Ретроспективный анализ еврорегионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

Глобализация и регионализация - одни из важнейших движущих сил и закономерностей развития современного мира. Под влиянием глобализации складывается новое качественное состояние мира. Важным направлением международной интеграции является трансграничное сотрудничество.
Трансграничное сотрудничество – это особая форма внешнеэкономической, экологической и культурно-просветительской деятельности, осуществляемая на региональном уровне во всех ее общих и частных формах. Такое сотрудничество предполагает наличие границы, необходимость ее обустройства, совместное использование природных ресурсов, решения проблем экологической безопасности, более широкое общение населения соседних стран, большую нагрузку на инфраструктуру (дорх областей.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 837.03 Кб (Скачать файл)

Примерами институционного строительства  с целью содействия пограничному сотрудничеству являются такие структуры, как Ассамблея европейских регионов, Конгресс местных и региональных властей Европы, Ассоциация европейских  пограничных регионов, Конференция  периферийных приморских регионов.

Развитию  пограничного и межрегионального сотрудничества в Европе содействует формирования единственного таможенного, тарифного  и вообще социально-экономического пространства.

Сотрудничество  Украины с другими восточно- и  центрально-европейскими странами, которые  прилегают к ее собственной территории, относительно строительства таких  интеграционных образований, как еврорегионы. Еврорегионы, которые по своей сущности являются зонами многостороннего международного сотрудничества, включая режим пограничной торговли, подпадают под национальную регуляцию процесса создания и функционирования зон свободной торговли вообще [4, с. 211-213].

В частности, с помощью участия в системе  еврорегионов можно достичь таких  практических и тактико-стратегических целей:

предоставление  импульсу социально-экономическому развитию отдельных регионов благодаря использованию  широкого комплекса международно-регионального  сотрудничества;

кадровая, инфраструктурная подготовка, как отдельных регионов, так и страны, в целом к более глубоким формам интеграционного сотрудничества с Евросоюзом; ускорение самого процесса такой интеграции;

лучше реализовывать  потенциал производственной специализации  западных регионов государства, которые  пока еще значительно отстают  в формировании экспортной базы внешнеторгового  баланса Украины;

создание  лучших предпосылок для осуществления  заграничных инвестиций, вообще улучшение  режима движения капитала в субрегиональных  пределах;

общее развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры;

общая разработка стратегии регионального развития, обмен опытом развития производственной и бытовой сферы;

сотрудничество  в отрасли туризма, спортивного  воспитания и рекреации;

охрана  окружающей среды и решения широкого круга проблем экологии, которые  волнуют местное население [7, с.171-174].

В Украине на данный момент функционирует  8 еврорегионов: «Буг», «Верхний Прут», «Днепр», «Донбасс» «Карпатский», «Нижний Дунай», «Слобожанщина», Ассоциация «Черноморский Еврорегион», «Ярославна».

В 1993 году в Украине было начато создание первого — «Карпатского»  еврорегиона. В него вошли четыре области Украины (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская и Черновицкая) и приграничные регионы Польши, Венгрии, Словакии и Румынии. Целью создания было определение соответствующих  рамок сотрудничества и координация  за пределами существующих границ для  быстрой помощи региональному и  экономическому развитию, содействия укреплению добрососедских отношений. В период 2010-2025 гг. Карпатский еврорегион станет стратегически важным, так  как по его территории проходит восточная  граница ЕС. Первостепенной задачей  может стать помощь в процессе евроатлантической интеграции Украины.

В 1995г. было осуществлено создание еврорегиона  «Буг» в составе Польши, Белоруссии, а также Волынской области  Украины. Одна из главных его задач - улучшение ситуации, связанной  с пересечением населением белорусско-польской государственной границы и перемещением через нее товаров. В частности, был организован пункт пропуска «Варшавский мост» и создан биосферный заповедник ЮНЕСКО «Прибужское Полесье», который способствует сохранению ценнейших  природных комплексов и улучшению  экологической обстановки на юге  Брестщины и прилегающих территорий Польши и Украины. Деятельность объединения по торгово-экономическому направлению включает совместное позиционирование еврорегиона за его пределами и привлекает иностранные инвестиции из стран Центральной и Восточной Европы, иных регионов мира.

В 1998 году с участием Одесской области  и трех уездов от Румынии и Молдовы  был создан еврорегион «Нижний Дунай». За период его деятельности поставленные перед ним задачи были выполнены  в полном объеме: улучшены приграничные отношения между регионами, сделаны  первые шаги в активизации евроинтеграционных процессов, решены некоторые проблемы в сфере экологии. В гуманитарной сфере — установлены и развиваются  связи с украинской диаспорой  в Румынии, проведен ряд совместных культурно-образовательных мероприятий.

