Приднестровский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:36, практическая работа

Описание работы

Приднестровский конфликт — конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, претендующими на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр (Приднестровье), население которых составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции) и большая часть которых в настоящий момент находится под контролем ПМР.
Вид конфликта. Приднестровский конфликт - это сложное переплетение различных первопричин его возникновения, он не является однородным. Это этнополитический, территориальный конфликт, в определённой степени экономический, с ярко выраженной геополитической составляющей.

Файлы: 1 файл

Инд.раб. - приднестров. конфликт.docx

— 23.90 Кб (Скачать файл)

     Приднестровский  конфликт  — конфликт между  Молдавией и непризнанной Приднестровской  Молдавской Республикой, претендующими  на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр (Приднестровье), население которых составляют  молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции)  и большая часть которых в  настоящий момент находится под  контролем ПМР.

Вид конфликта. Приднестровский конфликт - это сложное переплетение различных первопричин его возникновения, он не является однородным. Это этнополитический, территориальный конфликт, в определённой степени экономический, с ярко выраженной геополитической составляющей.

Объект Приднестровского конфликта – события, происходящие в Приднестровье.

Временные параметры: 1988 г. – настоящее время.

Участники (субъекты) Приднестровского конфликта:

- Приднестровье;

- Молдова;

- Россия;

- Румыния;

- Украина.

Причины конфликта:

- исторические

С точки зрения исторической объективности, территория левобережного  Приднестровья никогда не входила  ни в состав Молдавского княжества, граница которого проходила по реке Днестр, ни в состав Бессарабской губернии Российской Империи. Фактически только в период 1944-1989 гг. Приднестровье  находилось в составе Молдавской ССР.

- культурные

В Приднестровье в большей  мере отождествляют себя с Российской империей, потом с СССР, сейчас с  Россией, в то время как Молдова  тяготеет к Румынии и в целом  к Западу.

- этнические

Этнический фактор нашел  свое проявление в румынизации молдавского  общества. Но этот фактор не мог «работать» на территории Приднестровья, где молдаване  не превышают 40% населения региона, тогда как по всей Молдове они  составляют свыше 65%.

- идеологические 

Сначала конфликт между приднестровской  и молдавской номенклатурой обозначился  как столкновение идеологических позиций. Номенклатура Приднестровья была предана  коммунистической идеологии, целостности  Советского государства и социалистической административной экономике. Без этих основ она не представляла себя в  молдавском обществе.

- политические

Важной политической предпосылкой, которая предоставляла Приднестровью  возможность определить свой новый  государственный статус, а, следовательно, делала его участие в конфликте  целесообразным, была проблема союзной  автономии, связанная с распадом Советского Союза.

- геополитические

Из-за особенностей геополитического расположения приднестровский регион стал полем борьбы внешних сил  за влияние в Юго-Восточной Европе, в первую очередь России. В этом смысле приднестровский конфликт выходит  за пределы Молдовы и становится международным по своей сути.

- лингвистические

31 августа 1989 года в  Молдове был принят закон о  том, что официальным языком  является язык титульной нации.  Закрепив государственным молдавский  язык, идентичный румынскому, с латинским  правописанием, официальный Кишинев  фактически лишил себя канала  коммуникации с русскоязычным  населением Приднестровья, которое  отреагировало на принятие этого  Закона политическими забастовками, усматривая в нем угрозу для  себя и своих потомков.

- экономические

Приднестровье составляло промышленно  развитую часть аграрной Республики Молдова. Промышленность Приднестровья  в большей мере была связана с  промышленными центрами Украины  и России, чем с самой Молдовой. Кроме того, в Приднестровье размещались  довольно развитые современные высокотехнологические  отрасли производства. Желание Приднестровского региона развиваться самостоятельно являлось естественным.

Факторы развития Приднестровского конфликта:

- внутренние (политика Молдовы и Приднестровья в регионе);

- внешние ( факторы глобального  действия, региональные факторы)

     К факторам  глобального действия относятся:  политика США, Запада в лице  НАТО и ЕС, политика России, а  также степень представленности  интересов этих геополитических  сил в регионе Приднестровья. 

 

     К факторам  регионального уровня относится  политика Украины и Румынии.  Важным моментом при этом является  анализ степени столкновения  или совпадения интересов этих  крупнейших геополитических игроков  в регионе. 

 

Фазы развития Приднестровского конфликта. В общем, с учетом уровня напряженности Приднестровский конфликт можно условно разделить на 3 периода:

 

1) 1988- 1991 гг. – происходит формирование субъектов Приднестровского конфликта, заложены институциональные предпосылки конфликта.

 

2) конец 1991 г.- 1992 г. –  обострение противоречий между  Тирасполем и Кишиневом. Битва  за Бендеры стала кульминацией  конфликта.

 

3) 1993 г.- настоящее время  – деэскалация конфликта, переход  к мирному урегулированию, проведение  переговоров и подписание многочисленных  договоров. 

 

Отношения между сторонами  нельзя назвать благоприятными, но в большинстве случаев между простыми гражданами Молдавии и Приднестровья нет межнациональных, этнических, религиозных или других форм вражды.

 

Хроника событий Приднестровского конфликта:

1988 г. - в Молдавии стремительно  растут прорумынские настроения, появляются призывы к объединению  с Румынией.

31 августа 1989 г. – в  Молдове принят закон, который  определял румынский язык государственным. 

июнь 1990 г. – в с.Парканы  состоялся I съезд народных депутатов  Приднестровья всех уровней. На нём  появляется идея о создании независимого государства в Приднестровье.

