто расширение ТС.
Перечисленное позволяет поставить следующие вопросы:
•
Что подвинуло правительство принять решение о начале процесса
присоединения к ТС именно сейчас и сможет ли оно получить широкую поддержку
общества в этом вопросе?
•
Использованы ли Кыргызстаном все возможности в рамках действующих
интеграционных образований, членом которых он является? Как на окончательное
решение о вхождении Кыргызстана в ТС могут повлиять интересы ведущих мировых
держав?
•
В какой мере вступление Кыргызстана в ТС отвечает текущим и долгосрочным
интересам граждан страны? Каких усилий потребуется от Кыргызстана для получения
больших выгод чем издержек?
2
1. Общественно-политический и экономический фон
принятия решения
Переформатирование государственной власти
Полтора года назад в Кыргызстане произошла вторая за пять лет революция,
приведшая к силовому смещению администрации Курманбека Бакиева. Считается, что
пусковыми механизмами, так же как и в канун первой революции в 2005 году стали
авторитаризм, повальная коррупция, подавление свободы слова, силовые методы
борьбы с оппозицией, семейственность в государственном управлении. Однако более
глубокими причинами также называется недовольство значительной части кыргызской
элиты переделом собственности, концентрацией экономической мощи среди
ограниченного круга лиц, близких к семье президента, и отделением элиты от основных
финансовых потоков.
Повторяющиеся реинкарнации авторитарного лидера обусловили неприятие в
Кыргызстане президентской формы правления. Большинство активных участников
антибакиевских движений свои надежды стали связывать с парламентской формой,
которая должна была устранить главное зло – авторитаризм и кумовство.
После принятия соответствующей конституции количество зарегистрированных
партий перевалило сотню. Но в состав Жогорку Кенеша прошли только пять. При этом
уровень электоральной поддержки в целом всего парламента и правящей коалиции
оказались очень низкими: вошедшие в парламент партии в сумме набрали 36,5% всех
голосов, а сформированная из трех партий коалиция в сумме имеет – 24% голосов.
Особенностью зарождающейся кыргызской партийной системы является не только
множественность мелких партий, построенных по модели человек-партия, группа-партия,
что для данного исторического периода естественно, но и выраженный регионализм. Так,
победившая партия «Ата Журт» (8,7% всех голосов) позиционируется как «южная»,
которая там и получила абсолютную электоральную поддержку.
Выборы продемонстрировали, что, во-первых, сильных доминирующих игроков на
партийном поле нет, во-вторых, электоральная база партий даже в отдаленной мере не
формируется по приверженности какой-нибудь идеологической платформе или
поддержке интересов социальной группы, в-третьих, за пределами парламента остались
многие силы, которые могут существенно влиять на ситуацию через непарламентские
механизмы.
Такое соотношение сил и поддержка обществом власти являются очень зыбкой
основой для принятия любых стратегических решений.
Разрешенность противоречий элит
Острые противоречия власти с очень влиятельными группами интересов, не
входящими в правящий триумвират или в парламент страны, остаются. Последние
периодически организовывают массовые акции протеста по разным поводам, рекрутируя
для этих целей свободный в избытке человеческий ресурс.
Но прошедший год также показал, что ресурсы для снятия части противоречий
между политическими элитами есть и победителям удалось ими воспользоваться. Так,
после согласования ведущими фракциями парламента своих интересов, которые
находились не в пространстве выбора политических и экономических приоритетов, а в
«разделении» участниками коалиции страны, ее регионов, отраслей на зоны влияния,
3
уровень противостояния между ними понизился. Важной характеристикой масштаба и
глубины «разделения» стало то, что этот процесс дошел до всего, куда достает
административный ресурс. Так, во многих предприятиях, где присутствует
государственная доля, стали меняться по признаку принадлежности партии
исполнительные органы, члены советов директоров и т.д., которые, в свою очередь, стали
менять подчиненный персонал. За прошедшее время некоторые оппозиционные фракции
успели разделиться на поддерживающих правительство и на его бескомпромиссных
оппонентов. Часть сильных политических фигур оказалась нейтрализованной выгодными
должностями в исполнительной власти.
Иначе говоря, чем меньше оставалось факторов, позволяющих надеяться на
расшатывание политической ситуации, тем больше стало появляется конформистов,
готовых поддержать правительство на период его внимания к их личным нуждам. Все это
снизило накал противостояния, но не укрепило власть. До оптимизации политической
системы еще очень далеко. К сегодняшнему дню не решены главные задачи:
•
не достигнут относительно устойчивый общественный консенсус по вопросу
оценки текущей ситуации, включая события Апреля и Июня 2010 года, и выбору путей
развития.
•
не только не увеличилась, но практически ухудшилась эффективность
политической системы, критерием оценки которой является уровень консолидации
общества и его способность эффективно развиваться.
Невысокую оценку действий новой власти подтверждают и социологические
исследования. Так, по опросам компании M-Vector в конце 2010 г. абсолютное
большинство респондентов (86%) отметили, что положительных изменений не
произошло, а более половины (55%) посчитали, что положение ухудшилось. При этом 32%
указали на возможность протестов со стороны населения. В целом 11% респондентов
высказали намерение выехать за границу на постоянное место жительства, причем среди
русских их доля составляет почти 30%
1
.
В настоящее время все государственные решения принимаются в триаде парламент-
правительство-президент. Пикировки внутри парламента, между парламентом и другими
ветвями власти обыденное явление, но стратегических решений, которые закладывают
основу развития, практически нет. Это лучше чем авторитаризм, когда все ветви лишь
формально разделены, но хуже, чем ожидания общества.
Бесспорно, прошло еще немного времени, чтобы судить об эффективности новой
власти. Однако все четче вырисовываются недостатки функционирования принятой в
стране парламентской системы. Разнообразие позиций в многопартийном парламенте
пока не помогло начать экономические реформы, в которых остро нуждается экономика.
Есть и более фундаментальная проблема. Партии в парламенте – это представители
бизнес-групп, региональных элит, стремящихся быть властью, но не агенты социальных
страт, выражающие их интересы.
Сейчас страна стоит перед президентскими выборами, роль которого согласно
действующей конституции достаточно ограничена. Но накал политической борьбы
обещает быть не только острым, но и жестким. Причин несколько. Прежде всего,
пришедшие к власти силы стремятся подтвердить свои полномочия через победу в
президентских выборах. Однако гораздо более важной представляется цель укрепить
парламентскую фракцию президентской властью, чтобы иметь возможность
использования этого преимущества, если будущее не будет таким стабильным. Все это
обостряет политическую конкуренцию, подталкивает к объединению сил. Но если
4
регионализм станет главным объединяющим фактором, а такие предпосылки только
увеличиваются, то в условиях низкой политической культуры создастся устойчивая основа
для дестабилизирующего противостояния по линии «север-юг».
Таким образом, на данный момент пришедшим в результате выборов силам
удалось добиться некоторой стабилизации общественно-политической ситуации, какой-
либо нависающей угрозы нет. Однако в стране остаются неразрешенные противоречия
влиятельных групп интересов, которые периодически обостряются.
