Причины возникновения и основные черты ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Услуги являются второй составной частью счета текущих операций после товаров.
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с процессом их производства, поскольку сам процесс производства услуг подразумевает участие обеих сторон - резидента и нерезидента

Содержание работы

1. Виды услуг, предоставляемые в международной коммерческой практике…………………………………………………………………………….....3
2. Причины возникновения и основные черты ТНК……………………13
3. Определение понятий: принципал, корпорация, концерн, автаркия, делькредере, чартер, индент, интеграция, опцион, ревальвация, маржа.……17
Практическая работа № 1………………………………………………..20
Практическая работа № 2………………………………………………..25
Практическая работа № 3………………………………………………..29
Практическая работа № 4………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………….40

Файлы: 1 файл

ME.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ПРИРОДООХРАННОГО И КУРОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Факультет экономики  и менеджмента

Кафедра политической экономии, региональной политики и управления

 

 

Расчетно-графическая работа

по дисциплине: «Международная экономика»

Вариант № 26

 

Выполнила

студентка 3-го курса

группы ФИК-301д

Бажина К.Ю.

 

Проверила

Страчкова Н. В.

 

 

 

 

Симферополь, 2011 г.

Содержание

1. Виды услуг, предоставляемые в международной коммерческой практике…………………………………………………………………………….....3

2. Причины возникновения и основные черты ТНК……………………13

3. Определение понятий: принципал, корпорация, концерн, автаркия, делькредере, чартер, индент, интеграция, опцион, ревальвация, маржа.……17

Практическая работа № 1………………………………………………..20

Практическая работа № 2………………………………………………..25

Практическая работа № 3………………………………………………..29

Практическая работа № 4………………………………………………..32

Список использованной литературы…………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды услуг, предоставляемые в международной коммерческой практике

Услуги  являются  второй  составной  частью  счета  текущих  операций  после  товаров. 

Международная  торговля  услугами  тесно  взаимосвязана  с  процессом  их  производства,  поскольку  сам  процесс  производства  услуг  подразумевает  участие  обеих  сторон  -  резидента  и  нерезидента [1].

Основные  виды  международных  услуг  включают:  транспортные  услуги,  поездки  (туристические  услуги),  услуги  связи,  строительные  услуги,  финансовые  услуги,  компьютерные  и  информационные  услуги,  лизинговые  вознаграждения,  прочие  деловые  услуги,  услуги  физическим  лицам  и  услуги  в  сфере  культуры,  отдыха,  образования,  медицины,  государственные  услуги  и  прочие  виды  услуг  не  вошедшие  в  перечисленные [4].

Транспортные  услуги    охватывают  грузовые  перевозки  товаров,  осуществляемые  всеми  видами  транспорта,  а  также  международные  перевозки  пассажиров.  К  этим  услугам  относятся  все  виды  транспортного  обслуживания  (морским,  воздушным  и  прочими  видами  транспорта,  в  том  числе  транспортировка  по  суше,  внутренним  водам,  в  космическом  пространстве  и  по  трубопроводам),  осуществляемого  резидентами  одной  страны  для  резидентов  другой  страны.  Такие  услуги  включают  пассажирские  перевозки,  грузовые  перевозки,  аренду  транспортных  средств  вместе  с  командой,  а  также  связанные  с  этим  общие  и  вспомогательные  услуги [7].

Услуги  связи  охватывают  две  основные  категории  международных  операций  в  области  связи,  которые  совершаются  между  резидентами  данной  страны  и  экономическими  единицами  других  стран: 

1. передачу  звуковой  информации,  изображений  и  других  информационных  потоков  с помощью телефона, телекса, телеграфа, радиовещания,  электронной  почты,  спутниковой  и  факсимильной  связи  и  т.д., а также  обслуживание  коммерческих  информационных  каналов,  проведение  конференций с помощью телесвязи и оказание  сопутствующих  услуг.

2. и  служба курьерской связи, куда  включается  сбор, транспортировка и доставка писем,  газет,  периодических  изданий,  посылок и  бандеролей,  осуществляемые  национальной  почтовой  службой  и  другими  предприятиями  почтовой  связи;  а  также  услуги  почтовых  отделений [8].

Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Таковы, например, услуги транспортных компаний, строительных фирм, предприятий связи, информационных агентств и т.д. Их труд производит определенный продукт в невещественной форме, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления и т.д. Таким образом, услуга как специфический продукт труда выступает не в форме материального товара, а самого труда, выполняющего определенные функции в современном обществе [4].

Услуга –  деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений [9].

Под экспортом  понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.

Услуга в  отличие от вещного продукта труда  не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления услуги могут иметь материальный и долговременный характер: груз оказывается перевезенным, информация получена потребителем, связь между партнерами обеспечена и т.д [2].

Несмотря на всю условность определения понятия, многие услуги особенно в последние десятилетия прошлого века являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса страны [4].

Развитие материального  производства, являющееся фундаментальной  основой прогресса сферы услуг, а также международное разделение труда в сфере услуг привели к значительному разнообразию видов услуг.

Наряду с  товарами большой сектор мировой  торговли охватывает рынок услуг. Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТС, включающая более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

Классификация услуг основана на Международной  стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира [6].

Большая часть  услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной  экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д [5].

Классификация торгуемых услуг в соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ представлена в таблице 1.1.

Все эти разнообразные  виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.

В аналитических  целях огромное разнообразие торгуемых  услуг может быть сгруппировано  по другим признакам. В случае расширительного  подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на:

• факторные  услуги – платежи, возникающие в  связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

• нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги) [4].

Таблица 1.1. Классификация услуг

Виды услуг

Подвиды услуг

Содержание  услуг

1

Транспортные  услуги

Пассажирские  перевозки

Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

   

Грузовые перевозки

Международная перевозка грузов всеми видами транспорта

2

Поездки

Деловые

Услуги, приобретенные  нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

   

Личные

Услуги, приобретенные  нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

3

Услуги связи

 

Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи

4

Строительные услуги

 

Комплекс услуг  по строительству объектов за рубежом

5

Страхование

 

Оказание услуг  по страхованию нерезидентов страховыми компаниями-резидентами

6

Финансовые  услуги

 

Финансовое  посредничество между резидентами и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.)

7

Компьютерные  и информационные услуги

 

Консультации  в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д.

8

Роялти и лицензионные платежи

 

Пользование правами  собственности на объекты промышленной собственности и авторские и смежные права

9

Другие бизнес-услуги

Посреднические

Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д.

   

Лизинг

Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования

10

Личные, культурные и рекреационные услуги

Аудиовизуальные услуги

Услуги по производству фильмов, радио - телевизионных программ, компакт-дисков

   

Прочие

Услуги, связанные с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий

11

Правительственные услуги

 

Услуги по поставе  товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира


 

Эта классификация  очень важна для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые в большей степени затрагивают не факторные услуги. Хотелось бы отметить, что оказание услуг достаточно часто происходит одновременно с продажей товаров или предоставлением инвестиций той или иной стране [2].

Существует  также классификация услуг в  зависимости от способа доставки их потребителю:

• услуги, связанные  с инвестициями – банковские, гостиничные  и профессиональные;

• услуги, связанные  с торговлей – транспорт, страхование и т.д.;

• услуги, связанные  одновременно с инвестициями и торговлей  – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги [4].

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением  финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций (далее ТНК), которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Рост международной  торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени  действующая система регулирования  функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций [5].

Существенную роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в  рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации - ИКАО, Международная морская организация - ИМО, Всемирная туристическая организация - ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД) [8].

Основная идея США - крупнейшего  поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

На пути осуществления  этой программы, однако, стоят серьезные  проблемы, связанные, прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг и их производство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

На практике это означает, что США, проводя регулирование  своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм.

Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить  за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

Результатом переговоров  Уругвайского раунда (с сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта [4].

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о  создании Всемирной торговой организации [9].

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие  от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг  обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

Информация о работе Причины возникновения и основные черты ТНК