Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:57, статья
Переломным этапом в развитии зарубежных культурных связей Беларуси является вторая половина 80-х—начало 90-х гг. В эти годы Советский Союз и его союзники в Центральной Европе вступили в завершающий период кризиса административно-командной системы. Радикальные перемены на мировой политической карте стали результатом многолетнего соревнования двух общественно-экономических систем, отстаивающих свои модели в политике, экономике, идеологии и культуре. Системный кризис, приведший к распаду СССР и возглавляемого им военно-политического блока, затронул все сферы белорусского общества и создал необходимые условия для провозглашения государственного суверенитета.
4 июня 1987 г. М. С. Горбачеву было направлено второе письмо аналогичного содержания. На этот раз его подписало уже 134 человека, среди которых были представители научной и творческой интеллигенции, учителя, воспитатели детских садов, инженеры, рабочие. Этот факт свидетельствовал не только об усилении национального самосознания в республики, но и о росте оппозиционных настроений в белорусском обществе в целом10.
Проблемы, изложенные в первом обращении,
изучались специальной
Угрозу официальной политике партийные органы видели не только в деятельности молодежных объединений, занимающихся пропагандой истории и культуры белорусского народа, но и в быстром распространении зарубежной музыки. Власти беспокоило то, что "некоторая часть молодежи неумеренно увлекается рок-музыкой, создаются самодеятельные ансамбли, активно распространяющие рок в его крайних модификациях". Рок-музыка характеризовалась как культурно-идеологическая экспансия, несущая в себе разрушение народной основы музыки, эстетических ценностей. Тревогу партийного штаба республики вызывало то, что многие самодеятельные рок-ансамбли с неутвержденным репертуаром выступали в колхозах и совхозах, на промышленных предприятиях, обслуживали семейные торжества. Вместе с критикой новых музыкальных веяний партийное руководство вынуждено было признавать низкую эффективность работы по эстетическому воспитанию детей и молодежи, острую нехватку в республике квалифицированных музыкальных работников (около 40 % учителей пения и музыки общеобразовательных школ не имели специального музыкального образования)12. В партийных документах исследуемого периода отмечался и слабый уровень деятельности партийных органов в сфере культуры, признавалось, что "некоторые партийные, советские и комсомольские работники не имеют достаточных знаний по вопросам литературы и искусства вообще и национальной культуры в частности, редко бывают в творческих коллективах, на спектаклях, концертах, выставках"13.
Проблемам культуры было посвящено
совещание с представителями
творческой интеллигенции, которое
состоялось в ЦК КПБ 11 июня 1987 г. На совещании
партийное руководство
Принимаемые партийно-государственным аппаратом республики меры по контролю над созданием и деятельностью молодежных любительских объединений не только не давали ожидаемых результатов, но и приводили к заметному расширению влияния этих структур среди молодежи. Энергия граждан, и в первую очередь молодежи, направленная на создание любительских объединений, явилась благодатной почвой для организационного оформления оппозиционного движения, создания политических организаций.
В 1986—1987 гг. в БССР возникло 7 тыс. любительских объединений15. С августа 1987 г. по ноябрь 1988 г. только в столице республики число участников молодежных групп возросло в несколько раз. В ноябре 1988 г. в Минске действовало 566 "любительских самодеятельных объединений и клубов по интересам", объединяющих более 46 000 членов. Около 100 из них имели "общественно-политическую направленность". Группировки, активно поддерживающие идею новой культурной политики, возникали и в других городах республики16. Наибольшую известность среди них получили "Талака", "Тутэйшыя" (Минск), "Паходня" (Гродно), "Узгор'е" (Витебск), "Маладзiк" (Полоцк-Новополоцк), "Край" (Брест). От проведения отдельных культурных мероприятий они постепенно переходили к политической деятельности. Подтверждением политизации неформальных молодежных объединений является их активное участие в одной из первых антиправительственных демонстраций, приуроченной к традиционному празднику поминовения предков "Дзяды"(1 ноября 1987). Постепенно у новых молодежных организаций возникло стремление к консолидации. В декабре 1987 г. и январе 1989 г. прошли сеймы представителей молодежных организаций, имевшие целью создание Конфедерации белорусских молодежных суполок.
