Политико-географическая характеристика норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Темой моей курсовой работы является политико-географическая характеристика Норвегии. Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день Норвегия является высокоразвитой страной, занимающей важное место на карте Европы. Этому государству уделено совершенно незаслуженно уделяется мало внимания. И это при том, что по данным ежегодного отчета ООН по развитию человеческого потенциала в 2009 году эта страна заняла первое место1.

Содержание работы

Введение ..........................................................................................……… 3
Глава1.Оценка территории и хозяйственного комплекса……................5
Глава2. Политическое устройство………………………………............ 12
Глава3. Место на политической карте мира .......................................... 21
Заключение……………………………………….................................... 27
Список изученных источников .............................................................. 29
Список сокращений …………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая финалка.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

 

 

МІНІСТЕРСТВО НАУКИ І ОСВІТИ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ І.І. МЕЧНИКОВА

 

ІНСТИТУТ СОЦІАЛЬНИХ НАУК

 

 

 

Кафедра міжнародних відносин

 

 

ПОЛІТИКО-ГЕОГРАФІЧНА ХАРАКЕРИСТИКА НОРВЕГІЇ

 

                       Курсова робота по курсу “Політична географія”

 

 

                                                                         Студента І курсу Мирченка В.В.

Научний керівник – Максименко І.В.              

                                                                                                                        викл.

 

 

                                                Одесса 2010

                                                    

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..........................................................................................……… 3

Глава1.Оценка территории и хозяйственного комплекса……................5

Глава2. Политическое устройство………………………………............ 12

Глава3. Место на политической карте мира .......................................... 21

Заключение……………………………………….................................... 27

Список изученных источников .............................................................. 29

Список сокращений …………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

 

Темой моей курсовой работы является политико-географическая характеристика Норвегии.          Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день Норвегия является высокоразвитой страной, занимающей важное место на карте Европы. Этому государству уделено совершенно незаслуженно уделяется мало внимания. И это при том, что по данным ежегодного отчета ООН по развитию человеческого потенциала в 2009 году  эта страна заняла первое место1. В настоящее время королевство Норвегия придерживается политики нейтралитета на международной арене и являет собой образец мирного и спокойного государства.      Целью данной работы является комплексная политико-географическая характеристика, которая определяет роль и место Норвегии в системе региональных и глобальных экономических связей.      Задачи этой работы:              - анализ природно-климатических условий королевства    - раскрытие основ политической системы и определение основных направлений внешней политики.                                                              В исследовании использовались многочисленные источники информации, такие как Конституция Норвегии2, послужившая основным источником информации для охарактеризования политического устройства королевства. Официальные сайты правительства3 и посольства в России4 существенно помогли при изучении внешней политики и геополитечской роли страны на международной арене. Именно оттуда были получены последние новости в области международного сотрудничества, участии ее в международных организациях и последних новостях из жизни государства.  Помимо этого, во время написания этой работы я пользовался и другой литературой. В частности, очень полезной оказалась книга норвежского историка Улава Ристе «История Внешней политики Норвегии», в которой подробно описывается стратегия внешней политики королевства, приоритеты в международной политике и пр.5.  При раскрытии экономических вопросов весьма полезными оказались статьи А. Бринкена «Развитие нефтегазовой промышленности Норвегии» в журнале  «Скважина»6 и  статья «Шашлык без осетрины» Светланы Плаксиной в украинском деловом  журнале «Эксперт»7.         Работа состоит из 3 глав, введения и заключения.     Первая глава позволяет оценить Норвегию по ее территории, этническому составу, уровню жизни, выяснить уровень развития экономики и основные источники прибыли страны.        Во второй главе я попытался раскрыть основы политической системы Норвегии, рассказать об основных ее политических партиях и охарактеризовать каждую из трёх ветвей власти.      В третьей главе речь идет об отношениях Норвегии с её соседями, участием в международных организациях и общественных инициативах, участие в которых принимает норвежское государство.

 

 

 

 

Глава 1 ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА                                                  НОРВЕГИИ

 

 

