Проблемы вступления России во всемирную торговую организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

В данной работе попробуем очертить круг основных проблем вступления России в ВТО, понять так ли необходимо присоединение нашей страны к этой организации и попытаемся спрогнозировать, что произойдет с национальной экономикой после присоединения.
В рамках поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Дать краткую характеристику ВТО;
Рассмотреть основные цели и задачи вступления России в ВТО;
Описать процесс вступления России в ВТО;
Изучить проблемы вступления и оценить возможности их преодоления;
Проанализировать аргументы «за» и «против» вступления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………...
1. Основная информация о ВТО ………………………………………………………………
1.1. История создания и краткая характеристика ВТО…………………………………………
1.2 Структура ВТО. Принципы…………………………………………………………………..
2. 2. Особенности введения нового торгового режима……………………………………...
2.1 Преимущества торговой системы……………………………………………………………
2.2 Вступление России в ВТО……………………………………………………………………
2.3 Издержки и проблемы введения нового торгового режима………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Основные правила  и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они  основаны на трех простых принципах:

  1. принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
  2. принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
  3. принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

 

Функции и задачи ВТО

Мировое хозяйство  — и это все более очевидно — объективно развивается в направлении  глобализации и интеграции на основе единства экономического пространства и координации взаимодействия его  структурных элементов — экономик отдельных государств, их интеграционных группировок различных видов (например, ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН, форум АСЕМ и т.д.).

Основными движущими  силами глобализации выступают технологическое  развитие, либерализация национальных экономик и внутриполитическая стабильность, придающая уверенность в успехе проведения модернизационных преобразований.

Определяющую  роль в глобализационных процессах  играют новейшие достижения в информационно-коммуникационной сфере, способствующие не только созданию, совершенствованию и эффективному управлению территориально-распределенной по разным странам технологической и ресурсной базой, оптимизации ресурсопотребления (в том числе труда), регулированию товарных и финансовых потоков, но и поддержанию высокого уровня конкуренции, а также соблюдению общих правил и культуры торговли в едином экономическом пространстве.

Странами-учредителями возложены на ВТО следующие основные функции:

    • контроль над выполнением торговых соглашений, заключенных членами организации;
    • наблюдение за торговой политикой членов ВТО;
    • наблюдение за торговой политикой членов ВТО;
    • разрешение торговых споров между членами ВТО;
    • организация и обеспечение торговых переговоров между странами-участницами ВТО;
    • сотрудничество с другими международными организациями;
    • прием новых членов.

Есть ряд и других важных функций, таких как рассмотрение вопросов выполнения отдельных аспектов многосторонних соглашений, соблюдения правил конкуренции, инвестиций, действия региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды и др.

Главная контролирующая функция ВТО заключается в наблюдении за выполнением трех основополагающих соглашений: Генерального соглашения о торговле товарами, Генерального соглашения о торговле услугами, Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.5 Более полный список соглашений ВТО и связанных с ними правовых документов представлен в таблице 1. Условия, требования и процедуры, определяемые этими соглашениями, кроме нескольких особо оговоренных, являются обязательными для всех членов ВТО.

Таблица 1 - Основные соглашения ВТО

Наименование  соглашения

Краткое содержание

А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

 

 

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

Определяет  основы режима торговли товарами, права  и обязанности членов ВТО в этой сфере

Соглашение  по сельскому хозяйству 

Определяет  особенности регулирования торговли сельс- кохозяйственными товарами и  механизмы применения мер государственной  поддержки производства и торгов- ли в этом секторе 

Соглашение  по текстилю и одежде

Определяет  особенности регулирования торговли тексти- лем и одеждой 

Соглашение  по применению санитарных и фитосанитарных норм

Определяет  условия применения мер санитарного  и фитосанитарного контроля

Соглашение  по техническим барьерам в торговле

Определяет  условия применения стандартов, технических  регламентов, процедур сертификации

Соглашение  по инвестиционным мерам, связанным  с торговлей 

Содержит ограничения  применения мер, поощряющих потребление  отечественных товаров в связи  с капитало- вложением

Соглашение  по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров)

Определяет  правила оценки таможенной стоимости  товаров 

Соглашение  по предотгрузочной инспекции 

Определяет  условия проведения предотгрузочных  инспекций 

Соглашение по правилам происхождения

Определяет  принципы происхождения товаров 

Соглашение  по процедурам импортного лицензирования

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта 

Соглашение  по субсидиям и компенсационным  мерам 

Определяет  условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение  по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг)

