Регулирование международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы являются разновидности торговых ограничений и их последствия для мировой торговли.
Для достижения данной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- рассмотреть тарифные и нетарифные ограничения в регулировании международной торговли;
- рассмотреть таможенные пошлины и их виды;
- проанализировать влияние таможенного тарифа на производителей, потребителей и благосостояние страны;
- рассмотреть последствия торговых барьеров для мировой торговли

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Тарифные и нетарифные ограничения в регулировании международной торговли 4
2. Таможенные пошлины и их виды 9
3. Влияние таможенного тарифа на производителей, потребителей и благосостояние страны 12
4. Последствия торговых барьеров для мировой торговли 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР-2 по МИР. ЭК. - исправленная.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ         3

1. Тарифные и нетарифные  ограничения в регулировании  международной торговли       4

2. Таможенные пошлины  и их виды     9

3. Влияние таможенного  тарифа на производителей,   потребителей и благосостояние страны     12

4. Последствия торговых  барьеров для мировой торговли  15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ       20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная торговля (international trade), является древнейшей формой международных экономических отношений. Международная торговля - это арена острой конкурентной борьбы и соперничества между товаропроизводителями и экспортерами разных стран за рынки сбыта и зарубежного потребителя. Товарные потоки регулируются рынком (спросом-предложением, конкуренцией), транснациональными корпорациями, другими частными объединениями и организациями и государством. Частное регулирование направлено на завоевание рынков, расширение сбыта, получение максимальных доходов.

В сфере внешней торговли государство в лице его исполнительной и законодательной власти призвано: защищать общенациональные интересы и превратить внешнюю торговлю в фактор экономического развития и роста; улучшать положение страны в международном разделении труда; защищать интерес национальных производителей и потребителей; способствовать улучшению структуры экспорта, следить за благоприятным соотношением экспортных и импортных поставок, обеспечением производства и населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами, повышать бюджетные доходы от внешней торговли, которые складываются из доходов государственных экспортеров, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

Решение всех вышеприведенных  задач осуществляется путем установления государством торговых ограничений, что и определяет особую актуальность данной темы.

Государственное регулирование  осуществляется административными, правовыми и экономическими методами; автономно и на договорной основе (конвенционно) посредством заключения и выполнения двусторонних и многосторонних соглашений. В двусторонних договорах определяется режим для иностранных экспортеров. Наиболее распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации, который предоставляет всем участникам равные условия.

Целью настоящей работы являются разновидности торговых ограничений и их последствия для мировой торговли.

Для достижения данной цели необходимо решить следующий ряд  задач:

  • рассмотреть тарифные и нетарифные ограничения в регулировании международной торговли;
  • рассмотреть таможенные пошлины и их виды;
  • проанализировать влияние таможенного тарифа на производителей, потребителей и благосостояние страны;
  • рассмотреть последствия торговых барьеров для мировой торговли.

 

 

 

1. Тарифные и нетарифные ограничения в регулировании международной торговли

 

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная и мировая экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования  международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.

Нетарифные методы регулирования  подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в  области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

В зависимости  от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга  определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как1:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны (в этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины).

В отдельных странах  таможенная территория может не совпадать  с географической территорией. Под  товаром обычно понимается любое  имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенно-тарифное регулирование  осуществляется и путем использования  различных таможенных режимов.

Таможенный режим — это совокупность правовых положений, предусмотренных  таможенным кодексом и определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Установление таможенных режимов  имеет большое практическое значение, так как определяет меры экономического регулирования экспорта-импорта  товаров, применение видов ставок тарифов, характер владения, пользования и распоряжения товарами.

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров и виды которых будут более подробно рассмотрены в следующем параграфе.

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).

В большинстве случаев  использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.

Количественные ограничения (quantative restrictions)– административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квотирование/Контингентирование.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota)2 – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

  • экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);
  • импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся  на:

  • глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;
  • индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Тесно связан с квотированием  другой вид государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование (licensing)3 – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может  являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм4:

  • разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
  • генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
  • глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
  • автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего  развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как  документ, подтверждающий право импортера  на ввоз товара в рамках установленной квоты.

«Добровольные» ограничения  экспорта.

Количественное ограничение  импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства  по введению импортного тарифа или  импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение  экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов  скрытого протекционизма, с помощью  которого страны могут в одностороннем  порядке ограничивать импорт или  экспорт.

В целом под протекционизмом понимается экономическая политика государства, направленная на защиту интересов национальной экономики посредством введения высоких пошлин на ввозимые товары.

Информация о работе Регулирование международной торговли