Сочетание низкой эффективности власти с недостаточной электоральной
поддержкой и с жестким противостоянием политических оппонентов представляет для
правящей коалиции чрезвычайную опасность, так как при неблагоприятных условиях
приводит к обнулению социальной опоры и утрате политической стабильности. Это
означает, что в случае возникновения в будущем даже небольшого кризиса, власть
столкнется с риском выхода противостояния за пределы парламента и необходимостью
нового торга, нового «разделения» страны вплоть до отдельных компаний. Тогда в список
предметов торга войдет и решение о вступлении в ТС.
Проблемы преодоления последствий этнического конфликта
Другим из возможных дестабилизирующих факторов может быть неполная
урегулированность межэтнического конфликта в июне 2010 г., приведшего к
многочисленным жертвам. Его последствия до настоящего времени тяжелым грузом
давят и на общественно-политическую ситуацию, и на экономику.
Внешне ситуация имеет позитивную динамику. Правительство направило
значительные силы и ресурсы на восстановление разрушенного жилья, начало судебные
преследования некоторых участников беспорядков. СМИ заполнены политкорректными
передачами, призывающими к добрососедству и дружбе. Однако совершенно очевидно,
что пропасть отчуждения на юге страны двух братских этнических групп кыргызов и
узбеков в обозримые сроки преодолеть не удастся. Самый тяжелый вопрос – это вопрос
справедливости, который каждая сторона видит по-своему. И в этом его
неурегулированность. Несколько созданных в Кыргызстане комиссий, международная
независимая группа под руководством специального представителя Парламентской
ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии Киммо Кильюнена, изучавших причины конфликта,
также пришли к разным оценкам.
Наличие не достаточно полно урегулированного этнического конфликта таит в себе
серьезный потенциал для обострения ситуации. Как показывает история, толчком для
эскалации может быть любое малозначимое событие, даже ссора на базаре из-за
«тарелки клубники». Снижение риска усиления напряженности будет зависеть от
способности властей найти новый баланс интересов разных этнических групп.
Социально-экономическое положение Кыргызской Республики
Однако гораздо более мощным дестабилизирующим потенциалом является
состояние экономики Кыргызской Республики - страны с населением 5,3 млн. человек.
ВВП по паритету покупательной способности равен 11,772 млн. долларов, на душу
населения приходится 2 162 долларов (143 место)
2
. Из стран СНГ позади только
Таджикистан. Размер теневой экономики имеет разные оценки. Официальная статистика
показывает 18,3% от ВВП, экспертные оценки колеблются в интервале 50-60%.
С 2000 г. ВВП прирастал со среднегодовым темпом 4,0%. Такой прирост за 10 лет
позволил увеличить ее размер всего на 48%, что является самым низким показателем
5
среди стран СНГ. Это было обусловлено не только экономическими факторами. С 2000
года показатель темпа роста ВВП два раза опускался ниже 100%: в 2005 г. - 99,8%, в 2010 г.
- 98,6%, т.е. как раз в годы революций. Хотя в другие, более благоприятные годы, средний
прирост составлял 6-7%.
Страна достаточно богата месторождениями золота и редкоземельных металлов, но
обделена запасами нефти и газа. В прошлом Кыргызстан был аграрно-индустриальным,
сейчас он аграрно-сервисный. Только с 2000 г. доля отраслей, производящих товары,
сократилась с 59% до 38%, а доля отраслей, производящих услуги, напротив, выросла с
34% до 52%. Экономика практически деиндустриализировалась, потеряны не только
производственные мощности, но и кадры.
Кыргызская экономика очень открыта – отношение внешнеторгового оборота к ВВП
составляет в среднем 110%. Поэтому на ней мгновенно отражаются как благополучие, так
и любые проблемы у основных экономических партнеров. Внешний государственный
долг Кыргызстана с 2008 г. по 2010 г. вырос примерно на 40% и превысил 57% от ВВП. В
пересчете на каждого кыргызстанца приходится около 500 долларов долга при
среднемесячной зарплате менее 140 долларов.
В стране много граждан, которые считаются бедными. Оценки 2010 г. показывают,
что уровень бедности
*
в Кыргызской Республике составляет 33,7%, крайней бедности –
5,3%. Иначе говоря, примерно 1,8 миллиона человек живет на 455 и менее долларов в
год.
Поэтому не случайно, что значительная часть экономически активного
трудоспособного населения покинула страну в поисках работы и устойчивых доходов.
Многие кыргызские граждане имеют двойное с Россией гражданство, хотя местным
законодательством это не предусмотрено. Численность трудовых мигрантов в разных
источниках отличается. Российские эксперты называют величину трудовых мигрантов из
Кыргызстана 350-400 тыс. человек, кыргызские - примерно в 2 раза больше, а
официальная статистика – в 2-3 раза меньше. Работа за границей позволяет ежегодно
переводить на родину до 1,2 млрд. долларов США.
Влияние данного фактора на материальное благополучие населения чрезвычайно
важно, особенно для южных областей. При исключении доходов трудовых мигрантов из
стоимости потребления, бедность в южных областях достигает до 53,7%. Если из общих
доходов исключать доходы трудовых мигрантов, то население относимое статистикой к
бедным, практически полностью оказывается за чертой крайней бедности
3
.
Бюджет страны всегда исполняется с огромным трудом. В прошлом
«революционном» году дефицит общего бюджета составил 10,7 млрд. сомов (5% от ВВП).
В 2011 г. задачу выполнения бюджетных обязательств может осложнить вынужденное
повышение заработных плат работникам бюджетной сферы.
Как отмечалось, в отдельные годы экономика росла достаточно интенсивно.
Основными факторами, повлиявшими на экономическое развитие, были, во-первых,
устойчивый рост экономики в странах – основных торговых партнерах. Рост потребления в
этих странах способствовал кыргызскому экспорту, прежде всего, реэкспорту китайской
продукции. Сейчас с введением ТС заградительных таможенных пошлин ценность
данного фактора может быть сведена к минимуму.
*
Стоимостная величина общей черты бедности в 2010г. составила 20937,08 сома в год на душу населения
(примерно 455 долларов США), крайней бедности – 12608,44 сома (275 долларов).
6
Во-вторых, это рост частного потребления. Частично это было достигнуто за счет
роста внутренних доходов. Однако решающую роль сыграли поступления от трудовых
мигрантов. Данный фактор сейчас присутствует, более того, поступления от мигрантов
постепенно выходят на докризисный уровень. Однако его значение может быть быстро
понижено, если принимающая страна начнет использовать его в качестве рычага
давления. Такие прецеденты по отношению к некоторым государствам уже имели место.
В-третьих, это устойчивость коэффициента инвестирования. Достигнуто это было за
счет роста прямых инвестиций, прежде всего иностранных. Но каждая революция
сопровождалась погромами и грабежами бизнес-компаний, рейдерскими захватами
чужого имущества. Последняя революция еще отметилась национализацией
государством имущества, которое, как считалось, принадлежало семье бывшего
президента. Не зависимо от обоснованности таких решений государства, сам этот факт, а
также погромы и грабежи снижают инвестиционную привлекательность Кыргызстана до
минимума.