Определяет  условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

B. Генеральное  соглашение по торговле услугами

Определяет  основы режима торговли услугами, права  и обязательства членов ВТО в  этой сфере 

C. Соглашение  по торговым аспектам прав  интеллектуальной собственности 

Определяет  права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Понимание в  отношении правил и процедур разрешения споров

Определяет  условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в  связи с выполнением ими обяза- тельств по всем соглашениям ВТО 

Механизм обзоров  торговой политики

Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Необязательные  для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

 

 

Соглашение  по торговле гражданской авиатехникой

Определяет  обязательства сторон по либерализации  торговли в этом секторе

Соглашение  по правительственным закупкам

Устанавливает процедуры допуска иностранных  компаний к национальным системам закупок  для государственных нужд


 

Полномочия  и возможности ВТО уникальны, поскольку она является единственной столь массовой международной организацией, которая устанавливает правила торговли на межстрановых и мировых сегментах рынков для обеспечения ее максимально возможной прозрачности и, следовательно, предсказуемости и свободы конкуренции. Кроме того, что не менее значимо, ВТО предпринимает целенаправленные действия по объективному и справедливому разрешению споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров. Результаты этих усилий затрагивают интересы как конкретных производителей, так и потребителей продукции и услуг, поскольку устанавливают правила их экспорта и импорта.

Необходимо  отметить, что роль каждой страны в  ВТО при формальном всеобщем равенстве  на самом деле не так равнозначна. ВТО — это не экономическая  ООН, как это иногда пытаются представить, где каждая страна имеет один голос, а Россия и право вето в Совете безопасности. В ВТО каждая страна обладает влиянием в соответствии с ее экономической мощью. Экономический потенциал имеет решающее значение в отстаивании своих национальных интересов. Именно поэтому при вступлении в ВТО страны-кандидаты стремятся заручиться поддержкой в первую очередь США и стран ЕС. Фактически деятельность ВТО, если ее рассматривать с политико-экономической позиции, построена так, что экономически наиболее развитые страны обладают возможностями диктата в отстаивании своих национальных интересов. И, соответственно, их главные усилия устремлены на достижение следующих целей:

  • на «либерализацию» международной торговли в интересах стран-лидеров, которые, с одной стороны, последовательно расширяют высокотехнологичный экспорт, взимая соответствующую ренту (действует закон «возрастающей доходности»), а, с другой, — переводят в страны экономической периферии экологически несовершенные и имеющие низкую капиталоотдачу добывающие и перерабатывающие производства с минимальной долей добавленной стоимости;
  • на сокращение внутрифирменных издержек транснациональных компаний, конкурентоспособность которых в значительной степени определяется высотой и крепостью межгосударственных торговых барьеров.

Возможности «дирижизма»  со стороны могущественных стран  резко усложняют процедуру вступления в ВТО для тех кандидатов, которые  способны поколебать сложившуюся в  ней иерархию влияния и отстаивания  интересов. ВТО, в отличие от многих влиятельных международных организаций, той же ООН, не имеет Устава, подписав который можно было бы стать членом этой организации. Страна-кандидат, подав заявку о присоединении к соглашениям ВТО, должна вести двусторонние переговоры с теми ее членами, которые желают заранее урегулировать свои торговые отношения с новичком. И только после согласования всех позиций со всеми заинтересованными странами решается вопрос о принятии претендента в ряды ВТО.

 

 

2. Особенности  введения нового торгового режима

2.1 Преимущества торговой системы

Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все  крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических  выгод, которые достигаются путем  снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.6

Выгоды  ВТО для потребителя

Понижение стоимости жизни

Самая очевидная  выгода свободной торговли для потребителя  – это понижение стоимости  жизни за счет снижения протекционистских  торговых барьеров. За 50 лет существования  организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и  услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к  желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.

Более широкий выбор товаров и услуг.

Более широкий  выбор товаров и услуг –  также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в  результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение  экспорта отечественной продукции  также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну  и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды  ВТО для страны

Экономические выгоды.

Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы  и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Повышение занятости.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе  к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт [2].

Разумное использование  защитных мер и эффективная схема  перераспределения дополнительного  государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Повышение эффективности внешнеэкономической  деятельности.

Применение  принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической  деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

Информация о работе Проблемы вступления России во всемирную торговую организацию