Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:54, реферат
Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе – сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией МГП
Введение.
Развитие
международного сотрудничества в области
закрепления и защиты прав и свобод
человека шло по двум направлениям.
Первое характеризовалось разработкой
и принятием общих и
Рассмотрим защиту прав и свобод человека в региональной организации, а именно в Совете Европы.
1.Право человека на защиту своих прав в Европейском Суде.
Как предусматривается ч. З ст. 46 Конституции РФ2, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты»
В сфере ООН существует
шесть
основных конвенций в области прав
человека: Международный пакт о гражданских
и политических правах; Международный
пакт об экономических,
социальных и культурных правах;
Конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации; Конвенция о ликвидации
всех форм дискриминации в
отношении женщин; Конвенция против пыток
и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения
и наказания; Конвенция о правах
ребенка. Эти, равно как и другие
международно-правовые документы, предусматривают
разнообразные мера содействия
осуществлению соглашений по правам человека, защиты этих прав. Международные процедуры в области прав человека по методам осуществления и источникам получения информации подразделяются на различные группы и включают: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в области обеспечения прав человека, рассмотрение претензий государств друг к другу на нарушения таких обязательств, изучение и расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными на внутригосударственные средства правонарушениями прав человека, составление специальных списков, содержащих информацию о лицах, виновных в нарушениях прав человека, возбуждение вопроса об индивидуальной уголовной ответственности, рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушения их прав. Гражданин РФ имеет возможность выбора разнообразных процедур и организаций, куда следует обращаться в случае нарушения прав и свобод.
С точки зрения реализации положений ч. З ст. 46 Конституции РФ, представляет наибольший интерес, в связи с вступлением в Совет Европы, анализ Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека3, где в первом разделе (ст. 2-13) содержатся права и свободы, подлежащие международной защите, а именно:
- право на жизнь;
- запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
- запрещение
рабства, подневольного
- право на свободу и безопасность;
- право
на независимый и
- право на уважение личной и семейной жизни;
- неприкосновенность жилища и тайны переписки;
- свобода мысли, совести и религии;
- свобода мирных собраний и ассоциаций;
- право вступать в брак:
- право на действенные средства нарушенных прав.
Перечень прав и свобод, закрепленных в Европейской Конвенции по защите прав и свобод человека, расширен следующими протоколами.
Первый
протокол от 20 марта 1952 г. содержит право
собственности, право на образование,
обязанность государств-
Участие в Конвенции еще не означает участия во всех протоколах к ней или одним из них. С другой стороны, присоединиться к протоколам может только государство-участник Конвенции.
Особого внимания заслуживает практика Европейского суда по поводу определения «гражданских прав».
Несмотря на то, что Европейский Суд и Европейская комиссия неоднократно анализировали «концепцию гражданских прав и обязанностей», она в полном объеме еще не сформулирована и приводится лишь в качестве примеров для общей ориентации.
Принципиальным положением является то, что понятие «гражданские права», употребляемые в международных документах, не совпадает с узкоотраслевым понятием. Европейский Суд и Европейская комиссия считают, что имеют значение лишь «характер права», а не характер законодательства, определяющего отраслевую классификацию, и не характер органа, компетентного рассматривать данный вопрос (арбитражный суд, военный трибунал и т.д.).
В деле «Ригейзен
против Австрии» (Австрийская комиссия
по купле-продаже недвижимости отказалась
утвердить акт покупки
Понятие "гражданские права" включает как частноправовые отношения, так и широкий спектр публично-правовых отношений, способных затронуть права индивида.
В деле "Кониг против Германии" Европейский Суд признал, что статья 6 Конвенции применима и в том случае, когда государство действует в своем суверенном качестве.
Только характер правоотношения в данном случае имеет значение при решении вопроса о том, является ли нарушенное право "гражданским».
По поводу "гражданского" характера прав практика свидетельствует о том, что классификация, а также решение о нарушении или соблюдении права на справедливое судебное разбирательство приводится в соответствии с «содержанием и влиянием права», а не с его определением по государственному праву, все права, которые рассматривают как « личные», считают в данном отношении
"гражданскими".
Если определенная
административного разрешения, то сам этот факт не лишает эту деятельность ее частноправового характера, и споры, связанные с ней, также подлежат разбирательству в суде (дело Кониг)5.
Если право определено как публичное согласно национальной правовой системе, то суд взвешивает в контексте содержания и последствий дела "публичный" и "гражданский" элемент и классифицирует это право соответственно. Важно понимать, что в ст. 6 Европейской Конвенции речь идет о защите прав человека и его интересов, которые охраняются законом. Поэтому споры об интересах, не охраняемых законом, а также вопросы, которые находятся в исключительном ведении определенных лиц или органов, суды разрешать не вправе. В частности, отмечается, что к определению "гражданские права и обязанности", подлежащие судебной защите, не относятся:
- споры, касающиеся гражданства;
- право на въезд в страну;
-ходатайство
заключенного о временном
- право на работу в тюрьме;
- право на помилование;
- установление налоговых ставок и налоговых льгот;
- дисциплинарное
производство по делам
- право на
пользование пенсионными и
- получение
учебным заведением «
- дисциплинарное
производство по делам
Все вышеназванные ограничения на судебную защиту относятся к ст. 6 и не распространяются на ст.13 Европейской Конвенции, где сказано, что «каждый, чьи права и свободы, как они изложены в настоящей Конвенции, нарушены, имеет, действенные средства защиты перед национальными властями»6.
Практика показывает, что любой гражданин (независимо от его дееспособности) имеет возможность обратиться в Европейские структуры по защите прав и свобод человека в том случае если он считает, что правительство нарушило его права и свободы, закрепленные в Европейской Конвенции и протоколах к ней с учетом интерпретации их содержания Европейским Судом.
В отличие от процедур, предусмотренных Факультативным протоколом Международного Пакта о гражданских и политических правах. Европейские структуры по защите прав и свобод предусматривают петиции не только от лиц, чьи права уже нарушены. Дело в том, что Страсбургское "прецедентное право" ввело понятие «потенциальной жертвы», нечто вроде доктрины вероятностного нарушения прав человека»7. Это означает, что индивид может заявить, что его права нарушены, если ему известно, что есть законодательство, допускающее нарушения таких прав. Достаточно, чтобы угроза нарушения прав была вполне реальной, отражалась бы на жизни потенциальных жертв и носила бы в отношении их непосредственный характер. Например, в решении от 25 февраля 1982г. о возможности телесного наказания детей в шотландских школах признается, что уже сам факт посещения школы, в которой применялись телесные наказания, свидетельствует о наличии у детей возможности подвергнутся наказанию и чтобы они считались «жертвой» по смыслу ст. 25 Конвенции.
2.Процесс в Европейском Суде.
Европейская конвенция о защите прав и свобод граждан предусматривает два типа процедур контроля, за исполнением ее положений: рассмотрение докладов и рассмотрение индивидуальных сообщений.
Рассмотрение индивидуальных сообщений проходит два основных этапа:
Информация о работе Право человека на защиту своих прав в Европейском Суде