Норвегия - государство на севере Европы, занимающее западную и северную части Скандинавского полуострова8. В состав Норвегии входят архипелаг Шпицберген, остров Ян-Майен, а так же большое количество прилегающих островов. Площадь континентальной части Норвегии равна 324.2 тыс. кв. км, тогда как полная площадь равна  387 тыс.кв.км. Столицей является город Осло (нас. 473 тыс.) находящийся на юго-востоке страны. Крупнейшими городами страны являются Берген (218 тыс.), Трондхейм (140тыс.) и Ставангер (101 тыс.). На востоке королевство граничит со Швецией, Финляндией и Россией. С северо-запада его омывает Норвежское море, с северо-востока — Баренцево море, а с юга — Северное море. Также Норвегии принадлежит остров Буве у побережья Антарктиды. Согласно Антарктической конвенции 1961 года, Норвегия претендует на Остров Петра I и Землю Королевы Мод в Антарктиде.      Территория Норвегии имеет узкую вытянутую форму. Страна полностью расположена в пределах Скандинавского полуострова. Примечательно, что самая северная точка страны, мыс Нордкин, также является самой северной точкой континентальной Европы. Западная и северная часть страны изрезана глубоко врезающимися в сушу морскими фьордами, а на юго-востоке и вдоль границы со Швецией находятся Скандинавские Горы.         Несмотря на северное географическое положение, климат в Норвегии не очень суровый, если иметь в виду, что на той же широте находятся Сибирь и Аляска9. Причиной относительно теплого климата является Гольфстрим, несущий свои воды от Мексики и обогревающий все норвежское побережье. Порты зимой не замерзают. Например, в Ставангере снег выпадает нечасто, и температура редко опускается ниже нуля.        Благодаря теплому течению в зимние месяцы температура редко падает ниже отметки -4°C, однако по мере удаления на восток климат становится более континентальным и в районе Финмарка температура может опускаться до  -50°C.   На востоке и в центре климат более сухой и в отдельные месяцы температура может достигать +30°C. В общем, времена года в Норвегии четко выражены. Норвегия – наименее населенная из стран Европы, после Исландии.  По данным переписи 2007 года в Норвегии проживает 4 620 892 человека10. Средняя плотность населения составляет 12 чел./км². Однако размещение населения крайне неравномерное. Свыше 1/5 населения сосредоточено на юге Норвегии, на узкой прибрежной полосе вокруг Осло-фьорда 1/3. Остальная часть населения сосредоточена, в основном, в городах Берген, Тронхейм, Ставангер, Берум, Кристиансанн, Фредрикстад, Тромсё и Драммен.            Улучшение состояния здравоохранения и повышение уровня жизни обеспечили постоянный, хотя и медленный, рост населения в течение жизни двух последних поколений. В конце 2007 года ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляла 74,8 лет и женщин 80,8 лет.   Примечательно, что практически все крупные города располагаются либо по берегам моря или фьорда, либо вблизи от них. Полоса, приуроченная к извилистой береговой линии, всегда была привлекательна для поселений благодаря выходу к морю и умеренным климатическим условиям. За исключением крупных долин на востоке и некоторых территорий на западе центрального нагорья, все внутренние возвышенные районы заселены слабо. Главные занятия жителей таких отдаленных местностей – добыча полезных ископаемых, обслуживание гидроэлектростанций и туристов. Фермеры и рыбаки живут в небольших поселениях, рассредоточенных по берегам фьордов или долинам рек. Земледелие в возвышенных районах затруднено, и множество небольших малодоходных ферм там было заброшено. Примерно каждый четвертый житель Норвегии обитает в сельской местности.   Этнически, Норвегия – мононациональная страна – приблизительно 95% населения составляют коренные норвежцы. Существуют также 3 основных национальных меньшинства11:         - Наиболее численная этническая группа, Саами,  проживают в северных областях Швеции, Финляндии, Мурманской обл. Российской Федерации и разговаривают на саамском языке – одном из финно-угорской языковой ветви. В Норвегии их численность достигает от 40 до 60-ти тысяч.  -Коттлы. Проживают на территории Лапландии (северо-запад Норвегии). Численность их невелика – в 2006 году их численность достигала 700 человек. Из них 400 могут говорить на колтта-саамском диалекте.   -Квены – народность, проживающая преимущественно на финно-норвежской границе и разговаривающая на финнском языке. По состоянию на 2006 год численность квенов насчитывала 20 тысяч человек.    Официальным языком в Норвегии считается норвежский язык, северогерманский язык родственный датскому и шведскому языкам. В большинстве случаев, носители норвежского, датского и шведского языков легко понимают друг друга.        Географическое расположение Норвегии и особенности заселения страны способствовали развитию множества местных и региональных диалектов, которые по-прежнему сохранились и играют значительную роль в обществе12. Существует два официальных письменных варианта норвежского языка, Букмол («Книжный норвежский») и Нюнорск («Новый норвежский»). Основным различием между ними является языковая база: Букмол является наследником датского языка, использовавшимся  во времена господства Дании над Норвегией. Нюнорск был создан в противовес Букмолу лингвистом Иваром Осеном в 1850-х годах на основе деревенских диалектов Западной Норвегии.         Букмол и Нюнорск получили одинаковый официальный статус, однако Нюнорск по-прежнему чаще всего используется в правительственных документах, в литературе, театре, на телевидении и при богослужениях. В настоящее время около 20 тысяч человек в Норвегии считают своим родным языком саамский. Саамский язык относится к финно-угорской языковой группе, и этому языку столько же лет, сколько и норвежскому.    