5 июня 1990 г. - молдавскими  властями съезд был объявлен  незаконным.

2 сентября 1990  г. - на II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровья принимается Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Республики.

2 ноября 1990 г. - была предпринята  попытка ликвидации местных органов  власти в г. Дубоссары силами  молдавского ОПОНа (отряд полиции  особого назначения).

осень 1991 г. - появляется Республиканская  гвардия и создаётся Комитет  по Обороне и безопасности. 

8 сентября 1992 г. - постановлением  Правительства ПМР была определена  структура и сроки формирования  вооруженных сил. 

март-июль 1992 г. - в районах  Бендер и Дубоссар разворачиваются  полномасштабные бои с применением  артиллерии и танков.

21 июля 1992 г. - в Москве  было подписано соглашение между  президентами М. Снегуром и  Б. Ельциным. Соглашение Снегура  – Ельцина предусматривало немедленное  прекращение огня и создание  демилитаризованной зоны на 10 км  от Днестра по обеим сторонам  реки. Было также объявлено о  ряде принципов мирного урегулирования  спора, включая уважение суверенитета  и территориальной целостности  Молдовы, необходимость особого  статуса Приднестровья. 

 

апрель 1993 г. - в Кишиневе учреждена миссия СБСЕ.

 

ноябрь 1993 г. -  миссией  СБСЕ опубликован доклад, в котором  содержались предложения, способные  послужить основой для переговоров  между обеими сторонами.

 

28 апреля 1994 г. - активные  посреднические усилия России  способствовали подписанию президентами  Молдовы и Приднестровья совместного  Заявления, наметившего главные  направления переговоров по «определению  государственно-правового статуса  Приднестровья», а также по «становлению  и развитию государственно-правовых  отношений».

1995 г. - Украина стала  третьим официальным «посредником»  в приднестровском конфликте  и возможным «гарантом» урегулирования

 

19 января 1996 г. - Россия, Украина и Молдова подписали  Совместную декларацию, признающую  суверенитет и территориальную  целостность Республики Молдова. 

 

8 мая 1997 г. –  подписание в Москве меморандума  «Об основах нормализации отношений  между Республикой Молдова и  Приднестровьем».

 

20 марта 1998 г. - в  Одессе  подписано Соглашения  о мерах доверия и развитии  контактов между Республикой  Молдова и Приднестровьем.

 

16 июля 1999 г. - в Киеве  обеими сторонами и тремя посредниками  было подписано Совместное заявление  по вопросам нормализации отношений  между Республикой Молдова и  Приднестровьем.

 

ноябрь 1999 г. - саммит ОБСЕ в Стамбуле, на котором Россия согласилась на вывод российских войск и военной техники, дислоцированной  в Молдове.

 

2000 г. -  президент  Владимир Путин посетил Молдову  и объявил об образовании Государственной  комиссии по приднестровскому  конфликту во главе с Евгением  Примаковым (Украина создала аналогичную  комиссию в августе).

 

1 сентября 2001 г. - правительство  Молдовы ввело новые таможенные  печати, которые оказали разрушительное  воздействие на приднестровскую  экономику.

 

июль 2002 г. - предложение Киева о федеративном устройстве государства.

 

27 февраля 2003 г. - ЕС и США ввели санкции против Приднестровья, введя запрет на поездки (черный визовой список) для 17 приднестровских лидеров.

 

ноябрь 2003 г. - Россией был выработан «Меморандум Козака», направленный на объединение Молдавии с ПМР в составе федеративного молдавского государства.

 

22 апреля 2005 г. - в Кишиневе  Виктор Ющенко представил концепцию  о «семи шагах» урегулирования  конфликта, которая называлась  «На пути к урегулированию  конфликта через демократию».

 

2006 г. - переговоры в формате «5+2» ( Молдова, Приднестровье – стороны, Россия, Украина – гаранты, ОБСЕ – посредник, ЕС, США – наблюдатели).

 

2007 г. – референдум  в ПМР (непризнанный мировым  сообществом).

 

18 марта 2009 г. – переговоры  в Москве Молдовы и Приднестровья  при содействии России (формат  «2+1»).

 

20 марта 2009 г. – инициатива  Социал-демократической партии Молдовы  передать Приднестровье в аренду  России на 30 лет.

 

На данном этапе переговоры продолжаются. Однако конфликт все  еще остаётся неразрешённым и  в ближайшем будущем отсутствуют  какие-либо предпосылки для его  политического разрешения.

 

 

 

Возможности решения  Приднестровской проблемы:

 

1) определение статуса  Приднестровья в составе Молдовы  (автономия, федерация);

 

2) признание права Приднестровья  на государственно-правовое самоопределение,  включая признание ПМР независимым  суверенным государством.

 

     Приднестровский конфликт возник с распадом Советского Союза в конце 80-х годов ХХ в. Две стороны не смогли договориться ни по одному из предложений, вынесенных на обсуждение международными посредниками — Россией, Украиной и ОБСЕ. ЕС играл незначительную роль в первое десятилетие приднестровского конфликта, но недавно стал более активным. Этому предшествовало повышение значимости ЕС и европеизации в молдавском политическом дискурсе.

 

     В  настоящее время безопасность  в зоне конфликта обеспечивают  Совместные миротворческие силы  России, Молдавии, Приднестровской  Молдавской Республики и военные  наблюдатели от Украины. В ходе  многочисленных переговоров при  посредничестве России, Украины  и ОБСЕ достигнуть соглашения  по поводу статуса Приднестровья  не удалось. Отношения между  сторонами конфликта остаются  напряжёнными.

 

 

 

 

 


Информация о работе Приднестровский конфликт