Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:30, доклад
Расширение НАТО — процесс включения новых стран в НАТО. НАТО — военный союз, организация которого составляет систему коллективной защиты. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО
1. Суть расширения НАТО в 90-х и 2000-х годах
2. Интервенция НАТО на балканах
3. Совет Россия - НАТО
Ответы на вопросы по НАТО:
1. Расширение НАТО — процесс включения новых стран в НАТО. НАТО — военный союз, организация которого составляет систему коллективной защиты. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО. Страны, желающие присоединиться, должны отвечать определённым требованиям и пройти многошаговый процесс, включающий в себя политический диалог и военную интеграцию. За процессом вступления наблюдает Североатлантический Совет.
Североатлантический Союз прошел 6 шагов расширения. Первое, второе и третье расширение произошли еще до распада Советского Союза, в 1952 — (Греция, Турция), 1955 (Германия) и 1982 (Испания) годах соответственно.
После распада СССР, в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачёву, вошли страны пост-социалистического лагеря. Так, в 1999 г. в блок были приняты Венгрия, Польша и Чехия.
По словам Патрика Бьюкенена,
|
Когда-то этот блок представлял собой военный альянс свободных государств, призванный защитить Западную Европу от сталинской угрозы, но сегодня НАТО превратилось в неоимпериалистический блок, присвоивший себе право нападать, во имя демократии и соблюдения прав человека, на малые государства вроде Сербии. |
|
24 апреля 1999 на саммите НАТО в Вашингтоне в процедуру вступления в НАТО был введен этап т. н. «кандидатства». С тех пор страны, которые проявляли политическую волю к членству в Альянсе, сначала должны были присоединиться к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), что означало их признание со стороны это организации как кандидатов на вступление, реализовать его (путём принятия годовых национальных программ, их выполнения и положительной оценки НАТО), а уже после того вести переговоры о вступлении. Все страны, которые вступали в Альянс с того момента, проходили через выполнение такого плана. Хотя участие в ПДЧ значительной мере содействует подготовке к вступлению в НАТО, она не является гарантией будущего членства.
Пятое расширение произошло в марте 2004 г., когда в блок вошли сразу 7 государств: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, выполнив всего по одной годовой национальной программе Плана действий после его предоставления этим странам в ноябре 2002 года.
На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. было принято решение о принятии в НАТО Хорватии и Албании. Македония, выполнив к этому времени уже девять годовых национальных программ ПДЧ, не была принята из-за вето Греции, наложенного по причине споров о названии страны. Специально к этому саммиту два постсоветских государства — Украина и Грузия, формально «проявили политическую волю к членству». Так, Президент Украины Ющенко В. А., премьер-министр Тимошенко Ю. В. и председатель Верховной рады Яценюк А. П. 11 января 2008 года написали так называемое «письмо трёх», в котором просили НАТО о предоставлении Украине ПДЧ. Дословно: «…Надеемся, что достигнутый Украиной прогресс в рамках Интенсифицированного диалога по вопросам членства и соответствующих реформ в ближайшее время будет признан Альянсом… В настоящее время Украина заинтересована в присоединении к Плану действий относительно членства. Рассчитываем на то, уровень готовности нашего государства к новым свершениям станет основой для позитивного ответа во время следующего саммита стран НАТО в Бухаресте». Но вручение Грузии и Украины Плана для членства в НАТО отложили, в частности, Германия и Франция. Всенародный опрос на Украине на данный момент не проводился; только на основании его результатов могло быть принято решение о вступлении или не вступлении в НАТО. 2 апреля 2010 года Виктор Янукович ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки страны к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции.
В августе 2010 года председатель правительства России В. В. Путин заявил, что в ходе вывода советских войск из Восточной Европы тогдашний генеральный секретарь НАТО сказал, что СССР должен быть уверен в том, что НАТО не будет расширяться дальше существующих на тот момент границ.
