Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 21:40, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
изучить методы определения стоимости объектов приватизации;
Введение.........................................................................................................................
...........4
1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности..................................................................................................................
............6
1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации............................................
............6
1.2. Организация приватизации........................................................................................
..........9
1.3. Методы и способы приватизации.............................................................................
..........10
1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации...................................
..........16
2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике..................................
..........19
2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности......
..........19
2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности.....................................
..........20
3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь............................
..........25
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь.....................................
..........25
3.2. Причины торможения приватизации........................................................................
..........37
Заключение.........................................................................................................................
..........44
Список использованных источников.......
5. благоприятного общественного климата для проявления
предпринимательства;
6. кадрового обеспечения процесса приватизации и подготовленность кадров к
предпринимательству;
7. информированности общественности и ее участие в процессе приватизации.
Вместе с тем анализируя опыт приватизации во многих странах, можно выделить
важнейшие принципы, лежащие в основе реформирования отношений собственности:
соблюдение законности;
сочетание возмездного и безвозмездного методов приватизации;
право каждого гражданина страны на часть безвозмездно передаваемой
государственной собственности;
дифференциация методов, способов и процедур приватизации;
разграничение компетенции по осуществлению приватизации между
органами государственной власти и управления различных уровней;
предоставление определенных гарантий и льгот членам трудовых
коллективов приватизируемых предприятий;
контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
осуществление широкой гласности процесса приватизации;
постепенность и поэтапность проведения приватизации.
В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.
1.2. Организация приватизации
Необходимо отметить, что для достижения целей приватизации очень важно правильно и четко определить: кто может участвовать в этом процессе (субъекты) и что можно приватизировать (объекты).
Субъекты приватизации:
Граждане государства;
Юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности (т.е. у которых более 50% уставного капитала не принадлежит государству и не контролируется им);
Юридические лица, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
Иностранные инвесторы;
Лица без гражданства.
Объекты приватизации:
Государственное и общественное жилье
Предприятия, учреждения, цехи, организации, производства, участки, иные подразделения госпредприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия.
Оборудование, здания, сооружения.
Лицензии, патенты, доли (паи, акции) государства и административно-
Таким образом, субъектами приватизации государственной собственности могут стать любые частные, негосударственные юридические и физические лица, обладающие финансовыми средствами. Характеризуя объекты приватизации, следует подчеркнуть, что здесь не может быть и речи о немедленной тотальной приватизации. При осуществлении приватизации всю государственную собственность необходимо разделить на несколько видов:
мелкие и средние предприятия сферы материального производства и платных
услуг, полностью приватизируемое имущество непроизводственного назначения (в частности, жилье) — они подлежат приватизации в первую очередь:
крупные предприятия — преобразуемые в основном в ходе этапа «большой»
приватизации;
неприватизируемая государственная собственность.
1.3. Методы и способы приватизации
Мировой практике приватизации государственной собственности известны два метода ее осуществления — возмездный и безвозмездный.
Методы приватизации:
Возмездный (выкуп государственного имущества);
Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);
- Передача собственности трудовым коллективам;
- Раздача гражданам республики при помощи приватизационных чеков.
Возмездный метод — это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:
обеспечивает появление частного собственника;
дает государству дополнительные средства;
создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который
приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.
Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.
Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.
Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.
Безвозмездный метод — это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.
Разновидностью этой модели приватизации является ваучерная приватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги. Ваучерная приватизация имела место в России.
Необходимо отметить, что использование двух методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.
Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.
Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.
Третий подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.
Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.
Возмездный метод приватизации:
обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает»
действие законов рыночной экономики;
свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении
собственности и формирует ответственного хозяина;
уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
дает возможность частично погасить внутренний государственный долг,
способствует финансовому оздоровлению экономики.
Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.
В то же время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:
вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную
напряженность, но такое уравнительное распределение не является
«двигателем» рыночной экономики;
расширяет круг потенциальных собственников из числа не только
производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди
будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым
хозяйствованием или просто «проедят»;
позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост
цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать
всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более
надежные средства социальной защиты людей;
является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в
частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.
Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.
Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) государственного имущества приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20 % составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15 % — передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2 % госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течение нескольких лет сдерживали развитие их производства.
Рисунок 1.Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности
2
Источники средств
2
—Средства предприятия
—Часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
—Остатки фондов экономического стимулирования госпредприятия;
—Чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
—Амортизационные отчисления
на собственные основные фонды
арендного предприятия хозяйс
твенных товариществ;
—Собственные средства негосударственных юридических лиц.
—Заемные и привлеченные средства;
—Кредиты государственных
коммерческих банков;
—Кредиты других
предприятий и организаций; —Средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг.
—Личные средства; —Личные средства субъектов приватизации;
—Именные приватизационные чеки; —Средства личных приватизационных счетов работников предприятия.
Иностранные инвестиции
2
Поэтому был сделан вывод, что без использования безвозмездного метода приватизации, т.е. без привлечения именных приватизационных чеков (как нового источника выкупа), процесс преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.
Приватизация государственной собственности в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:
1. Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
2. Продажа акций, принадлежащих государству;
3. Продажа объектов государственной собственности на аукционе;
4. Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
5. Безвозмездная передача части государственной собственности.
Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т.д.
Выкуп арендным предприятием арендованного имущества производится в соответствии с договором о выкупе имущества и может быть использован для объектов малых и средних размеров во всех отраслях народного хозяйства. До 50% стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками, а остальная часть — деньгами по цене на 20% ниже стоимости. Предприятие имеет право на оплату стоимости имущества в рассрочку в течение трех лет с учетом индексации платежей при условии внесения первоначально не менее 30% стоимости на протяжении одного месяца со дня подписания договора купли-продажи. Право собственности на сданное в аренду государственное имущество переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого имущества. Если же имущество не выкупается, то по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством в открытое акционерное общество или же в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.
Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь