Развитие процесса интернационализации бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Международный бизнес - это деловое взаимодействие компаний либо их подразделений, находящихся в различных странах с использованием международного капитала. МБ базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций. В основе интернационализации хозяйственной жизни лежит углубление при интернационализации производства, интернационализация капитала и оборудования ТНК. Интернационализация производства - установление устойчивых производственных связей между предприятиями различных стран, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью процесса, протекающего в мировом масштабе.

Файлы: 1 файл

mezhdunarodny_biznes.docx

— 171.58 Кб (Скачать файл)

Теория конкурентных преимуществ  нации Конкурентоспособность страны, по М.Портеру, в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):

  • факторные условия, т.е. те конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;
  • условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью;
  • стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;
  • характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране, т.е. наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.

В эту систему также включаются случайные события и действия правительства, которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны. Сверхприбыль страна будет получать до тех пор, пока другие страны не скопируют ее нововведения. Модель Познера предполагает, что  после того, как новшество скопировано, торговать им на внешнем рынке  нет смысла. Для того чтобы постоянно  торговать каким-либо товаром, необходимо обеспечить «поток нововведений» в  его производстве.

 

4. Уровни интернационализации  бизнеса и показатели их оценки

  1. наиболее низкая по уровню интернационализации форма МБ = выполнение отдельных внешнеэкономических операции — экспортно-импортных, лизинговых, посреднических, а также консультационных и маркетинговых услуг.
  2. промышленная кооперация — научно-техническая (НИОКР), производственная, сбытовая, сервисная (послепродажное обслуживание и ремонт).
  3. СП, лицензирование и управление по контракту
  4. комплексы территориально-производственных и многосторонних экономических связей (формирование консорциумов, реализация концессионных договоров и т. п.).

Практическая реализация достигается 2 способами: первый — без создания нового юр лица — только на основе экономического соглашения (контракта); второй — учреждением  нового СП или зарубежного филиала (представительства) как субъекта МБ.

Способы выхода компаний на зарубежные рынки: косвенный экспорт, прямой экспорт, лицензирование, совместные предприятия, прямые инвестиции.

Обычно компания начинает с косвенного экспорта через независимых посредников:

  • для его осуществления не требуется значительных средств, т.к. нет необходимости создания спец подразделения, которое будет заниматься зарубежными операциями, или будет устанавливать контакты с зарубежными партнерами;
  • риск по exp операциям ложится на посредника, действующего по своей инициативе;
  • деятельность по исследованию зарубежного рынка и своевременному учету требований партнеров и потребителей, как правило, осуществляет посредник

Прямой экспорт предприятие начинает осуществлять после того, как его руководство приняло решение о самостоятельном выходе на конкретный зарубежный рынок.

  • формирование специального экспортного отдела или подразделения в фирме;
  • организация отдела продаж или дочерней компании за рубежом;
  • создание сети торговых представителей фирмы для поиска зарубежных клиентов и распространения продукции;
  • привлечение иностранных дистрибьюторов и агентов.

Лицензирование. компания может выйти на зарубежный рынок, используя преимущества МРТ. В этом случае фирма-лицензиар за плату/роялти предоставляет ин. компании право использования своих производственных и торговых секретов, торговой марки или патента, и получает при min риске доступ на зарубежный рынок. Компания-лицензиат получает в свою очередь преимущества, связанные с использованием передовых идей (знаний), новых технологий, прогрессивного производственного опыта, или продукта (торговой марки).

Формы лицензионной деят-ти: управление/производство  по контракту,  франчайзинг.

Управление по контракту = некая компания за определенное вознаграждение управляет собственностью (предприятиями) другой фирмы, находящейся на территории иностранного государства. В данном случае управляющая компания экспортирует на зарубежный рынок не продукцию, а управленческие услуги. Преимущества: минимизация риска; быстрое получение доходов; отсутствие конкуренции на этом рынке со стороны своего клиента. Ограничения:  управляющая компания лишается возможности развернуть самостоятельный бизнес на данном рынке на срок, предусмотренный контрактом.

Производство по контракту = предприятие поручает изготовление своих товаров фирмам, находящимся на зарубежных рынках. Преимущества в виде быстрого выхода своей продукции на зарубежные рынки, низкого уровня риска, появления возможности создания впоследствии своего или совместного предприятия.

Франчайзинг — продавец передает покупателю свою торговую марку и производственные и/или маркетинговые технологии, получая за это оговоренную в контракте денежную сумму.

Преимущества продавца: обеспечивает присутствие своей торговой марки на рынках зарубежных стран, используя местные фирмы и их ресурсы. Преимущества покупателя: выходит на рынок с качественными товарами и услугами под известной торговой маркой.

СП: объединиться со своим зарубежным партнером, разделив права собственности и контроль за деятельностью этого предприятия. Причины = недостаток финансовых, технологических, управленческих ресурсов для самостоятельного освоения рынка; если по политическим и эк-м мотивам правительство не допускает на свой рынок зарубежные фирмы или филиалы без участия местного капитала; когда компании выгоднее объединиться с иностранной фирмой для совместного производства продукции, продажа которой обеспечит компании высокие прибыли благодаря низкой стоимости используемых местных ресурсов (сырья, рабочей силы и т.д.)

Прямые инвестиции. Главный недостаток = риск от ухудшения экономической ситуации в стране пребывания, а также возможных негативных изменений в политической среде. 2 вида: вывоз предпринимательского (в форме прямых и портфельных инвестиций) и ссудного (займы, предоставляемые государствам, компаниям, банкам) капитала.

Оценка предпринимательской  деятельности позволяет выявить эффективность этой деятельности. Основными инструментами оценки является анализ производственно-сбытовой сферы и финансового состояния предприятия. Показатели, характеризующие конечные результаты деятельности предприятия: прибыль, объем реализованной продукции и объем предоставленных услуг; рентабельность, коэффициент платежеспособности, окупаемость, капитализация, коэффициент текущей ликвидности и обеспечения собственных оборотных средств, объем свободных денежных средств, кредиты и займы, показатели затрат и ресурсов, себестоимости, материальные затраты, фонд оплаты труда, численность персонала.

Самый простой способ оценки предприятия  – сравнение фактических и  плановых показателей. Он позволяет  сделать вывод об эффективности  деятельности предприятия.

 

5. Влияние МБ на национальную  экономику

Глобализация + интернационализация => усиление взаимозависимости экономик и связи м/ду крупными корпорациями и правительствами. Как в США, когда крах одного банка спровоцировал обвал мировых рынков, кризис всей мировой банковской системы, огромные убытки для ТНК и просто кампаний и => кризисные ситуации во многих странах. Тесная взаимосвязь благополучия государства и успешности бизнеса.

Глобализация повлекла: интернационализацию производства и капитала; глобализацию производственных сил; формирование глобальной инфраструктуры; миграцию рабочей силы; универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых операций, унификацию контроля за рынками, стандартизацию требований к перемещению капитала. => изменения в нац зак-ве, новые правила игры на международном рынке, чтобы остаться конкурентоспособными.

Положительные аспекты: обострение международной конкуренции => углубление специализации и МРТ, стимулирующих ↑ производства на нац и мировом уровне => улучшение качества и инновационности товаров и услуг, новые разработки и увеличение затрат на НИОКР, ↑ качества подготовки рабочей силы; ↑ производительности в результате рационального производства; доп прибыли для крупных компаний и стран базирования в виде налоговых отчислений. Экономия на масштабах производства => сокращение издержек и ↓ цен =>  устойчивый экономический рост. Выигрыш от торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны

Отрицательные и сомнительные аспекты: неравномерность распределения преимуществ от глобализации; деиндустриализация экономики = ряд отраслей (обрабатывающая и добывающая промышленность, с/х) значительно проигрывает от глобализационных процессов => дополнительные усилия, чтобы приспособиться => возможность оттока капиталов и рабочей силы из этих отраслей, что послужит главной причиной для принятия адаптационных мер, сопряженных с очень большими затратами => ↓ занятости, потеря работы, переквалификация => перераспределение рабочей силы, но поначалу социальные издержки будут очень велики + тяжелое бремя социальных расходов для правительств. Однако сбалансируется быстрым ↑ удельного веса сферы услуг, включая финансовый и банковский сектор.

- увеличение разрыва в уровнях з/пл квалифицированных и менее квалифицированных работников, а также с ↑ безработицы среди последних => ↑ уровня образования и подготовки кадров, мобильность рабочей силы и ее адаптивность, желание удержаться на рабочем месте в виду высокой конкуренции приведет к улучшению качества работы, новые идеи и новаторство => прибыль.

- перевод фирмами части своих производственных мощностей из стран с высокой стоимостью рабочей силы в страны с низкой оплатой труда => возможное ухудшение экологии страны и эксплуатации ее рабочей силы.

- массовая урбанизация, связ-я с глобальными демогр-ми, технологическими и структурными изменениями => снабжение городов продовольствием и энергией зависит во многих странах не от местных источников, а от импортных ресурсов.

- борьба за водные ресурсы,  в принципе за ресурсы (нефть,  металлы, полезные ископаемые) и  владение ими, гос-во работает  через крупные ТНК и содействует  их экспансии; бедные и многие  развивающиеся страны не могут  противостоять => конфликты.

Роль ТНК в МЭ: Крупнейшие ТНК распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных государств. ТНК контролируют около 40% мирового промышленного производства, а также половину международной торговли. Объем произведенной продукции ежегодно превышает 6 трлн. долларов. На них работают 73 млн. сотрудников, т. е. каждый десятый занятый в мире, за исключением сельского хозяйства. 500 наиболее крупных ТНК реализует 80% всей произведенной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. 85 из них контролирует 70% всех иностранных инвестиций.

Положительные факторы. Способствуют оптимальному распределению всех видов ресурсов, размещению производства, распространению новых технологий и товаров, усилению конкуренции, расширению международного сотрудничества. Осуществляются инвестиции в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных стран и относительно развитых и развивающихся государств. Капиталовложения в добывающую промышленность, а также увеличение товарного экспорта — политика, проводимая транснациональными корпорациями по отношению к наименее развитым странам.

Негативное влияние: вторжение в сферы деятельности, к-е традиционно считались областью гос-х интересов, из-за чего возникает противодействие реализации экономической политики стран, в которых функционируют ТНК; способность обойти нац-е зак-ва налогообложения, в результате чего государственные и местные бюджеты недополучают часть средств; установление высоких цен, условий и ущемление интересов принимающих стран; эксплуатация природных и трудовых ресурсов соответствующей страны

 

6. Глобализация – современный  этап интернационализации бизнеса

Глобализация - увеличивающаяся эк-я зависимость стран мира и => возрастающий объем и многообразие международного перемещения товаров и услуг и интеграция потоков капитала, а также более быстрое и широкое распространение технологий.

Этапы глобализации производства:

  • До начала 1 МВ - эксплуатация природных ресурсов на территориях, находящихся под контролем развитых стран, которые вкладывают свой капитал в эти территории.
  • После 2 МВ - перемещение развитыми странами в другие государства различных видов товаров и услуг.
  • Середина 80г. - новейший этап, характеризуется не только приобретением природных ресурсов и захватом рынка сбыта, но и стремлением развитых стран и их ТНК рационализировать структуру капиталовложений. ТНК - основа глобализации

Источники глобализации:

  • вызвана объективными факторами мирового развития, углублением МРТ, НТП в области транспорта и средств связи = информационного интегрирования процессов, которые до сих пор оставались локальными (получение высшего образования).
  • либерализация торговли, вызвавшая ограничение политики протекционизма. => ↓тарифы, устранены многие барьеры в торговле товарами и услугами.
  • феномен транснационализации, в качестве ведущих сил здесь выступают ТНК, к-е сами являются одновременно и результатом, и гл. действующими лицами интернационализации.

Глобализация повлекла ряд изменений в МО на современном  этапе:

Информация о работе Развитие процесса интернационализации бизнеса