Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:12, реферат
Попытки создать СЭЗ предпринимались в нашей стране ещё в конце 80-х годов, и к настоящему времени можно выделить несколько этапов их становления. На первом этапе СЭЗ рассматривались как элемент внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства и создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Экономико-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.
17.3. Российский опыт создания СЭЗ |
Попытки создать СЭЗ предпринимались в нашей стране ещё в конце 80-х годов, и к настоящему времени можно выделить несколько этапов их становления. На первом этапе СЭЗ рассматривались как элемент внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства и создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Экономико-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций. На втором этапе в начале 90-х годов государственная
концепция свободных зон дополнилась
множеством региональных инициатив, которые
преследовали главную цель – получение
от правительства налоговых льгот, кредитов
и дополнительных административно-хозяйствен-ных
полномочий. В 1990 г. было спешно принято
несколько документов, объявлявших об открытии тринадцати
зон на площади 1,2 млн кв. км с численностью
проживающего населения 18 млн чел. Зоны
учреждались в Находке, Ленинграде, Зеленограде,
Выборге и других городах и районах. В
категорию СЭЗ стремились попасть не локальные
участки, а целые административно- В развитии СЭЗ стал ощущаться застой. К началу 1993 года в правительстве РФ определилась линия на ликвидацию “суперзон”, на упразднение представленных зонам таможенных льгот. Над одиннадцатью территориями, имевшими статус СЭЗ, нависла угроза бесперспективности. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон – разновидности свободных таможенных зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство. В печати появились публикации о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики, а не каких-то ее отдельных частей, в льготном рыночном режиме. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами: · опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ; · наличием свободных экономических зон – “черных дыр” российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений; · уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит. Такое положение не отвечало интересам регионов. Отдельные территории пытались создать локальные свободные зоны собственными силами, мобилизуя ограниченные правовые возможности, которыми они располагали: полное или частичное освобождение потенциальных инвесторов от местных налогов. Регионы начали интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных таможенных зон. Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто – частные, а кто – государственные), и это определило их относительный успех. Первыми по такому пути пошли СЭЗ “Находка”, “Шерризон” (в районе аэропорта Шереметьево), свободная таможенная зона “Гавань” в Санкт-Петербурге. Другие крупные территории
активизировали усилия по лоббированию
правительственных решений, гарантирующих
им либо воссоздание прежних В ноябре 1995 года Государственной думой был принят федеральный закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области”. Этот документ определил правовые и экономические основы создания и функционирования особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации. С этого закона начинает отсчет третий этап эволюции российских зон. В стране стали появляться также специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон – зона экономического благоприятствования “Ингушетия” – просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый “налоговый оазис Калмыкии”, представляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы. СЭЗ “Находка” развивалась
на этом этапе в нестабильных условиях.
Правительство России принимало
по ней специальные решения. Например,
“О некоторых мерах по развитию
свободной экономической зоны “Находка”
от 8 сентября 1994 г”. В соответствии
с этим и другими регулирующими
документами в СЭЗ для · федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог – не более 3%; · прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли); · часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога. Однако провозглашенный правительством льготный режим реализовывался с большим трудом, а иногда и вовсе не выполнялся из-за противодействия министерств и ведомств федерального центра. Тем не менее, используя некоторую экономическую и юридическую свободу и определенную финансовую поддержку в виде банковских кредитов, администрация СЭЗ предприняла энергичные усилия по практическому воплощению задуманного проекта. На территории Находкинской СЭЗ зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. В конце 90-х годов