Таким образом, членства в ТС добивается небольшая страна с неустойчивой
общественно-политической ситуацией и пока не эффективными на практике органами
государственной власти, с слабой, ориентированной на производство услуг экономикой, с
очень маленьким внутренним рынком и большим государственным долгом, страна, в
которой есть не полностью урегулированная межэтническая напряженность.
2. Интеграционные инициативы для стран Центральной
Азии
Участие Кыргызстана в интеграционных процессах
Распад Советского Союза обусловил на начальном этапе выпадение стран
центрально-азиатского региона из поля геополитического влияния России. Созданный в
1991 г. сначала Россией, Украиной и Белоруссией Содружество независимых государств
(СНГ), к которому позднее подключились большинство стран бывшего СССР, на деле
оказался механизмом бесконфликной дезинтеграции. Как подчеркнул в 2005 г. тогдашний
президент России В.В. Путин «СНГ создавалось, чтобы процесс распада СССР проходил
более цивилизованно, с меньшими потерями в экономической и гуманитарной сферах....
Но у СНГ никогда не было сверхзадачи в экономической интеграции»
4
.
Следует отметить, что в начале 90-х годов дистанциирование России от центрально-
азиатских стран, нарастание в них экономических трудностей и политических рисков,
усиленных присутствием рядом воющего Афганистана, объективно подталкивало
государства региона к объединительным инициативам. В истории стран центрально-
азиатского региона есть период, когда предпринимались активные действия для
объединения. Так, в 1994 году был подписан договор «О создании Единого
экономического пространства между Кыргызской Республикой, Республикой Казахстан и
Республикой Узбекистан», в котором предполагалось свободное перемещение товаров,
услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечение согласованной кредитно-расчетной,
бюджетной, налоговой, ценовой, таможенной и валютной политики. В 1998 г.
региональное объединение получило название Центрально-Азиатское экономическое
сообщество (ЦАЭС).
7
Однако эффективность работы ЦАЭС вызывала критику. Оценивая деятельность этой
организации в 2002 г. президент Узбекистана И. Каримов сказал «за время своего
существования Центрально-азиатское сообщество приняло 254 документа, большинство
из них не работает, а общий центрально-азиатский рынок во многом остается благим
пожеланием, и государства региона пока объединяет только внешняя угроза, а это
достаточно зыбкая база для интеграционных процессов»
5
. В этом же году ЦАЭС
трансформировалось в организацию Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС).
Изменившееся со временем отношение России к Центральной Азии создало условия
для образования в 2000 г. более широкого объединения стран – ЕврАзЭС, учредителями
которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан (в 2006 г. к ним
присоединился Узбекистан). ЕврАзЭС был создан для продвижения процесса
формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Данное
событие и предопределило дальнейшую судьбу самостоятельных центрально-азиатских
объединений. В силу того, что сам по себе ЦАС не дал ожидаемого результата, а после
создания ЕврАзЭС вообще потерял смысл, в 2005 г. он был объединен с ЕврАзЭС и
прекратил существование.
Почему же не состоялось региональное объединение центрально-азиатских стран?
Их можно разделить на «фундаментальные» и «технические». Фундаментальными
факторами для любых объединений государств являются общие цели, сформированные
под влиянием общей истории и культуры, общей военной и/или террористической
угрозы, общих экономических интересов. Все это присутствовало, но в оценке деталей
оказались различия.
Общая культура и история у стран региона есть. После получения независимости
начался процесс поиска идентичности, восстановления собственной истории, что было
необходимым
для
строительства
государства.
Но
одновременно
началось
«соревнование» в древности возникновения национальной государственности и ее
значимости в мировой истории. Раздел общего исторического наследия привел к
множеству конфликтующих между собой интерпретаций личностей, событий и явлений
6
.
Преувеличенными также оказалась значимость для интеграции общих религиозных,
культурных и языковых корней.
Военная и террористическая угрозы для всех стран существовали, прежде всего, из-
за Афганистана и проникновения в регион экстремистских и радикальных организаций,
которые нашли не только пространство, но и благоприятную почву для активизации своей
деятельности. Но угрозы каждой страной оценивались по-разному, а для противостояния
им, прежде всего, готовились собственные силы. И потом всем было понятно, что в случае
обострения ситуации решающее значение сыграла бы военная и техническая помощь
крупных держав, а не объединение центрально-азиатских государств.
Центрально-азиатский регион имеет потенциал стать одним из значимых
экономических субъектов мирового значения. Президент Казахстана Н. Назарбаева,
обосновывая целесообразность создания Союза центрально-азиатских государств,
говорил: «Нам сам Бог велел: 55 млн. населения, нет барьера по языку,
взаимодополняемая экономика, на одном пространстве, транспортные, энергетические
связи. Этот регион может полностью обеспечить себя продовольствием, полностью может
обеспечить себя энергетикой и так далее»
7
.
Динамику и вектор экономического развития стран Центральной Азии задали
ориентации оказавшейся у власти политической элиты, имеющиеся природные ресурсы и
экономический эгоизм. В Кыргызстане первым президентом был избран крупный ученый,
8
без значимого партийного прошлого, сторонник либеральных идей. Поэтому при
непосредственном содействии иностранных консультантов страна одной из первых
начала масштабные экономические реформы, приватизацию и разгосударствление,
перешла на национальную валюту и т.д.
В других странах центрально-азиатского региона реформы развивались менее
интенсивно, в них ставка было сделана на использование богатейших природных
ресурсов, преобладание административных методов регулирования экономикой и др. Все
это предопределило разные темпы экономического развития и большую экономическую
интеграцию с странами, расположенными вне региона.
К перечисленным фундаментальным факторам добавились и технические,
учитывающие приоритеты и действия политических элит центрально-азиатских
государств. Это усиление противоречий между соседними странами в использовании
региональных водных и топливно-энергетических ресурсов (Кыргызстан-Таджикистан-
Узбекистан) и транспортных коммуникаций (Кыргызстан-Казахстан), которые ранее
регулировались в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Между
некоторыми странами региона до сих пор не решены двухсторонние территориальные
споры на отдельных участках границ, что периодически приводит к обострениям. Далеко
не последнюю роль сыграла скрытая борьба за региональное лидерство (Узбекистан-
Казахстан) и даже обычная бюрократия и бездеятельность исполнительных органов
объединений.
Резюмировать настроения для продолжения интеграции в Центральной Азии можно
словами И. Каримова, который относясь к инициативе Н. Назарбаева по созданию Союза
центрально-азиатских государств сказал: «Для того, чтобы создавать какие-то союзы
между государствами, тем более речь идет о странах Центральной Азии, уровень
экономического и социального развития, потенциал этих стран должен быть как-то
сравним. Во-вторых, политика и направления, которыми занимаются лидеры государств,
должны быть сравнимы, но не разноречивы. Особенно, если дело касается реформ и
видения перспектив своего развития»
8
.
И хотя далеко не все центрально-азиатские страны имеют такое же мнение, по-
видимому, тема регионального объединения этих государств закрыта на долгие годы.
Влияние Китая и США на интеграционные процессы в Центральной Азии
В силу своего важнейшего географического положения и ресурсной значимости
страны региона сразу после получения государственной независимости попали в зону
стратегических интересов Китая и США
∗
.
