Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:32, лекция
Международная неправительственная организация (МНПО) — это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.
Роль межународных неправительственных организаций.
Международные неправительственные
организации: понятие и роль
Международная неправительственная организация
(МНПО) — это объединение национальных
общественных организаций, союзов, групп
и отдельных лиц из различных государств,
созданное в целях содействия международному
сотрудничеству в политической, экономической,
культурной, научно-технической и других
сферах деятельности человека; это организация,
учрежденная не на основании межправительственного
соглашения и не ставящая целью извлечение
коммерческой прибыли.
Первые такие организации стали появляться
еще в XIX веке, но их численность существенно
возросла во второй половине XX века. В
настоящее время их насчитывается более
4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно
возросли и роль МНПО, их влияние на международные
отношения, на развитие и совершенствование
международного права.
МНПО поддерживают связи с международными
межправительственными организациями,
получая при них консультативный статус.
В системе ООН такой статус предоставляют
как сама ООН, так и все ее специализированные
организации, за исключением Всемирного
почтового союза. Отношения ООН с МНПО
регламентируются резолюцией ЭКОСОС 1296
от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям
с неправительственными организациями».
Установлены две категории консультативного
статуса: I — общий консультативный статус
и II — специальный консультативный статус.
Ведется также Список (или Ростер) международных
неправительственных организаций, которые
поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная
категория консультативного статуса предоставляется
МНПО в зависимости от ее международного
авторитета и заинтересованности ЭКОСОС
в сотрудничестве с ней. Категория I предоставляется
организациям, сфера деятельности которых
в наибольшей степени соприкасается с
компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется
МНПО, связанным лишь с отдельными областями
деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Список
включаются МНПО, не вошедшие в эти две
категории, но готовые оказать Совету
помощь в его работе.
Наибольший объем прав имеют организации
I категории. Только они могут предлагать
вопросы для рассмотрения их в качестве
пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать
по ним устные заявления. Все организации,
получившие тот или иной статус или включенные
в Список, могут вносить пункты в повестку
дня вспомогательных органов ЭКОСОС и
выступать в них с устными заявлениями,
направлять наблюдателей на заседания
ЭКОСОС и его органов, представлять письменные
заявления, осуществлять специальные
исследования и готовить соответствующие
документы, когда это входит в их компетенцию.
Однако организации, входящие в Список,
могут направлять своих наблюдателей
не на все заседания, а только на те, где
обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение.
Письменные заявления они могут делать
только по просьбе Генерального секретаря
ООН.
Около 1600 МНПО, активно работающих в области
экономического и социального развития,
имеют консультативный статус в ЭКОСОС,
а еще около 1500 организаций, представляющих
интерес для ООН, входят в Список.
В 1996 году ЭКОСОС приняла резолюцию 1996/31
о консультативных отношениях между ООН
и неправительственными организациями,
обновив тем самым резолюцию 1296. В ней
предусмотрены три новых момента: признание
важности национальных, региональных
и субрегиональных неправительственных
организаций и увеличение их числа; расширение
роли Комитета по неправительственным
организациям, существующего при ЭКОСОС;
принятие стандартных правил участия
неправительственных организаций в международных
конференциях ООН и в процессе подготовки
к ним. В другой своей резолюции 1996/297 ЭКОСОС
рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея
изучила вопрос об участии неправительственных
организаций во всех областях деятельности
ООН.
Из специализированных учреждений наиболее
тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО, которая
устанавливает три категории консультативного
статуса: А — консультативная и сотрудничающая:,
В — информационная и консультативная
и С — категория взаимной информации.
Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО
создавать МНПО, а также оказывать им финансовую
помощь.
Консультативные связи МНПО устанавливают
также с региональными межправительственными
организациями. Например, при Совете Европы
более 350 МНПО имеют консультативный статус.
Влияние МНПО на деятельность межправительственных
организаций, их роль в международных
отношениях и международном праве проявляется
в различных формах. Назовем некоторые
из них.
Информационная. МНПО регулярно направляют
общую и частную информацию государствам
и межправительственным организациям
и их органам в сфере своей деятельности.
Они также распространяют информацию,
полученную от межправительственных организаций.
Особо важную роль играют МНПО в распространении
знаний о правах человека.
Консультативная. МНПО дают советы и консультации
организациям, лицам, группам лиц по их
просьбе.
Правотворческая. МНПО традиционно участвуют
в правотворческом процессе, влияя на
позицию государств, разрабатывая проекты
соглашений. Такие проекты зачастую передаются
на рассмотрение государств и межправительственных
организаций. Некоторые МНПО специально
занимаются неофициальной кодификацией
международного права, например Гаагский
институт международного права. Большую
роль в кодификации международного гуманитарного
права играет Международный комитет Красного
Креста (МККК), при активном участии которого
были разработаны Женевские конвенции
1949 года о защите жертв войны и Дополнительные
протоколы к ним.
Контрольная. Все больше возрастает роль
МНПО по обеспечению соблюдения норм международного
права и соответствующего контроля. В
качестве примера можно отметить деятельность
МККК, основная задача которого состоит
в наблюдении за выполнением норм международного
гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих
в области прав человека и демократии,
например Международная амнистия. Международная
федерация прав человека, Международная
комиссия юристов, контролируют соблюдение
международных стандартов по правам человека.
Подобные же контрольные функции выполняют
МНПО в области охраны окружающей среды,
например Международный Зеленый Крест.
Следственная. МНПО неоднократно создавали
специальный следственные комиссии. Так,
по инициативе Международной ассоциации
юристов-демократов были созданы Международная
комиссия по расследованию преступлений
США в Индокитае (в 1970 г.), Международная
комиссия по расследованию преступлений
Израиля на оккупированных арабских территориях.
В последние годы ряд МНПО, например Международная
амнистия, создавали специальные следственные
комиссии для расследования положения
с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.
По мнению большинства юристов, МНПО не
являются субъектами международного права,
но должны осуществлять свою деятельность,
сообразуясь с его принципами и нормами.
Внутри государств правовой статус МНПО
определяется национальным законодательством.
За ними и международным персоналом МНПО
признаются определенные привилегии и
иммунитета.
Информация о работе Роль международных неправительственных организаций.