реально работало 241 предприятие с иностранными инвестициями. Ведутся подготовительные работы по организации и функционированию российско-корейского технопарка (площадью 300 га) и российско-американского промышленного парка (175 га), по строительству электростанции и системы водоснабжения. Получена поддержка правительств и финансовых кругов России и Кореи по первому технопарку. В 1997 году Государственная дума приняла Федеральный закон “О свободных экономических зонах”, который так и не был утвержден Президентом РФ и, следовательно, не действует. А после финансово-банковского кризиса 1998 года стало ясно, что в “жизни” российских СЭЗ наступил четвертый сложный этап переоценки своих перспектив. Свободные экономические зоны так и не вышли из полулегального положения, интерес иностранного капитала к прямым инвестициям в российскую экономику снизился и, в целом, идея СЭЗ в России оказалась изрядно дискредитированной и не нашла эффективного применения. |
17.4. Условия и механизм функционирования СЭЗ |
Для успешного функционирования СЭЗ необходимы: 1) стабильность политической и экономической ситуации: совершенные законы и инструкции; конвертируемая валюта; низкий уровень инфляции; 2) квалифицированный и (или) избыточный труд; 3) инфраструктура: энергетика; транспорт; инженерные коммуникации; связь; жилье; склады; офисы; 4) эффективная сфера обслуживания: банки; система страхования; простота таможенного контроля; сеть распределения товаров; профессиональный сервис (правовой, бухгалтерский, медицинский); 5) экономические стимулы для инвесторов: низкие экспортно-импортные пошлины; льготное налогообложение; свободная репатриация прибыли и др. Регулирование деятельности СЭЗ осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, таможенное, валютное, трудовое законодательства. Каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот и стимулов, которые по инструментальному составу могут быть разделены на четыре категории. Внешнеторговые льготы. Предусматривают введение особого таможенно-транспортного режима (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин), льготного налогообложения внешнеторговых операций и упрощенного порядка их осуществления. Фискальные льготы – “мягкое” налогообложение имущества, хозяйственного оборота, операций. Финансовые льготы – субсидии, стоимость коммунальных услуг, арендная плата и т.д. Административные льготы – регистрация, режим въезда-выезда. В более детальном изложении льго а) налоговые “каникулы” (освобождение от уплаты налогов) в первые годы деятельности предприятий с иностранным капиталом и пониженные ставки налогообложения прибыли в последующий период; б) льготное налогообложение реинвестируемой прибыли; в) свободная репатриация (перевод за границу) прибыли и невысокое налогообложение ее; г) право ускоренной амортизации производственных фондов, соответствующих требуемому техническому уровню; д) льготы или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и иных налогов на товары, пересекающие границу, при выполнении определенных условий, вытекающих из специализации СЭЗ и приоритетных задач; е) право долгосрочной (свыше 30 лет) аренды земли и зданий; ж) льготные ставки арендной платы за землю и помещения; з) пониженные ставки платы за используемые природные ресурсы; и) привлекательные условия кредитования и страхования инвестиций и текущей деятельности. Наряду с экономической
либерализацией применяется удобный организаци а) упрощение процедуры ввоза и вывоза товаров; б) упрощение процедуры въезда иностранных лиц; в) решение на местах вопросов создания совместных и иностранных предприятий; г) самостоятельность в регулировании зонального механизма. Для управления СЭЗ создаются, как правило, администрация зоны и корпорация развития зоны. Администрация зоны выполняет функции организационно-правового и хозяйственного регулирования (в Находке, например, административному комитету СЭЗ переданы в пользование 330 га земли, отведенные под корейский технопарк, одновременно на него возложена ответственность за обустройство этой территории). Корпорация развития
зоны действует на коммерческих
принципах и представляет хозяйственные
интересы зоны внутри страны и вне ее;
решает вопросы размещения новых производств;
обеспечивает привлечение и профессиональную
подготовку трудовых ресурсов; ведет строительство
и эксплуатацию объектов инфраструктуры;
обустраивает и сдает в аренду земельные
участки; создает специализированные
(торговые, снабженческие, строительные,
транспортные, информационные Конкретный перечень и
размеры льгот устанавливаются
на основе технико-экономического обоснования
проекта развития СЭЗ в диапазоне