Сегодня, в Норвегии английский язык является основным иностранным языком для общения с иностранцами. За ним следуют немецкий и французский. Более того, примерно 4000 немых граждан Норвегии используют норвежский язык знаков, который существует в двух основных версиях, происходящих от старейших в Норвегии школ для глухих в городах Осло и Трондхейм.           В экономическом плане Норвегию можно считать высокоразвитой индустриальной страной экспортно-ориентированной экономики. Норвегия к началу XXI века входит в тройку крупнейших мировых экспортеров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией13.      В 1970 году на шельфе Северного моря были обнаружены значительные запасы нефти. Тогда же был создан специальный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью. По производству электроэнергии на душу населения Норвегия занимает первое место в мире. Так как страна имеет также значительные гидроресурсы, полностью покрывающие энергетические нужды государства, нефть стала полностью экспортным товаром. Необходимость разработки месторождений вызвала подъем промышленности и развитие соответствующих технологий. В 1990г. в целях сохранения высокого уровня жизни населения после неминуемого истощения запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд.            Подобная политика привела к тому, что в ежегодных отчетах ООН по уровню жизни в 2000-2009 годах Норвегия возглавляла список самых благополучных и развитых стран мира: ВНП на душу населения здесь в 2007 году составлял 486 335 крон (примерно 61840 евро)14.     Однако подобная ситуация является палкой о двух концах: благосостояние государства практически полностью зависит от добычи нефти и природного газа.          Также в Норвегии сильно развиты морские отрасли промышленности – кораблестроение, среди которого особенно выделяется строительство специализированных судов, строительство специализированного корабельного оборудования и, конечно же, создание высококлассного оборудования для выращивания и ловли рыбы. К слову сказать, в 2005 году Норвегия занимала 10 место в мире по объемам вылова рыбы15. Экспортируется более 2 тыс. различных видов рыбы в 150 стран мира. В различных сферах рыбной промышленности задействованы примерно 30 тыс. человек, из которых 14 тыс. заняты непосредственно в рыболовстве, 6 тыс. – в разведении и 10 тыс. – в обрабатывающей отрасли. 800 предприятий занимается обработкой и промыслом рыбы, а количество предприятий-экспортеров рыбы составляет 500 предприятий. Помимо специально разводимой семги «Norwegian Salmon», известны также норвежский камчатский краб, атлантический палтус, сельдь, макрель, различные виды белой рыбы, креветки и крабы и нерестовая треска, которую ловят в ледяных водах у северного побережья Норвегии и которая снискала популярность у знаменитых шеф-поваров всего мира.     Добывающая промышленность Норвегии представлена месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, мрамора, гранита. Норвегия — самый крупный в Европе производитель алюминия и магния. Самое крупное в Европе месторождение титановой руды расположено на юго-западе Норвегии.   Машиностроение специализируется на производстве оборудования для нефте- и газодобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли. Платформы поставляются и в другие страны. Другая важная отрасль машиностроения — судостроение. Основная часть промышленного потенциала Норвегии сосредоточена на юге страны (4/5 промышленной продукции); около 9/10 промышленных предприятий страны сосредоточено в портовых городах. Богатые лесные ресурсы и наличие доступной электроэнергии обеспечили Норвегии ведущую роль на мировом рынке целлюлозы и бумаги. Около 90 % целлюлозы и бумаги, которые производятся в стране, идет на экспорт. Норвежские предприятия выпускают различные виды целлюлозы, включая коротковолокнистую и длинноволокнистую сульфатную целлюлозу, которая является важным компонентом газетной и журнальной бумаги.    Государственная экономическая политика Норвегии направлена на стабилизацию и противодействие безработице и инфляции, на стимулирование роста и  влияние на структуру промышленности и распределение доходов.         Регионы с небольшой концентрацией промышленных предприятий подвергаются более мягкому налогообложению, чем другие регионы страны, в то же время были созданы кредитные организации для поддержки регионального промышленного комплекса, а также сельского хозяйства, рыболовства и некоторых других отраслей промышленности. Эти схемы способствуют внедрению инновационных технологий, поддержке традиционных отраслей промышленности, а также препятствуют внезапному исчезновению местных промышленных предприятий.     Доля сельского хозяйства в экономике Норвегии не велика – по данным отчета Министерства финансов Норвегии  в 2009 году она составила чуть более 1%16. Это обусловлено в силу природных условий — высокоширотного положения страны, прохладного лета и невысокой плодородностью почв. Ведущая отрасль — интенсивное животноводство, дающее около 80 % всей продукции сельского хозяйства, в основном мясомолочного направления. В связи с этим, а также с климатическими условиями, выращиваются в основном кормовые культуры. Норвегия обеспечивает себя сельскохозяйственными продуктами собственного производства лишь на 40 % и вынуждена импортировать зерновые культуры. Исключения составляет лишь рыболовная отрасль – один из старейших источников благосостояния Норвегии.             Итак, Норвегия –  это   экономически высокоразвитая страна, сумевшая умело использовать свои природные ресурсы на благо своих жителей. Норвежский народ является приветливым и дружелюбным, в нем царит сплоченная атмосфера. Норвежцы с уважением относятся к своему главному ресурсу – природе (по данным исследования журнала Форбс в 2009 году Норвегия заняла 3ье место по уровню экологии)17. Норвегия является прекрасным образцом правильного распоряжения своими богатствами.