2. Всплеск интеграционной активности европейских стран контрастировал с положением на Балканах. Особенно тяжелая ситуация складывалась в Боснии и Герцеговине, где вооруженные столкновения между этно-религиозными общинами сопровождались массовыми {?} жестокостями и нарушениями прав человека. В целях координации подходов к урегулированию положения на Балканах была сформирована под эгидой ООН Контактная группа по бывшей Югославии в составе России, США, Великобритании, Франции и Германии. Ее задачей было найти способ примирения сторон и предложить план урегулирования – прежде всего в Боснии. В1992-1994 гг. представители ООН, Евросоюза и Контактной группы подготовили несколько вариантов плана раздела Боснии на сербскую, мусульманскую и хорватскую части. Ни один из проектов не получил одобрения воюющих сторон.
Правительство Сербии, страдавшей от введенных против нее международных санкций, стало побуждать боснийских сербов смягчить подход к предлагаемым планам урегулирования, угрожая сократить помощь Республике Сербской. Белград стал сворачивать военную помощь правительству Р.Караджича.
Администрация США после прихода к власти Б.Клинтона в 1993 г. пришла к выводу о необходимости применить силу против боснийских сербов и поддерживающей их Сербии. Под воздействием США руководство НАТО приняло решение использовать вооруженные силы для вмешательства в Боснии с целью положить конец кровопролитию. В 1994 г. по инициативе США в Боснии была создана Мусульмано-хорватская федерация для более успешной борьбы с боснийскими сербами. Вашингтон выступал за отмену эмбарго на поставку оружия сараевскому правительству и за нанесения силами НАТО воздушных ударов по позициям боснийских сербов.
28 февраля 1994 г. ВВС альянса
впервые применили на
Правительство Сербии вело себя
осторожно. Президент С.Милошевич
пришел к выводу о целесообразности
тайного компромисса с
В июне 1995 г. с молчаливого согласия С.Милошевича хорватские вооруженные силы смогли подавить сопротивление сербов в Сербской Крайне и захватили всю ее территорию. Это сопровождалось этническими чистками и многочисленными жертвами среди мирного сербского населения. Десятки тысяч сербов бежали из Хорватии в Сербию.
Несмотря на эту жертву руководство Сербии не смогло добиться присоединения сербских частей Боснии. Во второй половине 1995 г., опираясь на резолюцию Совета безопасности ООН № 836 (принятую 4 июня 1993 г.) и в координации с командованием сил ООН по защите «зон безопасности», вооруженные силы НАТО начали наносить авиаудары по позициям боснийских сербов. Силы Р.Караджича не могли им противостоять. Действия НАТО в Боснии вышли за рамки мандата ООН и превысили пределы миротворческой операции.
Это вызвало возражения Российской
Федерации. Хотя российское руководство
в 1992-1994 гг. поддерживало действия Евросоюза
и США в бывшей Югославии, после
массированных бомбовых ударов по сербам
Москва выступила с протестами. Внутри
России, в Государственной Думе,
поднялась волна критики
Потерпев ряд военных поражений, сербские силы в Боснии согласились на переговоры. В ноябре 1995 г. в г. Дейтоне (США) состоялась встреча лидеров Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины при участии представителей России, США и ЕС, в ходе которой был парафирован текст мирных соглашений по урегулированию боснийского конфликта. Босния и Герцеговина были превращены в конфедерацию из двух частей – Республики Сербской и Мусульмано-хорватской федерации – со слабым центральным правительством. 14 декабря 1995 г. в Париже состоялось подписание соглашений об урегулировании между Хорватией, Сербией и Боснией и Герцеговиной. Соглашение фактически предусматривало разрешение конфликта на основе массового перемещения гражданского населения – из хорватских и мусульманских районов бежали сербы, из сербских – уцелевшие там мусульмане и хорваты. Был разрушен принцип совместного проживания разных этнических групп, которые сосуществовали в Боснии и Герцеговине на протяжении веков.
Столица страны г. Сараево отошла к зоне общего мусульмано-хорватского управления. Сербское население города покинуло его. Каждое из двух образований имело право формировать собственную армию. Лицам, виновным в военных преступлениях, запрещалось занимать государственные посты, они подлежали розыску и передаче Международному трибуналу, созданному в 1993 г. Большинство обвиняемых оказалось сербами – в том числе лидеры боснийских сербов Р.Караджич и Р.Младич, а впоследствии и сам президент Сербии С.Милошевич.
