Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 02:56, контрольная работа
Кант (Kant), Эммануил (Иммануил), величайший немецкий философ, родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии.
Высшее образование получил в кенигсбергском университете; в нем же и начал чтение лекций 1755, а 1770 получил кафедру логики и метафизики.
Введение
1. Этика Канта
2. Учение Канта о праве
3. Учение Канта о Государстве
Заключение
Список литературы
"Государственные формы, – отмечает Кант, – это всего лишь буква первоначального законодательства в гражданском состоянии, и они могут существовать до тех пор, пока они как принадлежность механизма государственного строя считаются по старой и длительной привычке (следовательно, лишь субъективно) необходимыми. Но дух первоначального договора налагает на устрояющую власть обязательство делать способ правления соответствующим идее первоначального договора и, если этого нельзя добиться сразу, постепенно и последовательно так изменять это правление, чтобы оно по своему действию согласовалось с единственно правомерным строем".48
В отношении изменения форм государства Кант пишет: "Все же суверен (народ. – М.А.) должен иметь возможность изменять существующее государственное устройство, если оно не согласуется с идеей первоначального договора, и при этом сохранять форму, необходимую для того, чтобы народ составлял государство".49
Заключение
Кант писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".50
Этическое и социально-политическое учение Канта представляет собой обоснование идеи правового строя, выдвинутой просветителями. Правовой строй, с точки зрения Канта, предполагает уничтожение всех форм личной зависимости, обеспечение личной свободы, равенство всех граждан в правах, т. е. ликвидацию всех привилегий. Человек, утверждал Кант, не должен рассматриваться как средство для другого человека; он всегда должен быть целью. Впрочем, этот принцип — человек есть цель для человека — Кант истолковывал лишь как идеал, сознавая тем самым, что уничтожение сословий, крепостничества, феодальной тирании не приведет к его осуществлению. С этой точки зрения необходимо рассматривать и провозглашенный Кантом идеал вечного мира. Однако следует подчеркнуть, что в условиях милитаристской Пруссии, которая представляла собой, по отзывам современников нечто вроде солдатской казармы, провозглашение скромным профессором королевского университета идеала вечного мира, несомненно, было интеллектуальным подвигом.
В 1842 г. Маркс в статье "Философский манифест исторической школы права" охарактеризовал философию Канта как немецкую теорию французской революции, противопоставив ее воззрениям реакционного романтика юриста Г. Гуго, представлявшим собой немецкую теорию французского ancien regime. Гуго, как и другие теоретики так называемой исторической школы права, стремился доказать, что общественные учреждения и порядки нельзя оценивать с точки зрения разума: они не находятся в каком бы то ни было необходимом отношении к разуму человека, который представляет собой субъективную человеческую способность, отнюдь не составляющую главной, определяющей черты человеческого индивида, основным отличительным признаком которого является-де его животная природа.
Примечательны исторические судьбы учения Канта. Он не только положил начало наиболее выдающемуся интеллектуальному движению своего времени — классической немецкой философии, но и оказал огромное влияние на все последующее развитие философии. В то время как Фихте и Гегель восприняли прогрессивные идеи учения Канта, другие философы второй половины XIX и первой половины XX в. возродили реакционные стороны этого учения. Лозунг "назад к Канту", провозглашенный в 60-х годах 19-го века неокантианцем О. Либманом, означал не только требование отказа от диалектики Гегеля, но и отречение от всех тех прогрессивных философских идей.
Не приходится доказывать, почему - то значительное и рациональное в постановке вопросов, что сделало Канта великим философом, стало совершенно неприемлемым для воинствующих идеологов. По-своему это хорошо понял Ф. Ницше, страстно ненавидевший Канта за его гуманизм. Ницше, который утверждал, что человек есть животное и должен им остаться, и притом наиболее хищным, обвинял Канта в том, что тот подрывает эту "естественную" основу человеческой жизни. Категорический императив Канта, заявлял Ницше, проистекает из "противоестественного инстинкта", из забвения элементарной истины, что сильный обязан подавлять, порабощать, уничтожать слабых. Именно поэтому Ницше писал, что "категорический императив Канта опасен для жизни..."51. В кантовском нравственном идеале Ницше узрел болезнь века, проявление психологии "больного животного", симптом декаданса.