 

 

   

 

 

 

      

 

 

        Глава 2 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НОРВЕГИИ

 

 

Основным документом Норвегии является Конституция 1814 года, также именуемая Эйдсволльской (по месту принятия). Принята 17 мая Учредительным собранием в обстановке, когда Норвегия после отказа датского короля от норвежской короны в пользу Швеции готовилась оказать сопротивление шведским планам её присоединения18. По условиям шведско-норвежской унии 1814 года, Швеция обязалась признавать норвежскую конституцию с поправками, вытекавшими из факта унии. С изменениями и дополнениями (в 1905, 1936, 1946 и др.) эйдсволльская конституция действует в Норвегии поныне.       Конституция состоит из 112 статей, разделенных на 5 глав19:  1. О форме правления и религии                                2. Об исполнительной власти, Короле и королевской фамилии    3. О правах граждан и законодательной власти      4. О судебной власти           5. Общие постановления.           Первая глава состоит всего из 2х глав, утверждающих свободу, независимость, неделимость королевства, ограниченную наследственную монархию как форму правления. Подтверждает Евангелическо-Лютеранское вероисповедание, как официальную религию государства, а также закрепляет за всеми гражданами страны право свободы выбора вероисповедания.  Вторая глава закрепляет вопросы относительно короля: порядок престолонаследия, полномочия, функции Государственного Совета, взаимодействие Стортинга и Короля в государственных вопросах и т.д.  Третья глава касается, в основном, Стортинга, как высшего органа законодательной власти – права, порядок принятия законов, полномочия представителей.          Четвертая глава – вопросы судебной власти: права, состав Верховного суда, пр.            Общие постановления – вопросы широкого спектра, такие как запрет пыток20, невозможность обратной силы закона21, применение военной силы против народа22, форма и цвет норвежского флага23.     Формально, политический строй в Норвегии представляет собой конституционную монархию с парламентской демократической системой управления24. Демократической, так как источник политической власти и прав, в соответствии с Конституцией, находится в руках граждан страны. Все граждане имеют право быть избранными в Стортинг, окружные и муниципальные органы власти. Парламентской, так как правительство, то есть действующая исполнительная власть, не имеет права принимать решения без утверждения Стортингом - органом законодательной власти. Конституционную монархию, так как правительство, в соответствии с Конституцией, получает власть из рук короля.       Как демократическая власть, так и монархия, были утверждены Конституцией 1814 года. Парламентаризм был введен в 1884 году. На сегодняшний день Король уже не является главной политической фигурой, но он все еще имеет важное символическое значение в качестве главы государства и официального представителя норвежского общества. Монархия играет также решающую роль в объединении нации, которая становится особенно очевидной во время национальных кризисов. Примером такого сплочения может считаться Вторая Мировая Война, когда Король Хокон VII, который противостоял фашистскому вторжению в Норвегию в 1940 году, бежал в Лондон, откуда руководил борьбой своей страны с оккупантами.             Государственная власть официально распределена между тремя органами власти: Стортингом (законодательная власть), Правительством (исполнительная власть) и судом (судебная власть). Существует также географическое распределение политической власти на государственный, окружной и муниципальный уровни.        Высшим органом судебной власти является Верховный Суд Норвегии,  состоящий из пяти судей, рассматривающих апелляции, направляемые из пяти региональных апелляционных судов. Последние, состоящие из трех судей в каждом, одновременно выполняют функцию судов первой инстанции по более серьезным уголовным делам. На более низком уровне стоят городской или окружной суд во главе с профессиональным судьей, которому помогают два помощника-непрофессионала. В каждом городе также имеется арбитражный совет (forliksråd), состоящий из трех граждан, избираемых местным советом в качестве посредников при местных спорах.    Исполнительная власть принадлежит государственному Совету, в  состав которого входят король и министры правительства. В полномочия совета входят назначение правительства, командование вооруженными силами, объявление войны, заключение мира и др. Что интересно: формально все эти действия Совет обязан исполнять только по воле Короля, однако, фактически Король лишь подписывает врученные ему Советом документы.  Вся полнота законодательной власти принадлежит Стортингу - парламенту в составе 169 депутатов, избираемых на основе пропорциональной системы прямым, равным и тайным голосованием. Президент Стортинга, по протоколу, является вторым после короля лицом в государстве. Стортинг является высшим политическим органом власти в стране со времени введения парламентаризма в 1884 году25. Выборы в Стортинг проводятся каждые четыре года. Избирательные мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства. Правительство формируется от имени короля из числа членов Стортинга. Стортинг контролирует два основных инструмента власти: принятие законов и утверждение государственного бюджета. Большинство законопроектов и проектов бюджета выносятся Правительством на рассмотрение в парламент. Обычно законопроекты требуют незначительных поправок, так как у Правительства уже есть поддерживающее большинство в Стортинге, а законопроект уже заранее разрабатывается с учетом требований большинства членов Парламента.         Стортинг осуществляет контроль над действиями Правительства. Важнейшими инструментами контроля являются объявление вотума недоверия (импичмент), проверки со стороны Счетной Палаты и система парламентских вопросов и интерпелляций. Во время «Часа вопросов» -заседания Стортинга, на котором министры отвечают на вопросы, задаваемые членами парламента        Во главе Стортинга находится Президиум, состоящий из 6 человек. Обсуждения и дебаты в Стортинге играют незначительную роль в принятии окончательного решения по тому или иному вопросу. Большая часть работы осуществляется постоянными комитетами, которые вносят предложения об изменениях в законопроектах. Совместно с частными партийными группами 12 постоянных комитетов представляют собой самые важные политические органы в Стортинге.         Стортинг избирается округами на основе пропорционального представительства, то есть каждый округ выдвигает определенное число представителей в зависимости от количества населения.    В последний раз выборы в Стортинг проводились 14 сентября 2009 года26. Кандидаты были избраны по партийным спискам в каждом из 19-и фюльке.            По результатам голосования, из 23 партий, принявших участие, места в парламенте получили только 7: Социалистическая левая партия, Норвежская рабочая партия, Партия Центра, Христианско-демократическая партия, Либеральная партия, Консервативная партия, Партия Прогресса27.  У власти в стране осталась правящая левоцентристская коалиция. Социал-демократы во главе с нынешним премьером Йенсом Столтенбергом получили 86 из 169 мест, при этом для формирования правительства необходимы 85 мест. 20 октября 2009 Столтенберг представил новый состав кабинета министров страны. Одно из главных отличий нового состава правительства от прежнего — наличие полного гендерного равенства. Среди министров десять мужчин и десять женщин28.       