Приморские провинции Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 05:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы анализ современного состояния приморских провинций Китая на примере провинций Чжэцзян, Шаньдун и Цзянсу. Данные провинции являются наиболее развитыми и играют значительную в роль в экономическом, социальном и культурном развитии Китая. В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
Сделать общий обзор современного положения провинций Чжэцзян, Шаньдун и Цзянсу.
Рассмотреть основные социально-экономические особенности данных провинций.
Сделать вывод о роли приморских провинций в жизни Китая.
Проанализировать общие тенденции дальнейшего развития приморских провинций.

Содержание работы

Введение 3
1 Современное состояние приморских провинций Китая 5
1.1 Провинция Чжецзян 5
1.2 Провинция Шаньдун 7
1.3 Провинция Цзянсу 11
2 Роль приморских провинций в экономическом развитии Китая 16
2.1 Провинция Чжэцзян 16
2.2 Провинция Шаньдун 19
2.3 Провинция Цзянсу 21
3 Перспективы развития приморских провинций в сравнении с западнымипровинциями 24
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Kursach_final !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! защита.docx

— 206.04 Кб (Скачать файл)

На конец2005года уровень зарегистрированных безработных в городах и волостях составил 3,7%: это в пределах контролируемого уровня в 4%, но проблема касается примерно 240 тыс. человек. В ближайшие годы безработица в городах и городках по-прежнему будет оказывать давление на системы здравоохранения и школьного образования. В провинции действует всекитайская система гарантий минимального прожиточного уровня населения городов и волостей, в результате 30 тыс. горожанам и 236 тыс. сельчан государство обеспечивает минимальный уровень жизни.

2.2 Провинция  Шаньдун

В провинции Шаньдун экономика сохраняет устойчивое развитие. Рост ВВП провинции увеличился на 9,8% по сравнению с прошлым годом и составил 50 трлн. юаней. Среди этого добывающая промышленность занимает первое место – 428 млрд. юаней, её рост 4,7%, производство выросло на 10,5%. ВВП на душу населения составил 51,7 тыс. юаней, увеличившись на 9,2%.

Рис 2. Рост ВВП в провинции Шаньдунза 2008-2012 гг.9

В провинции Шаньдун в 2001 году сельское хозяйство, лесоводство, животноводство и рыбоводство провинции дали рост 135,95 млрд. юаней или на 4,2% больше показателя предыдущего года. В частности, сельское хозяйство — 82,35 млрд. юаней, рост — 4,0%, лесоводство — 3,53 млрд. юаней, рост — 5,5%, животноводство — 28,93 млрд. юаней, рост — 7,4%, рыбоводство — 21,14 млрд. юаней, снижение на 1,4%. Удельный вес  сельского хозяйства — 60,6%, лесоводства  — 2,6%, животноводства -21,3%, рыбоводства  — 15,5%.

Промышленное производство быстро растет. В 2001 году доходы от реализации промышленной продукции составили 914,6 млрд. юаней, рост составил 290,84 млрд. юаней, это на 14,8% больше показателя предыдущего года.

В 2007 году экспортно-импортный оборот провинции составил 28,96 млрд. долларов, рост — 15,9% по сравнению с предыдущим годом. В частности, экспорт составил 18,13 млрд. долларов, рост — 16,7% и на 9,9 процентных пункта выше роста во всем Китае. Ускоренно развивалась сфера привлечения зарубежного капитала. В 2001 году утверждено 71 новое предприятие (учреждение) с привлечением зарубежного капитала, это на 31,5 % больше предыдущего года, привлечено в общем 140 млн. долларов зарубежных инвестиций, рост на 63,4%, в том числе 110 млн. долларов в сферу торговли продукцией переработки, в среднем в каждый проект с участием зарубежного капитала привлечено 1,905 млн. долларов.

