Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:23, реферат
В статье рассматривается статус исполнителя программ (проектов) международной технической помощи в контексте нормативно-правовых актов Украины. Анализируются правовые основы налогообложения участников выполнения программ (проектов) международной технической помощи, которую получают различные институты в Украине.
Международная техническая помощь оказана, прежде всего, странами Европейского союза и США отвечает стремлениям Украины к евроатлантической интеграции. Поэтому совершенствование условий налогообложения деятельности в сфере выполнения работ в рамках привлечения и использования международной технической помощи играет важную роль в развитии гуманитарного и технико-экономического сотрудничества между государствами.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРОГРАММ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УКРАИНЕ
В статье рассматривается
статус исполнителя программ (проектов)
международной технической
Международная техническая
помощь оказана, прежде всего, странами
Европейского союза и США отвечает
стремлениям Украины к
Новизна исследования заключается
в том, что в статье впервые
сделана попытка
Раскрытию основных принципов
системы налогообложения и
Целью данного исследования
является изучение проблемных направлений
в сфере налогообложения
Проанализировать правовые
основания налогообложения
Выявить проблемные правовые
направления в области
Разработать пути преодоления и устранения существующих правовых проблем и противоречий в контексте налогообложения исполнителей программ (проектов) международной технической помощи.
Развитие международной
деятельности Украины, в том числе
межгосударственного
Правовые условия cубъектов налогообложения - исполнителей программ международной технической помощи - занимают значительное место в механизме правового регулирования, привлечения и использования международной технической помощи.
С 1921 г. до 1945 г. в Лиги наций работало несколько групп экспертов по вопросам экономического сотрудничества между странами. Главной целью деятельности этих экспертов было избежание двойного налогообложения. В рекомендациях, которые наработали западноевропейские и американские исследователи, отмечалось, что межгосударственные налоговые проблемы нужно решать с помощью заключения налоговых конвенций на многостороннем основании [20].
Во второй половине ХХ в. в западноевропейской и американской научной литературе начинается более детальная разработка различных аспектов налогообложения исполнителей программ международной технической помощи. Прежде всего, это связано с институализацией международных отношений, в том числе с деятельностью ООН. Так, изучению различных аспектов Экономического сотрудничества между государствами посвящено научные труды английского исследователя В. Фридмана, который рассматривал изменения в структуре международного права, и Н. Уайта, который обратил внимание на правовые аспекты международных институций [22, 24]. Впервые американский юрист Ф. Джессеп ввел новую дефиницию "транснациональное право" (transnational) в смысле права, как есть регулирует сложное взаимосвязанное мировое сообщество, которое начинается с индивида и достигает семьи деятельности исполнителей программ международной технической помощи, базируются на концепции развития международного права как права международного сообщества. В статье советского ученого В. М. Корецкого отмечается, что мировое право является конгломератом действующих в мире правовых систем [8, с.103]. Среди отечественных ученых изучением различных аспектов международного права занимался В.Г. Буткевич, А. П. Мартиненко рассматривал права народов в аспекте современного международного права [2, 13].
В мире существуют
более 2000 соглашений, которые заключены
между 178 странами и направлены
на избежание двойного
Сущность правового регулирования отношений субъектов права по привлечению, предоставления и использования международной технической помощи заключается в установлении правовых основ, регламентирующих реализацию проектов (программ) международной технической помощи и процедуру привлечения, использония международной технической помощи на безвозмездной и безвозвратной основе с целью поддержки нашего государства, в том числе государственной регистрации, мониторинга проектов (программ) и аккредитации виконЗгаивдцниво.п. 2 Постановления Кабинета Министров Украины "О создании единой системы привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи" от 15 февраля 2002 N 153, исполнителем международной технической помощи считается любое лицо (резидент или нерезидент), которое имеет письменное соглашение с донором или уполномоченным донором лицом и обеспечивает реализацию проекта (программы) [15].
