Развитие интеграционных процессов в странах Латинской Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности экономической инте-грации стран Латинской Америки, выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепок может быть союз латиноамериканских государств в современном мире.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы региональной интеграции;
2. Рассмотреть деятельность наиболее крупных интеграционных блоков Латинской Америки;
3. Выявить перспективы развития экономической интеграции на интересующем нас латиноамериканском континенте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы интеграционных процессов 5
1.1. Сущность и цели региональной интеграции 5
1.2. Этапы региональной интеграции 10
1.3. Критерии оценки эффективности интеграционных процессов 13
ГЛАВА II Анализ и оценка интеграционных процессов в Латинской Америке15
2.1. Характеристика интеграционных группировок в Латинской Америке 15
2.2. Анализ деятельности интеграционных группировок Латинской Америки 18
2.3. Проблемы интеграции в Латинской Америке 26
ГЛАВА III Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных объединений Латинской Америки 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Приложение 1. Объемы внешней торговли по отдельным регионам Латинской Амери-ки……………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Установление единого  тарифа на определенные товары или  услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза  от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутрисоюзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.           

3. Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.       

Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом. Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).  

4. Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.       

В настоящее время в мире существует только один ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансформировавшегося  в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.         

Основные черты различных уровней  интеграционного процесса сведены в таблице 1.

I.  Зона свободной торговли

II. Таможенный союз

III. Единый рынок

IV. Экономический союз

• Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле

• Свобода межгосударственного движения товаров и услуг

• Единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран

• Межгосударственный совет на уровне министров и секретариат

• Свобода движения факторов производства

• Встречи глав государств, совет министров, секретариат

• Гармонизация экономической политики

• Межгосударственный орган с функцией наднационального управления




Таблица 1 - Характеристика этапов интеграционного процесса

 

Итак, основными этапами  развития интеграционного процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли товарами, включает создание общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства и завершается унификацией макроэкономической политики и созданием надгосударственных органов управления. Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ранних стадиях становления

1.3. Критерии оценки эффективности  интеграционных процессов

 

В рамках международной  экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО существует только одно исключение из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) — статья XXIV ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон свободной торговли. В соответствии с правилами перед созданием интеграционных группировок возможно существование на протяжении довольно длительного времени «переходных договоренностей», которые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через «разумный промежуток времени» при условии, что торговые барьеры между членами устранены на «практически все» товары и что барьеры в торговле с другими странами, по крайней мере, не увеличены.

Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие:

  • региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
  • переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
  • либерализация торговли на условиях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими;
  • общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;
  • правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны 
    быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;
  • правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки;
  • необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;
  • после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их применения.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II Анализ и оценка интеграционных процессов в Латинской   Америке

 2.1. Характеристика интеграционных группировок в Латинской Америке

 

Процесс латиноамериканской интеграции начался в 1960-е гг., когда  были подписаны первые соглашения об интеграционных группировках.

Первой интеграционной группировкой стала Латиноамериканская зона свободной торговли – ЛАСТ (Latin America Free Trade Agreement – LAFTA), созданная на основе Договора Монтевидео, поставившего цель формирования зоны свободной торговли в западном полушарии. В ее состав вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Группировка объединила 85% стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Это – крупные и средние по объему ВВП страны. Они преследовали чисто экономические цели по содействию индустриализации экономик и расширению рынков сбыта. Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью реализовать проект. В его рамках была создана система взаимных торговых преференций, основу которых составляли, прежде всего, товары, не являвшиеся предметом взаимного экспорта. Страны проводили протекционистскую торговую политику, положенную в основу концепции импортного замещения. Были подписаны торговые соглашения в субрегиональных рамках, призванные снизить экономическую дифференциацию, повысить уровень экономического развития на основе проведения политики импортозамещения.

Спустя два десятилетия (1980 г.) ЛАСТ была переименована в  Латиноамериканскую Ассоциацию интеграции (ЛАИ – Association of Latin American Integration – ALAI), более гибкое соглашение, позволявшее заключать торговые соглашения между 2-3 партнерами, но зона свободной торговли, так и не была создана. В рамках ЛАИ действуют двусторонние соглашения, представляющие собой позитивные списки товаров, подлежащих тарифным преференциям в размере до 100%. Размер преференций зависит от страны происхождения и размера преференций, предоставленных страной-партнером. За 2001-2011 гг. взаимный экспорт увеличился с 309 млн.долл. до 912 млн.долл., а доля взаимного экспорта – 11,6% до 13,6% за рассматриваемый период. (см.табл.1).

