Президент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:59, доклад

Описание работы

Осуществляя свои полномочия, Президент издает два вида актов- указы и распоряжения (ст.90 Конституции). Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важную роль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того, указами регулируется определенные вопросы ненормативного характера в силу их важности для личности или для государственной жизни- наградные дела, назначение Председателя Правительства и т.д.

Файлы: 1 файл

конституционное контрольная.docx

— 31.70 Кб (Скачать файл)

Введение

Осуществляя свои полномочия, Президент издает два вида актов- указы и распоряжения (ст.90 Конституции). Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важную роль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того, указами регулируется определенные вопросы ненормативного характера в силу их важности для личности или для государственной жизни- наградные дела, назначение Председателя Правительства и т.д.

Распоряжение, являются не нормативными, а правоприменительными актами и  чаще касаются относительно небольших  вопросов. В принципе все акты президента должны быть взаимно согласны. С  формальных позиций акты Президента одинаковы по юридической силе.

В ч.3 ст.90 говорится, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что при разработке и принятии федерального закона учитывается наличие указа Президента, однако этот факт не является предопределяющим для принятия закона, особенно если его необходимость вытекает из Конституции РФ либо из сложившихся общественных отношений.

Президент полагал, что если есть действующий закон, то указ Президента должен ему соответствовать. Но если закона нет, Президент свободен в  регулировании общественных отношений; иначе говоря, он возвышал свой указ до закона, как бы уравнивал их в  воздействии на общественные отношения.

 

  1. Правовые акты Президента РФ: понятие, виды и место в системе источников российского права

Свои полномочия Президент  реализует, прежде всего, в принятии правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции  РФ Президент издает указы и распоряжения1. Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве и др. Распоряжения Президента РФ – это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ. Помимо вышеперечисленных правовых актов, издаваемых Президентом, в правотворческую деятельность главы государства входит:

- направление законопроектов  президента РФ в Государственную  Думу;

- направление Запросов  Президента РФ, в Конституционный  Суд РФ;

- направления ежегодных  посланий Федеральному Собранию  о положении в стране, об основных  направлениях внутренней и внешней  политики государства;

- представления президента  РФ, в которых содержатся предложения  Президента РФ  Совету Федерации   по кандидатурам для назначения  на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также предложения о назначении и освобождении Генерального Прокурора РФ;

- предложения Государственной  Думе РФ о кандидатуре Председателя  Правительства РФ и Председателя  Центрального банка России;

Но не только Конституция  РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ. Например, федеральный  закон «Об обороне» предусматривает, что Президент  РФ как главнокомандующий  издает директивы и приказы, которые  обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Полномочия Президента Российской Федерации реализуются через  принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции, Президент издаст указы и распоряжения.

Конституция устанавливает, что указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Все  государственные органы, должностные  лица и граждане обязаны следовать  предписанным в актах Президента правилам поведения. Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации (включая республики), а также  органы местного самоуправления не наделены правом приостановления актов Президента. В случае несогласия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации с актом Президента, их убежденности в том, что тем или иным его актом, нарушено установленное Конституцией распределение компетенции между Федерацией и ее субъектами, они могут обратиться с ходатайством о проверке конституционности нормативных актов главы государства в Конституционный Суд России. Решение последнего о не конституционности актов Президента влечет утрату ими юридической силы.

 

Исходя из ч. 3 ст. 90 Конституции, указы и распоряжения не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов, в системе права Российской федерации, поскольку органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание.

Действующим законодательством  не установлены строгие юридические  критерии, позволяющие четко отграничить  указы и распоряжения как различные  формы правовых актов. Однако сложившаяся  практика осуществления президентских  полномочий свидетельствует о наличии  между ними некоторых различий. Решения  Президента, носящие нормативный  характер, т. е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу  субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются его указами. Например, указами определены принципы взаимодействия Президента и Правительства Российской Федерации (утверждены положения о  структурных подразделениях Президента и его Администрации, решаются ключевые вопросы государственной политики). Указы Президента могут носить и  индивидуальный характер, ими оформляются  решения о назначении на должность  и освобождении от должности руководителей  подотчетных Президенту федеральных  органов, а также иных структур вертикали  исполнительной власти (представители  Президента в субъектах Федерации, главы администраций краев, областей, округов, городов федерального значения)2

 

 Наконец, указы Президента  принимаются по вопросам гражданства,  предоставления политического убежища,  награждения государственными наградами,  присвоения почетных званий, высших  воинских и высших специальных  званий. В форме указа принимаются  решения и по вопросам помилования.  Все сказанное выше дает основание  сделать вывод о том, что  именно указы являются основным  видом правовых актов Президента  Российской Федерации.