Китай для современной истории является новым игроком в центрально-азиатском
регионе. Но он абсолютно естественный игрок, если принять во внимание достаточно
протяженную общую границу и растущий экономический потенциал. На формирование
Китаем текущих целей в Кыргызстане, несомненно, повлияли следующие факторы.
Первый – Кыргызстан исторически является частью российского геополитического и
геоэкономического пространства, поэтому чрезмерная активность и настойчивость даже
на таком небольшом плацдарме могла внести неприятный аспект во взаимоотношениях с
стратегическим партнером - Россией. Второй – для Китая, по-видимому, значительно
∗
В действительности Кыргызстан находится в поле интересов значительно большего числа стран и
глобальных проектов – исламский, тюркский и др. Но они пока не оказывают столь существенного влияния
на экономику и политику страны и вряд ли смогут как-то повлиять на вступление Кыргызстана в ТС.
9
больший интерес представляли другие страны региона, имеющие значительные запасы
минеральных ресурсов и более емкие рынки. Кроме того, несмотря на общую границу и
проживание в соседнем Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая
кыргызской диаспоры, уровень отношений Китая с Кыргызстаном в советское время был
минимальным. Поэтому Китай не имел для работы Кыргызстане необходимого
плацдарма, как, впрочем, и Кыргызстан не имел опыта выстраивания отношений с
Китаем.
Поэтому с самого начала Китай сконцентрировался на формировании устойчивых
дружественных отношений, усилении безопасности на границе, особенно в связи с
прилеганием беспокойного СУАР, стимулировании сбыта китайских товаров и услуг, а
также на информационном и образовательном проникновении в Кыргызстан. Как
отмечает бывший министр иностранных дел Кыргызской республики М. Иманалиев, в
своей центрально-азиатской политике «Китай не столько пытается повлиять на
внутриполитическую ситуацию в центрально-азиатских странах, сколько уделяет
внимание проявлению лояльности со стороны стран региона по наиболее острым и
сложным для Китая вопросам, в том числе по Тайваню, Тибету, уйгурским сепаратистам»
9
.
Сейчас взаимовыгодные отношения устойчиво развиваются по многим
направлениям. Страны связаны не только договором о добрососедстве, дружбе и
сотрудничестве, но и множеством других соглашений от борьбы с терроризмом до
сотрудничества в медицине, образовании, гуманитарной и других сферах.
Во-первых, Кыргызстан и Китай являются участниками Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС), одним из главных приоритетов которой является создание
благоприятных условий для торговли и инвестиций. Организацией принимаются
долгосрочные программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества
стран-участников. При этом, по оценкам экспертов, «Пекин не заинтересован в
доминировании в Центральной Азии никакой другой международной силы, кроме
ШОС»
10
.
Во-вторых, Китай является вторым после России торговым партнером Кыргызстана.
В немалой степени этому способствовало членство Кыргызстана и Китая в ВТО и членство
Кыргызстана вместе с Россией и соседями в ЕврАзЭС. До последнего времени это
обеспечило режим наибольшего благоприятствования для торговли и реэкспорта.
Товары, ввозимые в основном из Китая, по низким таможенным пошлинам дальше с
выгодой экспортировались в Россию, Казахстан, Узбекистан. Кыргызский бизнес для
обслуживания товарных потоков создал крупнейшую логистическую систему центрально-
азиатского региона - торговые центры «Дордой» в северном направлении и «Карасуу» в
южном.
Но здесь есть важная особенность. Зеркальная статистика официальных данных
Кыргызстана по объемам двусторонней торговли и данных Китайской Народной
Республикой, представленных в базу данных Секретариата ВТО и ООН Comtrade,
отличается более чем существенно. В Кыргызстане в сторону занижения. Например,
разница официальных данных объемов двусторонней торговли между Кыргызстаном и
Китайской Народной Республикой
11
, в 2008 г. составила по экспорту в Китай 76,9 млн.
долл.США, по импорту из Китая 8485,2 млн. долл.США. Другие исследования также
показывают эту «особенность» кыргызского реэкспорта. Так, за 9 месяцев 2010 г. импорт
ТНП из КНР в сутки через таможенный терминал по данным исследования составил
5 170,0 тыс. долларов, а по официальной статистике 1 169,2 тыс. долларов
12
.
10
Объяснение причин различиями в методике расчета ситуацию не проясняют.
Гораздо более правдоподобным является мнение, что эти центры стали крупнейшими
посредниками, через которые в значительной мере осуществляется незаконное
перемещение через границу товаров и иных ценностей, т.е. контрабанды. Успешность
работы кыргызских торговых центров в таком режиме показывает, что это было выгодно и
странам поставщикам товаров, и странам получателям товаров – для одних отличным
рынком сбыта, для других колоссальными неучтенными доходами.
В-третьих, помимо торговли товарами Китай наращивает свое проектно-
инвестиционное присутствие в Кыргызстане в таких секторах экономики как энергетика,
горная добыча. Хотя объем прямых инвестиций из Китая (70,7 млн. долларов в 2010 г.)
меньше российских (97,3 млн. долларов в 2010 г.), динамика роста высокая. Прямые
инвестиции Китая в Кыргызстан в период 2005-2010 гг. выросли почти в 16 раз.
Российские инвестиции за тот же период выросли в 12 раз.
В-четвертых, тесные торговые отношения и реализация крупных инвестиционных
проектов обусловили рост количества китайских граждан, постоянно находящихся и
работающих на территории Кыргызстана. В столице страны расположены крупные
торговые центры, в которых продается товары из КНР. Среди молодежи проявляется
большой интерес к изучению китайского языка. Активно идет обмен студентами. По
данным за 2010 год в китайских учебных заведениях обучались не менее 250 граждан
Кыргызстана, а 488 граждан Китая обучались в Кыргызстане.
В-пятых, перспективы экономической интеграции Китая с Кыргызстаном и другими
центрально-азиатскими странами неизмеримо возрастут, если в регионе будут созданы
сквозные транспортные коридоры. Наиболее реальными представляются строительство
китайско-кыргызско-узбекской железнодорожной магистрали, основное направление
которой протянется от Кашгара (Китай) через кыргызскую территорию до Андижана
(Узбекистан) с открывающимся выходом далее к Каспийскому морю
13
. Есть варианты
создания Центрально-азиатской сухопутной мультимодальной контейнерной линии,
соединяющий Кашгар с севером и югом Кыргызстана
14
. Пока разногласия
заинтересованных сторон не разрешены. Но в случае реализации хотя бы части из этих
планов возможности Китая в центрально-азиатском регионе возрастут на порядок.
Таким образом, к указанным выше факторам, повлиявшим на стратегию
«вхождения» Китая в Кыргызстан, всегда следует добавлять главный - превращение его в
глобальную мировую державу. Это дает основание полагать, что Китай будет и далее
планомерно расширять свое экономическое присутствие в Кыргызстане. И здесь
вступление Кыргызстана в ТС вряд ли будет иметь принципиальное значение. Более того,
вполне вероятно использование Кыргызстана как еще одного плацдарма для
экономической экспансии в страны ТС.
Интересы США в Кыргызстане находятся в контексте глобальных интересов Америки
на всем центрально-азиатском регионе с включением Афганистана и, как известно,
отражены геополитическом проекте, именуемым «Большая Центральная Азия».