Для наблюдения за выполнением
Дейтонских соглашений в соответствии
с резолюцией Совета безопасности №
1031 были созданы международные
3. В 1997 г. НАТО и
Россия подписали
В 2002 г. данные отношения получили новый
импульс и наполнились новым содержанием
после подписания Римской декларации
«Отношения между НАТО и Россией: Новое
качество», в результате которой был создан
Совет Россия-НАТО. На встрече в Риме главы
государств и правительств достигли договоренности
о расширении возможностей сотрудничества
в областях, вызывающих общий интерес,
а также о совместном противодействии
общим угрозам и рискам для безопасности
собственных стран.
Саммит СРН 2008 г. в Бухаресте является
первым подобным мероприятием с момента
подписания Римской декларации. На встрече
будет рассмотрена деятельность СРН последних
шести лет, направленная на осуществление
принципов и задач, предусмотренных в
Римской декларации, а также возможные
меры, призванные повысить их эффективность
в будущем.
За последние шесть лет Совет Россия-НАТО
разработал ряд проектов по практическому
сотрудничеству в следующих сферах, представляющих
общий интерес.
Практическое сотрудничество СРН
Борьба против терроризма
Сотрудничество между НАТО и Россией в
области борьбы против терроризма осуществляется
в форме регулярного обмена информацией,
углубленных консультаций, совместной
оценки угроз, планирования использования
гражданских служб в случае терактов,
диалога на высоком уровне о роли вооруженных
сил в борьбе против терроризма, а также
изучения выводов и опыта недавних террористических
актов и научно-технического взаимодействия.
Государства-члены НАТО и Россия также
осуществляют сотрудничество и в других
областях, связанных с борьбой с терроризмом,
таких как пограничный контроль, нераспространение
ОМУ, управление использованием воздушного
пространства и ядерная безопасность.
В декабре 2004 г. на заседании СРН на уровне
министров иностранных дел был утвержден
комплексный План действий СРН по терроризму,
направленный на повышение уровня общей
координации и стратегического сотрудничества
в рамках СРН. С декабря 2004 г. осуществляется
совместная предварительная подготовка
российских кораблей для участия в военно-морской
контртеррористической операции НАТО
«Активные усилия», проходящей в Средиземном
море. Первым кораблем, принявшим участие
в данной операции в сентябре 2006 г., стал
сторожевой корабль ВМФ России «Пытливый».
Год спустя в сентябре 2007 г. второй сторожевой
корабль ВМФ России - «Ладный» - приступил
к участию в операции. В 2008 г. ожидается
поочередное участие дополнительных российских
кораблей.
Сотрудничество по Афганистану
Обучение и подготовка персонала из Афганистана
и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками.
Реализация пилотного проекта СРН по обучению
и подготовке персонала из Афганистана
и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками
началась по инициативе министров иностранных
дел стран-членов СРН в декабре 2005 г. Проект
призван оказать содействие в противодействии
угрозе незаконного оборота наркотиков
из Афганистана. Данная инициатива направлена
на наращивание местного потенциала и
укрепление региональных связей и сотрудничества
за счет обмена совместным опытом стран
Альянса и России с офицерами среднего
звена из Афганистана и стран Центральной
Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана,
Туркменистана и Узбекистана). Проект
осуществляется при сотрудничестве с
Управлением ООН по наркотикам и преступности.
Учебные курсы предоставлялись на территории
России и Турции в специализированных
центрах повышения квалификации. Кроме
того, во всех шести государствах-участниках
инициативы проводятся мобильные курсы
подготовки. Летом 2007 г. члены СРН приветствовали
готовность Финляндии внести свой вклад
в осуществление данной инициативы. В
рамках проекта СРН уже прошли подготовку
около 450 офицеров из шести стран, для которых
предназначается данная программа.
Наземные транзитные перевозки для обеспечения
деятельности МССБ
В марте 2008 г. была заложена основа договоренности,
призванной способствовать осуществлению
транзитных перевозок через российскую
территорию невоенных грузов НАТО, государств-членов
НАТО и других стран, принимающих участие
в деятельности Международных сил содействия
безопасности в Афганистане, для целей
обеспечения деятельности МССБ в соответствии
с Резолюцией Совета Безопасности ООН
1386.