Параллельно с развитием молодежного движения, официальным оформлением политической оппозиции все большую силу набирали общественные организации и движения, действующие в культурной сфере и имеющие своей задачей развитие международного культурного сотрудничества.
Важная роль в развитии зарубежных связей в исследуемый период принадлежала Белорусскому обществу дружбы и культурных связей с зарубежными странами, имевшему контакты с 329 организациями в 72 странах мира. В 1986 г. в структуре БЕЛОД действовали 373 республиканские, областные, городские, районные и первичные организации дружбы СССР с социалистическими странами. Только в 1985—1986 гг. Общество направило за рубеж более 23,5 экземпляров книг, 123 годовых комплекта периодики17. По линии этого общественного объединения за рубеж направлялись художественные коллективы, выставки, проводились обмены делегациями. Как и в прежние годы, БЕЛОД являлось организатором таких комплексных мероприятий, как Дни (Недели) культуры. Ярким примером такого рода являются Дни Словении, проведенные в республике в декабре 1985 г. В рамках Дней прошел фестиваль словенских фильмов, выставка партизанской графики, рисунка, плаката, детского рисунка, изделий народных умельцев, состоялся круглый стол "Проблемы войны и мира в современной литературе". Ответным шагом стали Дни БССР, состоявшиеся в Словении в октябре 1986 г. В Югославию выехала делегация представителей белорусской культуры в составе более 150 человек. Специально к этому мероприятию книгоиздателями республики были выпущены переводы произведений словенских авторов18.
В июне 1987 г. в БССР были проведены Дни культуры испанской области Валенсия. Программа Дней включала концерты народного фольклорного ансамбля "Алимира", выступления органиста В. Роса, проведение выставок современной живописи, декоративно-прикладного искусства, фотографии и книг, демонстрацию художественных фильмов Испании19.
Дни культуры СССР на примере Беларуси в 1986—1991 гг. прошли в 19 странах, в том числе в ФРГ, Исландии, ГДР, Швейцарии, Норвегии, Болгарии и других зарубежных странах20.
В исследуемый период заметно активизировали свою работу творческие союзы республики, и в первую очередь Союз писателей. На протяжении второй половины 80-х гг. белорусские творческие организации проделали путь от обслуживания партийно-государственной монополии к независимой деятельности.
Процессы, происходившие в культурной жизни СССР, развитие международных контактов дали толчок к созданию новых общественных организаций, действующих в сфере международного культурного сотрудничества. В 1986 г. был создан Советский фонд культуры, в 1987 г. оформилось его Белорусское республиканское отделение. Главной задачей новой структуры являлись мобилизация добровольных взносов, даров и отчислений советских общественных и других организаций, сбор поступлений от зарубежных фондов и отдельных лиц, проведение различных мероприятий, выставок-продаж, аукционов, вещевых лотерей, платных услуг, производственной деятельности фонда, направленных на удовлетворение потребностей сферы культуры. Фонд получил право открывать валютные счета, использовать средства, получаемые от иностранных граждан и организаций, для осуществления международных контрактов, проведения культурно-пропагандистских мероприятий за рубежом и для закупки культурных ценностей. Фонд имел возможность выпуска сувенирной продукции, а также ее продажи в стране и за рубежом. По решению Совета Министров БССР от 12 мая 1988 г. Фонду из ведения Министерства местной промышленности были переданы Бобруйская галантерейная фабрика, Молодечненская фабрика художественных изделий, производственный участок Брестской фабрики сувениров в д. Огово Ивановского района. ФБК принадлежит большая роль в консолидации сил, выступающих за развитие национальной культуры, расширение сферы использования белорусского языка, придание ему статуса государственного. В июне 1989 г. фонд культуры стал одним из учредителей Товарищества белорусского языка имени Ф. Скорины. Совет новой организации возглавил известный писатель Н. Гилевич. Как и Белорусский фонд культуры, Товарищество, наряду с решением внутренних задач, стремилось к расширению международных связей. С апреля 1990 г. Товарищество белорусского языка начало издавать газету "Наша слова".