Особенность кыргызского направления политики США формируют следующие факторы.
Во-первых, после трагических событий 11 сентября 2001 г. на территории
международного аэропорта «Манас» в 30 км от столицы государства - Бишкека размещен
Центр транзитных перевозок ВВС США (до 2009 г. авиабаза Ганси). Это единственная
перевалочная база в Центральной Азии для США, которая имеет важное стратегическое
значение для осуществляемой США и НАТО миссии в Афганистане.
11
Во-вторых, через территорию Кыргызстана проходит один из каналов
транспортировки наркотиков из Афганистана, известный как «Ошский наркотический
узел». Более того, эта деятельность в прошлом поддерживалась изнутри Кыргызстана. Как
заявил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа «Силовые структуры,
подчинявшиеся бывшему президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву, контролировали
наркотрафик в республике»
15
. Создание барьеров для наркотрафика требует от США и
всех других заинтересованных сторон, включая Россию и европейские страны, тесной
координации и совместных действий с правительством Кыргызской Республики.
В-третьих, Кыргызстан наиболее вестернизированная страна региона. По оценкам
свободы СМИ, политических свобод Кыргызстан всегда выше соседних стран
16
. Об уровне
политической конкуренции уже говорилось. Добавим, что благодаря США и другим
западным странам в стране создан мощный сектор неправительственных организаций,
объединивших активную и квалифицированную часть общества. Хотя власти страны во
все времена упрекали их в некоторой ангажированности (общий объем внешнего
финансирования деятельности гражданского сектора точно никто не знает), эти
организации способны бескомпромиссно реагировать на любые ее промахи при
нарушении прав человека, ограничении свободы слова, подавления оппозиции,
коррупции и т.д. Оппонирование гражданского сектора правительству зачастую жестче и
отчаяннее оппонирования политических партий. Конкурентность, хотя и с особенностями,
в политическом пространстве, развитость гражданского сектора Кыргызстана создает для
США и западных стран плацдарм, через который есть возможность распространять
основные демократические ценности.
Таким образом, Кыргызстан имеет громадное значение в достижении США
комплекса своих интересов – вестернизации и глобализации региона, расширении
сотрудничества с организациями Западного мира, развитии гражданского общества и
транспарентной рыночной экономики, предотвращение трансформации центрально-
азиатских стран в базу для развертывания экстремистских исламских сил и
международного терроризма, нелегального распространения наркотиков
17
.
США экономически присутствуют в Кыргызстане мало. Однако проявляют
заинтересованность в реализации экономических проектов, сближающих страны
Центральной Азии и Афганистан. Один из таких проектов - «CASA-1000». Кыргызстан на
сегодняшний день использует не более 10% своего гидроэнергетического потенциала и
не имеет устойчивых рынков сбыта электроэнергии у соседей в центрально-азиатском
регионе. Проект «CASA-1000» соединит высоковольтные линии электропередач
Кыргызстана и Таджикистана с выходом в Афганистан и далее в Пакистан. Это позволит
начать в Кыргызстане строительство гидростанций, увеличить экспорт электроэнергии, в
чем страна крайне заинтересована.
Настойчивость США в этом вопросе видна из слов помощника госсекретаря США
Роберта Блейка. Говоря о сотрудничестве стран Центральной Азии с европейскими
партнерами, а также с Россией, Индией, Китаем, он сказал: «Большое значение в этом
имеют энергетические ресурсы региона. А это сотни миллионов потребителей в Индии,
Афганистане, Пакистане и Бангладеш. … Имеет смысл связать проекты по строительству
автомобильных дорог и железнодорожных путей в Афганистане с масштабными
проектами Азиатского банка развития по возведению дорог и путей в регионе, чтобы
помочь Афганистану и Центральной Азии достичь западных рынков»
18
.
Следует отметить четко выраженное стремление США ограничить центрально-
азиатские государства от доминирования кого-либо из соседей. Так, по мнению Дж.
12
Дэвиса (Jacquelyn K. Davis) и М.Свиней (Michael J. Sweeney)
19
США должны остаться
вовлеченными в этот регион мира на длительный срок, даже если речь пойдет о
диверсификации и возможном сокращении военного присутствия США в Центральной
Азии или о раздражении, вызываемым присутствием США, особенно в России и Китае.
В докладе, подготовленном под руководством бывшего заместителя госсекретаря
Ричарда Армитиджа (Richard Armitage), также присутствует очевидная озабоченность
ростом влияния, прежде всего, России в центрально-азиатском регионе
20
. Раздражает
США стремление, по мнению авторов доклада, соседних держав ликвидировать
американскую авиабазу, деятельность русскоязычных СМИ, ведущих дезориентирующую
пропаганду об усилиях США по укреплению гражданского общества и власти закона и т.п.
Что же ими предлагается делать США для укрепления политики в центрально-
азиатском
регионе? Во-первых, противостоять российским
претензиям
на
привилегированные отношения с Центральной Азией и не подчинять свои отношения с
Центральной Азией задаче улучшения отношений с Россией. Очевидно, ценность
центрально-азиатского региона стала оцениваться выше. При этом предлагается
стремиться к определению областей общих интересов с заинтересованными
государствами для налаживания совместной работы.
Во-вторых, предлагается лучше пользоваться уникальными возможностями и
преимуществами США, связанными с их позицией в международных финансовых
институтах, возможностями, предоставляемыми глобальным рынком, прежде всего,
продвижению стран региона к членству в ВТО. Настойчивость США в этом вопросе
В-третьих, предлагается вовлекать во взаимодействие в Центральной Азии
международных партнеров - Германию, Британию, Европейский Союз и Турцию,
диверсифицировать свое партнерство в регионе, особенно путем его развития с Японией,
Южной Кореей и Индией.
Следует признать, что перечень мер по усилению присутствия в Кыргызстане США
вместе с западными странами основан на огромном политическом, финансовом и
организационном потенциале этих держав и, бесспорно, окажет влияние на ситуацию в
регионе.
Таким образом, задача активного присутствия США в центрально-азиатском регионе,
в том числе и в Кыргызстане, является постоянной и долгосрочной. У США в Кыргызстане
есть конкретные цели. Но цели и методы их достижения в отдельных моментах находятся
в диссонансе с намерениями других глобальных держав в регионе, прежде всего России,
что создает конкурентные отношения.
Решение Кыргызстана войти в ТС, находящее поддержку среди стран-членов ТС,
также может стать местом расхождения позиций глобальных держав. Поэтому
предложение Кыргызстану альтернатив вступлению в ТС не будет неожиданным.
3. Оценки возможных последствий вступления Кыргызстана
в Таможенный союз
Ожидаемые последствия вступления Кыргызстана в ТС
Вступление Кыргызстана в ТС повлечет дифференцированные во времени
экономические, социально-культурные и политические последствия. Как уже отмечалось,
пока не хватает детальных исследований, которые описывают возможные выгоды и
13
потери Кыргызстана во всех возможных аспектах. Эту работу еще предстоит выполнить.
Поэтому здесь приведены предварительные оценки, основанные на имеющихся данных.