между допустимыми Наиболее характерными и общими чертами успешного развития СЭЗ являются: 1) применение различных льгот в налогообложении (экспортно-импортном, таможенном, на прибыль), что повышает норму прибыли до 30–40% (в странах Азии); 2) сокращение в 2–3 раза сроков окупаемости капиталовложений (до 3–4 лет); 3) всесторонняя правительственная поддержка и наделение местной администрации правом законодательного регулирования в широком экономическом диапазоне. Анализ опыта функционирования СЭЗ позволил сформулировать теорию жизненного цикла зоны, которая заключается в том, что в процессе развития СЭЗ наблюдаются 4 стадии: · создания, когда формируется инфраструктура, идет активный приток иностранного капитала (период в 5 лет в среднем); · развития, в которой наблюдается замедление
притока иностранного капитала при одновременном
быстром росте экспорта зон · зрелости: прекращение роста иностранных капиталовложений вследствие заполнения свободных “производственных ниш”, замедление темпов роста экспорта, вытеснение мелких форм более крупными с передовой технологией, расширение хозяйственных связей с внезональным пространством (10–12 лет); · упадка: свертывание и вывод иностранных активов вследствие сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот и расширение участия в зонах национального капитала. При создании СЭЗ следует избегать эйфории чудесного превращения рядовой территории в цветущий экономический оазис. Эффект открытия СЭЗ достигается не сразу, а по прошествии нескольких лет. Во-первых, “запустить” зону в действие без крупных начальных капитальных затрат невозможно (для привлечения 1$ иностранного происхождения приходится вкладывать 4 – 5,5$ собственных средств). Во-вторых, зарубежные инвесторы приходят в зону при условии, если принимающая сторона берет на себя основную часть расходов “нулевого цикла” (производственная инфраструктура, начальная подготовка кадров), соглашается на вывоз и свободное распоряжение чистым валютным доходом, гарантирует страхование от крупных убытков, возникших по политическим причинам. В-третьих, национальный бизнес в зоне, хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость изделий и услуг, несравнимый финансовый потенциал, измеряемый в рублях, по отношению к долларовому эквиваленту). Поэтому, не исключено сокращение местного производства, снижение экономической активности. |
17.5. Типология зон |
Для обеспечения окупаемости начальных капитальных вложений крайне важно правильно выбрать тип зоны, ее функциональную ориентацию, найти оптимальные пропорции налоговых, таможенных и прочих льгот, обеспечить сервисом инфраструктурных услуг. Общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Воспользуемся классификацией UNIDO (организация при ООН) и выделим сначала пять типов зон. |
I. Зоны экспортно- |
Этот тип зон получил наибольшее распространение прежде всего в развивающихся странах. В соответствии с назначением зоны создаваемый в ней экономический климат стимулирует, в первую очередь, те отечественные и иностранные капиталовложения, которые ориентированы на производство экспортных товаров. Как правило, в таких зонах создаются предприятия бытовой электроники и электротехники (сборка на импортных комплектующих), легкой промышленности (изготовление одежды и обуви) и другие предприятия, не требующие больших капиталовложений. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами транснациональных компаний и совместными предприятиями, заинтересованными в интенсивном использовании дешевой рабочей силы принимающей стороны. Основные предпосылки эффективного функционирования таких зон: – дешевая местная рабочая сила; – дешевое и достаточное обеспечение сырьем. Модель организации Эта модель заложена в основу экспортных комплексов в Бразилии, Мексике, Таиланде, Малайзии, Тринидаде. |
II. Зоны импортно-производственной ориентации |
Этот тип зон встречается довольно редко. Для создания импортноориентированных СЭЗ требуется емкий внутренний рынок, конвертируемость национальной валюты, стабильная политическая и экономическая ситуация в стране. Схема организации производственной деятельности в таких зонах состоит в импорте технологий и оборудования, создании предприятий по выпуску потребительских товаров, реализации товаров за пределами зоны в других регионах страны. Известен успешный пример зоны Манаус (Бразилия), реализовавшейся как типичная импортноориентированная зона. |
III. Зоны смешанного (комплексного) типа |
В них развиваются как экспортные, так и импортзамещающие производства. Экономические и организационные стимулы выборочны при применении к тем или иным отраслям и целенаправленно “разводят” экспортные и импортные потоки. Комплексные зоны – многофункциональны по своему назначению и решают широкий круг задач в регионах. Очень многие китайские зоны развиваются по этому направлению. Зоны подобного типа имеются также в других развивающихся странах (Египет, Колумбия, Мексика, Сенегал, Индия, Филиппины). |