В 2001 году подписаны новые контракты  на использование зарубежного капитала в 3058 проектах, это на 11,9% больше предыдущего  года. Контрактами оговорены 7,16 млрд. долларов зарубежных инвестиций, рост — 27,6 %. Практически использовано 4,25 млрд. долларов зарубежных инвестиций, рост на 11,4%. В том числе прямые зарубежные инвестиции по контрактам составили 6,72 млрд. долларов, практически  использовано 3,62 млрд. долларов в виде прямых зарубежных инвестиций, соответственно рост на 32,4% и 21,9%, Вновь утверждено заимствование  зарубежных кредитов по контрактам на 210 млн. долларов, практически использовано 450 млн. долларов, снижение этих показателей соответственно на 49,9% и 37,1%10.

С начала осуществления в 1994 году в  Шаньдуне четвертого 5-летнего плана  нанесения удара по бедности к 2000 году во всей провинции оказана поддержка 28 бедным уездам, 602 бедным волостям и  городкам, 13384 бедным деревням, в итоге 7,21 млн. бедняков решили проблему питания  и одежды. Народное правительство  провинции приняло план оказания помощи бедным деревням на 2001-2010 годы, тщательно спланировав и утвердив цели освоения бедных деревень. С 1998 года в городах и уездах провинции зарегистрированный уровень безработицы контролируется в пределах 3,5%.

2.3 Провинция  Цзянсу

Цзянсу — одна из экономически сильнейших провинций Китая, имеет  самый большой общий объём  ВВП после Гуандуна. В 2003 г. ВВП  на душу населения составил 16 796 жэньминьби (около 2000 US$), причём следует заметить, что среди отдельных регионов провинции наблюдается большое  неравенство — так, в южных  городах как Сучжоу или Уси  этот показатель в два раза выше среднего уровня.

После начала осуществления политики реформ открытости экономическое и  социальное развитие Цзянсу достигло значительных высот. Начиная с 1992 года, рост ВВП провинции держится в  рамках двузначных чисел уже 20 лет. В провинции был разработан план построения общества со средним достатком. В 2011 году сохранялся устойчивый рост в сфере экономических преобразований. ВВП района составил 4,86 трл. юаней, увеличившись на 11%, где добывающая промышленность выросла на 4%, а производственная промышленность увеличилась на 11,7%. ВВП на душу населения составил 61,6 тыс. юаней, что на 8809 больше чем в 2010 году. Общий объём доходов бюджета  вырос на 20,4%, из которых местный  объём доходов бюджета увеличился на 26,2%. Общий объём розничных продаж потребительских товаров вырос на 17,5%, что стало крупнейшим фактором в росте экономики. Всего инвестиции в основной капитал возросли на 21,5%. Общий объём импорта и экспорта составил 539,7 млрд. долларов США. Из этого экспорт 312,6 млрд., что является ростом на 15,6%, а импорт 227,2 млрд., где рост составил 16,3%. Общий годовой сальдо торгового баланса составил 85,4 млрд. долларов США.11

Цзянсу относительно бедна полезными  ископаемыми, локальные месторождения  железных руд, каменного угля, нефти  и газа не имеют большого значения для экономики. Более развита  добыча и обработка каменной соли, серы, фосфатов и мрамора. В Хуайинском месторождении — одном из самых  богатых в стране — залегает более 400 миллионов тонн каменной соли. Исторически  экономика Цзянсу ориентировалась  на легкую промышленность — текстильную  индустрию и индустрию продуктов  питания. После прихода к власти коммунистов начала развиваться  и тяжёлая промышленность — особенно химическая индустрия, индустрия строительных материалов, нефтяная промышленность. Позже к ним добавились машиностроение и производство электроники. Экономические  реформы Дэн Сяопина дали особенно южным городам большой толчок в развитии, вскоре Уси и Сучжоу смогли обогнать столицу провинции  по объёмам производства. На окраине  Сучжоу возник Сучжоуский индустриальный парк — совместный китайско-сингапурский проект, единственный индустриальный парк в Китае, целиком являющийся инвестицией одной-единственной страны12.