Стоит упомянуть также основные  политические партии, представленные в Стортинге29:         - Социалистическая левая партия (Venstre), образовавшаяся в 1887 году, первоначально отражала либеральные и националистические взгляды богатых крестьян. В 60-х годах ХХ века она начала представлять интересы среднего класса, интеллигенции, а также мелких и средних предпринимателей. Начиная с 1972 года, Венстре взяла курс на создание альянса с партией «зеленых» с целью сохранения окружающей среды. Как это ни парадоксально,  но ближайшие союзники левых по партийной коалиции никто иные, как их старые противники – консерваторы.     - Консерваторы, или правые (Hoyre), образовались одновременно с либералами и отстаивали интересы по коренным для того времени вопросам, например, введение парламентаризма и сохранение унии со Швецией. Умеренность правого движения отчасти можно объяснить тем, что в то время это была партия крупного чиновничества, тяготевшего к сохранению старых порядков. Партия не пользовалась большим успехом у широких масс, доказательством чему служит факт : за всю послевоенную историю им удалось лишь однажды сформировать однопартийное правительство – в 1981 году. Сейчас Hoyre, ради сохранения мест в парламенте, вынуждена искать сотрудничества с другими партиями правого толка.      - Норвежская рабочая партия или (Det Norske arbeiderparti) – одна из старейших социал-демократических партий в Европе. Зенитом славы этой партии можно считать послевоенные годы, когда возглавляемая партией Норвегия смогла довольно быстро отстроить разрушенную американскими бомбардировками экономику.         - Партия центра (Senterpartiet), бывшая до 1959 года «Партией крестьян», с самого своего основания отстаивала интересы мелких крестьянских хозяйств и добивалась введения протекционистских таможенных тарифов. На сегодня Партия центра отражает интересы мелких товаропроизводителей.           - Христианская народная партия (Kristeligfolkeparti). Представляет интересы клерикально настроенного населения – людей, борющихся за главенство церкви в культурных и политических вопросах. В целом, это довольно интересное движение, хотя бы потому, что они пытаются возродить материальное производство и потребление по образцу христианских общин I-II веков.             - Социалистическая левая партия (Sosialistisk venterparti) была образована от Рабочей Партии в конце 50-х гг. Интересный факт – начиная с 1961 года, эта партия постоянно представлена в Стортинге. Появление этого движения «Новых Левых»стало отголоском леворадикального «бума», охватившего Западную Европу после Второй мировой войны. Эта партия является своеобразным довеском к традиционным социал-демократам, позволяющим последним формировать идеологически целое левое правительство.            - Партия прогресса (Fremskrittsparti) отстаивает интересы радикально настроенных правых. Поводом к образованию партии послужил референдум 1972 года о вступлении Норвегии ЕЭС. Тогда победа осталась за изоляционистами, а уже в следующем году была образована партия, целью которой и поныне стоит уничтожение социал-демократической модели государства, замена ее рыночной экономикой неолиберального толка.   Участие граждан в политической жизни страны проявляется при политических выборах и при вступлении в различные политические организации. Среднестатистический норвежец является членом как минимум четырех организаций, а 70% взрослого населения страны состоит хотя бы в одной из организаций30.          Явка на избирательные участки составляет в среднем 80% от общего количества избирателей. Всеобщее право голоса норвежские мужчины получили в 1898 году, а женщины в 1913. Совершеннолетними считаются все граждане, достигшие 18-ти летнего возраста.      Что же до фигуры короля на политической арене, то он, фактически, осуществляет связь между тремя ветвями власти. Монархия наследственная, трон переходит к старшему сыну или дочери. Официально король осуществляет все политические назначения, присутствует на всех церемониях и ведет (вместе с наследным принцем) формальные еженедельные заседания правительства. Также он является главой Норвежской протестантской церкви и главнокомандующим Вооружённых сил Норвегии; имеет звания полного генерала и адмирала. Что же касается личности короля, то здесь стоит упомянуть некоторые интересные факты31: Харальд V – первый принц, родившийся на территории Норвегии с 1370 года.  Женат он на недворянке, от которой имеет двух детей: принцессу Марту Луизу и кронпринца Хокона.        Король Харальд, как и его отец, Улав V, увлекается парусным спортом - у него даже есть награды: золотая медаль чемпионата мира в 1987 году по парусному спорту в командных состязаниях. Подчеркивает символизм короля, как лидера нации, и тот факт, что на Олимпийских играх 1964 года именно он нёс государственный флаг.       Административно страна делится на 19 губерний (фюльке), в состав которых входят 433 городских и сельских коммуны32. Полномочия центральной власти в губернии осуществляет губернатор, назначаемый королем, органами представительной и исполнительной власти являются выборное губернское собрание и формируемый им совет. Окружные власти и муниципальные советы самоуправления делегируются государством, их права и обязанности представлены законодательством, а не Конституцией.  Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной администрации. Они несут ответственность за систему начального и среднего образования, социальные услуги, муниципальные дороги, водообеспечение и канализационную систему, а также районирование  территорий.        Округи представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен Средневековья и викингов, когда местные окружные  советы (Fylkesting) обладали значительной властью. При вступлении в унию с Данией власть, возглавляемая  королем, стала централизованной, но уже в 1837 году было вновь введено местное самоуправление в муниципалитетах.        Во главе округов и муниципалитетов находятся выборные советы, избираемые раз в 4 года. Советы возглавляются исполнительными комитетами, включающими в себя представителей всех партий. Исключениями являются города Берген и Осло, форма правления в которых является парламентской, а следовательно, они представляют собой пример партийного местного управления. 18 окружных администраций Норвегии (столица, Осло, традиционно не является округом) были основаны в 1975 году с целью обеспечения административного уровня власти между государством и муниципалитетами. После реформы по слиянию, проведенной в 1967 году, количество муниципалитетов составляет примерно 420-440.           Подытоживая, можно сказать, что Норвегия хоть и политически разнообразна, но государственные и общенациональные интересы стоят главными перед руководителями страны. Конституция королевства, будучи старейшей из нынедействующих в Европе, не только доказала свою жизнеспособность на протяжении 196 лет, но и доказала свою высокую продуманность и эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 МЕСТО НОРВЕГИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ       МИРА