Этика Иммануила Канта весьма злободневна для нас. Чтобы в этом убедиться, достаточно раскрыть его "Критику практического разума" на странице, где написано следующее: "Предположим, что кто-то утверждает о своей сладострастной склонности, будто она, если этому человеку встречается любимый предмет и подходящий случай для этого, совершенно непреодолима для него; но если бы поставить виселицу перед домом, где ему представляется этот случай, чтобы повесить его после удовлетворения его похоти, разве он и тогда не преодолел бы своей склонности? Не надо долго гадать, какой бы он дал ответ. Но спросите его, если бы его государь под угрозой немедленной казни через повешение заставил его дать ложное показание против честного человека, которого тот под вымышленными предлогами охотно погубил бы, считал бы он и тогда возможным, как бы ни была велика его любовь к жизни, преодолеть эту склонность? Сделал ли бы он это или нет, – этого он, быть может, сам не осмелился бы утверждать; но он должен согласиться, не раздумывая, что это для него возможно.”52
Как видим, Кант сопоставляет тут две житейские ситуации. В первой из них он имеет в виду именно обыденную похоть, как пример некоего удовольствия, могущего мотивировать поступки человека, а не возвышенную любовь, подобную той, которую испытывал Данте к Беатриче или Петрарка к Лауре. Что касается второй ситуации, то в годы репрессий тысячи людей не теоретически, а на практике стояли перед дилеммой: оговорить требуемое количество невинных людей с тем, чтобы получить эфемерную надежду остаться в живых, или же, несмотря на пытки не лжесвидетельствовать.
Но этика Канта не просто злободневна; она еще и возвышает наш дух: ведь Кант учит, что человек даже перед лицом смерти может устоять перед насилием. Кант мудр и знает, что это очень трудно: никто заранее не осмелится утверждать, что не сломается, не "расколется" под пыткой, что страх смерти не возьмет верх. И тем не менее, по Канту, каждый может преодолеть свою любовь к жизни и выдержать любое насилие.
Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. "Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX века"53, — пишет П.И. Новгородцев.
В основе учения Канта о праве и государстве лежит постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Кант утверждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью.
Главную цель учения о государстве и праве Кант видит в том, чтобы поднять, возвысить право из мерзости окружающего его бесправия. Он считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности. Здесь, как мы видим, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовой государственности в целях охраны индивидуальных прав личности.
Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Притом эти права служат как бы критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.
Подытожив всё вышесказанное, обратимся к Основному закону РФ, его Конституции:
"Статья 1
1. Российская Федерация
- Россия есть демократическое
федеративное правовое
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".54
Это ли не лучшее доказательство гениальности и величия Эммануила Канта.
Список литературы
1 Г. Гейне, Собрание сочинений, т. 6, М., 1958, стр.97
2 И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1964, т. 3, стр. 75
3 И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 2, стр. 8
4 И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 2, стр.20
5 Там же.
6 И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1964, т. 2, стр. 205
7 И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1964, т. 2, стр. 206
8 И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 223
9 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1964, т. 3, стр. 182
10 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 229
11 Там же, стр. 229
12 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 251
13 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 255
14 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 351
15 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 275
16 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 285-286
17 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 411
18 Там же, стр. 412
19 Там же, стр. 408
20 Ф. Шиллер, Собрание сочинений в восьми томах, А., М.-Л., 1937, т. 1, стр. 164
21 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 413-414
22 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 416
23 П. Новгородцев, Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права, М.. 1901, стр. 113
24 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр. 285.
25 Там же, стр. 286
26 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр. 286
27 Там же, стр. 287-288
28 И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр.260
29 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр.291-292
30 Там же
31 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр.306
32 Там же, стр. 290
33 Там же, стр. 310-311
34 Там же, стр. 318
35 Там же, стр. 329
36 Там же, стр. 324
37 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр. 351
38 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр. 354
39 Там же, стр. 353
40 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр. 355
41 Там же, стр. 353
42 Там же.
43 Там же, 382
44 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр. 357
45 Там же, стр. 357
46 Там же.
47 Там же, стр. 358-359
48 И. Кант. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. стр. 378
49 Там же.
50 Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 499
51 Ф. Ницше, Происхождение трагедии. Об антихристе, М., стр. 280.
52 И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1965, т. 4, ч. 1, стр. 446-447
53 П. Новгородцев, История новой философии права (немецкие учёные XIX века), Лекции, М., 1898, стр. 18
54 Конституция РФ, стр. 1