В 2000г. был организован еврорегион «Верхний Прут» с участием Румынии, Молдовы и Черновицкой области  Украины. Его деятельность направлена на решение общих проблем в  сферах социально-экономического развития.

В 2003 г. между Харьковской и Белгородской областями Украины и Российской Федерации сформирован еврорегион «Слобожанщина». Целью его создания являлась гармонизация взаимодействия сторон для реализации основных социально-культурных функций пограничья, привлечение  инноваций и инвестиций для стабилизации и роста экономики, активизация  развития добросовестного малого и  среднего бизнеса, с трудом преодолевающего  барьерное действие границы. Данный регион вошел в число трёх российско-украинских еврорегионов, которые достигли наибольших успехов в своём развитии [5, с.95-103].

Еврорегион «Днепр» создан в 2003 г. в составе Брянской области (Россия), Гомельской области (Белоруссия) и Черниговской области (Украина). Необходимо отметить, что данное сообщество явилось первым еврорегионом, в состав которого вошли  только восточнославянские государства. Главной целью создания региона является содействие социально-экономическому развитию, научному и культурному сотрудничеству приграничных территорий.

В 2006г. на территории Сумской области  Украины и Курской области  России было провозглашено создание еврорегиона «Ярославна». На его  территории был создан фонд, из которого финансируются общие проекты. Через него могут приниматься пожертвования банков, общественных организаций, юридических и физических лиц, которые поддерживают сотрудничество между Украиной и Российской Федерацией. Фонд также может наполняться из программ Европейского Союза, других международных организаций и национальных источников.

Внешнеторговый оборот, с 21 млн. долл. США в 2007 году  увеличился до 32 млн. долл. США в 2009 году,  и по итогам 2010 года составил 35 млн. долл. США [9, с.33-39].

29 октября 2010 года в городе  Луганске губернатором Ростовской  области РФ Василием Голубевым  и председателем Луганской областной  госадминистрации Украины Валерием  Голенко был подписан договор  о создании еврорегиона «Донбасс».  Следующим крупным шагом в  рамках данного направления было  вхождение в марте 2011 года Донецкой  области в структуру ерорегиона  «Донбасс». Цели можно разделить на несколько групп, и включают они в себя улучшение межгосударственного взаимодействия практически во всех областях, от экономики до укрепления культурных связей. Здесь следует остановиться отдельно, и прояснить, что еврорегион, как механизм международного сотрудничества, как правило, преследует больше экономические цели, в этом смысле Донбасс является уникальным явлением, в котором социокультурный аспект имеет такое же значение, как и экономический.

Внешнеторговый  оборот Ростовской области с Украиной с января по август 2011 года составил 2 млрд. 75 млн. долл. США, в том числе  экспорт на сумму 352 млн. долл. США, импорт – 1 млрд. 723 млн. долл. США. Объем внешней  торговли за 8 месяцев 2011 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 70%. Удельный вес Украины во внешнеторговом обороте области за 8 месяцев 2011 года составил 34%.

Экспорт товаров в Украину за 8 месяцев 2011 года увеличился по сравнению с  аналогичным периодом 2010 года в 3 раза.

Основные  товарные группы экспорта:

- минеральные продукты;

- машиностроительная продукция, оборудование, средства транспорта;

- химическая продукция, каучук;

- продовольственные товары, сигары.

Импорт  товаров из Украины за 8 месяцев 2011 года увеличился по сравнению с аналогичным  периодом 2010 года в 1,5 раза.

Основные  товарные группы импорта:

- черные и цветные металлы;

- минеральные продукты;

- машиностроительная  продукция, оборудование, средства  транспорта [14].

Кроме существующих  еврорегионов, планируется создать:

    1. Еврорегион «Днестр» между Винницкой, Одесской, Хмельницкой, Черновицкой областями и Республикой Молдова;
    2. «Азов-Меотида» между Донецкой и Ростовской областями;
    3. «Сян» при участии Львовской области и Подкарпатского воеводства Польши;
    4. «Черноморский Еврорегион», как форум сотрудничества между местными и региональными властями таких государств: Республика Азербайджан, Республика Албания, Республика Болгария, Республика Греция, Грузия, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Сербия, Румыния, Республика Турция, Украина.

Основными конкурентными преимуществами еврорегионов должны стать:

  • выравнивание экономического уровня отсталых и лидирующих регионов Украины;
  • расширение рынка сбыта;
  • создание совместных предприятий, рост инновационного потенциала;
  • межрегиональное и международное сотрудничество во всех сферах жизни.