В отличие от указов, распоряжения Президента — организационно-оперативные  акты, они имеют вспомогательное  значение в правовом регулировании  деятельности главы государства. Как  правило, распоряжения не носят нормативного характера, регламентируют организационно-технические  стороны взаимоотношений Президента с органами власти России и ее субъектов деятельность его Администрации, посвящаются решению кадровых вопросов.

Важным для нормотворческой  деятельности Федерального Собрания и  Президента является вопрос о разграничении  предмета закона и нормативного указа  Президента. В ст. 90 Конституции, посвященной  актам Президента, этот вопрос специально не регулируется. В силу особых условий  проведения конституционной реформы  в России сложилась практика, когда  отдельные указы Президента выполняли  функции закона. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» до начала работы федерального Собрания законодательное регулирование вопросов бюджета, федеральных налогов и сборов, банковской, инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной зашиты населения передавалось Президенту и осуществлялось через принятие его указов. Названный Указ, а также ряд других нормативных актов Президента, принятых в тот период, предусматривали их утверждение Федеральным Собранием. Решение Президентом вопросов, составляющих предмет законодательной деятельности Федерального Собрания, практиковалось и после начала работы нового парламента России.

Осуществление Президентом  ряда законодательных функций, будучи вынужденной мерой в период поэтапной  конституционной реформы, не предусматривается  действующей Конституцией. В ней  отсутствует и процедура рассмотрения Федеральным Собранием нормативных  указов Президента, поскольку основной закон предусматривает четкое разграничение  компетенции между каждым из органов  федеральной власти. Очевидно, что  по мере активизации законодательной  деятельности Федерального Собрания будет  прекращена практика регулирования  нормативными указами вопросов, составляющих предмет законодательной деятельности парламента.

 

  1. Общая характеристика и классификация нормативно-правовых актов.

Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом  в пределах его компетенции и  направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.3В РФ и ее субъектах НПА издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти НПА издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается. Является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права. НПА образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Большой юридический словарь Додонов В. Н., Ермаков,  В. Д., Крылова М. А и др. издательство Инфра-М 2001 стр. 335

Из выше сказанного следует  что: Нормативно-правовой акт имеет  определенные преимущества перед другими  источниками права. Во - первых, в силу определенных установленных правил его изложения он является лучшим способом оформления устоявшихся норм. Во-вторых, на него легко ссылаться при разрешении дела, легко вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль над его исполнением. В-третьих, они удобны для учета и систематизации.

 

НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

НПА исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.

Основное содержание НПА  составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической  силой и устанавливающие единый, государственно - властный порядок  регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.

НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление  и т.п.), обладают установленными символами  и реквизитами. Их содержание структурировано  и излагается с использованием специальной  и общепризнанной терминологией.

НПА принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.

Реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Таким образом, НПА можно  определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все НПА существуют и функционируют  как единая система, которая характеризуется  согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией  по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества  все нормативно-правовые акты подразделяются на:

-Нормативные акты государственных  органов;

-НПА общественных объединений;

-Совместные акты государственных  и негосударственных организаций;

-НПА, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы  действий НПА делятся на:

-Федеральные;

-Акты субъектов Федерации;

-Акты органов местного  самоуправления;

-Локальные акты (регулирующие  отношения внутри какой-либо организации,  учреждения).

В зависимости от срока  действия различают:

-Акты неопределённо длительного  действия;

-Временные акты.

В зависимости от юридической  силы НПА делят на:

-Законы;

-Подзаконные акты.

Более подробно остановимся  на актах президента.

 

    3.УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОРЯДКЕ  ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В  СИЛУ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ  ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

             (в ред. Указа Президента РФ  от 16.05.97 N 490)

Информация о работе Президент Российской Федерации