Таблица 1 – Динамика экспорта в интеграционных группировках Латинской Америки (в тыс. долл. США)

Группировка

2001

2006

2011

ЛАИ

 

 

 

 

Совокупный экспорт

309320

431692

912829

Взаимный экспорт

42196

89285

151098

Доля взаимного экспорта, %

13,6

20,7

16,6

ЦАОР

 

 

 

 

Совокупный экспорт

11852

16821

30262

Взаимный экспорт

3015

3097

7325

Доля взаимного экспорта, %

25,4

18,4

24,2

Андское Сообщество

 

 

 

 

Совокупный экспорт

25127

65106

134047

Взаимный экспорт

2328

5189

9335

Доля взаимного экспорта, %

9,2

7,9

6,9

КАРИКОМ

 

 

 

 

Совокупный экспорт

                   4752

Нет данных

26723

Взаимный экспорт

                    1050

Нет данных

2346

Доля взаимного экспорта, %

                     8,1

Нет данных

8,8

МЕРКОСУР

 

 

 

 

Совокупный экспорт

113248

251533

444985

Взаимный экспорт

17402

31648

61214

Доля взаимного экспорта, %

15,4

12,6

13,8


 

Второй интеграционной группировкой Латинской Америки  стал Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР - Central American Common Market – CACM), образованный в 1960 г. в составе 5 стран Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики). Страны-члены намеревались сформировать таможенный союз, но достигли только зоны преференциальной торговли в период до 1990-х гг. В первые годы функционирования ЦАОР снижение пошлин способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась. В целом, за 2001-2011 гг. взаимный экспорт группировки увеличился с 11,8 млн.долл. до 30,3 млн.долл., а удельный вес снизился с 25,4% до 24,2%. (см.табл.1) В 1993 г. страны предприняли попытку возродить группировку на основе подписания нового соглашения. Хотя в 1990-е гг. интеграционные мероприятия в ЦАОР стагнировали, но с началом нового века удалось преодолеть неблагоприятные тенденции и сформировать таможенный союз. В 2000г. страны ввели общий таможенный тариф со ставками пошлин 0-15%, действующий по настоящее время. Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР в формировании зон свободной торговли с другими странами – США (о создании Центральноамериканской зоны свободной торговли – КАФТА), с Доминиканской республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали соглашение с Мексикой в 2000г. Есть соглашения о двусторонних зонах свободной торговли – между Никарагуа и Мексикой (1997г.), между Коста-Рикой и Мексикой (1994г.).

Третья старейшая группировка  в регионе объединила страны Карибского

бассейна. В 1968 г. создана  Организация Восточнокарибских  государств – ОВКГ (б.название - Восточнокарибский общий рынок, Organization of Eastern Caribbean States ECS) и в 1973 г. – Карибское сообщество (КАРИКОМ) в составе 14 стран. В настоящее время КАРИКОМ – таможенный союз.

Еще одна ведущая группировка  в Латинской Америке – Андское  сообще-

ство (1969г.) в составе 5 стран – Боливии, Колумбии, Эквадор, Перу и Венесу-

элы на рубеже двух веков  также достигла такой формы экономической  интегра-

ции как таможенный союз.

Намеченные цели по интеграционному  сближению и созданию зон свободной торговли или таможенных союзов в период 1960-1980 гг. так и не были выполнены по объективным и субъективным экономическим и политическим причинам.

В отличие от других регионов развивающегося мира страны Латинской

Америки сравнительно рано освободились от колониальной зависимости  еще в Х1Х веке. Колониальное прошлое сказалось на структуре экономики латино-

американских стран, основу которой составляла добыча минерального сырья и

производство продукции  тропического земледелия. Сохранялась  огромная тор-

говая зависимость от бывших метрополий. Экономика большинства стран зави-

села от конъюнктурных  колебаний мировых рынков.

В 1990-е гг. повышение  уровня экономического развития, углубление ми-

ровых интеграционных процессов  в других регионах мира, стремление обеспе-

чить более свободный  доступ товаров и услуг на рынки других стран стимули-

ровали интеграционные процессы в Латинской Америке. В  настоящий момент

регион является наиболее динамично интегрирующимся регионом среди разви-

вающихся стран.

2.2. Анализ деятельности интеграционных  группировок Латинской Америки

 

Устойчивые экономические  связи между двумя соседними  государствами

– Аргентиной и Бразилией  способствовали разработке Программы  интеграции и экономического сотрудничества (PICE) в 1986г. по предоставлению преференциальных торговых режимов и развитию промышленного сотрудничества. Инструментом ее реализации стали двусторонние отраслевые соглашения, определившие рамки переговоров по улучшению доступа на рынок товаров, представлявших взаимный интерес. За первые 3 года стороны подписали 24 соглашения по активизации взаимной торговли и инвестиций, в ядерной энергетике, биотехнологии и транспорте.

В 1990г. Аргентина и  Бразилия подписала Буэнос-Айресский  Договор, в котором был сокращен срок торговой либерализации до 5 лет; поставлена цель

формирования общего рынка; разработан принцип постепенного сокращения

пошлин на автоматической и линейной основах (до этого использовался  пото-

варный принцип). Зафиксированные  обязательства позднее приняли  Парагвай и

Уругвай, что стало  основой Асунсьонского Договора, подписанного в марте

1991 г. о создании Общего рынка  стран Южного конуса, или Меркосур (Mercado Comun del Sur – Mercosur). Таким образом, группировка объединила 4 страны – Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай.

Вступление двух малых  стран было вызвано конкретными причинами. Для Уругвая – торговая либерализация между Аргентиной и Бразилией могла негативно сказаться на преференциальном доступе товаров на аргентинский и бразильский рынки (преференциальный режим действовал на невзаимной основе).

Для Парагвая – политический фактор, когда после многолетнего военно-

политического режима членство в Меркосур рассматривалось как  важный фак-

Информация о работе Развитие интеграционных процессов в странах Латинской Америке