 

 

 

Основными проблемами Норвегии во внешней политике, на сегодняшний день, можно считать управление окружающей средой, улаживание международных конфликтов, помощь развивающимся странам и наблюдение за государственными границами, препятствие нелегальной иммиграции.   По суше Норвегия граничит всего с 3 странами: Россией, Финляндией и Швецией.          Географическая встреча Норвегии и России происходит сначала на участке реки Якобсэльв, затем граница поворачивается на запад через горы в долину Пасвик, где находится пограничный пункт Стурског, и оттуда продолжается на юг до Трериксройсы33. Каждая страна имеет своего пограничного комиссара. Основой для их совместной работы является Договор о границе 1949 г., согласно которому, они должны сотрудничать в сферах осмотра состояния границы, ее инспекции и демаркации. В их обязанности также входит предотвращение попыток нарушения границы. Непосредственный контроль на границе осуществляется норвежскими полицейскими и российскими пограничниками.      У Норвегии с Россией есть также и другая «общая земля» - архипелаг Шпицберген. Согласно одноименному трактату от 1920 года, остров подпадает под суверенитет Норвегии, однако Российская Федерация имеет исключительное право добычи полезных ископаемых здесь. Существует даже российский поселок Баренцбург на острове Западный Шпицберген, население которого занята преимущественно в добыче каменного угля либо рыбной ловле.             Важной новостью можно считать также то, что с 25 марта 2001 г. Норвегия присоединилась к Шенгенскому соглашению, в которое входят 15 европейских стран. Паспортный контроль осуществляется при пересечении внешней границы Шенгенского пространства, которой стала теперь российско-норвежская граница34.        Длина границы Финляндии с Норвегией составляет 736 км35. Достойным упоминания является тот факт, что на границе между этими двумя государствами практически отсутствуют контрольно-пропускные пункты, благодаря чему попасть из одной страны в другую можно даже на машине – единственным напоминанием служат соответствующие предупреждающие дорожные знаки.       Общая протяженность границы Норвегии со Швецией составляет 1630 км36. Граница пролегает вдоль гор Телемарка и целой цепи плато Heirer, высота которых не превышает 1500м. Как и в случае с Финско-Норвежской границей, основным напоминанием о переходе из одной страны в другую являются специальные предупредительные знаки.                                    Главной стратегией норвежского сотрудничества с соседними государствами является решение проблем, выходящих за рамки государственных границ37. Это охрана окружающей среды, вопросы ядерной безопасности, контроль над браконьерством, борьба с последствиями глобального потепления. Королевство также состоит в нескольких организациях регионального сотрудничества. Это:      - Совет государств Балтийского моря, где Норвегия принимает активное участие в сотрудничестве в рамках Совета государств Балтийского моря вместе с другими государствами региона. Норвежскими приоритетными направлениями здесь являются энергетика, экономическое сотрудничество, развитие демократии, здравоохранение и общественная безопасность.             - Арктический Совет, членами которого являются страны Северной Европы, США, Канада, Россия и представители коренных народов. Целью Совета является осуществление и координация сотрудничества между арктическими странами, особенно в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.           - Организация «Северный Совет». Основной причиной существования этой организации является развитие демократии в северном регионе. В рамках организации основан также фонд для финансирования природоохранных проектов в рамках сотрудничества в регионе Баренцевого моря и Совете Государств Балтийского моря.       В силу своего географического расположения и зависимости от мировой торговли, Норвегия также активно участвует  и в глобальных инициативах. Государство является членом ООН с 1945 года (кстати, первым генсеком Организации был именно норвежец – Трюгве Ли) а также ее специализированных организаций, с 1960 является членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), а также входит в состав Организации экономического развития и сотрудничества. С 1969 года состоит в НАТО, где принимает активное участие как в урегулировании конфликтов (Косово, Ирак), так и предпринимает шаги по борьбе с насилием над пленными, запрещением кассетных боеприпасов и т.д.     Особую роль играет международная программа сотрудничества развитию, пятидесятилетие которой отмечалось в 2002 году38. Главным принципом работы Норвегии в этой области является борьба с бедностью. Основной упор делается на «точечную помощь» - поддержку конкретных школ, детских центров, медицинских учреждений, пр. Независимость помощи является важным шагом в сторону упрощения процесса получения международной помощи и увеличения её эффективности. Большая часть норвежской помощи уже является независимой. Это означает, что норвежская поддержка не связана с обязательными закупками норвежских товаров. Стоит отметить, что активную роль в программе развития играют добровольные негосударственные объединения, что свидетельствует о высоком уровне осведомленности населения о проблемах других стран и народов.           