Экономический аспект вхождения Кыргызстана в ТС связан с необходимостью
адаптации Кыргызстана к ряду проблем. Первая проблема - необходимость адаптации
экономики Кыргызстана к таможенным тарифам ТС. Сравнение действующих в данное
время таможенных тарифов Кыргызстана и стран ТС показывает разницу в целом на 5,5%:
для продукции сельского хозяйства она составляет 2,9%, для промышленности 6,5%
21
.
На сегодняшний день в Кыргызстане таможенные пошлины установлены с учетом
членства в ВТО. Страна на протяжении многих лет стремилась к приобретению
специализации транзитной страны, поэтому приняла привлекательные низкие тарифы и
упрощенное таможенное оформление. Таможенные пошлины стран ТС, в свою очередь,
принимались с целью защиты собственного производителя и установления барьеров для
демпинговых цен для стран-членов ТС. То есть таможенная политика формировались по-
разному, исходя из существующих экономических базисов и приоритетов развития
каждой из стран. Вхождение Кыргызстана в ТС означает отход от критериев своей
прежней политики и приобщение к политике ТС.
Наиболее понятные и очевидные последствия для Кыргызстана – это выгоды при
импорте из стран ТС и рост затрат при импорте из прочих стран. Основные статьи импорта
из стран ТС по ТНВЭД: минеральные продукты, прежде всего, нефтепродукты, древесина
и изделия из древесины, машины, оборудование и механизмы, пшеница и продукты
зерновых и др. Однако если по нефтепродуктам Кыргызстан привязан к странам ТС, то
многие другие товары также покупаются в третьих странах. Например, в части
промышленных товаров выигрывает продукция Китая и стран, не входящих в ТС, которые
предлагают лучшее соотношение цена/качество и более широкую номенклатуру
продукции. Вхождение в ТС создаст ценовые барьеры, из-за которых многое придется
покупать в странах ТС. Причем с учетом сравнительно низкой покупательной способности
кыргызских покупателей (населения и предприятий), они будут вынуждены
ориентироваться на дешевые сегменты рынка и, соответственно, продукцию худшего
качества.
Применение Кыргызстаном относительно высоких тарифных ставок ТС приведет к
потере привлекательности транзитной страны с низкими тарифами и упрощенным
таможенным оформлением. Это снизит товарооборот с странами, не входящими в ТС.
Особенно негативно это отразится на реэкспорте китайских товаров, что является одним
из столпов экономики Кыргызстана. С снижением реэкспорта пострадает огромное число
мелких торговцев.
Но вхождение в ТС создаст не только проблемы. Это создаст и новые возможности
для кыргызского бизнеса - шире откроются рынки стран ТС, можно будет полнее
использовать имеющиеся конкурентные преимущества страны и создать виды
производств, которые до настоящего времени не развивались.
В Кыргызстане в последние годы выросло швейное производство, которое стало
достаточно конкурентоспособным на российском и казахском рынках. Этому
способствовало длительное нахождение в тени, преференциальный налоговый режим в
последние годы и возможность ввозить китайский текстиль и фурнитуру по упрощенной
схеме. Экспертные оценки показывают, что в случае сохранения возможностей импорта
по низким пошлинам китайских тканей и фурнитуры, Кыргызстан имеет возможности
стать крупным игроком на рынке швейной продукции стран ТС
22
.
14
Конкурентные преимущества могут быть найдены также в сельском хозяйстве. Не
смотря на то, что Кыргызстан относится к зоне рискованного земледелия, это будет самая
южная территория стран ТС. Здесь есть ключевые природные факторы
сельскохозяйственного производства - вода и земля, теплый климат, в достатке рабочая
сила. Все это может стать основной для создания зоны эффективного
сельскохозяйственного производства для стран ТС.
Наконец, вхождение Кыргызстана в ТС приведет к необходимости гармонизации
своего законодательства с странами ТС, в том числе по обеспечению контроля качества
экспортируемой продукции, техническим регламентам, защите инвестиций. Это создаст
предпосылки для роста инвестиций в Кыргызстан из стран ТС.
Вторая проблема – необходимость адаптации Кыргызстана к новым условиям
формирования доходной части бюджета. Структура экономики Кыргызстана и структура
экономики других стран различаются более чем существенно. Если в России и Казахстане
бюджетообразующими статьями в значительной мере является экспорт сырья, то в
Кыргызстане бюджет и занятость связаны с реэкспортом и услугами. Можно ожидать, что
повышение таможенных тарифов, скорее всего, создаст бюджетные проблемы так как,
во-первых, торговля еще больше будет ориентирована на страны ТС, с которыми торговля
беспошлинная и, во-вторых, скорее всего, произойдет частичное сворачивание торговли с
другими странами – это опять же уменьшение таможенных платежей.
Третья проблема – необходимость урегулирования отношений с странами ВТО.
Будучи членом ВТО, Кыргызстан принял на себя ряд обязательств, включая удержание
тарифных ставок на среднем уровне 5,1%. Если Кыргызстан перейдет на внешний тариф
ТС, то согласно Статье XXVIII ГАТТ, страна будет вынуждена предложить странам-членам
ВТО «компенсационные изменения». Есть возможность решить проблемы путем
переговоров, но в любом случае придется сохранять средний уровень таможенной
ставки. Нарушение обязательств повлечет крупные штрафы, на выплату которых у страны
средств нет.
Социальный аспект вхождения Кыргызстана в ТС связан с последствиями этого
решения для населения и его рефлексией. Во-первых, как отмечалось выше, в
наибольшей мере пострадает реэкспорт, который осуществляется через два торговых
центра «Дордой» и «Карасуу». В целом в комплексе «Дордой» задействовано около
100000 человек (торговцев и обслуживающего персонала), на рынках «Карасуу» трудится
порядка 20000 человек
23
. С учетом семей проблема сокращения торговли и,
соответственно, снижения доходов коснется как минимум 240 000 человек, то есть около
4,5% населения страны.
Во-вторых, сравнение показателей заработной платы и уровня безработицы в
Кыргызстане и других стран ТС не в пользу претендента. Средняя заработная плата в мае
2011 г. в Кыргызстане составляла 25% от российской, 35% от казахской и 61% от
белорусской. Отношение численности безработных к численности экономически
активного населения в июне 2011 г. составляло: в Белоруссии и в Казахстане – по 0,7%, в
России – 1,9%, в Кыргызстане - 2,6%
24
. Это может еще больше провоцировать трудовую
миграцию.
В-третьих, рост цен на дешевые китайские потребительские товары, которые в
настоящее время доминируют на местном рынке, окажется очень чувствительным для
небогатого населения Кыргызстана. Также неприятным фактом станет удорожание
лекарств, бытовой техники, автомашин из стран – не членов ТС. Опыт показывает, что
граждане Кыргызстана реагируют на решения властей, ухудшающие уровень их жизни, не
15
перед принятием решения, а после наступления первых последствий. Так, например, это
было при росте тарифов на электроэнергию. Поэтому, возможную реакцию населения на
вхождение в ТС следует ожидать только после появления первых проблем.