Военное сотрудничество
Одним из ключевых направлений работы
СРН также является подготовка к проведению
возможных совместных военных операций
в будущем. В целях повышения оперативной
совместимости вооруженных сил НАТО и
России была создана программа, важной
составляющей которой является подготовка
и проведение учений. Утверждение Политико-военных
указаний по повышению уровня оперативной
совместимости войск (сил) России и стран
НАТО на заседании СРН на уровне министров
обороны, состоявшемся в июне 2005 г., придало
дополнительный импульс развитию усилий
в данном направлении. Договоренности
о военных связях и взаимодействии укрепляются
как на уровне Оперативного командования
НАТО, так и в Москве. Кроме того, ратификация
Соглашения о статусе сил ПрМ в мае 2007
г. будет способствовать дальнейшему развитию
сотрудничества между вооруженными силами
и в других практических областях.
Поисково-спасательные операции на море
Работа по линии поисково-спасательных
операций на море интенсифицировалась
после подписания рамочного соглашения
о сотрудничестве в данной области в феврале
2003 г. В июне 2005 г. Россия приняла участие
в самых крупномасштабных поисково-спасательных
учениях в истории НАТО «Сорбет Рояль».
Приобретенный опыт и установившиеся
в ходе данного учения связи способствовали
успешному проведению спасательной операции
в реальных условиях в августе 2005 г. у побережья
российского полуострова Камчатка. В 2008
г. Россия планирует принять участие в
еще более масштабном учении «Болд Монарх».
Оборонная реформа и сотрудничество
Инициативы, предпринятые в области оборонной
реформы, направлены на развитие вооруженных
сил, управление кадровыми и финансовыми
ресурсами, реформу оборонной промышленности,
управление последствиями оборонной реформы,
а также затрагивают оборонные аспекты
борьбы против терроризма. К данным инициативам
относится разработка Политико-военных
указаний по повышению уровня оперативной
совместимости войск (сил) России и стран
НАТО, которая была принята на заседании
СРН на уровне министров обороны в июне
2007 г. Директива призвана содействовать
в подготовке вооруженных сил России и
НАТО для участия в возможных совместных
операциях.
Центр социальной адаптации Россия–НАТО
Центр социальной адаптации Россия–НАТО
для уволенных в запас военнослужащих
был создан в Москве в июле 2002 г. Для расширения
деятельности центра в марте 2003 г. были
открыты шесть региональных филиалов.
Свыше 2000 бывших военнослужащих из вооруженных
сил России прошли переподготовку. Около
85% из них нашли работу в гражданском секторе
в результате обучения или содействия,
полученного в отделе Центра по трудоустройству.
Оборонно-промышленное сотрудничество
Комплексное «Исследование сотрудничества
между Россией и НАТО в области оборонной
промышленности, исследований и технологий»,
запрос на проведение которого поступил
в январе 2005 г., предположительно позитивным
образом скажется на будущем сотрудничестве
в данных областях. Отчеты по результатам
двух этапов исследования были опубликованы
в июне 2007 г., а рекомендации и идеи по дальнейшей
работе обсуждаются в рамках СРН.
Кризисное регулирование
Россия и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества
в области кризисного регулирования. С
1996 г. по 2003 г. из всех стран, не являющихся
членами Альянса, Россия вносила крупнейший
вклад в миротворческие операции под эгидой
НАТО. С 2002 г. СРН предпринял ряд шагов,
направленных на дальнейшее укрепление
сотрудничества в данной области, в частности
утвердив в сентябре 2002 г. «Политические
аспекты общей концепции совместных миротворческих
операций России и НАТО». Данные шаги нашли
свое отражение во время процедурного
учения, прошедшего в три этапа с мая 2003
г. по сентябрь 2004 г.
ПРО ТВД
В 2003 г. было проведено исследование по
вопросам противоракетной обороны театра
военных действий, призванной обеспечить
защиту войск в совместных районах действий,
в рамках которого оценивались возможные
уровни оперативной совместимости систем
ПРО ТВД России и стран НАТО. По данному
направлению также проводились три командно-штабных
учения, первое из которых прошло в Соединенных
Штатах в марте 2004 г., второе – в Нидерландах
в марте 2005 г. и третье – в России в октябре
2006 г. В Германии в январе 2008 г. также проводилось
учение на базе компьютерного моделирования.