Помимо всего, королевство занимается развитием здравоохранения на международном уровне. Норвегия оказывает существенную помощь в области здравоохранения как напрямую отдельным странам, так и через участие в таких международных организациях и программах, как ВОЗ, Глобальный альянс по проблемам вакцинации и иммунизации (GAVI) и Глобальная борьба со СПИД/ВИЧ, туберкулезом и малярией (GFATM). Не менее 10 % помощи, которую Норвегия выделяет развивающимся странам, идет на развитие здравоохранения39.        Что касается отношений Норвегии с ЕС, то они имеют долгую историю. В Норвегии дважды проходили референдумы по вопросу вступления страны в ЕС, в 1972 и 1994 годах, и оба раза большинство населения высказывалось против такого шага40. Наиболее важная форма сотрудничества с ЕС – это Соглашение о Европейском Экономическом Пространстве (ЕЭП) от 1994 года. По этому соглашению, Норвегия и другие страны-участницы ЕЭП являются частью внутреннего рынка ЕС.  Благодаря Шенгенскому сотрудничеству норвежские граждане пользуются свободой передвижения внутри Шенгенской зоны. Вместе с другими Шенгенскими странами Норвегия осуществляет контроль за внешними границами Шенгенской зоны.  Среди совместных инициатив ЕС и Норвегии стоит также упомянуть международный проект «Северное измерение», целью которого является укрепление связей между Европейским Союзом и странами Северной Европы, которые на сегодняшний день не входят в состав Союза, в том числе Норвегия и Россия. Норвегия среди прочего уделяет в этой связи большое внимание сотрудничеству в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности.      Норвегия разделяет взгляды и интересы ЕС в международной политике и тесно сотрудничает  с ЕС во внешней политики и политике безопасности41. По Соглашению о ЕЭП, Норвегия постоянно поддерживает политический диалог с ЕС по международным вопросам. Норвегия поддерживает внешнеполитические заявления ЕС по целому ряду вопросов. Кроме того, Норвегия также участвует в программах ЕС по многим вопросам культурного обмена, научных исследований, регионального сотрудничества и образования.           Особенное место занимает туризм. Норвегия знаменита своими культурными и природными достопримечательностями. Национальный колорит и фольклор привлекают внимание туристов к истории норвежского народа, большой размах имеет экотуризм. С каждым годом в Норвегию приезжает все больше экотуристов, желающих насладиться восхитительной природой севера: фьорды, лесистые горы, реки – все это привлекает в Норвегию людей из разных уголков мира.      Одним из важнейших внешнеполитических вопросов для Норвегии является сохранение баланса между соседскими отношениями с Россией и членством в НАТО42.  Стоит внести некую ясность в последнее из перечисляемых: в своей программной речи перед Норвежским институтом внешней политики в 2008 году, министр иностранных дел королевства Юнас Гар Стёре заявил следующее: «Основополагающей гарантией безопасности для Норвегии является НАТО. Но при росте общения, торговли, обмена и деятельности на севере, где нашим соседом является Россия, мы сталкиваемся с целым рядом вызовов, которые не приводят к необходимости использовать гарантию безопасности. В интересах всего НАТО - стоять сейчас вместе с Россией, когда мы сообща встречаем новые вызовы в области безопасности, непохожие на логику холодной войны, в которых нет места понятиям «мы» и «они» или «перед/за железным занавесом.».  С этими вызовами безопасности мы должны справляться вместе. Задача найти им ответ лежит на всех нас…»43. Эти слова можно толковать, как стремление Норвегии к балансу между двумя военно-политическими блоками, ради сохранения стабильности.          В вопросах сохранения окружающей среды Норвегия предпринимает активные шаги, такие как сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу, развитие альтернативных источников энергии, прекращение масштабной вырубки лесов, мониторинг полярных регионов с целью наблюдения за таянием «ледяного щита»  и др.      На арене урегулирования международных конфликтов Норвегия также имеет некий опыт: в 2003 году в Ирак было отправлено 150 миротворцев, заданием которых было обучение местных сил безопасности.     Подытоживая, стоит заметить, что Норвегия занимает уникальное положение на международной арене, ведь, с одной стороны, эта страна тесно сотрудничает с ЕС по целому ряду разнообразных вопросов, но в глобальных вопросах королевство выступает как самостоятельное государство. Норвежская программа мира успешно действует по всему миру, показывая  заинтересованность королевства в сопроцветании других стран.