ТС это экономический союз. Но более тесные экономические связи стран ТС не могут
не иметь культурный аспект взаимоотношения участников ТС. Так, создание ТС и Единого
экономического пространства предполагает беспрепятственное перемещение капитала и
рабочей силы. В случае вхождения Кыргызстана в ТС возрастет число контактов
предпринимателей и простых граждан, высока вероятность роста трудовой миграции из
Кыргызстана. Таким образом, вопрос отношения друг к другу проживающего в этих
странах населения, вопрос культурной совместимости является значимым. Но здесь не
все однозначно.
Со стороны Кыргызстана в подавляющем большинстве случаев присутствует
благожелательное отношение к России. Так, заявления о необходимости сохранения и
развития стратегического партнерства с Россией являются обязательным элементом
предвыборной компании абсолютного большинства кандидатов во всех выборах в органы
государственной власти.
По мнению одного из маститых кыргызских политиков М. Иманалиева «Россия
располагает в регионе колоссальным ресурсом, что является внушительным
преимуществом перед остальными важными «игроками центрально-азиатского
международного пространства», - всеобъемлющей «пророссийскостью» на уровне всех
социальных страт центрально-азиатских стран»
25
.
Россия в Кыргызстане присутствует очень зримо в избираемом для общения языке, в
СМИ, в популярных фильмах, артистах, политиках и т.д. Социологические опросы также
однозначно показывают, что кыргызстанцы очень благожелательно относятся к России.
По данным одного из опросов Gallup, Inc. политику России одобряют 84% кыргызстанцев
и только 4% высказали противоположное мнение
26
. Другой опрос Gallup показал, что по
мнению кыргызстанцев Россия является более важным союзником (63%), чем США,
которым отдали предпочтение только 3%
27
.
В тоже время граждане России гораздо более сдержаны по отношению к
Кыргызстану. Например, по данным Всероссийского центра изучения общественного
мнения на вопрос с какими странами следовало бы объединиться только 12% граждан
России называют Кыргызстан
28
. Если учесть, что у извечного соперника России – Турции
6%, то можно сделать вывод, что степень неприятия достаточно высокая. Здесь для
улучшения ситуации от российской стороны потребуются значительные усилия и
нетривиальные решения.
Существует еще один аспект - политический, который не могут не учитывать в
Кыргызстане. Если принять ВВП России по паритету покупательной способности за 100%,
то у Казахстана будет 8,7%, у Беларуси – 5,9%
29
. Экономика Кыргызстана самая маленькая
по масштабу, ее размер составляет всего 0,5% от российской. То есть в ТС не стоит вопрос
кто в союзе доминирует экономически. Но здесь для Кыргызстана важно знать существует
ли вероятность перерастания экономического доминирования в политический
патернализм?
Заметим, что все три члена ТС – это страны с ярко выраженной президентской
формой правления. В Кыргызстане сейчас парламентская форма, при этом возможность
изменения конституции в части полномочий основных ветвей власти ограничена законом
до 2020 г. К членству в ТС это, вообще говоря, не должно иметь никакого отношения. Но
известно достаточно скептическое отношение Президента России Д. А. Медведева о
16
намерениях Кыргызстана ввести в стране парламентскую форму правления. Говоря о
неспособности власти навести порядок в период политического кризиса, он сказал: «…Я
не очень себе представляю, как будет модель парламентской республики работать в
Киргизии». И далее «Не превратится ли это в череду бесконечных проблем, перетасовок в
парламенте, … приходу к власти сил, которые имеют экстремистскую направленность?»
30
.
Хотя при этом российский Президент подчеркнул, что лишь выражает свое мнение,
«вес» этого мнения переоценить невозможно. Тем более, что среди влиятельных
кыргызских политиков, включая заявивших об участии в президентских выборах, есть
сторонники очередной конституционной реформы и возврата к президентской форме.
Отсюда можно быть уверенными, что политическая ситуация в Кыргызстане, в случае
вхождения в ТС, попадет под еще более внимательный и заинтересованный мониторинг
партнеров по союзу.
4.
Выводы
1.
Решение правительства Кыргызской Республики о начале процесса
присоединения к ТС и ЕЭП является исключительно важным для настоящего и будущего
страны. Кыргызстан оказался вынужденным принимать какое-то решение в отношении ТС
только в связи с установлением новых таможенных пошлин. Определяющее влияние на
выбор именно этого решения, на наш взгляд, оказали следующие факторы:
•
общественно-политическая
ситуация
в
Кыргызстане
не
позволяет
Правительству допускать действия (или бездействие), которые могут привести к быстрому
и существенному ухудшению уровня жизни населения. Простое повышение цен на бензин
из-за роста таможенных пошлин – факт, способный нарушить стабильность в обществе;
•
Кыргызстан не сумел воспользоваться возможностями члена ВТО и перспектив
для изменения этой ситуации в ближайшее время не предвидится. Из всех основных
экономических партнеров членом ВТО является только Китай;
•
при принятии решения не входить в ТС Правительство Кыргызстана будет
вынуждено обеспечить социальную помощь наиболее пострадавшим гражданам и
провести болезненные реформы. Но для этого нет средств и достаточной поддержки
населения.
2.
По сегодняшним оценкам Кыргызстана выгоды от самостоятельного
объединения центрально-азиатских стран являются менее ценными, чем выгоды,
которые можно получить при интеграции этих же стран с Россией, обладающей
несравненно большим экономическим и политическим потенциалом.
Кыргызстана имеет важное геостратегическое значение. Это привлекает к нему
внимание глобальных держав – Китая, США и России. На наш взгляд, растущий потенциал
Китайской Народной Республики неминуемо приведет к увеличению экономического
присутствия в Кыргызстане вне зависимости от его решения относительно вхождения в
ТС.
США с их ближайшими союзниками стремятся не допустить превращение
центрально-азиатских стран в плацдарм для экстремистских исламских сил и
международного терроризма, нелегального распространения наркотиков и здесь их цели
совпадают с целями России. Однако они также заинтересованы в предотвращении
восстановления тотального доминирования России в Кыргызстане. Вполне вероятно, что
17
Кыргызстану придется испытать на себе весь набор политических, экономических мер,
противодействующих решению вступления в ТС.
При этом придется выбирать, все попытки «усидеть на двух стульях» не увенчаются
успехом.
3.
Вступление Кыргызстана в ТС имеет дифференцированные во времени
экономические, социально-культурные и политические последствия. На сегодняшний
день тщательно аргументированных оценок этих последствий не достаточно.
Предварительные исследования показывают, что экономика Кыргызстан получит
краткосрочные выгоды. Однако затем неминуемо наступят издержки, которые отразятся
на уровне жизни населения. Определенные проблемы ожидают Кыргызстан при решении
задач социального характера - создания рабочих мест, обеспечения социальной защиты
населения, роста трудовой миграции.
Весьма важным аспектом является повышение толерантности населения государств-
членов ТС, прежде всего, России, к гражданам Кыргызстана.
Есть также опасения, что вхождение Кыргызстана в единый экономический союз с
крупными странами создаст предпосылки для «подгонки» стандартов государственного
устройства, а именно для возврата к президентской форме правления. В Кыргызстане это
приводит к авторитаризму, подавлению свободы слова, силовым методам борьбы с
оппозицией. При таком развитии событий реакция в Кыргызстане может быть крайне
отрицательной.
4.