Исследования в области оперативной совместимости,
компьютерные учения и КШУ призваны заложить
основу для дальнейших усилий по повышению
оперативной совместимости и разработке
механизмов и порядка проведения совместных
операций в области ПРО ТВД.
Инициатива по сотрудничеству в воздушном
пространстве
Значительный прогресс был достигнут
по линии Инициативы по сотрудничеству
в воздушном пространстве (ИСВП), направленной
на укрепление сотрудничества между государствами
СРН в области наблюдения за воздушным
пространством и организации воздушного
движения в целях повышения транспарентности,
предсказуемости и усовершенствования
коллективных сил и средств, необходимых
для противодействия террористической
угрозе в воздухе. Технический ввод в эксплуатацию
осуществляется с конца 2007 г., а ввод системы
в полную эксплуатацию рассчитан на конец
2008 г. Параллельно были достигнуты позитивные
результаты по линии разработки замысла
операций, концепции учений и подготовки
и порядка согласования, а также договоренности
по правовым вопросам. На начальном этапе
системы, разработанные в рамках инициативы,
вводятся в действие между Норвегией,
Польшей, Турцией и Россией.
Нераспространение ОМУ
В рамках СРН развивается диалог по растущему
количеству вопросов, связанных с нераспространением
оружия массового уничтожения. Для укрепления
существующих договоренностей по нераспространению
ОМУ были выдвинуты конкретные рекомендации.
В целях рассмотрения возможностей практического
сотрудничества в области защиты от ядерного,
биологического и химического оружия
проводился ряд углубленных дискуссий
и семинаров для экспертов. На самом последнем
семинаре, состоявшемся в сентябре 2007
г. во Флоренции в Италии, эксперты и официальные
лица из России и стран НАТО обсудили угрозы
распространения ОМУ и вызовы в данной
области. В ходе неформальных переговоров
особое внимание уделялось распространению
баллистических ракет и ядерному терроризму.
Контроль над вооружениями
СРН также является форумом для ведения
открытой дискуссии по вопросам, связанным
с контролем над обычными вооружениями,
в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора
по открытому небу, а также по мерам укрепления
доверия и безопасности.
Вопросы ядерного оружия
В ядерной области экспертами был разработан
глоссарий терминов, организовывались
обмены мнениями по вопросам ядерных доктрин
и стратегии. Наблюдатели также приняли
участие в полевых учениях по реагированию
на инциденты с использованием ядерного
оружия в России (2004 г.), в Великобритании
(2005 г.), Соединенных Штатах (2006 г.) и Франции
(2007 г.).
Планирование использования гражданских
служб в чрезвычайных ситуациях
Значительный прогресс был достигну по
линии развития сотрудничества в области
планирования использования гражданских
служб в чрезвычайных ситуациях и реагирования
на чрезвычайные ситуации. Ликвидация
последствий террористических актов стала
одним из основных направлений деятельности.
Два учения, проведенных в России – в Богородске
(2002 г.) и в Калининграде (2004 г.), а также
учения, состоявшиеся в Монтелибретти
в Италии (2006 г.) способствовали выработке
конкретных рекомендаций по ликвидации
последствий. Очередное командно-штабное
учение планируется в Норвегии в 2009 г.
В 2003 г. была предпринята российско-венгерская
инициатива по созданию Сил и средств
быстрого развертывания в целях повышения
способности стран СРН обеспечивать защиту
гражданского населения от стихийных
бедствий и техногенных катастроф, а также
террористических актов с использованием
ОМУ.
Новые угрозы и вызовы
В рамках Комитета «Наука ради мира и безопасности»
в формате СРН ведется перспективная работа
по противодействию новым угрозам и вызовам
в рамках технического сотрудничества.
К ключевым рассматриваемым областям
относятся экологическая безопасность,
экологический терроризм, психологические
последствия терроризма, кибернетическая
безопасность, защита от химических, биологических,
радиоактивных и ядерных веществ, а также
обнаружение взрывчатых веществ.