                                      

 

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

По результатам своего исследования я сделал следующие выводы. Географические положение страны, а именно, широкая береговая линия, обильное количество удобных гаваней, стабильность погодных условий в течении года, богатый ресурсами шельф обусловили высокий уровень экономического развития страны Норвегия входит в тройку крупнейших мировых экспортеров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией. Это является основной статьей дохода государства. В нефтедобывающей отрасли занято около 3\4 населения страны.    Также сильно развиты морские отрасли, такие как кораблестроение, морские перевозки и рыбный промысел (экспортируется более 2 тыс. различных видов рыбы в 150 стран). Добывающая промышленность Норвегии представлена месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, мрамора, гранита. Норвегия — самый крупный в Европе производитель алюминия и магния. Также на архипелаге Шпицберген, совместно с Российской Федерацией, производится добыча угля.           Машиностроение королевства специализируется, в основном, на производстве корабельного и нефтедобывающего оборудования. Норвегия – крупнейший, на сегодня, производитель специализированных судов.   Государственная власть в стране, соответственно конституции, распределена между тремя органами власти: Стортингом, Правительством и судом.            Верховный Суд Норвегии состоит из пяти судей, рассматривающих апелляции, направляемые из пяти региональных апелляционных судов.  Правительство Норвегии возглавляется королем. В его руках находится исполнительная власть: управление министерствами, командование вооруженными силами  и т.д. Сегодня, королем Норвегии является Харальд V, вступивший на престол в 1991 года после смерти своего отца, короля Улафа V.           Стортинг контролирует два основных инструмента власти: принятие законов и утверждение государственного бюджета. Он также осуществляет контроль над действиями Правительства. Важнейшими инструментами контроля являются объявление вотума недоверия (импичмент), обращение в суд с требованием об импичменте, проверки со стороны Счетной Палаты и система парламентских вопросов и интерпелляций.       Место королевства на международной арене можно оценить так: Норвегия – один из главных мировых экспортеров нефти, что, безусловно, делает ее мнение важным и авторитетным. Также, королевство тесно сотрудничает с различными государствами и международными организациями во многих гуманитарных проектах и инициативах по сохранению мира на планете. Страна активно пропагандирует переход на альтернативные источники энергии.         Норвегия, будучи одной из самых высокоразвитых стран мира,  оказывает посильную помощь развивающимся странам посредством инвестиций, гуманитарных поставок, программ культурного развития и обмена.   

Информация о работе Политико-географическая характеристика норвегии