Изменения во внешней и внутренней
политике Советского Союза способствовали
расширению общественных контактов
с организациями и
Авторитетной международной
Создание новых общественных организаций стало результатом развития демократических процессов в республике. В свою очередь, новые и традиционные общественные организации способствовали демократизации белорусского общества. Во многом благодаря работе общественных объединений демократические завоевания получили закрепление в целом ряде законодательных актов: законе "О языках в Белорусской ССР" (январь 1990), Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР (июль 1990), законе "О культуре в Белорусской ССР" (июль 1991) (с 19.09.1991 г. старое название республики в действующих законодательных актах было заменено на новое). Ориентация принятых документов на приоритет общечеловеческих ценностей, на взаимное уважение и сотрудничество всех народов имела огромное значение для развития международного сотрудничества Беларуси.
Развитие национальной культуры, расширение ее международных связей являлось целью Закона о культуре. Внешним связям в законе был посвящен специальный раздел, в котором определены основные подходы к международному сотрудничеству. В документе подчеркивалось, что Республике Беларусь принадлежит исключительное право устанавливать и развивать внешние культурные связи, заключать международные договоры и соглашения в области культуры, осуществлять взаимный обмен достижениями культуры. Предприятия, учреждения и организации культуры, общественные объединения, в том числе и творческие союзы, имеют право самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами на любые формы сотрудничества в сфере культуры23. В законе предусматривалось выделение на культурную сферу не менее 3,5 % государственного бюджета республики. Это положение было направлено на преодоление остаточного принципа в финансировании культурной сферы республики. Так, в 1990 г. на культуру было выделено лишь 0,78 % государственного бюджета Беларуси, в то время как в целом по стране этот показатель составлял 1,3 %24. Однако решение об увеличении бюджетных ассигнований на культуру, как и многие другие положения принятых законов, не были реализованы в действительности.
Значительное влияние на состояние международных культурных связей Беларуси оказали политические процессы в странах Центральной Европы, приведшие в конце 80-х гг. к смене политических режимов. Вместе с политико-экономической ориентацией бывшие союзники по социалистическому лагерю взяли устойчивый курс на культурное сближение со странами Запада. И если в середине 80-х гг. партийные и общественные организации стран социалистического содружества в своей деятельности следовали старым схемам сотрудничества, сложившимся в послевоенные годы, то к концу исследуемого периода в формах и содержании культурных отношений произошли серьезные изменения.
До 1989 г. в республике продолжалась практика проведения мероприятий, посвященных знаменательным датам социалистических стран. Решения по этому поводу регулярно принимались ЦК КПСС. К примеру, в марте 1985 г. на заседании Бюро ЦК КПБ был одобрен рабочий план по выполнению постановления ЦК КПСС "О мероприятиях, проводимых в Советском Союзе в связи с 40-й годовщиной Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ПНР". Согласно плану в Минске было проведено торжественное собрание, посвященное годовщине, состоялись Дни польского кино, в средствах массовой информации появились материалы о ПНР, ее связях с БССР25.
На протяжении первых трех лет исследуемого периода осуществлялось сотрудничество на основе двухлетних планов между обкомами Компартии Белоруссии и региональными партийными комитетами Польши, Чехословакии, ГДР и Болгарии. Так, в 1986—1987 гг. по линии регионального сотрудничества в страны социалистического содружества было направлено 916 делегаций (10 215 человек) и принято в республике из этих стран 888 групп (10 234 человека). 233 предприятия и организации БССР имели постоянных партнеров в Центральной Европе, в том числе 26 — в НРБ, 41 — в ГДР, 130 — в Польше, 36 — в ЧССР26.