Решение правительства Кыргызской Республики о начале процесса
присоединения к ТС и ЕЭП является лучшим из нескольких плохих. Альтернатив
практически нет. Другие варианты решений – не вступать в ТС или затягивать процесс
переговоров на длительное время, например, до вступления самих членов ТС в ВТО,
являются несостоятельными. Это сразу приведет к применению членами ТС в отношении
Кыргызстана принятых для всех других стран таможенных тарифов и других
инструментов, что способно дестабилизировать экономику и социальную сферу.
Поэтому вступая в ТС необходимо добиться согласия партнеров на следующие
уступки и помощь:
•
сохранение для Кыргызстана специализации на реэкспорте, путем полного или
частичного сохранения прежних тарифов для импорта-экспорта на достаточно
длительный срок. Возможно, в будущем целесообразно создание в Кыргызстане
свободной экономической зоны для стран ТС;
•
разработка для Кыргызстана инвестиционного плана развития производств с
учетом имеющихся конкурентных преимуществ, в которые могла бы перейти часть
трудовых ресурсов и финансирование этих проектов со стороны крупных стран ТС;
•
принятие для Кыргызстана длительного адаптационного периода особенно
для тех требований ТС, которые приведут к сокращению числа рабочих мест и к
снижению доходов бедного населения;
•
содействие появлению в Кыргызстане неправительственных организаций,
поддерживаемых донорами из крупных стран членов ТС, для адаптации населения стран
ТС к проживанию в едином пространстве.
В свою очередь Правительству Кыргызстана потребуются не только точная и
решительная политика для перестройки своей экономики, но и высокий мандат доверия
со стороны населения для ее реализации.
18
1
Данные социологического опроса M-Vector «Кыргызстан. Настроение страны и оценка вариантов
изменения социально-экономической среды. 03.10.10»
2
Рейтинг Международного валютного фонда за 2010 год.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0
%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F_(%D0%9F%D0%9F%D0%A1)_%D0%BD%D0%B0_%D0
%B4%D1%83%D1%88%D1%83_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
3
Уровень бедности в Кыргызской Республике в 2010г. Национальный статистический комитет.
http://212.42.101.124:1041/stat1.kg/images/stories/docs/tematika/uroven/Ur.%20bed.%202010.pdf
4
Новости E1.ru. 25 Марта 2005. http://www.e1.ru/news/spool/news_id-209844.html
5
Российская бизнес-газета. — М., 2001. — 10 января; Известия. — М., 2001. — 17 января.
6
Олимов М.А. Интерпретация национальных историй как препятствие региональной интеграции. Проекты
сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы.
Материалы международной конференции. Худжанд, 26-28 июня 2007 года. – Бишкек. – С. 29.
7
Kazakhstan Today. – Алма-Ата, 2007. – 9 апреля.
8
И.А.Каримов в ходе совместной пресс-конференции с Н.А.Назарбаевым по итогам двусторонних
переговоров. Апрель 2008г. источник: http://www.cawater-info.net/news/04-2008/23.htm с ссылкой на
Казахстан Сегодня, 23.04.2008 г.
9
Иманалиев М. Сборник статей о Центральной Азии. – Б.: Next Print, 2008. – с. 62.
10
Клименко А.Ф. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны и
безопасности. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009. – С. 87.
11
Рассчитано по данным источника: Шинн А., Бешимов А., Усубалиев А.. Влияние Таможенного союза на
экономику Кыргызской Республики. - 19 апреля 2010г. – С. 8.
12
Обследование приграничной торговли и реэкспорта товаров, не охватываемых официальной статистикой.
Отчет подготовлен по результатам проведенного обследования в августе-сентябре 2009 года и марте-июне
2010 года.
13
Меморандум между Министерством железных дорог Китайской Народной Республики, Министерством
транспорта и связи Кыргызской Республики и Государственно-акционерной железнодорожной компанией
Республики Узбекистан "Узбекистон темир йуллари" о совместном проведении исследований и
предпроектных работ по строительству железной дороги Андижан-Ош-Кашгар от 26 апреля 1997 года.
14
К. Рахимов, Р. Конгурбаев, Б. Рахимов, Б. Айтуганов. Финальный отчет по исследованию:
"Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через
Кыргызстан" Региональный проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC)
Бишкек. - февраль-май 2010.
15
Февраль 2011 г. http://www.infosud.ru/international_news/20110221/251897021.html
16
В частности, оценка Freedom House «Freedom of the Press 2011»
http://freedomhouse.org/images/File/fop/2011/FOTP2011GlobalRegionalTables.pdf
оценка The Economist Intelligence Unit (EIU) «Democracy Index 2010»
http://graphics.eiu.com/PDF/Democracy_Index_2010_web.pdf
17
Андрей Казанцев. Политика стран Запада в Центральной Азии: проекты, дилеммы, противоречия.
МГИМО-Университет. – Москва. – 2009.- C. 113.
18
Из выступления помощника госсекретаря США Роберта Блейка на симпозиуме женщин Центральной Азии
и Афганистана «Стратегии успеха». 18.07.2011. http://www.24.kg/politic/100874-pamela-spratlen-zayavlenie-
premer-ministra.html
19
Central Asia in U.S. Strategy and Operational Planning: Where do we go from here? The Institute for Foreign
Policy Analysis. - February 2004. – Page 63. http://www.ifpa.org/pdf/S-R-Central-Asia.pdf
20
Strengthening Fragile Partnerships: An Agenda for the Future of U.S. - Central Asia Relations. Published by The
Project 2049 Institute. Arlington, Virginia, United States February, 2011. – Page 6.
http://project2049.net/documents/strengthening_fragile_relationships_central_asia_feigenbaum.pdf
21
Шинн А., Бешимов А., Усубалиев А.. Влияние Таможенного союза на экономику Кыргызской Республики. -
19 апреля 2010г. – С. 9.
22
Вашакмадзе Е. Бартоломей К. Миронова Ю. Таможенный Союз Беларуси, Казахстана и России.
Потенциальное воздействие на Кыргызстан и Таджикистан. - Проект документа от 10 мая 2011 года
19
23
Отчет «Обследование приграничной торговли и реэкспорта товаров, не охватываемых официальной
статистикой» (август-сентябрь 2009 года и март-июнь 2010 года).
24
Рассчитано до данным источника: Межгосударственный статистический комитет Содружества
независимых государств http://www.cisstat.com/
25
Иманалиев М. Сборник статей о Центральной Азии. – Б.: Next Print, 2008. - С. 65.
26
Russia's Leadership Not Popular Worldwide. http://www.gallup.com/poll/148862/Russia-Leadership-Not-
Popular-Worldwide.aspx
27
Kyrgyzstanis Favor Russia Over U.S. April 13, 2010. A Gallup poll in July 2008.
http://www.gallup.com/poll/127334/Kyrgyzstanis-Favor-Russia.aspx
28
Пресс-выпуск №1810 http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111840
29
Рассчитано по данным Международного валютного фонда за 2010 год.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0
%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F_(%D0%9F%D0%9F%D0%A1)
30
Источник: http://www.newsland.ru/news/detail/id/524720/cat/94/
Информация о работе Плюсы и минусы вхождения в ТС