Равнинные ландшафты и отлично  развитая ирригационная система  обуславливают высокий уровень  объёма производства сельского хозяйства  в Цзянсу. На большей части территории провинции (южнее Хуайхэ) возделывается  рис, в северных районах — пшеница. Большое значение имеют также  кукуруза и сорго. Помимо этого аграрная промышленность Цзянсу занимается взращиванием хлопка, сои, арахиса, рапса, кунжута, конопли и чая. К менее важным земледельческим культурам провинции относятся мята, бамбук, целебные травы, яблоки, груши, персики, гинкго и локат. Регион озера Тайху издревле считается центром шелководства в Китае. Из домашних животных чаще всего разводится свинья.

На 2012 год самый высокий ВВП  был в следующих пяти провинциях: Гуандун, Цзянсу, Шаньдун, Чжэцзян, Хэнань. В 2011 году Цзянсу также занимала второе место, разрыв с провинцией Гуандун  постепенно сокращается. Частный сектор экономики в провинциях Гуандун  и Чжэцзян развит относительно хорошо, уровень потребления в Гуандуне также относительно высокий, и экономический  рост полагается на это всё больше. Но экономика Цзянсу и Шаньдун  более зависима от прямых инвестиций13.

 

3 Перспективы развития приморских провинций  в сравнении с западными провинциями

 

Образ стремительно развивающегося в  ХХ в. Китая сформирован в основном за счет развития Восточного Китая. Приморские районы Китая характеризуются не только высокими экономическими показателями, но и неблагоприятными экологическими условиями, а также нехваткой энергетических ресурсов. В свою очередь, западные районы Китая обладают огромным ресурсным потенциалом, который может быть эффективно использован в экономическом развитии не только отсталых районов, но и всей страны. Ускоренное развитие западных районов должно привести к созданию новых источников роста национальной экономики. Таким образом, развитие экономики западных районов является одним из наиболее актуальных вопросов, стоящих в данное время перед Китаем.

На сегодняшний  день реализация стратегии широкомасштабного освоения западных районов страны не только ускоряет их развитие, но и предоставляет огромный рынок и перспективы восточным и центральным районам страны, оказывает содействие дальнейшему процветанию национальной экономики.

Развитие двух китайских регионов - относительно развитых восточных  приморских и экономически отсталых, но богатых ресурсами западных - базируется на сформулированной Дэн  Сяопином в начале 1980-х гг. идее «единства двух общих интересов». Согласно теории Дэн Сяопина, развитие страны должно проходить два этапа - сначала должны развиваться передовые районы, которые большей частью расположены в приморских районах на востоке страны, а затем, используя экономическую базу более развитых приморских районов, надо подтягивать Запад к Востоку14.

С усилением поддержки экономического и социального развития западной части страны, расширением внутреннего  спроса и т.д., реализуется макроэкономическая политика, к тому же на данный момент западные регионы находятся в  стадии быстрого развития. По прогнозам  на 2012 год западная часть страны останется самым быстро развивающимся  регионом, однако экономический рост будет чуть ниже, чем в 2011 году, но выше среднего уровня по стране15.

В то время как в 2012 году экономический  рост во многих провинциях снизился, на 2013 год сохраняются довольно оптимистичные  прогнозы. Рост, превышающий 10%, ожидается  в провинциях и городах Гуандун, Пекин, Шанхай, Чжэцзян, Хэбэй, Ляонин и  Шаньдун. В целом перспективы развития экономики восточных провинций  в 2013 году достаточно радужны, в 2013 г. Темпы прироста ВВП могут составить 8,2-8,5%. Положительное влияние окажут активная монетарная политика китайских финансовых властей, направленная на увеличение потребления населением. Улучшение положения трудовых мигрантов из села путем распространения на них городских социальных программ также будет способствовать развитию внутреннего рынка. Тот же эффект окажет дальнейшее включение китайского населения в программы пенсионного и обязательного медицинского страхования. Одним из главных драйверов экономического роста будет являться продолжающаяся урбанизация.