На наш взгляд, факторами, значительно  тормозящими развитие еврорегионального  сотрудничества, являются:

  • несформированная система государственной поддержки трансграничного сотрудничества;
  • низкий уровень социально-экономического развития приграничных регионов;
  • отсутствие четкой нормативно-правовой базы;
  • отсутствие достаточного количества полномочий местных органов власти в регионах;
  • уплотнение границ в связи с расширением ЕС [13, с. 16-20].

Для Европейского союза стала нормой регионализация этого наднационального объединения, в результате чего приграничные регионы  стран-участниц ЕС образуют свои объединения  – еврорегионы. Подобные же образования  имеет и Украина, создав их как  с регионами стран, входящих в  Евросоюз, так и с Россией и  Белоруссией. Одной из функций еврорегионов является функция экономическая, когда  в идеальной модели экономики  субъектов еврорегиона сливаются  в единое целое и граница между  государствами уже не является преградой  для потока товаров из одной части  еврорегиона в другую. Идет и создание ряда общих экономических проектов, совместных предприятий. Здесь Украина  оказывается в достаточно интересном положении: при желании стать  страной-членом ЕС ею был образован  целый ряд еврорегионов вдоль  западной границы: «Карпаты», «Буг», «Верхний Прут», «Нижний Дунай», которые активно  поддерживались президентами Л. Кучмой и В. Ющенко, они же рассматривались и в качестве «мостиков» между ЕС и Украиной. Но с другой стороны: различный уровень экономического развития стран-участниц еврорегиона не мог не отразиться на его работе. Украина не только не является членом ЕС, но и по макроэкономическим показателям с началом мирового финансового кризиса стала от Евросоюза еще дальше. Граница между входящими в состав еврорегионов территориями стран ЕС и Украины обозначилась ещё более резко, а о создании единого экономического пространства не может идти и речи. В. Янукович и его правительство пытаются обойти преграду, но на региональном уровне провал идеи уже очевиден.

Невозможность построения Украиной единого экономического пространства с Евросоюзом даже на региональном уровне говорит о том, что от прозападной политики и  создания конфликтных ситуаций с  Россией экономических выгод  Украина не получит.

Здесь стоит  вспомнить, что в начале своего прихода  к власти В. Янукович активизировал  работу еврорегионов на восточном направлении. Это еврорегионы «Днепр», «Ярославна», «Слобожанщина». Уже при В. Януковиче был создан ранее «замороженный» еврорегион «Донбасс» и выдвинута инициатива создания еврорегиона «Азов». Все эти еврорегионы объединяет то, что совместно с украинскими территориями в них принимают участие административно-территориальные образования Российской Федерации.

Одним из важных успехов в развитии еврорегионов «Донбасс», «Днепр», «Ярославна», «Слобожанщина», образованных частями территорий Украины  и РФ, стало возникновение в  их рамках зон свободной торговли. Это - реальное экономическое преимущество над еврорегионами, формируемыми Украиной на западе, со странами Евросоюза. Идет создание добровольных кластерных объединений, реализация пилотных инвестиционных проектов. Есть плюсы для населения восточных  еврорегионов: во многих из них предлагается отмена миграционных карт и регистрации  при пересечении границы [12, с 168-173].

Итак, мы можем увидеть довольно благоприятные тенденции для  Украины в еврорегионах, образованных с участием России, и довольно жесткие  ограничения и преграды на пути попыток создания единого экономического пространства в еврорегионах со странами-участницами ЕС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Проведенное исследование Украины в составе  еврорегионов, можно сделать выводы:

- установлено, что еврорегион - это высшая форма трансграничного экономического сотрудничества, где в границах своей компетенции и по соглашению с центральными государственными органами местные органы власти приграничных областей имеют возможность разрабатывать специальные комплексные программы экономической, культурной, гуманитарной взаимопомощи, реализовывать трансграничные экономические проекты, а также решать проблемы занятости, инфраструктуры, экологии. Они так же выполняют важную функцию – привлекают средства различных фондов для решения региональных проблем.

- следует  отметить, что трансграничное сотрудничество дает возможность искать новые пути проведения внутренней и внешней политики Украины в сложившихся условиях. Более того, еврорегионы выполняют важную функцию – привлекают средства различных фондов для решения региональных проблем. Тем самым повышаются шансы местных властей содействовать решению разного рода задач без помощи «сверху».

Информация о работе Ретроспективный анализ еврорегионов