Следует отметить, что данное понятие приобретает несколько иной смысл в пункте 1 Положения о порядке освобождения от налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), закупаемых на таможенной территории Украины организациями, выполняющими в Украине программы и проекты международной технической помощи в соответствии с соглашениями между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно технико-экономического сотрудничества, как есть принято совместным приказом N 41/654 от 29.12.1998 г. Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции, и Государственной налоговой администрацией Украины, и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 19.01.1999 г. за N 26/3319. В этом документе определено, что организация-исполнитель является такой организации, которая получила от донора контракт или грант и несе юридическую ответственность за выполнение проекта (программы) международной техиблид даишнитив Украин ^ 1поняття имеет существенные недостатки, поскольку, во-первых, не предусматривает уповажну донором лицо как должное сторону по контракту. Во-вторых, в данной дефиниции существует правовое противоречие относительно норм налогового и валютного права. То есть, эти нормы права предусматривают необходимость укладенння письменного соглашения между исполнителем и донором для получения и использования безвозвратной помощи в Украине. В-третьих, понятие "грант" вообще не предусмотрено действующим налоговым законодательством в Украине. Кроме того, на практике в большинстве случаев исполнителями работ в рамках реализации проекта международной технической помощи в Украине иностранные субъекты, в частности неправительственные и межправительственные международные организации, параорганизации. Именно поэтому возникает необходимость дальнейшего определения значения терминов "нерезидент" и "резидент" в национальном законодательстве.
По нашему мнению, на основании п. 1.15 и п. 1.16 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" и п. 2 Постановления Кабинета Министров Украины "О создании единой системы привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи" от 15 февраля 2002 г. N 153, исполнителями проектов (программ) международной технической помощи являются юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности Украины, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.), созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением на ее территории, а также юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности, которые не имеют статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.) с местонахождением за пределами Украины, то есть которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством другого государства [2, 10].
В ч. 2 п. 1.16 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятия" указано, что нерезидентами также признаются расположенные на территории Украины дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства иностранных государств, международные организации и их представительства, имеющие соответствующие дипломатические привилегии и иммунитет, а также представительства других иностранных организаций и фирм, которые не осуществляют хозяйственной деятельности в соответствии с законодУкрашУивднщы, [5дийсйення международной деятельности осложняет отсутствие четкого определения признаков этих субъектов права. По мнению Г. Вельяминова, неправительственными организациями (non-govemmental organizations) следует считать основанные физичними или юридическими лицами из разных государств обьединение для внедрения международной деятельности некоммерческого характера с целью достижения определенных общих интересов [18, с.125]. Например, В. Хонин дает определение межправительственной организации как организации, созданной суверена государствами на основании международного права [21, с. 20].
Некоторые исследователи определяют параорганизацию как восточное с международной организацией неформальное обьединение, которое не имеет правосубъектном и правотворческие признаки и четкую институциональнисть [18].
Значительные трудности
в осуществлении программ
Существенным недостатком
в законодательстве Украины
По нашему мнению, также значительно усложнена процедура регистрации в налоговых органах Украины структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине, которые создаются и регистрируются в Украине на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1993 N 145 " О порядке регистрации филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине "[16]. Представительства международных неприбыльных организаций являются структурными ячейками исполнителей. Основополагающей деятельностью таких представительств, как правило, является поддержание связей исполнителя международной технической помощи между донором и физическими и юридическими лицами в Украине, а также осуществление действий по распределению денег, имущества поступающих представительству от исполнителя проекта (программы) международной технической допоВотиовидно к п . 4.4 Инструкции "О порядке учета налогоплательщиков", зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 14 декабря 1998 г. № 791/3231 в редакции приказа Государственной налоговой администрации Украины от 17.11.1998 г. № 552, и Положения "О Реестре неприбыльных организаций и учреждений ", как есть утверждено приказом Государственной налоговой администрации Украины от 11.07.1997 г. № 232 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 06.08.1997 г. под № 291/2095, неприбыльные организации и учреждения должны до начала своей деятельности стать на учет в органах государственной налоговой службы по своему местонахождению. Согласно подпункта 7.11.10 ст. 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" № 283 от 22.05.1997 г., с целью налогообложения центральный налоговый орган веде Реестр неприбыльных организаций, которые освобождаются от налогообложения [7, 14].
Но Правового противоречие
заключается в том, что,
В пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР предусматривается особый порядок налогообложения неприбыльных организаций и учреждений. Поскольку в перечень неприбыльных организаций не включены учреждения и организации, не имеющие статуса юридического лица, поэтому они не могут быть определении как неприбыльные [5].