В будущем Китай не может позволить  себе развитием восточных регионов в обмен на экономический взлёт  запада и центра страны, но и нельзя продолжать игнорировать растущее различие между регионами. Единственный эффективный  выход из этой ситуации, это непрерывное  и устойчивое развитие как цель, достигаемая посредством научно-технического развития в рамках государственной стратегии развития. Необходима общая программа развития, включающая в себя всю страну и все её регионы. Для этого центр координации промышленного сотрудничества между западом, востоком, севером и югом Китая. Лишь в процессе взаимного развития и его контроле из единого центра возможно осуществление экономического макрорегулирования и осуществления государственной стратегии. 

Заключение

 

В современном мире расширяется  экономическое сотрудничество, здесь  развитые и развивающиеся страны играют взаимодополняющую роль. Не так давно разработанная китайским  правительством стратегия экономического развития прибрежных регионов, поможет  добиться максимальной выгоды от этого  взаимодополнения. Целью данной стратегии  является использование ресурсов и  географических преимуществ прибрежных районов для ускорения развития экспортноориентированной экономики  и таким образом, для развития экономики в целом. В рамках данной стратегии Китай будет укреплять  связи с дружественными государствами, а при помощи льготной политики стимулировать инвестиции капитала в прибрежные районы. Принимая во внимание развитие китайско-американских экономических отношений в последние годы, мы полагаем, что американские предприниматели сыграют большую роль в экономическом развитии региона.

Стратегия развития прибрежных районов  Китая сложилась за 9 лет В 1979 году китайское правительство основало четыре специальных экономических  зоны – Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (пров. Гуандун), Сямэнь (пров. Фуцзянь). В 1984 году открылись порты свободной торговли в Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзян, Бэйхай. В 1985 году в дельте реки Яньцзы, дельте реки Чжуцзян и в южной  части провинции Фуцзянь было учреждено три района, открытых миру. В 1988 году правительство снова объявило о проведении новых реформ открытости в дельте реки Чжуцзян и в южной части провинции Фуцзянь. В то же время было объявлено об образовании пров. Хайнань (из острова Хайнань), которая стала самой большой специальной экономической зоной Китая. Таким образом, все вышеперечисленные введения образовали дугообразный пояс, обращённый как за море, так и внутрь страны. В этом поясе проживает около 200 млн. населения, довольно хорошо развита промышленность, сельское и товарное хозяйство, уровень науки и культуры также высок, имеется широкая сеть коммуникаций, а связи с иностранными государствами здесь сложились исторически. В 1979 году была выдвинута политика реформ и открытости. Таким образом, эти прибрежные территории были исторически подведены к тому, чтобы встать в первых рядах строительства современного Китая. Их ключевая роль заключается в следующем:

1. Окно для привлечения иностранного  капитала. Для модернизации Китая  необходимы иностранные средства  и передовые технологии. Внутренняя  инвестиционная среда куда хуже, чем в прибрежных регионах. Прибрежные  районы крайне привлекательны  для иностранных инвесторов. Они  полагаются на географическое  положение, исторические традиции, а также поддержку правительства,  естественно, прибрежные территории  и играют ключевую роль в  привлечении капитала и развитии  технологий, играя роль окна или  моста, между иностранными инвесторами  и внутренней частью страны.

2. Авангард реформ. Китайской экономике необходимо плавное реструктурирование от плановой экономики и планируемого товарного хозяйства к рыночным отношениям, они должны начать играть более серьёзную роль. Прибрежные провинции обладают подобным опытом.

3. Самый богатеющий район Китая.  Данный процесс обусловлен теми  процессами, которые описаны в  1 и 2 пунктах. 

Улучшение благосостояния внешних  прибрежных районов неукоснительно влияет и на улучшение благосостояния прилегающих внутренних территорий. Люди из внутреннего Китая работают в этих провинциях, а затем возвращаются в родные края. Они возвращаются не только разбогатев финансово, но и  научившись чему-то.

Информация о работе Приморские провинции Китая